Презентация к педсовету по теме Малокомплектная школа


Малокомплектная школа Особенности организации учебных занятий в начальных классах малокомплектных школ. Выполнила Басова В.А.- учитель МКОУ СОШ с. Малышево В чём причина появления малокомплектных школ? Из-за малого количества учащихся, детей приходится объединять в классы-комплекты, в одном помещении с разновозрастными учащимися работает один учитель. Класс-комплект – это постоянная группа детей, работающая по единому годовому учебному плану и программе, согласно расписанию.Формирование классов-комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа обучающихся и учителей (п. 2.9.10. СанПиН 2.4.2.1178-02) Особенности урока Обязательная самостоятельная работа.Чередование работы учащихся под руководством учителя, работы с учителем и самостоятельной по заданию учителя или собственному выбору.Зависимость объёма самостоятельной работы и времени, отводимого на её выполнение, от объёма и времени работы учителя с другим классом Чередование этапов урока зависит от: Характера расписания (разнопредметное и однопредметное)Содержания учебного материалаСтепени умения учащихся работать самостоятельноВозрастных возможностей детей Структура урока этапы 1 кл 2 кл 3 кл 4 кл 1 этап Работа под руководством учителя 2 этап Работа с учит Самост раб 3 этап Сам раб Работ с учит Сам. работ. 4 этап Самост раб Раб с учит Сам раб 5 этап перемена Сам раб Работ с учит 6 этап Итог урока Учащиеся должны научиться Сосредоточиваться на выполнении заданияНе слушать объяснений учителя для другого классаНе обращать внимания на картинки для другого классаНе слушать ответы учеников другого классаМоментально перестраиваться, когда учитель обращается к ним Виды самостоятельной работы Подготовительные упражнения, которые выполняются до изучения нового материала(повторение по учебнику, работа с карточками и таблицами)Самостоятельное изучение нового по детальной инструкции Упражнения на закрепление с опорой на алгоритмические таблицы, предписания, памяткиРазнообразные тренировочные упражненияКонтрольные и проверочные задания Требования к уроку Определить место конкретного урока в системе и структуре учебного предметаИсследовать материал конкретного урока, соотнести с требованиями стандартаВыбрать оптимальные методы и приёмы обученияПродумать дидактические средстваРаспланировать урок по минутам в каждом классе Предусмотреть, что будут делать дети, где они почувствуют затруднения, когда наступит усталостьПродумать как осуществить личностно ориентированное обучение и воспитание Возможны однотемные урокиОбязательна наглядностьИспользование ИКТ технологий вывод Малокомплектная начальная школа имеет свою специфику, и качество образования в ней напрямую зависит от умения учителя организовать учебные занятия с младшими школьниками в разновозрастных классах. «Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова». Н.Г. Чернышевский. Технология проектирования. В качестве основных достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является:- высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности. По мнению многих отечественных психологов и педагогов для продуктивной проектной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, «зрелость», заключающаяся в следующем: В сформированности у учащихся коммуникативных умений: умений спрашивать, управлять голосом, выражать свою точку зрения, договариваться.В развитии мышления учащихся, т.е. «определённая интеллектуальная зрелость».В опыте развёрнутой, содержательной самооценочной и оценочной деятельности. В целом в проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности: Мотивационный Учитель – заявляет общий замысел, создаёт положительный мотивационный настрой.Ученики – обсуждают, предлагают свои идеи. Планирующий Определяются тема, цель проекта, формируются задачи, вырабатывается план действий. Информационно-операционный Ученики – собирают материал, работают с литературой, непосредственно выполняют проект.Учитель – наблюдает, координирует, поддерживает. Рефлексивно-оценочный Ученики – представляют проект, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов процесса работы. Проекты «Математический задачник» -в нём дети будут составлять различные задачи к разным темам или сюжетам.«Дневник читательских удовольствий» - это иллюстрированный сборник отзывов, заданий, сочинений, стихов к любимым произведениям. Однако психологи и педагоги, как зарубежные так и отечественные отмечают, что проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему. Его следует использовать как дополнение к другим видам «прямого или косвенного обучения». Исследовательский метод Динамика преобразований окружающего мира такова, что человек всё чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. Исследовательский навык, приобретённый в школе, поможет выпускнику быть успешным в любых ситуациях. Этот метод предусматривает организацию поисковой познавательной деятельности учащихся путём постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Результаты исследовательского метода Расширяет область личных и общечеловеческих знаний.Осуществляет целостное восприятие окружающего мира через выбранный объект познания.Позволяет получить общественно полезный интеллектуальный продукт.Формирует научно-исследовательские навыки. Применяю на уроках окружающего мира Тема: «Вода и её свойства»Тема: «Воздух и его свойства»Тема: «Развитие растения из семени»т.д. «Проблема творчества – один из участков педагогической целины». В.А. Сухомлинский. Поэтому моя задача: выявлять и поддерживать учащихся склонных к занятию исследовательской деятельностью, вести портфолио достижений учащихся.Знания должны приносить детям радость!