Рабочая программа кружка Мастерица


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Останкинская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю:
Директор школы Шевцов М.В. Приказ № от ___________
______________________ 2015 года.
Дополнительная образовательная программа кружка «Мастерица»
Нормативный срок освоения: 4 года.
Возраст детей: 7-12 лет.
Составитель: Мужикина Наталья Николаевна – учитель начальных классов.

с. Останкино
2011 год.
Пояснительная записка
Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях практикуется системный подход к эстетическому образованию и воспитанию. Он осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», а также с помощью различных факультативов,  кружков  по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования и воспитания толерантной личности как носителя национальных культурных традиций.
Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с  декоративно  – прикладным  искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально – эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.
Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.
На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию народной философии и  декоративных  искусств, играли важную роль в организации жизни общества.
Мир, в котором живет ребенок сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве.
Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она – первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась она в народном  декоративно  –  прикладном  искусстве, в существующих и сегодня художественных промыслах.
Основным источником этой народной эстетики служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира и делала их художниками и умельцами, создавала чудесное совершенство форм. С другой стороны, образы родной природы обязательно воплощались в предметах, имевших практическое значение: в бытовых вещах, хозяйственной утвари, убранстве жилища, одежде, игрушках для детей и так далее. Вышитый передник или, скажем, полотенце – одновременно и бытовой предмет, и высокое искусство.
Из всего многообразия видов  творчества   декоративно  –  прикладное   творчество  является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы  декоративно  – прикладного  искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.
Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предначертании человека. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.
Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя. Эти маленькие «шедевры» способны стать кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования.
Немного парадоксально, что именно в наше стремительное время у все большего числа людей появляется желание заняться шитьем, вязанием, вышиванием, плетением и так далее. В наше время рукоделие перестает быть только женским, им увлекаются все больше людей и молодых, и достаточно зрелых.
Кроме того, общее увлечение родителей и детей любым видом  декоративно  –  прикладного   творчества  воспитывает у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, нужности старших и младших друг другу, сплачивает и укрепляет семью.
Осмыслить все вышесказанное помогают занятия рукоделием.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Новизна Программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, Программа построена на эстетическом воспитании младших школьников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Отличительная особенность данной Программы состоит в том, что дети знакомятся шире и глубже с разными видами русского декоративного искусства, их значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству. Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания детей средствами этого искусства выступают занятия, которые предполагают инновационную направленность.
Темы занятий Программы дают более целостное представление дошкольникам образного видения славянами устройства мира, основ зарождения орнамента и символики. Его значения выражавшегося в том, что люди всегда старались участвовать в битве света и тьмы, добра и зла.
Концептуальные основы программы построены на идеях педагогики и психологии.
- здоровый психологический климат в коллективе;
- повышение собственной значимости ребёнка, его самооценка;
- целостный подход к воспитанию и развитию личности, построенный на основе сотрудничества детей и взрослого;
-принципы обновления содержания и форм работы;
-индивидуальный подход к каждому участнику кружка в процессе коллективного творчества.
Цели  программы:
1. Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
2. Ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание народных традиций.
3. Воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни.
4. Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда.
5. Самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей.
6. Обеспечение условий для творческой активности, саморазвития и самореализации учащихся.
7. Создание предпосылок для изучения обучающимися основ  декоративно -  прикладного   творчества  посредством знакомства с разными видами рукоделия (традиционные народные куклы, лоскутная пластика, работы с соломкой и др).
8. Содействие жизненному самоопределению учащихся.
9. Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.

Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития  декоративно-прикладного   творчества.
2. Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
3. Обучить технологиям различных видов рукоделия.
4. Познакомить с правилами техники безопасности при работе с различными инструментами и материалами.
Воспитательные:
1.Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.
2.Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности.
3.Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
4.Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
Развивающие:
1.Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
2.Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.
3.Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.
4.Развивать положительные эмоции и волевые качества.
5.Развивать моторику рук, глазомер.
Мотивационные:
1.Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.
Социально-педагогические:
1.Формирование общественной активности.
2.Реализация в социуме.
Особенностью данной  программы  является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах  декоративно-прикладного  творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.
 Программа   кружка  дополнительного образования «Мастерица» по целевой направленности является  прикладной.  По содержательной направленности - художественно-эстетической.
Направления:
Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
Знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значением.
Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся должны знать:
Виды  декоративно-прикладного   творчества ; историю ремесел и рукоделий.
Народные художественные промыслы России и родного края.
Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.
Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.
Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.
Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.
Инструменты и приспособления для аппликации из соломки.
Технологию выполнения изделий в технике аппликации из соломки.
Приемы оформления работы в рамку; приемы изготовления паспарту.
Основные приемы и элементы лоскутного шитья, различных видов вышивки.
Иметь представление о традициях разных стран.
Технологию изготовления игрушек из лоскутков без применения иглы.
Технологию изготовления текстильного коллажа, аппликации.
Технологию выполнения изделий в технике кожная пластика.
Технологию работы с природными материалами.
Названия, историю, технику русских росписей.
Технологию изготовления модульных игрушек.
Должны уметь:
Правильно организовать свое рабочее место.
Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.
Работать с электронагревательными приборами.
Выполнять правила техники безопасности.
Приобрести навыки работы по изготовлению игрушек из лоскутков без применения иглы.
Подготавливать соломку к работе, окрашивать ее.
Соблюдать последовательность работ при выполнении аппликации.
Выполнять самостоятельно изученные изделия в технике аппликации из соломки.
Работать по шаблону.
Вышивать.
Изготавливать разные игрушки и сувениры.
Владеть приемами работы с кожей.
Работать с природными материалами.
Приобрести навыки работы с лоскутками.
Владеть приемами кроя, соединения и оформления изделий.
В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету.
Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.
Специфика организации кружка.

Специфика занятий, подбор изделий, участие в районном и школьном конкурсах учитывают желание ребёнка, его интерес, возможности, способности, психологические особенности.
В кружок принимаются дети по желанию, наличию свободного времени. Возможен приём в течение года.
Программа включает в себя историю возникновения вышивки шёлковыми лентами, теоретическое и практическое занятия, присутствует индивидуальная помощь.

Направление: художественное творчество.

Количество человек - 15.

Предлагаемая  программа  по различным видам рукоделия предназначена для обучения детей 7-12 лет.
Срок реализации Программы: 4 года.
Программа составлена на основе Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В.Смирнов и др. ; под ред. В.А. Горского – М. : Просвещение, 2010. – 111 с. – (Стандарты второго поколения).
Учебно-тематический план. Первый год обучения.
№ Название темы Количество часов Теория Практика Примечание
1 Вводное занятие.
2 1 1 2 Оригами.
8 1 7 3 Традиционные народные куклы. Кукла-оберег из ниток. 7 1 6 4 Аппликация. Плоскостные композиции из бумаги. Работа с бумагой, скорлупой, крупами. 7 1 6
5 Флористика. Картина из природного материала «Сухие листья». 6 1 5 6 Бисероплетение. Фенички, бусы.
8 1 7 7 Декоративное рисование «Городецкие узоры - сколько радости для глаз». Городецкий узор на кухонной доске. 6 1 5 8 Изделия из кожи.
7 1 6 9 Вышивка крестиком.
7 1 6 10 Работа в технике «Папье-маше». Изготовление лепестков для объемного цветка. 6 1 5 11 Веселый Полхов-Майдан.
5 1 4 12 Отчетная выставка детских работ.
3 2 1 13 14 ВСЕГО: 72 13 59 Содержание изучаемого курса первого года обучения:
№ Название темы Содержание
1 Вводное занятие.
Общие сведения о творческом кружке, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе кружка на предстоящий учебный год.
2 Оригами.
Оригами – в переводе с японского сложенная бумага.Из простых квадратов бумаги можно создать целый мир. Освоение техники сложения фигурок, чтение схем, работа по книгам, ознакомление с историей оригами. Овладение различными приемами работы с бумагой, Ознакомление с поэзией, сказками, мифами и художественными традициями Японии. Создание самолетиков разных типов с последующим состязанием на дальность полета, на облет препятствий, на «сверхдальний полет» и др. корабликов разных типов с последующим проведением состязаний на скорость прохождения дистанции; моделей автомобилей различных типов, модели робота, модели светофора и др.
3 Традиционные народные куклы. Кукла-оберег из ниток. Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол. Типы и виды кукол. Изготовление куклы-закрутки. Культовые и обрядовые куклы. Изготовление куклы «Барыня». Изготовление сувенира «Мешочек счастья». Изготовление сувенира «Домовичок».
4 Аппликация. Плоскостные композиции из бумаги. Работа с бумагой, скорлупой, крупами. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации. В технике обрезная аппликация дети осваивают прием работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умение видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Свойства бумаги. Разметка. Сложение из полосок фигур. Симметрия. Прорезная аппликация. Работа с полосками бумаги. Плетение. Виды плетения. Композиция. Свойства бумаги. Работа над аппликацией с использованием различных материалов.
5 Флористика. Картина из природного материала «Сухие листья». Беседа «Дары леса». Сбор листьев (занятные веточки и корешки различных растений, кора сосны, березы, еловые шишки, мох, цветы, семена и т.д.) Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук. Изготовление картины «Пейзаж» из природных материалов.
6 Бисероплетение. Фенички, бусы.
Показ на подиуме украшений из бисера. Виды бисера, стеклярус. Знакомство с техникой плетения. Выполнение творческих работ в технике «Бисер». Уровень сложности выполняемых работ зависит исключительно от степени готовности, интересов и способностей. Занятие направлено на развитие художественного вкуса, внимания, мелкой моторики, фантазии.
7 Декоративное рисование «Городецкие узоры - сколько радости для глаз». Городецкий узор на кухонной доске. Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному, учить выбирать для изображения одну из предложенных вариантов композиции или самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи; познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглёнными штрихами, белыми точками. Роспись кухонной доски.
8 Изделия из кожи.
Техника безопасности при работе с кожей. Практическая работа «Свойства кожи». Подготовка кожи к работе, работа над эскизом, подбор материала для работы, оформление тематического панно, броши, сувенира, ремешка для часов (применяя термообработку).
9 Вышивка крестиком.
Материалы для вышивания: канва, мулине, иглы, пяльцы, схемы. История вышивки. Стежок крестом, стежок «назад иголку», стежок неполным крестиком. Выбор схемы для вышивания. Подбор ниток. Вышивка по выбранным схемам. Оформление готовых работ.
10 Работа в технике «Папье-маше». Изготовление лепестков для объемного цветка. Доклад на тему техника «Папье –маше» . Подготовка материала для работы. Выбор макета для работы. Изготовление лепестков для объемного цветка, сушка, покраска, оформление.
11 Веселый Полхов-Майдан.
Расширить знания детей о Полхо-Майданской росписи, учить детей по собственному замыслу изображать живописные цветы, передавая их движение, воспитывать интерес и любовь к промыслу.
12 Отчетная выставка детских работ.
Подведение итогов. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач. Подготовка итоговой выставки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки творческих работ. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Учебно-тематический план. Второй год обучения.
№ Название темы Количество часов Теория Практика Примечание
1 Вводное занятие.
2 1 1 2 Квилинг.
8 1 7 3 Традиционные народные куклы. Лепка филимоновских игрушек. 7 1 6 4 Художественная соломка.
7 1 6 5 Флористика. Изделия из пуха.
6 1 5 6 Веселый бисер. Изделия с использованием проволоки. 8 1 7 7 Гжельские узоры.
6 1 5 8 Панно из кожи «Виноград».
7 1 6 9 Вышивка шелковыми лентами.
7 1 6 10 Работа в технике «Папье-маше». Фигурная ваза. 6 1 5 11 Золотая хохлома. Коллективное панно.
5 1 4 12 Отчетная выставка.
3 2 1 13 14 ВСЕГО: 72 13 59 Содержание изучаемого курса второго года обучения:
№ Название темы Содержание
1 Вводное занятие.
Расширение представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Знакомство с изделиями различных промыслов. Воспитание уважительного отношения к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формирование положительной эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений народных мастеров. Показ взаимосвязи устного, изобразительного и музыкального народного искусства. Повторение правил техники безопасности при работе.
2 Квилинг.
Сказка из истории КВИЛИНГА. Показ готовых работ. Тренировочные упражнения «Веселые завитки». Выполнение плоскостной и объемной работы. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трех цветовых гамм.
3 Традиционные народные куклы. Лепка филимоновских игрушек. Занятие призвано воспитывать аккуратность в работе, развивать у детей замысел, самостоятельно выбирать способ лепки, учить детей лепить пластическим способом из целого куска. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Пользоваться стекой. Закреплять умение плотно скреплять части. Передавать пластику перехода одной части к другой (от шеи к туловищу). Лепка, покраска, роспись Филимоновских игрушек.
4 Художественная соломка.
Из истории соломенных поделок. Инструменты и материалы. Подготовка соломки к работе. Способы окрашивания соломки. Упражнения по окрашиванию соломки. Выбор рисунка для панно из соломки. Перевод рисунка на бархатную бумагу. Подготовка соломенных ленточек. Перевод рисунка на пластины из соломки. Вырезание фрагментов рисунков из соломенных пластин и их подгонка. Наклеивание фрагментов рисунка на фон панно. Выполнение образца узора для панно. Оформление панно в рамку. Изготовление панно «Веселое лето».
5 Флористика. Изделия из пуха.
Сбор пуха для работы с аппликацией, обработка, выбор и составление композиции. Выполнение панно «Зайчата», «Белочка», «Цветы».
6 Веселый бисер. Изделия с использованием проволоки. Яркие разнообразные, фантастические животные, насекомые, человечки всего за одно занятие. Любимый подарок для дорогих людей – фантастически завораживающие цветы. Изделия представляют собой миниатюрную игрушку из ниток на гибком каркасе. Эти занятия - прекрасная возможность для развития мелкой моторики, усидчивости, наблюдательности фантазии, своего взгляда на окружающий мир.
7 Гжельские узоры.
Закрепить знания детей о гжельском промысле; росписью. Учить подбирать цвета красок. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность. Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров закрепить умение лепить из глины разными способами (пластический, комбинированный, конструктивный), используя мотивы Гжели. Роспись заготовок под Гжель.
8 Панно из кожи «Виноград».
Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Знакомство с техникой изготовления декоративного ремня. Коллективное выполнение панно из кожи.
9 Вышивка шелковыми лентами.
Понятие о вышивке Шелковыми лентами. Появление и развитие данной вышивки. Традиции ручного вышивания. Особенности современной вышивки атласной лентой. Значение вышивки в эстетическом формировании интерьера. Тренировка в выполнении простых швов. Освоение приемов ручной вышивки. Выполнение картины «Удивительные цветы».
10 Работа в технике «Папье-маше». Фигурная ваза. Повторение сведений о технике «Папье-маше». Выполнение работы «Фигурная ваза».
11 Золотая хохлома. Коллективное панно.
Продолжать знакомить детей с хохломской росписью, учить подбирать цвета красок к фону чаш и ваз. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов хохломской росписи. Закреплять умение рисовать концом кисти, «тычком», правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность.
12 Отчетная выставка.
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки творческих работ. При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Календарно-тематический план. Третий год обучения.
№ Название темы Количество часов Теория Практика Примечание
1 Вводное занятие.
2 1 1 2 Модульные игрушки из бумаги.
8 1 7 3 Изготовление игрушек для кукольного театра. 7 1 6 4 Лоскутная пластика.
7 1 6 5 Флористика. Поделки из березовой коры. 6 1 5 6 Разноцветный бисер. Объемные животные. 8 1 7 7 Лепка «Дымковский индюк».
6 1 5 8 Кожная пластика. Картина «Удивительные цветы». 7 1 6 9 Вышивка гладью.
7 1 6 10 «Папье-маше».
6 1 5 11 «Жостовский поднос». Роспись силуэтов посуды. 5 1 4 12 Отчетная выставка.
3 2 1 13 14 ВСЕГО: 72 13 59 Содержание третьего года обучения:
№ Название темы Содержание
1 Вводное занятие.
Беседы о народных художественных промыслах, рассматривание подменных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов, дидактические игры по разным видам народных промыслов, рассматривание таблиц с элементами росписей, выделение композиции узора, цветосочетания, создание изделий по народным промыслам, декоративное украшение изделий. Техника безопасности.
2 Модульные игрушки из бумаги.
Бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру. Большая роль овладении бумагопластикой отводится коллективным работам. За короткий промежуток времени на занятии ребёнок может сделать одну или две фигуры, он выразил себя технически, но морально не удовлетворён. Но если ребёнок создаёт коллективно одну большую картину, он получает конечный результат гораздо быстрее и воспринимает готовую работу целостно, как свою собственную.
3 Изготовление игрушек для кукольного театра. Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для изготовления различных частей куклы. Порядок изготовления головы куклы (куклы-девочки, зайца, волка, медведя, деда, бабушки и др.) Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей.
4 Лоскутная пластика.
Из истории лоскутного шитья. Материалы, инструменты, оборудование. Приемы работы с лоскутами. Выбор изделия из лоскутов. Составление эскизов. Подбор лоскутов. Выполнение выкроек-лекал деталей изделия. Раскрой деталей прихватки из лоскутов. Сшивание лоскутного полотна на швейной машине. Сборка готового изделия. Изготовление панно «Веселое лето». Подбор лоскутов, перевод рисунка на ткань, подготовка лекал, раскрой лоскутов.
5 Флористика. Поделки из березовой коры. Продолжать знакомство детей с изделиями из бересты. Закрепить умение составлять узор для туеса из простых элементов узора (листьев, бутонов, цветов), располагать их на полосе, путём свертывания полосы (когда краска высохнет) сделать браслет, полюбоваться узором на объёмной форме.
6 Разноцветный бисер. Объемные животные. Повторение техники Бисер. Выполнение объемных животных.
7 Лепка «Дымковский индюк».
Знакомство детей с дымковскими сюжетными изделиями, их содержанием и художественными особенностями; Обучение художественным средствам в сюжетной лепке; упражнение в составлении сюжетных композиций, в подборе для них соответствующих дымковских игрушек, ранее расписанных детьми; продолжение формирования навыков коллективной работы (умения договариваться, распределять работу, оказывать друг другу помощь).
8 Кожная пластика. Картина «Удивительные цветы». Подготовка кожи к работе; работа над эскизом; подбор материала для работы; оформление тематической картины Удивительные цветы.
9 Вышивка гладью.
Зарисовка простейших стежков. Вдевание нитки в иголку. Технология вышивки. Выполнение технологического рисунка для картины по выбранному эскизу. Изготовление картины Ветка сирени.
10 «Папье-маше».
Разработка и изготовление модели глиняной посуды.
11 «Жостовский поднос». Роспись силуэтов посуды. Закрепить умение детей расписывать «подносы» (вырезанные из цветной бумаги разной формы) по мотивам жостовской росписи. Учить размещать узор не только в центре, но по углам и на сторонах. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству. рассматривание иллюстраций с жостовским промыслом, открыток с цветами, букетами, натюрмортом. Составлять букеты из крупных и мелких цветов, наносить мазки. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.
12 Отчетная выставка.
Подведение итогов. Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме того, школьники могут высказывать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год. Подготовка итоговой выставки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки и аукциона творческих работ. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ. Участие в ежегодном конкурсе детских работ .
Календарно-тематический план. Четвертый год обучения.
№ Название темы Количество часов Теория Практика Примечание
1 Вводное занятие.
2 1 1 2 Бумагопластика или объемное конструирование. 8 1 7 3 Мягкая игрушка.
7 1 6 4 Модульная аппликация.
7 1 6 5 Флористика.
6 1 5 6 Бисероплетение. Необыкновенное ожерелье. 8 1 7 7 Русская матрешка. Изготовление и роспись. 6 1 5 8 Изделия из кожи. Бижутерия.
7 1 6 9 Предметы домашнего уюта, декорированные вышивкой. 7 1 6 10 Папье-маше. Игрушки-шарики.
6 1 5 11 «Холодный» батик.
5 1 4 12 Отчетная выставка.
3 2 1 13 14 ВСЕГО: 72 13 59 Содержание четвертого года обучения:
№ Название темы Содержание
1 Вводное занятие.
Требования по технике безопасности при работе с инструментами. Задачи и план работы кружка. Правила поведения. Оборудование рабочего места. Правила техники безопасности. Материалы для кружка. Показ образцов изделий.
2 Бумагопластика или объемное конструирование. Бумажная пластика выполняется в определённой последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, подбор бумаги, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление. Материалы и инструменты для изготовления корзинок из бумаги. Разметка и нарезка полосок из бумаги. Знакомство с техникой плетения. Изготовления составных частей для будущего изделия. Соединение составных частей изделия. Покраска изделия. Покрытие изделия лаком, сушка. Изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм.
3 Мягкая игрушка.
Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала . Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки. Освоение безопасных приемов работы со швейной иглой при работе на электрической швейной машине; ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки.
4 Модульная аппликация.
Модульное оригами. Виды модулей. Способы скрепления модулей (с использованием и без использования клея). Объем. Как предать фигуре из бумаги объем. Композиция. Виды конструирования. Выбор материалов, способов обработки, умения планировать.
5 Флористика.
Картины из природного материала – солома, сухие листья и травы, пух.Дети овладевают технологией работы с засушенными листьями, пухом и соломкой, научатся работать с гуашью, акварелью, угольным и простым карандашом. Занятия флористикой развивают эстетический вкус, усидчивость, мелкую моторику.
6 Бисероплетение. Необыкновенное ожерелье. Повторение техники плетения. Выполнение творческих работ в технике «Бисер». Уровень сложности выполняемых работ зависит исключительно от степени готовности, интересов и способностей.
7 Русская матрешка. Изготовление и роспись. Обогащение знаний детей о русской матрёшке; ее образу. Изготовление фигурки из целого куска глины, вы лепить матрёшек разных по величине; воспитывать аккуратность в работе и интерес к народному творчеству. Закрепить знания детей о матрёшках из разных областей России:(семеновская, Загорская, Полхо-Майданская); познакомить с приемами верховой росписи (лессировки); Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров той лил иной росписи.совершенствовать навыки и приемы работы мягкой кистью. Создавать радостную атмосферу на занятии, стараться вызвать у детей желание самостоятельно рисовать красками. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Развивать творчество и фантазию.
8 Изделия из кожи. Бижутерия.
Подготовка кожи к работе; работа над эскизом; подбор материала для работы. Разработка эскизов декоративных украшений из кожи.
9 Предметы домашнего уюта, декорированные вышивкой. Особенности выполнения технологического рисунка для оформления предметов домашнего уюта (фартука, подушки, салфетки). Декорирование вышивкой атласными лентами.
10 Папье-маше. Игрушки-шарики.
Повторение техники Папье-маше. Изготовление игрушки с использованием воздушного шарика. Анализ собственной поделки и поделки товарища.
11 «Холодный» батик.
Особый смысл декора (украшения) в декоративно-прикладном искусстве. Мода и ее связь с декоративным искусством. Понятие о ритмической, или пластической, композиции, ее тональное решение. Симметричные и асимметричные композиции их основные решения в построении. Компьютерная разработка эскизов со свободным расположением элементов рисунка, композиция платка. Инструменты и приспособления для работы в технике Батик. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка на ткани.
12 Отчетная выставка.
Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах декоративно-прикладного искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства. Подготовка итоговой выставки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки творческих работ. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ. Отбор работ для выставки декоративных работ.

Методическое обеспечение кружка Мастерица.
Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством:
Беседы;
Занятия на основе метода интеграции;
Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
Выставки в мини-галерее изделий русского декоративно-прикладного искусства;
Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в школе и в поселке;
Просмотр видеофильмов;
Экскурсии;
Дидактические игры;
Использование силуэтного моделирования
Экспериментирование с различными художественными материалами;
Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки.
Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;
Сочинение сказок. Рассказов, историй о своих работах;
Использование физминуток;
Создание книг по декоративно-прикладному искусству.
В работе используются различные методы и приемы: одномоментности ( обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение); жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
Программа знакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.
Техническое оснащение занятий: использование компьютерных презентаций.

Итоги реализации дополнительной образовательной программы покажет выставка - ярмарка, запланированная на конец мая месяца.
Список используемой литературы.
Энциклопедия «Вышивка шелковыми лентами». Техника. Приемы. Изделия. Москва, «АСТ – Пресс», 2003 год.
Лучшие техники для любителей вышивки. Самое полное руководство по вышивке. Анна Скотт. Москва. Издательство «Альбом», 2006 год.
Артамонова Е. В. Соломка, скорлупка, цветочек – подарки для мам и для дочек: Секреты-самоделки – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 64 с.
Борисова А.В. Вышивка. Макраме. Филейное вязание: 500 узоров и модных аксессуаров для вашего дома.- М.: РИПОЛ классик, 2005.-320 с.: ил.-(Советы для дома).
 Декоративно-прикладное   творчество . 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / авт.-сост. О.Я.Воробьева. – Волгоград: Учитель, 2009 – 140 с.: ил.
Дильмон Т. Полный курс женских рукоделий / Пер. М. Авдониной, - М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 704 с., ил. – (Книга для всей семьи).
Кузьмина М.А. Азбука плетения. Второе издание. – М.: Легпромбытиздат, 1992. – 320 с.: ил.
Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы \ авт.-сост. Е. А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2008. -137 с.:ил.
Студия  декоративно-прикладного   творчества :  программы , организация работы, рекомендации \ авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград? Учитель, 2008 – 250 с.
Уроки труда. 5 класс. Макраме. Вышивание: поурочные планы \ сост. С. И. Припеченкова, Э. Ю. Глушкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 62 с.
Структура проведения занятия
по декоративно-прикладному искусству
Занятие


Итог (анализ)
Беседа, диалог
Подбор художественных материалов
Демонстрация
Физминутка
Практическая работа