Бейн – ринг для старшеклассников (мероприятие для учащихся 9 – 11 классов)



Муниципальное казённое образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1
города Миньяр
Ашинского муниципального района



















Элективный курс
«Я И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Возраст детей 9-14лет
Срок реализации 3 года





Мухамедьянова Рита Раисовна
учитель биологии и химии
МКОУ СОШ № 1 город Миньяр















2012 г.


1.1.Информационная карта образовательной программы







Образовательная область
Направленность программы

Естественнонаучная
Подготовка к ЕГЭ, олимпиадам, научно-исследовательская деятельность




Тип программы
Уровень реализации программы основное общее образование, среднее общее образование.
Уровень освоения программы профессионально-ориентированный.
Способ освоения содержания образования репродуктивный, творческий, эвристический.
Направленность дополнительной образовательной программы эколого-биологическая
Формы реализации программы групповая, индивидуальная

Продолжительность реализации программы 3года
Эколого-биологическая направленность








Пояснительная записка

Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности.
2.1. Актуальность
Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования.
Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе..



2.2. Цель программы:
Воспитание у детей нравственных и духовных ценностей, мировоззренческой ориентации, глобального мышления, формирование психологической установки на мирное, бесконфликтное проживание человека в природе.
Формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.
Программа для творческого объединения "Экологический" рассчитана на 3-х этапное изучение общего материала и индивидуальные или групповые творческие работы отдаренных и увлеченных детей. Задачи программы
Изучение народных традиций отражающих отношение местного населения к лесу и его обитателям
Формирование представлений о лесе как универсальной ценности
Развитие творческого мышления и навыков самостоятельной работы учащихся
Привитие любви к природе родного края и вовлечение учащихся в реальную деятельность по охране природы родного края
Развитие положительных качеств характера воспитанников (уважение к историческим корням своего народа, внимание к себе и ближним, природосообразное поведение)
Изучение природопользования в Челябинской области

Углубление и расширение имеющихся у
воспитанников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в начальной школе;
7. Формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;

Воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет иx от разрушительных для экосистем действий


Основные направления и содержание деятельности.

Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.
Подготовка к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности детей, выявляют их интересы.
Если на 1 году обучения ребята изучают общие экологические понятия, то на 2 году обучения программа нацелена на более углубленное изучение экологических проблем на Земле. Она состоит из следующих разделов:
1. "Бомбы замедленного действия" на нашей планете.
2. Дурные пристрастия.
3. Все для гурманов есть в природе.
4. Жизнь лесных дебрей;
5. Растения - гениальные инженеры природы.
6. Все о национальных парках.
Начиная с темы "Бомбы замедленного действия" на нашей планете", мы вспоминаем пройденное ребятами в первый год обучения, обобщаем и дополняем изученное ранее новым, более серьезным материалом.
В программе большое внимание уделяется заботе о своем здоровье, как экологическом факторе. Этому посвящены темы первого года обучения ("Экология человека", "Экология в нашем доме" и др.), а на втором году обучения - раздел программы "Дурные пристрастия", при изучении которого ребята получают информацию об опасности наркомании, токсикомании, алкоголизма, курения.
В течение второго года обучения ребята узнают о жизни леса ("Жизнь лесных дебрей"), глубже изучат удивительные создания природы - растения. Заканчивается курс второго года обучения темой "Все о национальных парках", где подводится итог всему изученному ранее.
Курс программы третьего года обучения содержит краеведческий материал. Внимание ребят направляется на изучение и охрану природы своего края, поэтому цель программы третьего года обучения - воспитание у ребят убежденности в необходимости охраны природы и ее изучения; формирование экологического понятия о целостности природных комплексов родного края, их динамике и путях рационального использования. В процессе обучения важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе.
Курс третьего года обучения ставит перед собой следующие задачи:
- сформировать у ребят навыки и умения, необходимые для проведения наблюдений и экспериментов в природе;
- научить оформлению наглядных пособий из собранных на экскурсиях природных материалов для использования их на учебных занятиях;
- развить коммуникативную культуру учащихся в процессе инструкторской работы в разновозрастных группах детей.
Ребята, обучающиеся третий год - инструкторы, будущие помощники педагога, организаторы экскурсий в природу, фенонаблюдатели, лекторы. Основная их задача - пропаганда экологических знаний. Именно инструкторская работа формирует у ребят организаторские навыки, чувство ответственности за порученное дело и воспитывает общественную экологическую активность.
Большое внимание программа третьего года обучения уделяет проблемам валеологии. Ребята получают навыки по оказанию помощи себе и близким. Учатся вести здоровый образ жизни. Этому посвящены как теоретические, так и практические занятия.
Отличие данной программы по экологии в том, что она предполагает обучение в игровой форме, что очень важно для дополнительного образования. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей.
В программе есть темы, которые сейчас очень актуальны и важны ("Дурные пристрастия"). Ребята не только получают полезную информацию о вреде наркомании, токсикомании, курения, алкоголизма, но и ставят опыты на растениях, проводят наблюдения и делают выводы из увиденного, что способствует большей убедительности теоретических выводов о пагубности воздействия данных факторов на человеческим организм

2.3. Отличительные особенности программы:


Особенностью данной программы является то, что она дает возможность детям познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, способствует развитию мировоззрения, ценностным ориентациям, установкам и активной деятельности по охране окружающей среды.
2.4. Возраст детей.
Содержание программы ориентировано на добровольные, разновозрастные и одновозрастные группы детей (10-15 человек) и рассчитана нa среднее возрастное звено(9-14 лет) в учреждении дополнительного образования.
2.5. Срок реализации образовательной программы. Срок реализации образовательной программы 3года.
Всего на учебный год - 204 учебных часа. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий . На практических занятиях ребята пробуют решить проблему вторичного использования сырья ("Дадим вторую жизнь вещам!"). Время одного занятия 45 минут, занятия в режиме исследовательских экспедиций по сбору краеведческого и этнографического материала
могут проводиться и более длительное время.




Образовательная область
Направленность программы

Естественнонаучная
Подготовка к ЕГЭ, олимпиадам, научно-исследовательская деятельность


Уровень реализации программы основное общее образование, среднее общее образование.
Уровень освоения программы профессионально-ориентированный.
Способ освоения содержания образования репродуктивный, творческий, эвристический.
Направленность дополнительной образовательной программы эколого-биологическая

Условия реализации программы.

Для успешной реализации данной программы нет необходимости, чтобы учащиеся имели хорошие базовые знания по биологии. Необходимо обеспечить их необходимой литературой для теоретических и практических занятий : учебник «Экология России» Б.М. Миркина, Л.Г. Наумовой, практикум по экологии, Красная книга России и Чел. обл., лабораторное оборудование для проведения практических и лабораторных занятий.

2.6.Формы и режим занятий.
Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности материал в процессе обучения предлагается в игровой форме.
На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки,
практические занятия, тренинги, ролевые и познавательные игры, упражнения, викторины, экскурсии, исследовательские и социальные проекты, дидактические карточки, тесты). Дидактический материал заявлен с учетом вариативности форм проведения занятий: возможна замена экскурсии в природу мультимедийной презентацией, подбор тематики проектных работ в соответствии с запросами воспитанников и другие изменения, связанные с адаптацией программы к конкретным условиям образовательного учреждения и контингентом учащихся.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа Итого: в месяц: 24 часа в 1 четверть: 54 часа во 2 четверть: 42 часа в 3 четверть : 60 часов в 4 четверть: 48 часов за год : 204 часа. Формы организации деятельности детей на занятии: -индивидуальная - групповая - работа по подгруппам.

2.7. Ожидаемый результат:
Овладение основами методики исследовательской деятельности. Прочность усвоение навыков исследовательской деятельности проверяется в ходе применения их на практике при осуществлении проектной деятельности, тестированием на креативность мышления в начале и конце учебного года.
Глубокое понимание взаимосвязи объектов и явлений в природе с особенностями быта, традиций, культуры населения своей местности. Степень осознания существующей взаимосвязи оценивается в ходе бесед, тестирования, ролевых игр, анализа выводов по исследовательской деятельности в области этно-экологии.
Развитие творческого мышления. Качественным показателем проявления творческой активности является умение воспитанников находить нестандартные подходы в решении поставленных в ходе исследования задач, в остановке и доказательстве рабочих гипотез. Развитии креативности мышления также оценивается на основании педагогических наблюдений, главным показателем является готовность воспитанников предлагать темы новых исследований в ходе проектной деятельности.
Привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе. Данный результат оценивается в результате педагогических наблюдений за поведением учащихся в природе, в ходе бесед. Важным показателем является готовность воспитанников принимать участие в природоохранной деятельности.
Осуществление природоохранных работ, деятельности по улучшению состояния окружающей среды свей местности.Участие в конкурсах.
Результатом работы кружка являются знание экологических, климатических и экономических особенностей своего края, умение проводить описания природных территориальных комплексов родного края, умение устанавливать причинные связи в природе и в связи с деятельностью человека, овладение навыками полевых наблюдений и обработка результатов наблюдений, умение поставить эксперимент или опыт в природе и провести его анализ, овладение туристскими навыками.
Программа занятий придерживается основных научных и методологических направлений современной науки. В основу работы кружка положены теоретические, лабораторные, практические работы, наблюдения в природе, работа с научно-популярной литературой, определителями, справочниками, составление отчетов, подготовка докладов и проведение самостоятельных исследований и экскурсий.

Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающихся в объединении "Экологический", являются:
1 год обучения:
- умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
- умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
- активное участие в коллективной познавательной деятельности.
2 год обучения:
- умение проводить опыты с целью изучения вредных воздействий на здоровье человека;
- умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;
- знание основных экологических проблем города, форм и методов охраны окружающей среды.
3 год обучения:
- умение готовить выступления о результатах наблюдений на конференции, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;
- умение проводить занятия в объединении, игровые программы, праздники.

Требования к уровню экологической подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
Понятия: экология, окружающая природная среда, охрана природы, экологическая ситуация, экологические проблемы, мониторинг.
Особенности экологического состояния природы Источники загрязнения.
Проблемы и пути решения улучшения окружающей среды.
Методы исследования природных сред и объектов. Правила личного поведения в природе.
Особо охраняемые природные территории.

Учащиеся должны уметь:
Оценивать экологическое состояние природных ресурсов своего края.
Выявлять формы воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.
Оценивать экологическое состояние природных сред и объектов своей личности.
Прогнозировать улучшение, восстановление, меры по охране природы родного края.
5. Участвовать в пропаганде экологических знаний и экологически целесообразной деятельности по улучшению окружающей среды своей местности.
6. Строго соблюдать правила поведения в природе.


2.8.Формы подведения итогов

Соревнования, выставки, учебно-исследовательские конференции. Формы подведения итогов реализации программы:

·        выставки поделок из природных материалов;

·        фотовыставки;

·        учебно-исследовательские конференции;

·        соревнования, КВН;

·        выставки планшетов;

·        демонстрация презентаций, экологических представлений;

·        участие в областных конкурсах.

Учебно- тематический план
Тематический план первого года обучения

Тема
Теория
Практика
Всего часов

1.
Организационное занятие
2

2

2.
Основы экологического образования
8
2
10

3.
Природа - наш общий дом
12
4
16

4.
Мир полон хищников
6
4
10

5.
Дружба в природе
16

16

6.
Воздух, значение его чистоты для живых организмов
2
2
4

7.
Царство почвы - уникальный мир природы
8
2
10

8.
Вода - чудо природы
20
14
34

9.
Экология в нашем доме
30
14
44

10.
Бионика - наука о подражании живым существам
4

4

11.
Агитзанятия "Секреты леса"
6
4
10

12.
Растения лечат людей
8
2
10

13.
Природа моей страны
8
2
10

14.
Красная книга
8
2
12

15.
Экология нашего города
12
8
20

Итого:
142
60
204

Всего:
204 часов








Учебно-тематический план второго года обучения


Тема
Теория
Практ.
Всего часов

1.
Организационное занятие
6
-
6

2.
"Бомбы замедленного действия" на нашей планете
32
4
36

3.
Дурные пристрастия
40
2
42

4.
Все для гурманов есть в природе
16
8
24

5.
Жизнь лесных дебрей
20
8
28

6.
Растения - гениальные инженеры природы
20
6
26

7.
Все о национальна парках
14
24
38

Итого
152
52
204

Всего
204


Учебно-тематический план третьего года обучения


Тема
Теория
Практика
Всего часов

1.
Организационное занятие
4
-
4


2.
Экологическая деятельность летом.
4
-
4


3.
Учимся передавать свои знания другим ребятам
-

8
8


4.
Учись быть здоровым. Простейшие уроки жизни.
4
4
8


5.
Изучаем способы охраны природы.
4
-
4


6.
Обсуждаем экологические катастрофы.
4
-
4


7.
Окружающая среда и здоровье человека.
18
-
18


8.
Экологические взаимоотношения организмов.
10
-
10


9.
Экология популяции
10
-
10


10.
Организмы и среда их обитания.
8
-
8


11.
Человек в созданной им среде.
4

4


I2.
Деловые игры.
-
4
4


13.
Вопросы задает природа.
-
4
4


14.
Хочу стать экологом-инструктором.
-
4
4


15.
Заведем словарик юного эколога.
-
20
20


16.
Практикум.
-
14
14


Итого:
70
58
128


17
Подготовка и проведение праздников.


20


18
Уроки Гнома-эконома.


6


19
По страницам занимательной литературы.


16


20
Викторины, конкурсы, беседы.


20


21
Экскурсии.


20


Всего:                           204 часов














Календарно- тематический план
(I год обучения)
Месяц
Название темы
Количество часов



Теоретич.
Практич
Всего
Формы контроля

Сентябрь
Организационное занятие. Инструктаж по Т.Б.
2

2



Основы экологического образования
2
2
4



Экология и экономия в собственном кошельке
4

4



Меры личной экологической безопасности
2

2



Природа- наш общий дом
4

4



Основные составляющие природы
2
2
4


Октябрь
Пищевые связи
2
2
4



Мир полон хищников
2
2
4



И на хищника управа есть
2

2



Конкуренция и соперничество
2
2
4



Дружба в природе
4

4



Тайны живой природы

4

4


Ноябрь
Как построить экосистему
4

4



Воздух, значение его чистоты для живых организмов
2
2
4




Царство почвы - уникальный мир природы
2
2
4



Вода - чудо природы
2
2
4



Вода и живые организмы
4

4



Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема"

2


2

4




Декабрь











Пресные воды-наше богатство.
2

2



Основные источники загрязнения водоемов.
Жизнь водных пространств и экология.
2

2
2

2
4

4





Приматы моря

Уязвимое море.Сценарии, стихи о воде, море.
Экологические размышления.
Так об экологии пишут.
Знакомство с детскими работами
4

4
2
2
2



2
2
2

4

4
4
4
4














Январь









Экология в нашем доме. Стоит ли убирать пыль? Чем опасны моющие средства?
Экомир моей семьи. Вкусно, полезно, красиво.
Почему пластмасса может быть опасной для здоровья? Опасные игрушки
Экология человека.
Природа в нашем доме. Экология души.
Экология человека.Будем взаимно вежливы. Экология и наше здоровье.

Экология и генетика.
Чем мы питаемся? Так ли безопасно жевать жевательную резинку?
Экология насекомых
Насекомые-вредители сельскохозяйственных культур. Охраняемые насекомые "Легенда о пауках".
2




2


10






8



4
2


















4

4




2


10






8



8


Февраль
Чем занимается бионика? Инкубатор придуман не человеком
Реактивное движение не только у самолетов и ракет. Чем знаменито перо птицы?

Агитзанятия "Секреты леса"

А мы тоже пахнем
Размеры животного и запахи. Может ли человек пахнуть? Мир запахов у животных.

Растения лечат людей
История поиска и использования лекарственных растений.
Легенды о лекарственных травах.

Природа моей страны
Разнообразие природы. Великие равнины.

Великие пустыни. Бескрайняя тайга.




4



4
2




8






4










4





2






4






4



8
2




10






8



Март


Апрель


















Красная книга.Почему она красная?

Экологический марафон.Обобщающие занятия

Экология нашего города.
Состояние окружающей среды нашего города. Ее связь с состоянием окружающей среды района.
Чем каждый из нас может помочь родному городу?

Они любили свою Землю.Поговорим о писателях-натуралистах (Дж.Даррелл, Э.Сетон-Томпсон, И.И.Акимушкин и другие).

4


4



4

4


2



2







4





2


2



4




4


8



4

6


4



6






Май
По страницам занимательной литературы

Викторины конкурсы, игры, беседы

Экскурсии.

2


4
2


4


8
4


8


8


Всего:

204ч.







Содержание программы Первый год обучения
1. Организационное занятие
Знакомство с ребятами. Задачи объединения. Техника безопасности.
2. Основы экологического образования
Почему возникла необходимость экологического образования. Законы экологии. Принципы обманного благополучия. Экология и мы.
Урок феи Экологии. Экологический сценарий "Как Кузя изучал, что такое экология".
3. Экология и экономия в собственном кошельке
Почему скупой платит дважды? Давайте посчитаем. Меры личной экологической безопасности
4. Природа - наш общий дом
Понятие об экологии как о науке, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу.
Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Подснежники".
5. Основные составляющие природы.
Живая и неживая природа. Их взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: воздух, почва, вода. Живые компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек. Человек - часть природы.
Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Ландыш - цветок майский или Сказка о том, как человек чуть не погубил свою Землю".
6. Пищевые связи
Что такое пищевые цепочки? Цепочка жизни в море. Какому насекомому поставлен памятник и за какие "заслуги". Может ли человек вмешиваться в природу?
Урок феи Экологии. "Почему погибла дубрава?"
Давайте поиграем в пищевые цепочки.
7. Мир полон хищников
Один организм поедает другой, значит, он хищник? Пищевые цепи организмов, следующих друг за другом в порядке поедания. Растения-хищники.
Урок феи Экологии. Самостоятельная работа:
1. Придумать цепь питания, из 3-х звеньев.
2. Цикл питания.
3. Цепь питания с участием человека.
Экологический рассказ "Доброе слово о хищниках"
8. И на хищника управа есть
Растения-жертвы. Жертвы защищаются ядом, шипами, отпугивающими веществами, и т.д. Животные-жертвы и их защита: покровительственная окраска, особое поведение малая подвижность, предупредительная окраска, яд и т.д.
Урок феи Экологии. Самостоятельная работа:
Как на вашем огороде защищаются сорняки?
9. Конкуренция и соперничество
Что ж делать, если все одинаковые? Когда мало - плодиться и размножаться, а много - с голода помирать? Как можно соперничать? Злые и добрые хищники бывают только в сказках. Могут ли существовать в природе понятия "добра" и "зла"? Зачем в природе нужны хищники, может быть, надо от них избавиться?
Урок феи Экологии. Самостоятельная работа:
1. Рассказ про злого волка и доброго.
2. Что произойдет с животными, если не будет ни одного хищника?
3. А бывают ли в природе виды, не имеющие хищников? Как же они живут?
Самостоятельная фантазия.
10. Дружба в природе
Что дают животным "дружеские отношения"? Есть ли это проявление у растений. Примеры "дружбы" и её результаты.
Урок феи Экологии. Экологический рассказ "Нужны ли пастбищу овцы".
11. Тайны живой природы.
Необычные случаи. Живые организмы-рекордсмены. Правда ли это? Загадочное поведение. Реальность или вымысел? Забавные случаи.
Урок феи Экологии. Работа с подобранной литературой.
12. Как построить экосистему.
Что такое экологическая система? Естественные и искусственные экосистемы. Аквариум - искусственная экосистема созданная руками человека.
Урок феи Экологии. Давайте заведем аквариум.
13. Воздух, значение его чистоты для живых организмов
Чем все дышат. Растительный покров Земли - ее легкие. Загрязнения воздуха. Озоновые дыры. Кислотные дожди. Значение атмосферы для жизни на Земле. Воздушные процедуры и здоровье человека.
Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Спор". Экологический рассказ "Что такое кислотный дождь?"
14. Царство почвы - уникальный мир природы
Почва-источник питательных веществ для растений, место жизни животных. Загрязнение почв и их охрана. Как растения помогают бороться с загрязнением почвы?
Урок феи Экологии. Экологический рассказ "О чудесной кладовой"
Составь рассказ по экологическому рисунку.
15. Вода - чудо природы
Вода - самое важное вещество на Земле. Вода в природе. Круговорот воды в природе. Как подчеркивали важность воды на Земле писатели?
Урок феи Экологии. Капля воды. Путешествие капельки. Загадки, пословицы, поговорки.
16. Вода и живые организмы
Значение воды для растений (влаголюбивые и засухоустойчивые виды). Животный мир и вода. Почему животные и растения иногда выглядят причудливо? Приспособления к длительному пребыванию без воды. Почему мы не можем прожить без воды?
Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Мудрый Сагуаро".
17. Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема"
Правила поведения в природе. Работа с экологическими плакатами и экологическими рисунками.
Урок феи Экологии. Составление правил поведения отдыхающих и туристов на реке, в лесу и т.д.
18. Пресные воды - наше богатство.
Использование пресной воды человеком. Сколько надо воды, чтобы почистить зубы? Пресные воды: поверхностные, подземные. Методы очистки воды. Проблемы недостатка пресной воды. Водные процедуры, закаливание и наше здоровье.
Урок феи Экологии. Составление рассказа по экологическому рисунку.
19. Основные источники загрязнения водоемов
Вода и производство. Проблемы возникающие в крупных городах. Самоочищение водоемов.
Урок феи Экологии. Экологический рассказ "Гибель ежей".
Практическая работа "Как влияют на качество воды загрязняющие вещества (стиральный порошок, масла, песок и т.д.)".
20. Жизнь водных пространств и экология
Вред, наносимый загрязнением морей и океанов. Наблюдения великих путешественников за загрязнением водных просторов.
Урок феи Экологии. Экологические рассказы: "Нефть в море", "Отчего погибли киты".
Экологическая игра: "В гости к фее Экологии"
21. Приматы моря
Мой друг - осьминог. Живые ракеты. Чернильная бомба. Опасны ли осьминоги и кальмары? Спрут атакует моряков. "Чёрный суп "спартанцев. Как спят осьминоги? Жизнь в неволе. Как видоизменяются животные в связи с загрязнением вод? Человек должен стать другом природы.
22. Уязвимое море.
Сценарии, стихи о воде, море. Экологические размышления.
2З. Экологическии рассказ. Диспут
Так об экологии пишут дети. Знакомство с детскими работами.
24. Экология в нашем доме
Стоит ли убирать пыль? Чем опасны моющие средства? Почему пластмасса может быть опасной для здоровья? Опасные игрушки. Можно ли жечь осенние листья? Спецотходы у нас дома.
25. Экомир моей семьи
Вкусно, полезно, красиво. Природа в нашем доме. Экология души.
Урок феи Экологии. Игры "Приготовь блюдо", "Укрась своё жилище."
26. Экология человека.
Будем взаимно вежливы. Экология и наше здоровье. Чем мы питаемся? Так ли безопасно жевать жевательную резинку?
Урок феи Экологии. "Как знакомятся и приветствуют друг друга люди, животные, птицы и рыбы" (результаты наших опытов).
27. Экология и генетика
Злые причуды природы. Хочу добавлю, хочу уберу. "Мини" и "макси" люди. Поговорим о близнецах.
28. Экология насекомых
Насекомые-вредители сельскохозяйственных культур. Охраняемые насекомые "Легенда о пауках"."Общественные" насекомые. Мудрость насекомых. Куда и зачем летят жуки? Сколько точек у божьей коровки? Ядовитые насекомые. Почему нельзя шуметь в лесу?
Урок феи Экологии. Загадки о насекомых. Игра "Узнай по описанию".
29. Бионика - наука о подражании живым существам
Чем занимается бионика? Инкубатор придуман не человеком. Реактивное движение не только у самолетов и ракет. Чем знаменито перо птицы?
30. Агитзанятия "Секреты леса"
В гостях у нас сказочные герои, и у них есть вопросы к ребятам.
31. А мы тоже пахнем
Как животные предупреждают друг друга? Размеры животного и запахи. Может ли человек пахнуть? Мир запахов у животных.

32. Растения лечат людей
История поиска и использования лекарственных растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные.
Урок феи Экологии. Письма от больных сказочных героев. Помоги им!
33. Природа моей страны.