Программа дополнительного образования Народные художественные промыслы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Образовательная область программы:

Данная программа направлена на художественно-эстетическое развитие обучающихся.
Человеку близко и понятно прекрасное во всех его проявлениях. Ведь прекрасное не только доставляет радость, оно рождает мысль, духовно обогащает, пробуждает в человеке горячую любовь к людям, природе, является могучей, плодотворной силой. Декоративно-прикладное искусство - это народные художественные ремесла и художественные промыслы. Под народным декоративно-прикладным искусством понимают искусство, связанное с бытом, с формированием, как теперь говорят, среды обитания, искусство коллективное, созданное поколениями безымянных народных мастеров, отразившее и отражающее художественные вкусы и эстетические представления широких народных масс.
В России почти не было таких мест, где люди с давних пор не занимались бы каким-либо прикладным искусством. Из поколения в поколение передавались секреты народного мастерства.
Программа "Народные художественные промыслы" включает в себя разнообразные виды декоративно-прикладного искусства. В процессе обучения обучающиеся знакомятся с истоками возникновения и развития разных видов народного декоративно-прикладного искусства, раскрывают их тесную связь с природой, традициями, жизнью народа, его историей. Очень важно дать школьникам представления о разных видах народного искусства: это изобразительное искусство, батик, коллаж, вологодское кружево, гобелен, аппликация, лепка. Изобразительное искусство выступает как средство развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых свойств, качеств личности ребенка, его индивидуальности. Изобразительное искусство является важнейшим средством нравственного и эстетического воспитания детей.
А вот на занятиях различными видами декоративно - прикладного искусства учащиеся учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия дают необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, т.е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Поэтому программа составлена на 3 года обучения и охватывает как изобразительное, так и декоративно - прикладное искусство.
Программа "Народные художественные промыслы" разработана
на основе следующих документов:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11. 12. 2006 № 06-1844;
- Требования к содержанию и оформлению программы дополнительного образования детей Письмо Минобразования РФ от 18.06.2003 г. №28-02-484/16;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для учреждений дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.4. 1251 -03;
- Устав МОУ ДОД «Центра детского творчества» Дмитриевского района;
- Образовательная программа учреждения;
- Программы для общеобразовательных учреждений "Трудовое обучение. Технология" (5 кл.) Научный руководитель Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. -М.: Просвещение, 1997 г;
- Программно-методического комплекса - ВНИК «Бурда моден», модуль «Уютный дом».
Новизна данной программы:
- планирование изучаемого материала, учитывающее мотивацию, интересы и возрастные особенности обучающихся;
- изучаемый материал составлен таким образом, что позволяет максимально отразить национальное своеобразие и познакомить с традициями своего народа на примере таких видов декоративно-прикладного искусства как: вологодское кружево, ковроткачество, батик и возродить данные виды рукоделия.
Актуальность:
Работа по этой программе позволяет расширить и углубить художественные знания и умения обучающихся.
На занятиях по народным художественным промыслам развивается художественный вкус, творческая активность, формируется эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к образному и художественному мышлению, активному преобразованию действительности, что даёт детям возможность погасить на занятиях свои негативные эмоции, порождённые жизненными обстоятельствами, снять напряжение информационной среды.
Программа базируется на принципах:
- актуальность - люди издавна занимались изготовлением традиционной одежды, украшали жилище, изготовляли и украшали посуду и предметы домашнего обихода;
- индивидуальность - учитывание индивидуальных, психологических способностей и особенностей ребенка;
- наглядность - использование на занятиях наглядных пособий, фотографий, готовых материалов, иллюстрации;
- сотрудничество - в ходе работы обучающиеся и педагог работают в качестве партнеров более и менее опытных;
- систематичность - определяется посещаемостью занятий, больше знаний - меньше пропусков;
- последовательность - обучение от простого к сложному;
- доступность и посильность - определяется созданием условий для полного раскрытия способностей ребенка, его особенностей;
- результативность - определяется показателем сравнительного роста личности.
1.1. Цель программы:
- приобщение обучающихся к миру изобразительного и декоративно- прикладного искусства, дизайна.

1.2. Задачи программы:
Образовательные:
- познакомить с историей возникновения декоративно-прикладного искусства;
- обеспечить усвоение умений и навыков по народным художественным промыслам;
- обучать самоконтролю;
- познакомить обучающихся с проектной деятельностью;
- включать обучающихся в познавательную деятельность. Воспитательные:
- воспитывать у детей художественный вкус, инициативу и самостоятельность, усидчивость, аккуратность, трудолюбие, терпение;
- формировать навыки здорового образа жизни, культуру общения и поведения в обществе;
- воспитывать чувство уважения к народным традициям. Развивающие:
развивать навыки пользования художественным инвентарем;
развитие индивидуально-выраженных способностей личности ребенка;
развивать чувство интереса к инновациям.

Отличительные особенности программы:
- возможность каждого ребёнка пробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбирать приоритетные направления и максимально реализовывать себя в нём;
- развитие и поддержка одарённых детей: на 3-м году реализации программы предусмотрено разноуровневое обучение, для одарённых обучающихся и обучающихся с ярко-выраженными творческими способностями предусмотрен учебно-тематический план «Творческий проект»;
- данная программа не повторяет по содержанию программы базового образования и программы коллег;
- 70 % программного материала отведено на практическую деятельность;
- прогнозируемые результаты задаются в деятельной форме и предполагают использование знаний, умений, навыков в реальной жизни для решения практических задач.
Педагогическая целесообразность образовательной программы «Народные художественные промыслы» выражается в том, что её реализация позволяет решить стоящие перед современным обществом задачи по духовно-нравственному, художественному и патриотическому воспитанию.
Данная программа является одной из моделей художественно-эстетического и нравственного развития детей младшего и среднего возраста.
Комплексный подход к организации учебного процесса обеспечивает выявление и развитие природных способностей, обучение основам художественно-творческой деятельности, создание условий, способствующих личностному развитию. Используются возможности народного искусства, художественно-эстетической деятельности для психофизического оздоровления обучающихся посредством внедрения современных педагогических технологий. Осуществляется духовно-нравственное образование в целях социально-культурной адаптации и для профилактики и коррекции асоциального поведения.
Возраст обучающихся и их возрастные особенности:
Программа предназначена для детей 7 – 15 лет.
Младшие школьники:
Внимание младшего школьника отличается неустойчивостью, лёгкой отвлекаемостью. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младшего школьника преобладает возбуждение над торможением. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности. В плане личностного развития существенным является то, что возраст 7-9 лет является сенситивным периодом для усвоения моральных норм. Это единственный момент в жизни человека, когда он психологически готов к пониманию смысла норм и правил и к их повседневному выполнению. Ребёнок младшего школьного возраста, как и дошкольник, продолжает стремиться иметь положительную самооценку. От самооценки зависит уверенность обучающегося в своих силах, его отношение к допущенным ошибкам, трудностям. Младшие школьники с адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха, большей самостоятельностью. Иначе ведут себя дети с низкой самооценкой: они не уверены в себе, боятся педагога, ждут неуспеха, на занятиях предпочитают слушать других, а не включаться в обсуждение.
Средние школьники:
Это возраст перемен, противоречий и контрастов. Они уже не маленькие, но им ещё очень далеко до того, чтобы стать взрослыми. Для таких детей характерен повышенный интерес к себе и к изменениям, происходящим в организме, в сознании. На первый план выступает общение со сверстниками, их оценки и ценности. В этом возрасте пробуждается интерес к собственной личности. Они склонны завышать свои возможности, оправдывать свои поступки. Если их самооценка не совпадает с оценкой окружающих, они переживают серьёзные потрясения. С взрослыми предпочитают быть на равных, постоянно стремятся к самоутверждению. В тоже время внутренне они часто застенчивы, легкоранимы. В отношениях с подростками необходимо прежде всего проявить максимум терпения и понимания. Важно не только предъявить требования, а показывать способы реализации их требований, проявлять максимум внимания к внутреннему миру подростков. Отрицательные явления в поведении подростка легко устранить, если стремление детей этого возраста проявить свою «взрослость» находит удовлетворения в деятельности, которая носит ярко выраженный общественный смысл. Всё, что возможно, пусть делают сами. Необходимо чаще их ставить в ситуации ответственности за дело, товарищей, младших ребят, чаще прислушиваться к их мнению, постараться вызвать у них доверие. Предлагаемые подросткам занятия должны быть достаточно серьёзными и общественно-значимыми. С ними надо много говорить обо всём, что их интересует, в чём они пытаются разобраться. Эти дети любят откровенные задушевные беседы о жизни, отношениях между людьми, о мировых проблемах. Всё это предусмотрено в программе «Народные художественные промыслы».
Срок реализации образовательной программы:
Программа рассчитана на три года обучения.
Первый год обучения – обучающиеся 7-9 лет.
Второй год обучения – обучающиеся 10-12 лет.
Третий год обучения – обучающиеся 13-15 лет 1.3. Этапы реализации программы:
1 год обучения - изобразительное искусство, лепка из пластилина, аппликация, оформительская деятельность, декоративно-прикладное творчество.
год обучения - батик (роспись по ткани), коллаж.
год обучения - кружевоплетение ("вологодское кружево" на коклюшках), ковроткачество (гобелен), проектная деятельность.
В первый год обучающиеся знакомятся с изобразительным искусством. На занятиях происходит художественное освоение ими различных художественных материалов - гуаши и акварели, карандашей, мелков, угля, пастели, пластилина, различных видов бумаги, ткани, природных материалов, а также различных художественных техник: аппликации, коллажа, лепки и построений из бумаги.
От занятия к занятию происходит постоянная смена художественных материалов, овладения их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы стимулируют у обучающихся интерес к предмету, к изучению искусства и является необходимым условием реализации 2-х последующих годов обучения.
Во второй год обучающиеся знакомятся с такими видами рукоделия, как "батик" и "коллаж".
"Батик" - роспись по ткани.
"Коллаж" - составление из вырезок журналов цветных композиций.
Происходит знакомство с акриловыми красками и способами составления различных цветных композиций.
Слово "Батик" произошло от индонезийского ЪаИк, - Ьа -хлопчатобумажная ткань, - йк - означает "точка" или "капля". То есть "батик" означает "роспись каплями ткани". В узком смысле батик означает технологию декоративной обработки ткани, часто батиком называют изделия, ткань, расписанную в технике батик. Современный батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. В последнее время художники и модельеры разных стран обратили свое внимание на техники крашения тканей. Батик сегодня увлекает и профессионалов, и любителей, и тех, кто вовсе не подозревает в себе художественных способностей.
На третьем году обучающиеся знакомятся с такими народными промыслами, как кружевоплетение и ковроткачество (гобелен). С целью развития и поддержки одарённых детей на 3-м году обучения разработан учебно-тематический план «Творческий проект».
Кружевоплетение - один из самых распространенных видов женского рукоделия. Искусство кружевоплетения восходит своими корнями к далекому прошлому. Золотые и цветные кружева украшали одежду, праздничные полотенца, приданное невесты и другие изделия.
Из овечьей шерсти, льна и шелка созданы замечательные художественные ценности. В этом легко убедиться, познакомившись с произведениями французских ткачей-гобелены, шпалеры. Техника выполнения их сложна и трудоемка, требует усидчивости и терпения. Для изготовления ковра требуются нитки множества оттенков. Обучение в детском объединении «Народные художественные промыслы» включает в себя изготовление изделий и сувениров, украшающих быт и преобразующих интерьер, а также одежду и аксессуары. Во время работы обучающиеся пробуют себя в роли и художника, и рукодельниц, и модельеров, и дизайнеров. В конце каждого года обучения организуется выставка работ обучающихся. В каждое изделие вкладывается много любви, фантазии, кропотливости. Важно дать понять обучающимся, что именно тогда, когда в изделие вложена частичка души, оно имеет право на долгую жизнь.
Режим занятий.
Набор детей в детское объединение осуществляется независимо от их способностей и умений на основе их интереса и добровольного желания.
Первый год обучения рассчитан на 144 учебных часа. Каждая группа занимается два раза в неделю по два учебных часа. При проведении занятий с обучающимися 6-7 лет продолжительность учебного часа - 30 минут, с обучающимися старше 7 лет - 45 минут, перерыв между занятиями 10 минут. Наполняемость группы 12-15 человек.
Второй год обучения рассчитан на 216 часов. Каждая группа занимается три раза в неделю по 2 учебных часа. Продолжительность занятий 45 минут, перерыв 10 минут. Наполняемость группы 10-12 человек.
Третий год обучения рассчитан на 216 часов. Каждая группа занимается 3 раза в неделю по 2 учебных часа. Продолжительность занятий 45 минут, перерыв 10 минут. Наполняемость группы 8-10 человек.
1.5. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
По окончании 1 года обучения обучающийся должен:
знать разнообразные материалы, которые можно использовать в художественной деятельности и уметь пользоваться ими (тушь, мелки, пластилин, гуашь, акварель, цветная бумага, ножницы, клей, пастель и т.д.);
владеть навыками смешивания красок, свободно работать кистью, мелками, без напряжения проводить широкие мазки и тонкие линии, разминать руками пластилин и пользоваться стеками, обрывать и наклеивать цветную бумагу, создавая аппликации, получать из бумаги объемные формы;
- иметь первые представления о передаче пространства на плоскости;
знать разнообразные выразительные средства: цвет, линия, объем, композиция, ритм, уметь в доступной форме их выразительно использовать.
владеть начальными навыками использования трехцветия (красный, желтый, синий);
- уметь изображать человека;
- уметь лепить и конструировать фигурки животных, декоративно оформлять свой класс;
знать художников И. Левитана, Н.Рериха, В. Васнецова, М. Врубеля и т.д.;
знать правила техники безопасности труда;
уметь рационально организовать рабочее место;
вовремя находить и исправлять ошибки;
творчески включаться в наблюдение примет времен года;
проявлять интерес к творческим успехам товарищей;
проявлять творческий интерес к обсуждению выставок собственных работ;
приобрести навыки разносторонних качеств личности.

По окончании 2 года обучения обучающийся должен:
- пользоваться красками по ткани;
- уметь пользоваться всеми приспособлениями и материалами, предназначенными для выполнения батика;
- уметь натягивать ткань на подрамник;
уметь пользоваться резервуаром и стеклянной трубочкой;
знать техники: горячий и холодный батик, коллаж;
свободно владеть кистями;
уметь быстро и уверенно работать с ножницами, клеем, выполняя работы
в технике "коллаж";
- владеть усидчивостью, трудолюбием, уважением к труду товарища;
- уметь пользоваться всеми приспособлениями и материалами, предназначенными для коллажа;
уметь оформить готовое изделие или работу;
- знать правила безопасности труда и личной гигиены.
По окончании 3 года обучения обучающийся должен:
- знать о народных художественных промыслах;
- знать художников и мастеров кружевоплетения, гобелена;
правила безопасности труда и личной гигиены при плетении гобелена;
правила безопасности труда и личной гигиены при кружевоплетении;
знать технику и приемы плетения кружев и гобелена;
- правила пользования инструментами и приспособлениями для таких видов плетения как: гобелен, кружевоплетение;
уметь разрабатывать несложные композиции самостоятельно;
владеть искусством перебора и намотки коклюшек;
- уметь пользоваться крючком, графически выполнять сколки к задуманным композициям;
- уметь пользоваться прибивочным инструментом (гобелен);
- уметь обрабатывать готовое изделие;
- приобрести навыки трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям;
- знать современные направления моды;
- знать требования к качеству готового изделия;
- знать этапы творческого проекта;
- уметь оформить дизайн – папку (проект);
- уметь осуществлять поиск необходимой информации в интернете.
В программе курса большое внимание уделяется проверке полученных знаний. На начальном, промежуточном и заключительном этапах работы по усвоению программы проводится мониторинг знаний и умений обучающихся: первоначальная диагностика, промежуточная и итоговая диагностика, а также мониторинг личностного развития. Для этого используются специально разработанные тестовые задания для индивидуального контроля, анкеты, итоговые - проверочные задания.












Мониторинг образовательной деятельности.

Для 1-го года обучения:


Время проведения контроля
Знаний
Умений
Навыков

Раздел II «Чем работает художник»


октябрь- ноябрь
- диагностическая беседа для выявления знаний основных и составных цветов, красок осени;
- «своя игра» на знание осенних природных явлений.
- тестирование на знание тёплых и холодных цветов.
Самостоятельные и практические работы на умение пользоваться различными художественными материалами.
Наблюдение за навыками легко распознавать осеннюю природу. Выставка работ по разделу.

Раздел III «Язык художника»


декабрь- январь
- собеседование для выявления знаний об особенностях симметрии и асимметрии;
- диагностическая беседа для выявления знаний о православных праздниках.
-Самостоятельные и практические работы на умение изображать зимнюю природу.

Наблюдение за навыками легкого распознания зимней природы.
выставка работ по разделу.

Раздел IV «О чём говорит художник»


февраль- март
- диагностическая беседа для выявления знаний о традиционных праздниках;
- викторина «Мой любимый друг»;
- собеседование для выявления знаний о «братьях наших меньших»;
- «своя игра» на знание хроматических и ахроматических, контрастных цветов.

Самостоятельные и практические работы на умение изображать человека и животных.
-Наблюдение за навыками легкого распознания традиционных праздников.
-наблюдение с целью выявления навыков бережного отношения к домашним животным.
-выставка работ по разделу.

Раздел V, VI «Реальность и фантазия» и «Искусство вокруг нас»


апрель- май
- письменный опрос для проверки знаний об основных и составных, теплых и холодных цветах;
- викторина «Цветной узор» на выявление знаний об особенностях орнамента.
Самостоятельные и практические работы на умение фантазировать.
-Конкурс- соревнования на лучший орнамент .
-Наблюдение с целью выявления навыков бережного отношения к художественным материалам. Выставка работ за весь учебный год.

апрель
Промежуточная аттестация.


Для 2-го года обучения


Раздел: «Материаловедение и оборудования» (батик и коллаж)


октябрь-ноябрь
-диагностическая беседа для выявления знаний оборудования по батику и коллажу;
- интеллектуальная игра на знание материалов по батику и коллажу.
-Технологические пробы красок для батика;
-самостоятельные работы по выполнению образца в технике «коллаж»
Наблюдение с целью выявления навыков обращения с оборудованиями и материалами по батику и коллажу;
-выявление навыков ухода за оборудованием.

Раздел «Батик. Виды техник».


декабрь- январь
- «своя игра» для выявления знаний техник батика;
- диагностическая беседа для выявлений знаний выполнения образца батика.
-Технологические пробы батика в разных техниках,
-выполнение образцов по батику (узелковый, холодный, горячий, свободный)
Наблюдение с целью выявления навыков обращения с инструментами и приспособлениями по батику.



Раздел: «Изготовление изделий (батик)».


февраль- март
- собеседование для выявления знаний этапов изготовления изделия по батику;
- конкурс- соревнование для выявления знаний обработки готового изделия по батику.
Выполнение готовых изделий по батику.
Наблюдение с целью выявления навыков оформления готового изделия.
Выставка работ по разделу.


Раздел: «Коллаж. Выполнение изделий в технике «коллаж»».

апрель-май
- письменный опрос для проверки знаний по выполнению готовых изделий по батику и коллажу;
- викторина для выявления знаний технологии выполнения коллажа.
Выполнение готовых изделий по коллажу.
Наблюдение с целью выявления навыков изготовления готового изделия и ухода за ним.
Выставка работ за весь год.

апрель
Промежуточная аттестация.

Для 3-го года обучения:


Раздел: «Инструменты, приспособления для плетения кружева»


октябрь
- собеседование для выявления знаний инструментов и приспособлений для плетения кружева;
- Кроссворд на тему: «Инструменты и приспособления для плетения кружева».
Изготовление необходимых инструментов и приспособлений для плетения кружева.
Наблюдение с целью выявления навыков обращения с инструментами и приспособлениями.

Раздел: «Материалы для кружевоплетения и их свойства»


ноябрь
- Викторина «Нити для кружева» для выявления знаний всех видов нитей для кружевоплетения;

- собеседование для выявления знаний о намотке ниток на коклюшки.
Технологические пробы.
плетение образцов из разных видов ниток.
Выполнение каталога образцов ниток для кружевоплетения.

Раздел: «Основные элементы и приемы плетения кружев»


ноябрь- декабрь
-диагностическая беседа для выявления знаний основных элементов и приемов плетения кружев.
Выполнение технологических проб.
Изготовление образцов.
Оформление каталога образцов элементов и приемов плетения кружев.

Раздел: «Изготовление изделий (вологодское кружево)»


декабрь
-собеседование для выявления знаний этапов изготовления изделия кружева.
-«своя игра» на тему: «Я плету вологодское кружево»
Изготовление изделий кружева.
Наблюдение с целью выявления навыков обращения с инструментами при работе.

Выставка работ по разделу.

Раздел: «Окончательная отделка готового изделия»


январь
-Кроссворд для выявления знаний окончательной отделки готового изделия кружева;
- тестирование на знание оформления готового изделия кружева.
Обработка готового изделия.

Оформление готовых изделий кружева.
Дополнительные приемы
обработки.
Наблюдение с целью выявления навыков обращения с утюгом при крахмалении кружева.

Раздел: «Инструменты и приспособления для гобелена»


февраль
- собеседование для выявления знаний инструментов и приспособлений для плетения гобелена.
-Кроссворд на тему: «Инструменты и приспособления для гобелена».
Изготовление рамки для гобелена, набивка гвоздей,
подготовка прибивочного материала.


Наблюдение с целью выявления навыков обращения с инструментами и приспособлениями.

Раздел: «Материаловедение (гобелен)»

Март
-диагностическая беседа для выявления знаний натягивания ниток основы и утка.
- Викторина «Нитки для гобелена».
Выполнение технологических проб.

Изготовление образцов всех видов нитей для гобелена.

Оформление каталога ниток для гобелена.

Раздел: «Основные виды плетения гобелена»


март- апрель
тестирование для выявления знаний основных видов плетения гобелена.
Изготовление единого образца.




Наблюдение с целью выявления навыков использования материалов, разных по фактуре.

Раздел: «Изготовление изделий (гобелен)»


апрель
-диагностическая беседа для выявления знаний этапов изготовления изделий гобелена;
-Викторина на тему: «Я плету гобелен»



Плетение изделий гобелена.
Выполнение окончательной обработки изделия гобелена.
Наблюдение с целью выявления навыков бережного отношения к своим изделиям и изделиям товарищей.

Выставка работ за весь год обучения.

май
- собеседование для выявления знаний этапов выполнения творческого проекта;
- Викторина «Критерии оценки творческого проекта».
Выполнение творческого проекта.
Защита проекта.
Наблюдение с целью выявления навыков самоконтроля.

апрель
Итоговая аттестация.


3 год обучения «Творческий проект».


Раздел: «Декупаж».


Октябрь
- диагностическая беседа для выявления знаний этапов выполнения изделия в технике «декупаж»;
- своя игра «Рабочий стол».
Самостоятельные и практические работы на умение выполнять творческий проект в технике «декупаж».
Наблюдение с целью выявления навыков бережного отношения к материалам и оборудованиям.
Выставка творческих проектов.

Раздел: «Коллаж».


Ноябрь
- собеседование для выявления знаний этапов выполнения изделия в технике «коллаж».
Самостоятельные и практические работы на умение выполнять творческий проект в технике «коллаж».
Навыки с целью выявления навыков общения со сверстниками и взрослыми.
Выставка творческих проектов.

Раздел: «Батик».


Декабрь
- конференция для выявления знаний этапов выполнения изделия в технике «батик»;
- диагностическая беседа для выявления знаний видов батика.
Самостоятельные и практические работы на умение выполнять творческий проект в технике «батик».
Наблюдение с целью выявления навыков ухода за принадлежностями и художественными материалами.
Выставка творческих проектов.

Раздел: «Вологодское кружево».


Январь-
февраль
- кроссворд «Виды плетения кружева»;
- собеседование для выявления знаний этапов выполнения изделия в технике «вологодское кружево».
Самостоятельные и практические работы на умение выполнять творческий проект в технике «вологодское кружево».
Наблюдение с целью выявления навыков сопереживания и взаимопомощи обучающихся.
Выставка творческих проектов.

Раздел: «Гобелен».


Март- апрель
- своя игра «Приёмы плетения гобелена»;
- тестирование для выявления знаний этапов выполнения изделия в технике «гобелен».
Самостоятельные и практические работы на умение выполнять творческий проект в технике «гобелен».
Наблюдение с целью выявления навыков здорового образа жизни.
Выставка творческих проектов.

Апрель
Итоговая аттестация.






Мониторинг личностного развития обучающихся в процессе освоения ими дополнительной образовательной программы
«Народные художественные промыслы»

Показатели
(оцениваемые параметры)

КРИТЕРИИ
Степень выраженности оцениваемого качества
Возможное кол-во баллов
Используемые методы диагностики

1. Развитие волевых качеств личности:
1.1. Терпение.



Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определённого времени, преодолевая трудности.



- терпения хватает меньше чем на Ѕ занятия;
- терпения хватает больше чем на Ѕ занятия;
- терпения хватает на всё занятие.




1 – 3



4 – 7



8 - 10




НАБЛЮДЕНИЕ

1.2. Воля.
Способность активно побуждать себя к практическим действиям.
- волевые усилия ребёнка побуждаются извне;
- иногда – самим ребёнком;
- всегда – самим ребёнком.
1 – 3



4 – 7


8 – 10



НАБЛЮДЕНИЕ

1.3. Самоконтроль.
Умения контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия).
- ребёнок постоянно находится под воздействием контроля извне (низкий уровень самоконтроля);
- периодически контролирует себя сам (средний уровень самоконтроля);
- постоянно контролирует себя сам (высокий уровень самоконтроля).
1 – 3







4 – 7





8 – 10










НАБЛЮДЕНИЕ

2. Поведенческие качества:
2.1. Поведение ребёнка на занятиях.


Умение слушать внимательно, выполнять задания, работать быстро, увлечённо и старательно, успеть всё сделать.


- ребёнок часто отвлекается, рассеян, несамостоятелен, работает медленно и не увлечённо;
- ребёнок не совсем сосредоточен на своей работе, подражает другим и часто обращается за помощью;
- ребёнок слушает внимательно, самостоятелен от начала до конца, работает увлечённо и быстро, успевает закончить свою работу вовремя.


1 – 3






4 – 7







8 – 10



НАБЛЮДЕНИЕ

2.2. Конфликтность
(отношение ребёнка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия).
Способность занять определённую позицию в конфликтной ситуации.
- периодически провоцирует конфликты;
- сам в конфликтах не участвует, старается их избежать;
- пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты.
1 – 3


4 – 7




8 – 10

ТЕСТИРОВАНИЕ
(метод незаконченного предложения).

2.3. Тип сотрудничества
(отношение ребёнка к общим делам детского объединения).
Умение воспринимать общие дела, как свои собственные.
- избегает участия в общих делах;
- участвует при побуждении извне;
- проявляет инициативу в общих делах.

1 – 3


4 – 7


8 – 10

НАБЛЮДЕНИЕ

3. Развитие познавательного интереса (ориентационные качества):
3.1. Мотивация учебно-познавательной деятельности.





Уровень внутреннего побуждения личности к тому или иному виду деятельности, связанного с удовлетворе-нием определённой потребности.





- низкий уровень мотивации (общий интерес к тому или иному занятию или интерес навязан извне);
- средний уровень мотивации (конкретный интерес к занятию, интерес периодически стимулируется извне);
- высокий уровень мотивации (конкретный интерес, связанный с желанием глубже и полнее освоить избранный вид деятельности, интерес поддерживает-ся самостоятельно





1 – 3







4 – 7









8 – 10









АНКЕТА «МОИ ИНТЕРЕСЫ»

3.2. Отношение к трудовой деятельности.
Умение преодолевать трудности.
- трудности преодолевает без всякой настойчивости или с чьей либо помощью, так как сам в себе не уверен;
- трудности преодолевает сам, но только с целью самоутвердиться или порадовать других;
- настойчив в борьбе с трудностями, не боится их, стремится совершенство-вать свои знания и умения.
1 – 3







4 – 7







8 – 10

НАБЛЮДЕНИЕ
АНКЕТИРОВАНИЕ

3.3. Самооценка.
Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям.
- завышенная;
- заниженная;
- нормальная.
1 – 3
4 – 7
8 – 10

АНКЕТИРОВАНИЕ


Практическая значимость.

Обучающиеся могут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения домашнего труда;
соблюдения правил личной гигиены;
создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства, при посещении выставок, музеев, народного творчества.





































II. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
1 год обучения.
№ п/п
Раздел, тема
Кол-во
часов
Теория
Практика

1.
Вводное занятие.
2
2
-







2.
Чем работает художник.
26
11
15

2.1.
Сказка о золотой планете.
4
2
2

2.2.
Какой бывает дождь.
4
2
2

2.3.
Осенняя листва.
2
1
1

2.4.
Как живут деревья.
4
2
2

2.5.
Осенний букет.
4
1
3

2.6.
Лесной коврик.
4
1
3

2.7.
Пора плодородия.
4
2
2







3.
Язык художника.
24
8
16

3.1.
Волшебное превращение пятна.
4
1
3

3.2.
Мир деревьев.
4
1
3

3.3.
Весёлые снежинки.
4
2
2

3.4.
Зимняя сказка.
4
1
3

3.5.
Сияние Рождества.
8
3
5







4.
О чём говорит художник.
28
10
18

4.1.
Задумчивый лес.
6
2
4

4.2.
Весёлое животное.
4
2
2

4.3.
Мама на кухне.
6
2
4

4.4.
Лучший друг.
6
2
4

4.5.
Город волшебников.
6
2
4







5.
Реальность и фантазия.
36
10
26

5.1.
Фантастическое животное.
6
2
4

5.2.
Сказочные цветы.
8
2
6

5.3.
Подводный мир.
8
2
6

5.4.
Город будущего.
6
2
4

5.5.
Орнамент.
8
2
6







6.
Искусство вокруг нас.
26
8
18

6.1.
Гжельская роспись.
6
2
4

6.2.
Хохломская роспись.
8
2
6

6.3.
Городецкая роспись.
6
2
4

7.3.
Жостовская роспись.
6
2
4







7.
Итоговое занятие:
2
1
1








Итого:
144
50
94

2 год обучения.

№ п/п
Раздел, тема
Кол-во
часов
Теория
Практика

1.
Введение.
2
2
-







2.
Материаловедение, оборудование (батик и коллаж).
30
15
15

2.1.
Материалы для батика.
6
4
2

2.2.
Материалы для коллажа.
6
2
4

2.3.
Оборудование для батика.
6
3
3

2.4.
Оборудование для коллажа.
6
4
2

2.5.
Уход за материалами и оборудованиями.
6
2
4







3.
Батик. Виды техник.
30
10
20

3.1.
Холодный батик.
6
2
4

3.2.
Горячий батик.
6
2
4

3.3.
Свободная роспись.
6
2
4

3.4.
Узелковый батик.
6
2
4

3.5.
Дополнительные приёмы.
6
2
4







4.
Изготовление изделий (батик)
74
20
54

4.1.
Подарок маме.
10
2
8

4.2.
Панно «Очарование осени».
14
4
10

4.3.
Цветы.
10
2
8

4.4.
Декоративный платок.
12
4
8

4.5.
Панно для кухни.
16
4
12

4.6.
Панно «Весёлое настроение».
6
2
4

4.7.
Панно «Сияние Рождества».
6
2
4







5.
Коллаж. Выполнение изделий в технике коллаж.
76
18
58

5.1.
Мир нашего аквариума.
10
2
8

5.2.
Ожившие образы старины.
8
2
6

5.3.
Узор в полосе из форм растительного мира.
10
2
8

5.4.
Открытка для мамы.
8
2
6

5.5.
Мы ждём весну.
8
2
6

5.6.
Весенние цветы.
10
2
8

5.7.
Натюрморт на солнце.
8
2
6

5.8.
Натюрморт в тени.
8
2
6

5.9.
Мечтаем о лете.
6
2
4







6.
Итоговое занятия.
4
2
2


Итого:
216
67
149





год обучения.

№ п/п
Раздел, тема
Кол-во
часов
Теория
Практика

1.
Введение.
4
2
2







2.
Инструменты, приспособления для плетения кружева.
12
5
7

2.1.
Коклюшка.
2
1
1

2.2.
Подушка.
2
1
1

2.3.
Подставка для подушки.
2
1
1

2.4.
Крючок.
2
1
1

2.5.
Сколок.
4
1
3







3.
Материалы для кружевоплетения и их свойства.
10
2
8

3.1.
Хлопчатобумажные нити.
2
1
1

3.2.
Шелковые нити.
2
-
2

3.3.
Льняные нити.
2
-
2

3.4.
Шерстяные нити.
2
-
2

3.5.
Наматывание нитей на коклюшки.
2
1
1







4.
Основные элементы и приёмы плетения кружев.
18
7
11

4.1.
Перевить.
2
1
1

4.2.
Сплести.
2
1
1

4.3.
Ползаплёта.
2
-
2

4.4.
Полный заплёт.
2
-
2

4.5.
Плетешок. Плетешок с отвивными петельками.
2
1
1

4.6.
Полотнянка.
2
1
1

4.7.
Полотнянка с перевивом крайних пар.
2
1
1

4.8.
Скани «веревочка», «косичка».
2
1
1

4.9.
Сетка со сканью.
2
1
2







5.
Изготовление изделий
(вологодское кружево).
60
13
47

5.1.
Сказочный букет.
10
2
8

5.2.
Рождество.
10
2
8

5.3.
Пусть всегда будет солнце.
10
2
8

5.4.
Сказочная птица.
10
2
8

5.5.
Золотые рыбки.
10
2
8

5.6.
Мир моих увлечений.
10
3
7



6.
Окончательная отделка готового изделия.
10
5
5

6.1.
Стирка кружевных изделий.
2
1
1

6.2.
Крахмаление кружевных изделий.
2
1
1

6.3.
Утюжка.
2
1
1

6.4.
6.5.
Рамка для картины (панно).
Оформление выставки работ.
2
2
1
1
1
1







7.
Инструменты и приспособления для гобелена.
12
3
9

7.1.
Рамка для гобелена.
2
1
1

7.2.
Набивка гвоздей на рамку.
2
-
2

7.3.
Основа.
2
-
2

7.4.
Рабочий стол.
2
1
1

7.5.
Нитки для основы.
2
-
2

7.6.
Инструктаж по безопасности труда.
2
1
1







8.
Материаловедение (гобелен).
10
2
8

8.1.
Хлопчатобумажные нитки для гобелена.
2
-
2

8.2.
Шерстяные нитки для гобелена.
2
-
2

8.3.
Шерстяные нитки для гобелена.
2
-
2

8.4.
Вязаные нитки всех видов.
2
-
2

8.5.
Наматывание и натягивание ниток «основы» и «утка».
4
2
2







9.
Основные виды плетения гобелена.
16
6
10

9.1.
Полотняный фон.
2
1
1

9.2.
Шахматки.
2
1
1

9.3.
Столбики.
4
1
3

9.4.
Косички.
4
2
2

9.5.
Единый образец.
4
1
3







10.
Изготовление изделий.
60
10
50

10.1.
Подушка.
16
4
12

10.2.
Символика Р. Ф.
12
2
10

10.3.
Ягоды и фрукты.
16
2
14

10.4.
Орнамент.
16
2
14







11.
Итоговое занятие.
4
2
2








Итого:
216
57
159



3 год обучения
«Творческий проект».


п/п


Раздел, тема

Кол-во
часов

Теория

Практика

1.
Вводное занятие.
2
1
1

2.
Декупаж.
42
15
27

2.1
Подготовительный этап.
2
1
1

2.2
Планирование.
2
1
1

2.3
Исследование.
4
1
3

2.4
Технологический этап.
32
10
22

2.5
Защита проекта.
2
2
-

3.
Коллаж.
42
11
31

3.1
Подготовительный этап.
2
1
1

3.2
Планирование.
2
1
1

3.3
Исследование.
4
1
3

3.4
Технологический этап.
32
6
26

3.5
Защита проекта.
2
2
-

4.
Батик.
42
13
29

4.1
Подготовительный этап.
2
1
1

4.2
Планирование.
2
1
1

4.3
Исследование.
4
1
3

4.4
Технологический этап.
32
8
24

4.5
Защита проекта.
2
2
-

5.
Вологодское кружево.
42
11
31

5.1
Подготовительный этап.
2
1
1

5.2
Планирование.
2
1
1

5.3
Исследование.
4
1
3

5.4
Технологический этап.
32
6
26

5.5
Защита проекта.
2
2
-

6.
Гобелен.
42
13
29

6.1
Подготовительный этап.
2
1
1

6.2
Планирование.
2
1
1

6.3
Исследование.
4
1
3

6.4
Технологический этап.
32
8
24

6.5
Защита проекта.
2
2
-

7.
Итоговое занятие.
4
2
2

7.1
Мониторинг образовательной деятельности.
2
1
1

7.2
Выпускной.
2
1
1


Итого
216
66
150







III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 года обучения.

1. Вводное занятие. (2 часа).
Задачи:
- познакомить учащихся с содержанием курса обучения подготовительного уровня;
- вызвать интерес к занятиям изобразительным искусством.
Содержание: ознакомление учащихся с курсом обучения. Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях по изобразительной деятельности. Правила внутреннего распорядка учебного кабинета.

2. Чем работает художник. (26 часов).
2.1.Тема: «Сказка о золотой планете».
Теория: Свойства гуашевых красок. Приёмы работы с жидкими и твёрдыми художественными материалами.
Практика: Выполнение рисунка «Сказка о золотой планет».
Материалы: бумага, гуашь, кисти.

2.2. Тема: «Какой бывает дождь».
Теория: Акварель. Свойства и приёмы пользования. Основные цвета.
Практика: Выполнение рисунка «Дождь».
Материалы: акварель, бумага, кисти.

2.3.Тема: «Осенняя листва».
Теория: Составные цвета. Признаки осени. Свойства и приёмы работы пастелью.
Практика: Выполнение рисунка «Осенняя листва».
Материалы: бумага, пастель, тряпочка.

2.4.Тема: «Как живут деревья».
Теория: Свойства угля. Приёмы пользования. Тёплые и холодные цвета.
Практика: Выполнение линейно-конструктивного рисунка «Как живут деревья».
Материалы: бумага, уголь, тряпочка.

Тема: «Осенний букет».
Теория: Способы вырезания цветов из цветной бумаги.
Практика: Выполнение цветочной аппликации «Осенний букет».
Материалы: клей, ножницы, цветная бумага.

Тема: "Лесной коврик".
Теория: Раппорт. Способы построения раппорта.
Практика: Выполнение растительного раппорта «Лесной коврик».
Материалы: гуашь, кисти, бумага.

2.7.Тема: "Пора плодородия".
Теория: Свойства и приёмы работы с пластилином. Практика: Выполнение объёмного яблока, груши.
Материалы: пластилин, стеки, тряпочка, вода.

3. "Язык художника" (24 часа).
3.1. Тема: "Волшебное превращение пятна".
Теория: Кистевой мазок. Техника выполнения комбинаций полос, клеток, кругов, пятен.
Практика: Технологические пробы различных мазков.
Материалы: краски, бумага, кисти разных размеров и формы.
Тема: "Мир деревьев".
Теория: Знакомство с асимметрией. Знакомство с техникой «тушь-перо».
Практика: Выполнение асимметричного дерева. Материалы: тушь, перо, бумага, палочка.

3.3 Тема: "Весёлые снежинки".
Теория: Знакомство с симметрией. Способы вырезания снежинок из бумаги.
Практика: Вырезание снежинок разных размеров.
Материалы: бумага, ножницы.


3.4. Тема: "Зимняя сказка".
Теория: Воздушная перспектива. Способы применения её при работе с красками.
Практика: Выполнение рисунка «Зимняя сказка». Материалы: гуашь, бумага, кисти.

3.5 Тема: "Сияние Рождества".
Теория: Знакомство с православными праздниками.
Практика: Выполнение рисунка «Сияние Рождества». Материалы: гуашь, пастель, бумага формата А3.

4. "О чём говорит художник" (28 часов).
4.1. Тема: "Задумчивый лес".
Теория: Хроматические и ахроматические цвета.
Практика: Выполнение декоративного дерева в хроматических и ахроматических цветах.
Материалы: бумага, краски гуашевые.

Тема: "Весёлое животное".
Теория: Способы лепки из пластилина птиц и животных.
Практика: Лепка из пластилина птицы, собачки.
Материалы: пластилин, стеки, вода, тряпочка.

Тема: "Мама на кухне".
Теория: Способы изображения человеческой фигуры в движении.
Практика: Выполнение схем движения человеческой фигуры, выполнение рисунка «Мама на кухне». Материалы: гуашь, кисти, бумага большого формата.

4.4 Тема: "Лучший друг".
Теория: Портрет. Правила рисования портретов. Жанры: голова, бюст, фигура. Практика: Выполнение портрета лучшего друга.
Материалы: пастель, бумага, тряпочка.

4.5.Тема: "Город волшебников".
Теория: Контраст. Физическое и эмоционально-психологическое воздействие различных цветов на восприятие.
Практика: Выполнение рисунка на свободную тему любимыми цветами. Материалы: любой художественный материал, бумага.
5. "Реальность и фантазия". (36 часов).
5.1.Тема: "Фантастическое животное"
Теория: Выдумка и фантазия в жизни человека.
Практика: выполнение фантастического животного (аппликация).
Материалы: клей, ножницы, цветная бумага.

5.2. Тема: "Сказочные цветы".
Теория: Натюрморт. Правила составления натюрморта.
Практика: Выполнение рисунка «Сказочные цветы». Материалы: бумага, краски по выбору, кисти.

5.3.Тема: "Подводный мир".
Теория: Основные законы композиции.
Практика: Выполнение коллажа «Подводный мир».
Материалы: кусочки бумаги, клей, ножницы.

5.4.Тема: "Город будущего".
Теория: Стилизация. Способы стилизации.
Практика: Выполнение стилизованного рисунка «Город будущего».
Материалы: бумага, краски, кисти.

5.5. Тема: "Орнамент".
Теория: Понятие орнамента. Его происхождение и назначение. Виды орнамента (геометрический, растительный, животный, пейзажный).
Практика: Выполнение растительного и геометрического орнамента. Материалы: гуашь, бумага, кисти разных размеров.

6. «Искусство вокруг нас». (26 часов)
6.1. Тема: «Гжельская роспись».
Теория: История возникновения гжельского промысла. Характерные отличия.
Практика: Выполнение декоративного сервиза (гжель).
Материалы: гуашь синего и белого цвета, бумага, шаблоны чайника, чашки, сахарницы.

6.2.Тема: «Хохломская роспись».
Теория: Техника выполнения элементов хохломской росписи.
Практика: Выполнение декоративного орнамента с элементами хохломской росписи.
Материалы: гуашь, бумага, кисти разных размеров.

6.3. Тема: «Городецкая роспись».
Теория: Знакомство с Городецким промыслом, средствами выразительности.
Практика: Выполнение орнамента с элементами Городецкой росписи.
Материалы: гуашь, бумага, кисти.
6.4. Тема: «Жостовская роспись».
Теория: История возникновения Жостовской росписи. Знакомство с костюмами разных губерний России. История головных уборов.
Практика: Выполнение рисунка костюма любой губернии Росси.
Материалы: гуашь, бумага, кисти.

7. «Итоговое занятие» (2 часа).
Содержание: Подведение итогов. Похвала обучающихся. Вручение грамот и свидетельств о переводе на следующий год обучения.




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 года обучения.
1. Введение (2 часа).
Содержание: Народное декоративно - прикладное искусство, его виды -батик, коллаж. Демонстрация готовых изделий этих видов искусства. Проведение беседы по технике безопасности труда.
Материалы и оборудования (30 часов).
Теория: Правила и приемы пользования материалами и оборудованиями в технике «коллаж», (вырезки из журналов, клей, ножницы, бумага). Требование к содержанию рабочего места, уборка за собой рабочего места. Знакомство с красками для батика и всеми принадлежностями.
Практика: Изучение правил безопасности труда и личной гигиены. Зарисовка в тетрадях инструментов, приспособлений для батика, коллажа. Их краткая характеристика.
Батик (виды техник) (30 часов).
Теория: Виды техник батика: горячий батик, холодный батик,
свободная роспись, роспись с помощью штемплей, узелковый батик. Дополнительные приемы: использование соли, использование сухих красителей, использование фена, роспись с помощью трафарета, роспись с помощью аэрографа. Типичные ошибки.
Практика: Проба красок батика на образце. Выполнение разных техник батика. Выполнение дополнительных приемов на шелке. Выполнение образцов.
4.Изготовление изделий, (батик) (74 часа).
Теория: Изучение разных техник: горячий и холодный батик, свободная роспись, узелковый батик, и т.д.
Последовательность работы: Разработка эскиза, прорисовка его на шелке, натяжка ткани на подрамник, работа с красками для батика, отделка и закрепление готового изделия.
Практика: изготовление изделий (батик).
Коллаж. Выполнение изделий в технике «коллаж». (76 часов).
Теория: Постановка перед учащимися различных задач при выполнении изделий. Зарисовка эскиза, работа с вырезками журналов, составление композиции из них, дальний фон, ближние предметы - техника наклеивания кусочков бумаги. Размер вырезок, как ими пользоваться.
Последовательность работы: разработка эскиза, нарезка различных по величине кусочков из журналов, составление композиции, наклеивание кусочков журналов, обработка черной и белой гуашью готовых изделий.
Практика: изготовление изделий (коллаж).
6. Итоговое занятие (4 часа).
Содержание: Организация выставки работ учащихся по батику и коллажу. Занятие должно проходить в атмосфере праздника. Обсуждение наиболее удачных работ, выявление реального уровня успеваемости учащихся. Поощрение наиболее трудолюбивых учащихся грамотами и призами.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 года обучения.

1. Вводное занятие (4 часа).
Содержание: Народное декоративное искусство, его виды: кружево, гобелен. Демонстрация готовых изделий искусства. Центры кружевоплетения: Вологда, Елец, Киров, Торжок, их основные особенности.
2.Инструменты и приспособления для плетения кружева (12 часов).
Теория: Требования к качеству сколка, булавок, ножниц, крючка, кружевной подушки и подставки под нее, коклюшек). Правила и приемы навивки ниток на коклюшки, приемы закрепления ниток на коклюшках. Навивка ниток на пару коклюшек. Требования к содержанию рабочего места.
Практика: Изучения правил безопасности труда и личной гигиены. Зарисовка в тетрадях инструментов, оборудования, приспособлений с их краткой характеристикой.
3.Материалы кружевоплетения и их свойства (10 часов).
Теория: Основные сведения о материалах кружевоплетения и их свойства (нити: хлопчатобумажные, шелковые, льняные, шерстяные, их свойства при плетении.
Практика: Наматывание и закрепление ниток на коклюшки, подготовка материалов к работе, организация рабочего места.
4. Основные элементы и приемы плетения кружева (18 часов).
Теория: Виды плетения: перевить, сплести, ползаплета, полный заплет, их характеристика и технология выполнения. Основные элементы кружева: плетешок, плетешок с отвивными петельками, полотнянка, полотнянка с перевивом крайних пар, полотнянка и перевив пар, скани «веревочка» и «косичка», сетка со сканью. Приемы соединения нитей при обрыве.
Практика: Технологические пробы, плетения образцов, оформление методического альбома.
5. Изготовление изделий на основе изученных элементов кружева (60 часов).
Теория: Знакомство с кратковременными и длительными зарисовками, копированием схем, фрагментов, работы с инструкционными картами, созданием технических рисунков на миллиметровке, изготовлением сколков, отработкой приемов плетения кружева при изготовлении изделия из простейшего ассортимента по желанию учащихся (воротник, салфетка, картина и т.д.).
Последовательность работы: разработка эскиза, проработка технического
рисунка на миллиметровке, подготовка сколка, набор ниток, намотка ниток на коклюшки, плетение образца кружева, плетение изделия, отделка готового изделия, контроль за качеством изделия.
Практика: изготовление изделий.
6. Окончательная отделка готового изделия (10 часов)
Теория: стирка, крахмаление, утюжка.
Практика: Технологические пробы стирки, крахмаления, утюжки кружевных изделий.
7. Инструменты и приспособления для плетения гобелена (12 часов).
Теория: Правила изготовления специальной рамки для ковроткачества, набивки гвоздей, правила натягивания основы и утка. Требования к содержанию рабочего места.
Практика: Изучение правил безопасности труда и личной гигиены. Зарисовка в тетрадях основных инструментов и приспособлений для плетения гобелена, их краткая характеристика.

8. Материаловедение (10 часов).
Теория: Основные сведения о материалах используемых для плетения гобелена (нитки: хлопчатобумажные, шерстяные, вязанные всех видов, их свойства при плетении).
Практика: Проба различных видов материалов при плетении. Наматывание и натягивание ниток «основы» и «утка». Подготовка материалов к работе, организация рабочего места.
9. Основные виды плетения гобелена (16 часов).
Теория: Виды плетения гобелена: полотняный фон, «шахматки», «столбики», «косички». Их характеристика и технология выполнения. Практика: Технологические пробы (отработка приемов плетения), изготовление единого образца со всеми видами плетения.
10. Изготовление изделий (гобелен) (60 часов).
Теория: Способы создания технического рисунка, его прикрепления.
Последовательность работы: подготовка рамки, набивка гвоздей, натяжка
ниток основы и утка, подбор ниток для изделия, плетение образца гобелена, плетения изделия, отделка готового изделия, контроль за качеством изделия.
Практика: изготовление изделий (гобелен).
11. Итоговое занятие (4 часа).
Содержание: Организация выставки работ учащихся по кружевоплетению и гобелену. Поощрение наиболее трудолюбивых учащихся грамотами и призами.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 года обучения
«Творческий проект».
1. Вводное занятие (2 часа).
Содержание: Декоративно-прикладное искусство, его виды: кружево, гобелен, батик, декупаж, коллаж. Демонстрация готовых изделий искусства.


2. Декупаж (42 часа).
Теория: Подбор темы, планирование, исследование, выполнение эскизов, решение промежуточных задач. Критерии успеха проектной деятельности.
Практика: Выполнение творческого проекта в технике «декупаж» (технологический этап), оформление проекта, защита.

3. Коллаж (42 часа).
Теория: Подбор темы, планирование, исследование, выполнение эскизов, решение промежуточных задач.
Практика: Выполнение творческого проекта в технике «коллаж» (технологический этап), оформление проекта, защита.

4. Батик (42 часа).
Теория: Подбор темы, планирование, исследование, выполнение эскизов, решение промежуточных задач.
Практика: Выполнение творческого проекта в технике «батик» (технологический этап), оформление проекта, защита.

5. Вологодское кружево (42 часа).
Теория: Подбор темы, планирование, исследование, выполнение эскизов, решение промежуточных задач.
Практика: Выполнение творческого проекта в технике «вологодское кружево» (технологический этап), оформление проекта, защита.

6. Гобелен (42 часа).
Теория: Подбор темы, планирование, исследование, выполнение эскизов, решение промежуточных задач.
Практика: Выполнение творческого проекта в технике «гобелен» (технологический этап), оформление проекта, защита.


7. Итоговое занятие (4 часа).
Содержание: Организация выставки творческих проектов. Поощрение наиболее трудолюбивых обучающихся грамотами и призами. IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Основной формой работы в детском объединении «Народные художественные промыслы» является учебное занятие (70% - практические, 30% - теоретические).
Организационные формы:
Коллективная - подготовка выставочных работ.
Парная – изготовление одного изделия двумя обучающимися.
Индивидуальная - работа с каждым обучающимся.
4.1.Методы и формы работы:
1.1.По источнику передач и восприятию информации:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядный (использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий);
- практический (применяется для закрепления знаний на практике);
- проверка результатов обучения (в устной форме - с целью повторения и закрепления полученного материала, в практической форме – выполнение практической работы, для выявления приобретенных знаний).
1.2. По дидактическим задачам:
- приобретаются знания через сообщение информации и передачу личного опыта;
- формируются умения и навыки через выполнение практических заданий;
- применяются знания через выполнение готового изделия;
- творческая деятельность (показ работ на выставках, создание собственных изделий на основе традиционных образцов).
1.3. По характеру деятельности:
- репродуктивный (для приобретения необходимых умений и навыков обучающиеся повторяют за педагогом);
- частично – поисковый (обучающийся может сам выбрать в определенных изделиях цветовую гамму).

1.4. Методы, развивающие творческие способности обучающихся:
- проектная деятельность (творческий проект);
- научно-исследовательская деятельность (научный комментарий, собственные выводы);
- поисковая деятельность (сбор собственного материала, его анализ и обобщение).
На занятиях используются следующие педагогические технологии, направленные на разностороннее развитие обучающихся с учетом их творческих способностей. Среди них:
Проектное обучение - это исследовательский метод, ориентированный на выявление новых коллективных форм образовательной деятельности в развивающем обучении и нацеленный на активизацию творческих возможностей личности. В полной форме работа над проектом проходит 6 стадий: подготовка, планирование, исследование, выводы, представление или отчёт, оценка результата и процесса. Педагог выступает в роли куратора или консультанта: помогает обучающимся в поиске источников, сам является источником информации, поддерживает и поощряет обучающихся, координирует и корректирует весь процесс, поддерживает непрерывную обратную связь.
Технология личностно-ориентированного обучения – организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощённой личности, осознающей своё достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей.
Игровые технологии, строящиеся на достаточно большом количестве приёмов и методов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр (ролевые, имитационные, деловые). Основной целью данных технологий является обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений и навыков. Основным механизмом реализации этого вида технологий являются игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность (загадки, тематические игры, конкурсы).
Информационные технологии – все технологии, использующие специальные технические информационные средства: компьютер, аудио-, видео-, теле- средства обучения.
Технология мастерских - при помощи которой формируются основы художественных представлений и художественных практических знаний обучающихся и способствует эффективному развитию умений в работе с материалом. Центральное место на занятиях отводится практической, индивидуальной и самостоятельной работе, а также взаимопомощи воспитанников с разным уровнем обучения).
Технологии сотрудничества реализуют равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка. Педагог и обучающиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Технология развивающего обучения – это такое обучение, при котором главной целью является не только приобретение знаний, умений и навыков, сколько создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношении между людьми, при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и способности индивидуума. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.
Технология разноуровневого обучения - это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна, что дает возможность каждому обучающемуся овладевать учебным материалом в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности.
Здоровьесберегающие технологии – создание комплексной стратегии улучшения здоровья обучающихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть обучающийся.
Использование перечисленных выше технологий характеризует целостный образовательный процесс детского объединения и является формой организации творчества детей, где каждый ребенок не только обеспечивается полной свободой творческой инициативы, но и нуждается в продуманной стратегии, отборе средств выражения, планировании деятельности.
Условия реализации программы:
1) Учебный кабинет.
2) Учебная мебель соответствует возрастным особенностям и требованиям СанПина.
3) Поддержка санитарно-гигиенического состояния кабинета.
4) Необходимый наглядный материал: готовые изделия, иллюстрации, репродукции.
5) Материалы, инструменты и приспособления:
- краски: гуашь, акварель, тушь, кисти, бумага большого формата;
диапроектор, репродукции картин, детские журналы, литература о народной культуре;
мольберт, столы, стулья, софиты - осветительная аппаратура;
натюрмортный фон, гипсовый;
подушки для плетения кружева;
коклюшки, булавки, крючки № 1,2;
подрамники для гобелена, гвозди -1,5 см., прибивочный инструмент;
ножницы, клей, линейки;
двухсторонняя клейкая лента;
электрическая кружка с двойным дном;
чантинг (джантинг) - инструмент для нанесения контуров горячим воском в технике горячего батика;
стеклянная трубочка с резервуаром - инструмент для нанесения контуров в технике холодного батика;
рамы (деревянные) - разных размеров;
кнопки - трезубцы;
палитра;
утюг, для обработки готовых изделий;
губка или ватные тампоны;
резерв для холодного батика;
универсальный воск (для горячего батика);
соль;
салфетки;
- ткань, шелк и все его разновидности (белого цвета);
- краски для росписи по ткани;
- пряжа из натуральных и синтетических волокон, крученой и некрученой, а также шнуры и нитки № 10, 12, разнообразные по цвету и фактуре.

Каталог учебно-методических пособий:
1год обучения включает в себя следующие разделы:
- «Чем работает художник»;
- «Язык художника»;
- «О чём говорит художник»;
- «Реальность и фантазия» и «Искусство вокруг нас».
Для этих разделов имеется:
- раздаточный материал (сухие листья, шишки, каштаны);
- репродукции известных художников осенней, зимней, весенней и летней природы в различных ее состояниях (дождь, снег, метель, вьюга и т.д.);
- восковое яблоко и картофель;
- набор вырезных снежинок;
- накопившиеся рисунки;
- набор готовых бумажных самолетов и корабликов;
- схемы простейших движений человеческой фигуры;
- карточки цветов простейших форм (ромашка, тюльпан, ландыш, подснежник);
- набор цветных полосок (теплых и холодных, составных и основных);
- карточки с цветными примерами (9 штук);
2 год обучения включает в себя следующие разделы:
- «Материаловедение и оборудование для батика и коллажа»;
- «Батик. Виды техник»;
- «Изготовление изделий батика и коллажа».
Для этих разделов имеется:
- современная книга «Батик. Виды техник», где детально показана технология выполнения горячего и холодного батика;
- готовые изделия батика и коллажа;
- образцы.
3 год обучения включает в себя следующие разделы:
- «Инструменты и приспособления для плетения кружева»;
- «Материалы для кружевоплетения»;
- «Основные элементы и приемы плетения кружева»;
- «Изготовление изделий (вологодское кружево)»;
- «Инструменты и приспособления для гобелена»;
- «Материаловедение (гобелен)»;
- «Основные виды плетения гобелена»;
- «Изготовление изделий (гобелен)».
Для этих разделов имеется:
- раздаточный материал (коклюшки, подушки, подставки, крючки, булавки);
- пособие, в котором размещены все виды нитей для кружева;
- современная книга «Современный курс рукоделия», в которой иллюстративно показаны все схемы плетения кружева (перевить, сплести, плетешок, полотнянка и т.д.);
- готовые кружевные изделия;
- образцы кружев;
- рамы для гобелена;
- пособие с различными видами ниток для плетения гобелена;
- схема натягивания нитей основы;
- единый образец (4 шт.);
- готовые изделия по гобелену;
- каталоги открыток.

Контроль образовательной деятельности.
Отслеживание результатов в детском объединении направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся. Для их проверки используются следующие виды и методы контроля:
Входной, направленный на выполнение требуемых на начало обучения знаний, дает информацию об уровне подготовки обучающихся.
Для этого вида контроля используются методы:
письменный (анкеты);
игры: деловые, имитационные, драматизации.
Текущий, осуществляемый в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся.
Для этого вида контроля используются такие методы:
устные (беседа, фронтальный опрос).
наблюдения.
индивидуальные.
Тематический, осуществляемый по мере прохождения темы, раздела. Этот вид контроля подготавливает обучающихся к зачетным занятиям. Здесь используются следующие методы:
практические (выполнение изделий, образцов).
индивидуальные.
комбинированные (творческий проект).
самоконтроля (самостоятельное нахождение ошибок, анализ и устранение обнаруженных пробелов).
Итоговый, проводимый в конце всего учебного года. Здесь целесообразно проводить выставки работ обучающихся, участие в конкурсах.
К отслеживанию результатов обучения предъявляются следующие требования:
- индивидуальный характер, требующий отслеживание результатов за работой каждого обучающегося;
разнообразие форм поведения, повышение интереса к его проведению;
всесторонность, т.е. должна обеспечиваться проверка как практических, так и теоретических и интеллектуальных умений и навыков обучающихся.


Вид контроля
Средства
Цель
Действия

1
Входной
Анкеты,
педагогические
тесты.
Выявление требуемых на начало обучения знаний.
Возврат к повторению базовых знаний.
2)Продолжение процесса обучения в соответствии с планом.

2
Текущий
Педагогические
тесты,
фронтальный
опрос,
наблюдение.
Контроль за
ходом обучения.
Коррекция процесса
усвоения знаний, умений,
навыков.

3
Тематический
Практические работы,
педагогические тесты.
Определение степени условия раздела, темы программы.
Решение о дальнейшем направлении изучения материала.

4
Итоговый
Зачеты,
педагогические
тесты.
Оценка знаний обучающихся за весь курс обучения. Выявление уровня знаний, умений, навыков.
Оценка уровня
подготовки.










Кадровое обеспечение программы.
Значимым обладателем ресурсов для реализации программы является сам педагог. Его возможности обеспечиваются его личностной профессиональной позицией, способностями, опытом профессиональной деятельности.
Педагог дополнительного образования, реализующий программу «Народные художественные промыслы» - Петрова Наталия Александровна.
Образование – средне – специальное, закончила Железногорское художественное училище по специальности «Декоративно – прикладное искусство и народные промыслы». Квалификация – художник – мастер. Педагогический стаж – с 2007 года. Квалификационная категория – высшая.
Организационно-педагогическое обеспечение программы.
Педагог дополнительного образования обеспечен оптимальной педагогической нагрузкой (20 часов).
Деятельность педагога курирует методист, отвечающий за качество программно-методического обеспечения образовательного процесса. Имеется возможность для повышения профессионального уровня внутри учреждения (школа педагогического мастерства, методический совет, участие в семинарах и конференциях) и через курсовую подготовку в КИНПО (ПК и ПП) СОО.

Партнёры по осуществлению образовательного процесса.

№п/п
Наименование партнёра.
Суть и содержание партнёрских отношений.

1.
МУК «Районный дом культуры».
Совместное проведение различных выставок и мероприятий.

2.
МКОУ ДОД «Детская школа искусств им. А.М. Любимова»
Совместное проведение различных выставок и мероприятий.

3.
СОШ №1 г. Дмитриева.
Помощь в комплектовании учебных групп, отслеживание посещаемости воспитанников, консультации.

4.
СОШ №2 г. Дмитриева.
Помощь в комплектовании учебных групп, отслеживание посещаемости воспитанников, консультации.

5.
Городской краеведческий музей.
Гражданско – патриотическое воспитание, развитие социально культурной компетенции обучающихся, расширение знаний по истории родного края.

6.
Родители.
Спонсорская помощь, индивидуальные консультации по вопросам личностных особенностей и поведенческого процесса обучающихся.

7.
ЦРБ г. Дмитриева.
Консультации по формированию навыков здорового образа жизни, медицинское обслуживание обучающихся детского объединения, обеспечение лечебно – профилактических мероприятий.

V. ЛИТЕРАТУРА.

1. Литература для педагога.
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации. (Сост. Н.К. Беспятова. - М.: Айрис - пресс, 2003. - 176с. -(Методика).
Декоративно - прикладное искусство. Мн., «Нар.асвета», 1975, 112 с. С ил. (Детям о прекрасном).
Методическое пособие по изобразительному искусству. 1-4 класс. М.: Просвещение, 2006, - 191с.
Рукоделия. Альбом № 12, 1997 г. Издательство «Кунст».
Полный курс современного рукоделия. - Минск: Харвест, 2007. - 336с: ил.
Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов. Москва «Просвещение» 1992г.
Изобразительное искусство и художественный труд. Москва «Просвещение» 1992г.
Бархин М.Т. (теория, практика, проекты).
Фрилинг Г.А. «Человек - цвет, пространство».

Внешкольник №1(118) 2007г.
Давыдова Ю. «Роспись по шелку», Изд.2 - Ростов - н/Д: Феникс 2006г., 220с.
2. Литература для обучающихся и их родителей.
Стебловская Л .П. «Учись рисовать» 1995 г.
Вильчинский В.М. «Учись рисовать».
Современные журналы по изобразительному искусству.
Рукоделие. Альбом №12, 1977г. Издательство «Кунст».
Полный курс современного рукоделия. - Минск: Харвест,2007.-336с:ил.
6.Давыдова Ю. «Роспись по шелку», Изд.2 - Ростов - н/Д: Феникс 2006г., 220с.

15