Технологическая карта к уроку по русскому языку в 3 классе по теме Дательный падеж. Словарный диктантпо системе Перспективная начальная школа.


Урок русского языка по теме
«Дательный падеж имён существительных. Словарный диктант.»
Цели деятельности учителя Научить распознавать в тексте существительные в дательном падеже, а также научить задавать к ним как падежные, так и смысловые вопросы.
Тип урока Постановка и решение учебной задачи
Планируемые образовательныерезультаты Предметные: научиться различать падежные вопросы имён существительных; сравнивать падежи имён существительных ; получить возможность научиться находить в предложении словосочетания, ставить вопрос от главного слова к зависимому, подобрав «ключевое слово», определить падеж имени существительного.
Метапредметные: регулятивные – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; познавательные – строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Личностные: адекватно воспринимать оценку собственной деятельности, данную одноклассниками, учителем.
Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Организационная структура урока
Этапы урока Обучающиеи развивающиекомпоненты, заданияи упражнения Деятельность учителя Деятель-ностьучащихся Формы
взаимо-
дейст-
вия Универсальные учебные действия Форма контроля
1 2 3 4 5 6 7
I. Организа-
ционный момент Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. Приветствие учащихся. Фиксирование отсутствующих.
– Проверим готовность к уроку.
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать!
– Я надеюсь, что у нас всё получится! Улыбнитесь друг другу и мне. Сообща-ют о готов-
ности к уроку Фрон-
таль-
ная. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место. Устный
опрос.
II.
Чистописа-
ние. Система упражнений по чистописанию Педагог организует чистописание для развития техники аккуратного письма:
Показ образца написания буквы по анимированному плакату Илюхиной
«Учимся писать правильно».

Виды соревнования при работе над каллиграфией буквы Тт.
1. Представитель какого экипажа
напишет на доске букву каллиграфически
правильно?

2. Игра «Хулиганка- резинка».
Восстановить испорченные буквы на интерактивной доске.
Из вариантов записи найти тот,
где данная буква написана правильно.
Доказать верность своего выбора по
концептуальной таблице:
Линии сравнения
Высота элементов буквы.
Расстояние между элементами.
Наклон элементов буквы.
Размещение элементов относительно
нижней строки.
Повторя-
ют в воздухе
написа-
ние буквы под счёт. Фрон-
таль-
ная. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха, связывая достижения с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: общеучебные –
извлекают необходимую информацию из объяснения учителя; логические – сравнивают элементы букв, их наклон и высоту по нескольким основаниям; находят закономерности в написании узора из элементов букв, продолжают данный узор в тетради. Наблю-дение.
1 2 3 4 5 6 7
III. Подготовка
к восприятию
нового материала.
Сообщение темы урока. Вступительное слово учителя.
Сообщение темы урока. Определение целей урока. Определение задач урока. Составление плана работы по теме урока. Педагог задаёт вопросы и комментирует ответы обучающихся, предлагает сформулировать цель урока.
– Откройте раздел «Содержание». Какую тему изучали на прошлом уроке?
Родительный падеж имён существительных.
– Назовите страницу учебника, на которой будем работать сегодня.
Учебник 1 часть с. 79-80
– Прочитайте тему урока.
Дательный падеж.
– Определите цели урока, используя опорные слова:
• Мы познакомимся с…
• Мы узнаем…
• Мы вспомним…
• Мы будем уметь…
• Мы сможем поразмышлять…
Обсуж-
дают тему урока. отвеча-
ют на вопросы учителя, форму-
лируют цель урока.
Фрон-
таль-
ная. Познавательные: ориентируются в учебной книге, читают язык условных обозначений; находят нужную тему по страницам раздела «Содержание»; отыскивают в специально выделенных разделах нужную информацию; работают с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы ).
Регулятивные: определяют тему и цели урока; устанавливают последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний. Устные ответы
IV.
Кроссворд
словарных
слов, составлен-
ный по тетради
на печатной
основе
с. 6-50 Работа с толковым словарем. Определение словарного слова по его толкованию. Использование интерактивного задания:
 http://LearningApps.org/display?v=p0d57g1f316Кроссворд словарных слов, изученных в 3 классе в 1 четверти. "Перспективная начальная школа". Работа по печатной тетради с. 6- 50.
Автор кроссворда- учитель
начальных классов МАОУ
гимназии № 6 г. Хабаровска
Щербакова Ольга Алексеевна
Ав
Состояние атмосферы в данном месте , в данное время.( погода)
Четвёртый день недели. ( четверг)
Командная игра, в которой игроки ногами пытаются забить мяч в ворота соперника.
(футбол)
Торжество или празднество.(праздник)
Дорога, замощённая щебнем или всякая дорога с твёрдым покрытием. (шоссе)
Насаженное на рукоятку металлическое орудие для рубки с лезвием и обухом.
(топор)
Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (автобус)
Городская наземная электрическая железная дорога. ( трамвай)
Хлебный злак. (пшеница)
Участок земли- грядки под овощами, обычно вблизи дома. (огород)
Многоместный электрический автомобиль для перевозки пассажиров. (троллейбус)
1Снаряд для фейерверков.2. Беспилотный летательный аппарат. 3. Быстроходное речное пассажирское судно. ( ракета)
Большая станция на путях сообщения.
(вокзал)
Современная электронная машина для сбора цифровой информации во всех областях научных знаний. (компьютер)
Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам. ( аллея)
- Какое новое словарно слово появилось в кроссворде? ( аллея)
-Постарайтесь это слово запомнить, пропи-
шите его три раза. Написание каких букв в этом слове нужно запомнить.
- Какая надпись появилась под кроссвордом, между какими буквами нужно сделать пробел, что бы появилась тема нашего урока? ( й, п)
Опреде-ляют
словар-
ные слова,
печатают
их в
крос-
сворде.
Записывают словар-ный
диктант.в тетради
Проверя-ют напи-сание
словар-ных слов
Прописывают но-вое сло-варное слово.
Записывают тему урока.
Фрон-
таль-
ная.
Инди-
виду-
альная
Фрон-
таль-
ная. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении , связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: работают с дополнительной литературой
( толковым и орфографическим словарями).
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; выполняют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Коммуникативные: участвуют
в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи).
Самос-
тоятельное чтение.
Устные ответы.
Работа с толко-вым ,
орфо-графи-ческимслова-
рями.
V.
VI. Постановка проблемной задачи. Перечитывание текста упражнения с целью решения проблемной задачи.
Решение проблемной задачи.
Решение проблемной задачи.
Создание проблемной ситуации на уроке. Определение путей разрешения ситуации. Перечитывание текста упражнения с использованием технологии критического мышления для обучения чтению и письму (чтение с остановками). Организация диалога (беседы по прочитанному тексту упражнения).
Работа по учебнику( 1 ч. с. 79-89 упр. 65)
-Прочитайте отрывок из известного вам стихотворения. В форме какого падежа стоят все выделенные в тексте существительные?
(Обсуждение в экипажах).
-Докажите свою точку зрения.
( Представители экипажей:
Все выделенные существительные стоят в дательном падеже, потому что отвечают на вопросы КОМУ? ЧЕМУ?
Перед словами в дательном падеже можно поставить ключевое слово «ДАМ».)
- Подтвердите примерами из текста, что существительные в форме дательного падежа употребляются с предлогами и без предлогов.
Игра «Футбол» ( ученики, ответившие правильно, отбивают « гол»):
летаем по чему? по квартире
плаваем по чему? по паркету
скачем по чему ? по коридору
весело кому? маме
Работа по тетради на печатной основе
( часть №1 с. 50 упр. 48):
-Впишите новое словарное слово, поставив его в форму ед. числа Д.п. с предлогом по.
-Подчеркните в нём буквы, написание кото-рых надо запомнить.
Отпущу себе усы,
Сделаюсь взрослее,
Буду целые часы
Прыгать по аллее. ( А.Барто)
Игра «Разведка»:
-Найдите в стихотворении и выпишите слово, в корне которого есть орфограммы № 1 и № 8. Рядом напишите проверочное слово для орфограммы №1.
( Для проверки: часы- час)
Работа по тетради на печатной основе
( часть №1 с. 50-51 упр. 49):
-Выпишите из стихотворения те словосочетания, в которых выделенные слова являются зависимыми словами. Записывайте падежные и смысловые вопросы, которые вы задаёте от слова-командира к зависимому. Определите число и падеж выделенных слов. Подчеркните предлоги.
Для проверки:
проехал по чему? по небу
стучит по чему? по листьям
стучит по чему? по крышам
стучит по чему? по цветникам
стучит по чему? по скамейкам
стучит по чему? по вёдрам
стучит по чему? по лейкам
-Выпишите 5 слов с безударным гласным в корне. Рядом запишите проверочные слова.
Для проверки:
молчит- молча
весело- весёлый
зелёным-зелень
цветникам- цвет
весёлый- весело
Игра «Скачки» по интерактивному заданию: определи падеж имени существительного по вопросам:
http://LearningApps.org/display?v=pjk1vi6bj16Открыть гиперссылку.
Автор интерактивного задания:
Щербакова Ольга Алексеевна
МАОУ гимназия № 6 г. Хабаровска
Отвеча-
ют на вопросы учителя.
Обсуждают проб-лемную задачу.
Отвеча-
ют на вопросы учителя.
Выполняют задание.
Отвеча-
ют развернуто.
Выполняют задание.
Аргументируют свою точку зрения. Проявля-ют интерес к высказы-ваниям товари-
щей. Фрон-
таль-
ная. Инди-
виду-
аль-
ная.
Сорев-нова-ние
экипа-жей.
Сорев-нова-ние
экипа-жей.
Инди-
виду-
аль-
ная.
Само-стоя-тель-ная работа
Взаи-мопроверка.
Само-проверка
по
слайдупрезентации. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха, связывая достижения с усилиями, трудолюбием.
Коммуникативные: участвуют
в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи).
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выполняют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха, связывая достижения с усилиями, трудолюбием.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха, связывая достижения с усилиями, трудолюбием.
Коммуникативные: в рамках коммуникации как сотрудничества: содействуют с соседом по парте: распределяют работу между собой и партнером, выполняют свою часть деятельности,
осуществляют взаимопроверку сделанной работы; в рамках коммуникации как взаимодействия: видят разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя
позициями и мотивированно присоединяются к одной из них; находят в упражнении подтверждение высказанным точкам зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; соот-носят сделанную работу с образцом, предложенным учителем; производят оценку своего задания.
Самос-
тоятель-
ное чтение
зада-ний в
упраж-
нении.
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия. Обобщающие вопросы учителя. Выработка критериальной базы для оценки результатов обучения. Оценка результатов выполнения заданий на уроке.
Организация подведения итогов урока обучающимися.
Педагог проводит беседу по вопросам:
– С какой темой мы сегодня познакомились?
– Что нового вы узнали ?
– Что мы сегодня исследовали?
– Для чего нам нужно это знать?
– Оцените итоги своей работы на уроке,
используя данные критерии оценивания: Отвеча-
ют на вопросы.
Опреде-
ляют свое эмоцио-
нальное состоя-
ние
на уроке Инди-
виду-
аль-
ная, фрон-
таль-
ная. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; Оцени-
вание работы обуча-
ющих-
ся
на уроке.
1 2 3 4 5 6 7
• Чуть-чуть неясно…
• Ещё придётся потрудиться…
• Урок полезен и понятен…
• Да, трудно всё-таки учиться…
– Кому на уроке было комфортно, кто получил удовлетворение от работы, предлагаю поднять карточку с изображением солнышка.
– Тем ребятам, кто чувствовал себя не совсем уверенно, кому надо еще немного поупражняться, предлагаю поднять карточку с изображением солнышка за облаком.
– Что на уроке было самым интересным? Трудным?
– Довольны ли своей работой на уроке?
– Удалось ли достигнуть поставленной цели? Прово-
дят самооце-
нку, рефлек-
сию. производят оценку результатов работы.
Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Рекомендации к выполнению домашнего задания. Педагог организует выбор домашнего задания в соответствии с результатами данного урока, целей следующего урока. Поясняет выполнение домашнего задания.
Домашнее задание: в тетради на печатной основе в 1 части на с. 52-53 выполнить упр. 50. Записы-
вают домаш-
нее задание. Фрон-
таль-
ная. Наблю-дение.
Для реализации урока русского языка в 3 классе по теме «Дательный падеж» использовала:
учебники и учебно-методические пособия:
• Каленчук, М. Л. Русский язык : 3 кл. : учебник : в 3 ч. Ч. 1 / М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова. – М. : Академкнига/Учебник, 2011.
• Каленчук, М. Л. Русский язык : 3 кл. : учебник : в 3 ч. Ч. 2 / М. Л. Каленчук, О. В. Малаховская, Н. А. Чуракова. – М. : Академкнига/Учебник, 2011.
• Байкова, Т. А. Русский язык : 3 класс : тетрадь для самостоятельных работ № 1, 2 / Т. А. Байкова ; под ред. М. Л. Каленчук. – М. : Академкнига/Учебник, 2011.
• Абрамова, М. Г. Русский язык : 3 класс : методическое пособие для учителя / М. Г. Абрамова, Т. А. Байкова, О. В. Малаховская. – М. : Академкнига/Учебник, 2011.
• Лаврова, Н. М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 3–4 классы : методическое пособие / Н. М. Лаврова. – М. : Академкнига/Учебник, 2011.
Анимированный плакат Илюхиной «Учимся писать правильно».
Интерактивные задания:
http://LearningApps.org/display?v=p0d57g1f316Кроссворд словарных слов, изученных в 3 классе в 1 четверти. "Перспективная начальная школа". Работа по печатной тетради с. 6- 50.
Автор: учитель начальных классов МАОУ гимназии № 6 г. Хабаровска – Щербакова Ольга Алексеевна
http://LearningApps.org/display?v=pjk1vi6bj16Игра «Скачки» по интерактивному заданию: определи падеж имени существительного по вопросам:
Автор: учитель начальных классов МАОУ гимназии № 6 г. Хабаровска – Щербакова Ольга Алексеевна