Тема: ЗА ЛЕСОМ УВИДЕТЬ ДЕРЕВЬЯ! (Как оценить деятельность каждого ученика в групповой работе?)


Тема: ЗА ЛЕСОМ УВИДЕТЬ ДЕРЕВЬЯ!
(Как оценить деятельность каждого ученика в групповой работе?)
Цель: формирование умения учителя оценивать работу каждого ученика в группе через взаимооценивание.
Задачи:
Актуализировать знания учителей о способах и видах оценивания (что мы оцениваем и как?)
Способствовать пониманию эффективности критериев для оценки каждого ученика в групповой работе.
Дать возможность учителям разработать лист оценивания учащихся в групповой работе.
Результаты: учителя имеют чёткое представление о применении взаиомоценивания, умеют разрабатывать критерии оценивания каждого ученика в групповой работе.
Ключевая идея: Хороший лук трудно натянуть, но посланная из него стрела летит высоко и вонзается глубоко (Мо-цзы)
Ход тренинга:
Настрой на работу.
Признаком благополучия человека является его способность смеяться.
Ф.ФарреллиСегодня 1 апреля – День смеха. Поэтому я бы хотела начать сегодняшний наш семинар с сеанса смехотерапии. В наш сложный кризисный период смехотерапия особенно актуальна! Оптимизм и позитивный настрой помогут скорее решать проблемы, давая бодрость и энергию для преодоления трудностей. «Весёлое сердце живёт долго» - У.Шекспир.
Смех является наиболее лёгким способом перевести нас в «открытое и позитивное состояние», в котором мы скорее способны найти ответы на трудные вопросы. Смех делает нас более восприимчивыми к новой информации.
Смех здоровье продлевает
И об этом каждый знает.
Так давайте посмеёмся
Или просто улыбнёмся.
Улыбнитесь и удерживайте улыбку. Ход мыслей и даже настроение начнут улучшаться – и вот Ваша улыбка стала уже не наигранной, а настоящей. Даже если сразу Ваша улыбка будет наигранной, то через несколько секунд вы убедитесь в её искренности. Наш мозг устроен так, что на любую улыбку отвечает подобным образом.
Смех – это замечательная дыхательная гимнастика, а ещё этот весёлый процесс укрепляет мышцы пресса. Полчаса хохота можно приравнять к пятидесяти поднятиям туловища из положения лёжа. Смех способствует вентиляции лёгких, доступу кислорода в мозг, очищает бронхи, облегчает дыхание. Кроме того, все мы знаем, что смех – источник гормона счастья. Глубоко вдохните и медленно выдохните. Дышите через нос. Воздухом сначала заполняйте живот, потом грудь. Заполняйте все отделы лёгких. После вдоха делайте полный глубокий выдох. Воздух должен сначала выйти из лёгких, потом из живота до тех пор, пока в теле не останется воздуха совсем. Представляйте, что при вдохе в тело вливается жизненная энергия, а при выдохе Вас покипает негативная энергия.
Смех – это естественный антидепрессант. Упражнение «Смех по телефону». Каждый из участников делает вид, что говорит по мобильному телефону, а потом, установив связь друг с другом глазами, скандирует «хо-хо-хо, ха-ха-ха».
Упражнение «Петух на сковороде». Прыгаем, как петух на сковороде (то на левой ноге, то на правой). Помним, что занимаясь смехотерапией, мы избавляемся от негатива и болезней, делая свою жизнь весёлой и радостной.
Деление на группы: «побалуйте себя сладеньким». Действенным способом как быстро улучшить настроение является метод разрешения себе того, что нам нравится. В большей степени это касается приёма пищи. Давно замечено, что приём вкусной пищи напрямую влияет на наше настроение самым быстрым способом.. Поэтому делиться на группы мы будем с помощью выбранной Вами конфеты. (распределение на группы)
Объявление темы тренинга. «За лесом увидеть деревья». Обоснование выбора темы тренинга: очень часто родители дома от своих детей на вопрос «Как дела в школе? Какую отметку получил?» слышат в последнее время типичный ответ «Всё хорошо! Работали в группе, отличники отвечали, а все получили хорошие отметки». Как же организовать работу в группах, так, чтобы каждый участник группы получил справедливую отметку, ту, которую он заслужил. Цель тренинга: формирование умения учителя оценивать работу каждого ученика в группе через процесс взаимооценивания. А для начала мы напишем своё имя на полосках бумаги и положить их в стаканчики.
«Где мы находимся?» - создание психологической атмосферы. Задание: Из листочка вырезать фигуру человека (лучше свою), подписать и завершить фразу «Я хороший учитель, потому что я…» . требуется подобрать слова, которые по вашему мнению наиболее ярко вас характеризуют. Расположение на ступеньке по уровню знания материала семинара (самооценка) (цветная бумага)
Задание: «Пойми меня» (ватман, маркеры) "Пойми меня" Насколько вы можете друг друга дополнять, взаимодействовать друг с другом.
Каждому участнику группы даётся карточка с заданием, которое он должен выполнять, не говоря ни слова, т.е. молча. Задание друг другу не показываем. Всю работу вы будете выполнять и оформлять на постере.
1) На башне должно быть только 6 окон.
2) Вокруг башни растут 3 дерева.
3) Башня состоит из 10 этажей.
4) Вся башня должна быть обведена синим контуром.
5) На небе сияет солнышко.
6) На вершине башни веет синий флаг.
Выполнение задания. Представление результатов работы, обсуждение.
Вступление: проблема правильности, объективности оценивания учебных достижений началась с момента введения отметочной системы. Послушаем великого педагога Ш.Амонашвили о происхождении отметки, его отношению к выставлению отметок детям. Просмотр видео-отрывка из к/ф «Кафедра» (35 лет назад об оценивании, уже тогда стояла проблема оценивания).
Что же такое взаимооценивание?
Перед Вами постер «ДО, ПОСЛЕ»:
Оценивание в учебной деятельности
Самооценивание и взаимооценивание  должно происходить на основе
Для эффективного самооценивания  и взаимооценивания необходимо:Навык самооценивания у учащегося должен формироваться изСамооценивание и взаимооценивание – это
Оценивание одноклассников играет очень важную роль, поскольку
— это вид деятельности по установлению ценности достигнутой учеником.
- критериев, а не на основе эмоций. •    понимание учащимся, как оценивается их   результат работы; ƒ•    развитие навыков критического мышления;•    развитие объективизма; •    концентрирование внимания учащихся на своих целях. 
- оценок своей работы по целому ряду критериев
- это совместная работа, коллективное творчество, умение работать в команде,  возможность  сообща решать проблемы и приходить к общему решению
- оно повышает уровень мотивации, позволяет ученикам общаться на своем языке, способствует принятию критики, повышает уверенность в себе в дискуссии с учителем, а также позволяет учителям отстраниться от процесса и наблюдать.
Теория:
Одной из особенностей групповой работы на уроке является специфика оценивания этой работы, когда, например, групповая оценка во многом зависит от учащегося, который будет озвучивать итоги этой работы, т.е. выступать перед классом.
Целесообразность оценивания работы в парах и группах
Приступая к планированию работы в парах или группах, необходимо решить для себя проблему оценивания деятельности учащихся.
Во-первых, нужно определить, когда оценивание целесообразно, а когда – нет. Например, при организации работы в группах во время изучения новой темы оценивание целесообразно далеко не всегда, если же речь идёт о закреплении или повторении материала, то оценивание работы учащихся просто необходимо.
Оценивание работы в парах при изучении нового материала
При изучении нового материала оценивание работы в парах может осуществляться следующим образом:
Устная взаимооценка при помощи вопроса по теме партнёра. (Например: каждый из участников пары изучал свой фрагмент нового материала, затем объяснял его своему соседу. Взаимооценка: каждый участник отвечает на вопрос, относящийся не к тому фрагменту, который он изучал самостоятельно, а к тому, что он прослушал.) Устная взаимооценка по критериям.
При изучении нового материала оценивание работы в группах может осуществляться следующим образом:
Взаимооценивание внутри группы при помощи таблицы критериев
Взаимооценивание чужих работ по критериям или образцу
Сложности оценивания работы в парах и группах
Несомненно, основная сложность будет заключаться в вопросе оценивания слабых учеников, когда вы знаете, что ученик материал знает плохо, выполнить самостоятельно хорошо работу не может, но попадая в сильную группу «выезжает» за счёт других. Ещё одна сложность заключается в том, что при взаимооценивании проявляется «ученическая солидарность» и взаимопомощь учащихся. Конечно, они не захотят поставить своим друзьям плохую оценку.
Эти проблемы каждый учитель должен решить для себя.
При взаимооценивании нужно не ставить оценки, а ставить плюсы и минусы по каждому из критериев, оценку будет давать определённое количество итоговых плюсов и минусов.
Но прежде, чем начать планировать работу в парах или группах на конкретном уроке, необходимо решить для себя – что будет оцениваться: конечный результат или работа учащихся на уроке.
Критерии для оценивания работы группы (примерная табл. для учителя):
№ гр. Правильность изложения материала Логика изложения материала, чёткость Культура изложения материала Дополнения других групп Поведение в группе, умение сотрудничать
I          
II          
III          
IV          
Критерии для оценивания выступления от группы:
Время
Правильность
Доступность изложения
Логика изложения
Речь
Эмоциональность
В целом, необходимо отметить, что каждый учитель имеет возможность самостоятельно устанавливать критерии, причём не только для работы в группах вообще, а на каждую отдельно взятую тему, в зависимости от целей и задач урока и конкретной групповой работы.
В. Оценивание работы группы и работы каждого из ее членов.
Деятельность учеников следует оценивать часто, причем оценки получают и отдельные участники, и вся группа в целом. Разумеется, ребята должны знать критерии и систему оценки еще до начала работы. Возможно, коллективно выработать критерии оценки.
Распространенная практика, когда в группе отвечает один человек по собственному желанию или по выбору группы, часто приводит к тому, что в группе работают не все участники, а только самые активные. В этом случае пропадает смысл групповой работы. Учителю необходимо следить, чтобы каждый раз в группе отвечал другой человек (для удобства, особенно при смене состава группы, отвечающих можно фиксировать). Отвечающих можно назначать заранее, или делать это непосредственно перед ответом. Можно разработать систему дополнительной оценки активно работающих и отвечающих (например, прообраз рейтинговой оценки).
При успешном руководстве учителем процесса взаимооценивания учащимися, у них не возникнет вопросов к объективности оценки. Сущность взаимооценивания заключается в том, что у учеников имеются четкие цели оценивания, которых они должны достичь в процессе работы, а помогают ученикам в этом ясно и просто сформулированные критерии.Как показывает практика, объективное взаимное оценивание между учениками с использованием правильно разработанных «критериев успеха» позволяет повысить уровень успеваемости учащихся, а также развивает критическое мышление и рефлексивные навыки.
Задание: «Соотнести определения и понятия»
Используя ключевые слова, Заполнить таблицу, включая 2 понятия - традиционное оценивание и формирующее оценивание. Сравнить, найти общее и различие.
Может травмировать ученика и снижать его мотивацию
Обеспечивает участие ученика в процессе обучения
Жесткая шкала оценивания (отсутствует вариативность)
Формирование адекватной самооценки
Непрерывно (диагностика процесса обучения на начальной и промежуточной стадии)
Малоинформативно для ученика
Формирует учебный процесс, улучшая качество обучения
Обеспечивает индивидуальный подход к ученику
Формирует учебный процесс, обеспечивая основания для выставления отметок
Принцип самооценки и способы улучшения результата
Обеспечивает обратную связь
Функции: обучающая, воспитательная, ориентирующая, стимулирующая, диагностическая, формирование самооценки.
Традиционное оценивание Формативное оценивание
Оценивание на конечной стадии обучения
Задание : Составить постер по группам:
1 группа «Техники оценивания »(Приложение №1)
2 группа « Оценивание при групповой работе» ( Приложение №2)
3 группа « Обратная связь» (Приложение №3)
По принципу «группа обучает всех» презентовать работу участникам других групп.
(Приложение)
Работа над постером «ДО, после»
(завершение)
Рефлексия/оценивание (распечатаь)
Радуга – на каждой полосе вопрос, начинающийся с буквы названия цвета:
Как я поняла смысл сегодняшней работы?
О чём я узнала?
Жизненно важно ли это для меня?
Зачем мне это надо?
Где я это применю?
С какими трудностями я могу столкнуться?
Фееричное открытие о себе?
Рефлексия: при выходе с тренинга определите своё место .На плакате «Острова настроения», на которых написаны слова. Ожидание, наслаждение, огорчение, неопределенность, недоумение, разочарование, радость. Прикрепите стикеры (смайлики) к тому острову, которому соответствует ваше эмоциональное состояние по итогам прошедшего занятия.