Научно-исследовательская работа по номинациям: «Маршрут этнотуризма» Майдан и его песенные традиции


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Майданская основная общеобразовательная школа»Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан
Научно-исследовательская работа по номинациям: «Маршрут этнотуризма»
Майдан и его песенные традиции


Автор работы:
Борисова Полина МихайловнаМБОУ «Майданская ООШ» ученица 8 класс
Руководитель:
Малафеева Татьяна Александровнаучитель истории и обществознанияМБОУ «Майданская ООШ»
Майдан 2016 учебный год
Цели и задачи проекта
Познакомиться с историей села Майдан,
изучить народное творчество жителей села Майдан Верхнеуслонского района Республики Татарстан и их традиции; 
- познакомится с песенным материалом и историей появления песен в селе; 
- выявить этнографические особенности песенного жанра селе Майдан; 
- популяризовать народную песню среди подрастающего поколения; 
- сохранить культурные традиции села; 
- поднять интерес молодежи к истории России и своего родного края, к жителям своего села; 
- развивать творческие способности учащихся; 
- привить вкус к исследовательской работе; 

ОГЛАВЛЕНИЕ 1.Введение.-стр .3-4Историческая справка о селе Майдан и его жителях. 2.Основная часть.2.1. Пой Майдан пока поется, веселись моя душа. -стр.52.2. Песни о русском мужестве -стр.62.3. Старинные песни о чести и славе -стр.7-102.4. Застольные песни –стр.11-122.5. Песни о тяжелой женской доли -стр.13-162.6. Праздничные песни и плясовые -стр.17-202.7. Свадебные частушки и песни -стр.213. Заключение -стр.224. Использованная литература -стр.23


Введение.
Нам песня строить и жить помогает  она, как друг, и зовёт и ведёт.  И тот, кто с песней по жизни шагает,  Тот никогда и нигде не пропадает. 
Стоит на горах и долинах большое село Майдан, что в Верхнеуслонском районе. Ему уже около четырех сот лет. Раньше в нем жило более тысячи человек, а сейчас едва наберется двести, да и то в основном пожилые люди. Молодежь всё в город стремится. Да и не удивительно. Ведь человек, как рыба, ищет так, где лучше. Уезжают люди, умирает село и вместе с ним умирают сельские традиции, по которым всегда можно было отличить русского человека: откуда он, где его родина, где его корни. Всё можно изменить: и имя, и внешность, и одежду, но говор, душу, песни, которые поёт человек в самые заветные минуты своей жизни, никогда и не чем не утаишь. Они сами вылезут наружу и покажут человека с истинной стороны. По преданиям наше село основали стрельцы, сосланные Екатериной Второй за своеволие и непослушание, за буйный вольный характер. Шли-шли ссыльные стрельцы со своими жёнами и детками и остановились на крутых холмах-горах. Что понравилось им здесь? Наверно, необъятный простор полей, зажатых среди косогоров, да небольшая речка, что змеёй пробирается меж отвесных берегов. Позднее ей дадут название Сулица. А вода то в ней ледяная-преледяная, да какая вкусная! Сотни подземных и наземных ручьев питают речку Сулицу. И решили казаки остаться здесь жить. Разбили хороший лагерь и назвали его Майдан, что значит большая площадь. Каждой горе дали своё название: есть у нас Романова гора, Коклюхина гора, Каменная гора, Сухая лощина и Щемиловка. Пять улиц, разбросанных по горам, никто не именует официально. Майданский в городе сразу можно узнать по обличию: невысокие, крепкие, в основном русые, светлоглазые. Много красивых лиц что у мужчин, что среди женщин. А детишки все симпатичные и веселые. А как разговаривают в Майдане! Ну словно ты в Москве: всё «а», да «а». Одна маленькая загвоздочка есть: ударение не туда, куда надо, ставят. Никто на это не обращает внимание кроме учителя русского языка Нефедовой Нины Николаевны. Да на то она и учитель что бы правила все знать. Да нас, майданцев, всё время поправлять, и просмеивать. А мы народ необидчивый, сами любим посмеяться. У всех коренных жителей села есть свои прозвища. И ещё какие! Не в бровь, а в глаз! Всю суть твою твоё прозвище и выскажет. Драчливого человека называют у нас «Петухом». доброго да кудрявого зовут «Пуделем». Есть в селе и «Лось, и кабан, и кошка, и пчелка.» Даже «Бес» живёт в Майдане. Кто сейчас пилит дрова?- «Пилага» и «Пепеля». Есть очень обидные прозвища, да ничего не поделаешь. Значит, что-то не очень доброе сделал когда-то человек, а скорее его дед или даже его прадед. И прилипло плохое прозвище на целые века. А отдуваться приходится их внукам и правнукам. Вот и доказывай, что ты – не верблюд. Да, суров Майданский народ, но справедлив. И есть в кого. Недаром их предками были казаки - разбойники, расстриги и смутьяны. Ну, это только присказка, а сказка начнется прямо сейчас. Пришли казаки жить в Майдан и привезли они свои песни.
Глава.2.1.ПОЙ МАЙДАН ПОКА ПОЁТСЯ, ВЕСЕЛИСЬ МОЯ ДУША .А в песнях пелось о доблести и славе их дедов и отцов-казаков, что не боялись ни чёрта. Ни Бога, ни холода. Ни голода, не «диких степей Забайкалья. Где золото роют в горах», ни бури, ни грома, ни матушки-тайги, ни зверя лесного. Не страшен им был сибирский иноверец с ятаганов в руках. Они прошли всю Азию до Тихого океана, покорили всю Сибирь и дикий Кавказ. Они без страха и упрека отдали свою жизнь на алтарь своей Родины, Матушки- Расеи. Самой любимой казацкой песней была песня о Ермаке. Ревела буря- дождь шумел; Во мраке молнии летали; И беспрерывно гром гремел, И ветры в дебрях бушевали… Надо сказать, что эту песню пели и поют одни мужчины Майдана. Она была самой любимой песней рода Нефёдовых, Родионовых, Мартьяновых. Голоса мужчин как на подбор, высокие, мощные, басистые. Если поют, то их слышно за целую версту. Только мороз по коже пробирает. Да сердце начинает почему-то щемить от страшной истории, что случилась в глухой тайге, первыми покорителями Сибири. Сонного Степана Ермака и всё его удалое войско зарезали спящими татары. И никто не видел их страшную смерть. Одни молнии да тайга были свидетелями такого злодейства. Но весть эта на крыльях птиц прилетела в сердце России. И содрогнулась страна. И полились, горючи слёзы по убиенным своим сыновьям. Автором этой замечательной песни был знаменитый поэт К.Ф.Рылеев. А песня называлась «Смерть Ермака». Песня вышла в свет в 1822 году. Ей скоро исполнится 200 лет. Очень редко поют её сейчас в деревне. Да и по радио или по телевидению её не услышишь. А жаль! Уж больно хороша песня! Уж очень она патриотическая. Слушая её, наполняешься гордостью за своих далеких предков, чьи имена мы, увы, и не знаем теперь. И любишь этих людей, как своих близких сродственников.
Глава. 2.2. Песни о русском мужестве.Жизнь мужчин села Май дан всегда была тесно связана с Россией, со службой в армии. Наши земляки ходили в походы и на турка и на маньчжура. Били они немца в 1914-1918 годах и в 1941-1945. И с финном пришлось им повоевать. И Афганистан их не миновал. Сколько прекрасных песен о русском мужестве, о русской чести и славе , о тяжёлой доле солдата, о его ранимом сердце сохранились в народной памяти. О тяжёлых боях 1904-1905 годах с японцем часто поет наш ветеран педагогического труда Петрунников Геннадий Степанович. Эту песню пели ещё его родители «Не вейтися,чайки, над морем» Не вейтеся, чайки, над морем, Вам негде, бедняжкам, присесть. Слетайте к родимым просторам, Снесите печальную весть. От Бреста до дальней Находки Несите на крыльях своих, Что их сыновья на подлодке Не смогут увидеть родных. Какое внезапное горе Нам всем испытать суждено, В холодном Баренцевом море Живыми уходим на дно. Летите же, чайки, летите! Туда, где родная земля, Морскою водой окропите Святые леса и поля. Погибли защитники Отечества, но врагу не сдались. В походах, на службе часто солдат вспомнил тех, кого он оставил дома. Он надеялся, что его любят и ждут в краю родном. И эта вера согревала и спасала солдата.Глава.2.3.Старинные песни о чести и славе.Вот уже более ста лет живет старинная песня « Посажу я свой сад над Кубанью» Поют её хором в престольные праздники на Рождество Христово, в Спасов День, на Троицу Богатовы,Ромашкины,Сундуковы,Соколовы,Китовы, Мартьяновы. Женщины поют тонким фальцетом, с подвывом и повторением, с делением слов на слоги. Мужчины вторят им более низкими голосами. И льется песня как вода. Плавно, переходя из куплета в куплет, прославляя страсть любви. Полюбил всей душой я девицу За неё готов я жизнь отдать: Бирюзой разукрашу светлицу, Золотую поставлю кровать; На кроватку лебяжью перинку, И ковер из душистых цветов, Разукрашу её, как картину, И отдам ей это все за любовь. Своей верной ватагой поеду, И разграблю я сто городов, И с дарами я к милой приеду И отдам ей это все за любовь. Но если в душу сомненье вкрадется, Что красавица мне не верна, Наказанию весь мир содрогнется, Ужаснется и сам сатана. Чему ужаснется сатана? Да той мести обиженного сердца. Вот что поётся в любимой песне семьи тети Насти и дядя Коли Чезряковых «В одном красивом месте» В одном красивом месте, На берегу реки, Стоял красивый домик, В нем жили рыбаки. Там жил рыбак с рыбачкой И дедушка седой. У них было три сына, Красавцы все собой. Один любил крестьянку, Другой любил княжну. А третий - молодую Охотника жену. Охотник тот не ведал, Охотник тот не знал. Жена его не верна, А он по ней страдал. В один прекрасный вечер Он выехал на дичь И повстречал цыганку, Что может ворожить. "Цыганка молодая Ты можешь ворожить". Три карты разложила, Печально говорит: "Жена твоя не верна Восьмерка тут стоит. А туз пикей - могила" Цыганка говорит. Охотник огорчился, Цыганке уплатил. А сам с большой досадой Коня поворотил. Вот едет, подъезжает И видит у крыльца: Жена его неверна Целует молодца. И вдруг раздался выстрел. Младой рыбак упал, За ним жена неверна, Потом охотник сам. А вот что пела ныне покойная певица старинных песен тётя Нюра Богатова об измене любимой : Скакал казак через долину, Через кавказские края, Скакал он садиком зеленым, Кольцо блестело на руке. Кольцо казачка подарила, Как уходил казак в поход, Она дарила, говорила: "Твоя я буду через год". Вот год прошел. Казак стрелою В село родное поскакал, Навстречу шла ему старушка, Шутливо речи говоря: "Напрасно ты, казак стремишься, Напрасно мучаешь коня, Тебе казачка изменила, 
Другому сердце отдала". Казак колечко золотое В реку бурливую бросал. Он повернул коня налево И в чисто поле поскакал. Но изменять могли не только неверные жены и невесты. Нои женихи, мужья. Жизнь знает много таких примеров обмана любящей женщины. Это и «На Муромской дороге стояли три сосны», « Калина красная, калина выцвела», « Ромашки спрятались. Поникли лютики», «Миленький ты мой, возьми меня с собой», «ехал по морю моряк, аленькие губки». Все эти песни любимы майданскими женщинами и девушками. Их поют в праздники, и в дни рождения. И просто когда работают в городе или собирают ягоды на лугах. 
Глава. 2.4.
Застольные песни.Сельская Лидия Николаевна очень любит песню своей бабушки Нефедовой Агафьи Сафроновы, 1903 года рождения, уроженки села Майдан «Потеряла колечко, потеряла я любовь.» Эту песню всегда пели Рахины в любое застолье. « мама, запевай нашу любимую», командовали дочь, снохи и сыновья. И тётя Агаша запевала: Потеряла я колечко, Потеряла я любовь, Да любовь, наверно, Потеряла я любовь. Как по этому колечку Буду плакать день и ночь, День и ночь, наверно, Буду плакать день и ночь. Где девался тот цветочек, Что долины украшал, Украшал, наверно, Что долины украшал? Где тот миленький дружочек, Что словами улещал. Улещал, наверно, Что словами улещал? Улестил меня словами, Сам уехал далеко, Далеко, наверно, Сам уехал далеко. Сам уехал, меня бросил И малютку на руках, На руках, наверно, И малютку на руках. Как взгляну я на малютку, Слезой горькой обольюсь, Обольюсь, наверно, Слезой горькой обольюсь. Чрез тебя ли, мой дружочек, Пойду в речку утоплюсь, Утоплюсь, наверно, Пойду в речку утоплюсь. Долго русою косою Колыхалась по волнам, По волнам, наверно, Колыхалась по волнам. Правой рученькой махала, Прощай, милый мой, прощай. Милый мой, наверно, Прощай, милый мой, прощай! Эта песня существует с 1896 года. Написал её знаменитый составитель русского словаря М.Н.Ожигов. И называется она «Колечко». Ожиговское «колечко» отличается от песни «Потеряла я колечко». Народ немного изменил песню, приукрасил, внёс больше драматизма в действие. Но основа песни – предательство и тяжёлая участь преданных, презираемых обществом и самыми близкими людьми, роднёй, оставлена без изменения.
Глава.2.5. Песни о тяжелой женской доли.
Да, тяжела была женская доля их матерей и бабушек. Много отдавали замуж за старых, нелюбимых мужей из-за богатства. Никто не спрашивал девушку, как ей хочется жить, кого любить, каково ей живётся в чужом доме на чужой сторонушке. А как хочется побывать у отца с матерью, повидаться с подружками. Но жаловаться не моги. И если вздумает молодуха уйти из постылого дома , всё равно опять вернут. Хорошо, если родимая матушка пожалеет, приласкает и вместе с дочерью поплачет над горькой бабьей долей. Покойная Марфа Маркеловна Сундукова часто певала со своей подругой Ольгой Лаврентьевной Нефедовой песню «О чём кукушечка плачешь». Её дочь Нина Васильевна Нехаева. Тоже большая мастерица петь, часто поёт любимую мамину песню. Светлой памяти посвящается эта песня всем русским матерям нашим. как от такой доли да не закручинишься? Что же делать бедняжечка? Может от горя напиться? Да где денег взять? Уж не продать ли лукошко толокна? День я хлеба не пекла, Печку не топила - В город с раннего утра Мужа проводила. Два лукошка толокна Продала соседу, И купила я вина, Назвала беседу. Всё плясала да пила; Напилась, свалилась; В это время в избу дверь Тихо отворилась. И с испугом я в двери Увидала мужа. Дети с голода кричат И дрожат от стужи. Поглядел он на меня, Покосился с гневом - И давай меня стегать Плеткою с припевом: "Как на улице мороз, В хате не топлено, Нет в лукошках толокна, Хлеба не печено. У соседа толокно Детушки хлебают; Отчего же у тебя Зябнут, голодают? О тебя, моя душа, Изобью всю плетку - Не меняй ты никогда Толокна на водку!" Уж стегал меня, стегал, Да, знать, стало жалко: Бросил в угол свою плеть Да схватил он палку. Раза два перекрестил, Плюнул с злостью на пол, Поглядел он на детей - Да и сам заплакал. Ох, мне это толокно Дорого досталось! Две недели на боках, Охая, валялась! Ох, болит моя спина, Голова кружится; Лягу спать, а толокно И во сне мне снится! (1868 год) автор Суриков. Эту песню очень любила баба Нюра Никулина, красивой души человек. Красавица, вдова погибшего на фронте Великой Отечественной Войны Василия Никулина. Часто с подругами баба Нюра собирались на посиделки, разговаривали. Вспоминали свою молодость. Выпивали по рюмочке винца и запевали песни. Женщины они были озорные, и песни пели такие же весёлые под свою стать. А пели всё про бабью долю. Пели и плясали. Да так лихо! Сиротой я росла, Как былинка в поле; Моя молодость шла У других в неволе. Я с тринадцати лет По людям ходила: Где качала я детей, Где коров доила. Светлой радости я, Ласки не видала: Износилась моя Красота, увяла. Износили её Горе да неволя: Знать, такая моя Уродилась доля. Уродилась я Девушкой красивой: Да не дал только Бог Доли мне счастливой. Птичка в тёмном саду Песни распевает, И волчица в лесу Весело играет. Есть у птички гнездо, У волчицы дети – У меня ж ничего, Никого на свете. Ох, бедна я, бедна, Плохо я одета, – Никто замуж меня И не взял за это! Эх ты, доля моя, Доля-сиротинка! Что полынь ты трава, Горькая осинка! Споют одну, другую запевают очень жаль, что продолжения этой истории нам неизвестна. Умерли наши певцы. И забылась песня. Может, кто и знает ее конец, но таких, увы, в майдане не нашли мы. 
Глава.2.6. Праздничные песни и плясовые.Весёлую плясовую песню «Комарик» от Чумичёнковой Анастасии. Сейчас ее нет в живых. На многих свадьбах они погуляли, и всегда под «Комарика» плясали. А я по лугу, а я по лугу, Я по лугу гуляла, я по лугу гуляла. Я с комариком, я с комариком, С комариком плясала, с комариком плясала. Мне комар ножку, мне комар ножку, Комар ножку отдавил, комар ножку отдавил. Все суставчики, все суставчики, Суставчики раздробил, суставчики раздробил. А я матери, а я матери, Я матери кричала, я матери кричала: Ты подай, матерь, ты подай, матерь, Подай, матерь, косаря, подай, матерь, косаря. Я рубить буду, я рубить буду, Рубить буду комара, рубить буду комара. Покатилася, Покатилася, Покатилась голова, покатилась голова. Вдоль широкого, вдоль широкого, Вдоль широкого двора, вдоль широкого двора. Что за новые, что за новые, За новые ворота, за новые ворота. А вслед за «Комариком»застрочат частушки. Всем на орехи достанется: и парням, и девчатам, и самогону гармонисту по полной программе. а я туфельки я надену блёсточки на блёсточке ухажёров у нас нету- Шпана да недоросточки. У маво у милого Глаза, как у идола. Нос с горбинкой, Рот-другой. Ходит милка холостой. гармонист , гармонист- рубашка в горошек, Не играй для этих дур, Для старых…. 
А вот что поют в семье Борисовых о любви, «Старый клен». Старый клён, старый клён, Старый клён стучит в стекло, Приглашая нас с тобою на прогулку. Отчего, отчего, Отчего мне так светло? Оттого, что ты идёшь по переулку. Отчего, отчего, Отчего мне так светло? Оттого, что ты идёшь по переулку. Снегопад, снегопад, Снегопад давно прошёл, Словно в гости к нам весна опять вернулась. Отчего, отчего, Отчего так хорошо? Оттого, что ты мне просто улыбнулась. Отчего, отчего, Отчего так хорошо? Оттого, что ты мне просто улыбнулась. Погляди, погляди, Погляди на небосвод, Как сияет он безоблачно и чисто. Отчего, отчего, Отчего гармонь поёт? Оттого, что кто-то любит гармониста Отчего, отчего, Отчего гармонь поёт? Оттого, что кто-то любит гармониста… 
Ну, а если вам приведётся на праздник в Майдан попасть, то непременно услышите «Шумел камыш» «Ой мороз, мороз»,«На горе колхоз, под горой совхоз»,« Вот кто-то с горочки спустился» это кстати любимая песня Борисовой Нины Михайловны. Шумел камыш, деревья гнулись, А ночка темная была… Одна возлюбленная пара Всю ночь гуляла до утра. А поутру они вставали. Кругом помятая трава, Да не одна трава помята, - Помята молодость моя. Придешь домой, а дома спросят: «Где ты гуляла, где была?». А ты скажи: «В саду гуляла, Домой тропинки не нашла». А если дома ругать будут, То приходи опять сюда… Она пришла: его там нету, Его не будет никогда. Она глаза платком закрыла И громко плакать начала: «Куда ж краса моя девалась? Кому ж я счастье отдала?..»
 Появилась эта песня где-то в 30-е годы прошлого века и скорее всего была песне не деревенской, городской песней « городских окраин». автор песни неизвестен. Впервые эта песня появилась на концертной площадке в середине 30-ых. Первыми исполнительницами её стали Ирма Яунзем, певица мира, и молодая эстрадная артистка Галина Фотиева. В 1944 году Фотиева пыталась записать песню на пластинку, но репертуарный комитет снял пластинку с производства, посчитав её вульгарной. В 60-70 годы Елена Камбурова записала «Шумел камыш» на виниловой диск фирмы «Мелодия». Потом её пела Жанна Бичевская, известная исполнительница фольклорных песен. Сейчас её поет Надежда Кадышева. А ещё «шумел камыш» является визитной карточкой села Майдан Верхнеуслонского района Республики Татарстан. 
Глава. 2.7. Свадебные частушки и песни.
Ну, а лучше побывать на свадьбе. Вот где песен старинных наслушаешься. Свадьбу гуляют по три дня. Раньше на второй день гости наряжались и ходили «ярку» искать. Поют песни «Свадебные»: «Во кузнице», «По тропинке луной запорошенной», «Сады цветут». А частушки валят видимо-невидимо, да всё с «картинками». вот мы споём вам частушки от Михеевой Нины Викторовны. Это только одна сотая доля от кого богатства, что знает наша Нина. Устанут частушки петь, сядут за стол и заведут песню-балладу о красавице Марианночке. Как её мать отдала в детский дом. Взрослая дочь найдет мать и познакомит со своим женихом. А тот окажется её родной отец. Взревнует мать дочку к бывшей любви и заставит зарезать сына отца. Марианночка бросится в окно с горя и разобьется. А мать отравится, ужаснувшись от своего злодеяния. Потом споют про двух сестёр, что влюбились в одного короля. И убьёт старшая младшую, но счастливый случай поможет спастись царевне.
3. Заключение.Только беда - петь эти песни теперь некому. Мало кто знает их. Раньше лет 50 назад, певали их частенько. Да, забываются песни, если их не петь. Надо бы нам молодым собирать россыпи народного богатства, записывать их. А лучше составить бы песенник «Майданские песни». Да и издать. Пусть наши будущие потомки помнят, кто мы были такие, откуда наши корни произрастают. Это стало бы лучшим памятником нашим прабабушкам и бабушкам. Да будет им вечная помять и низкий поклон от нас, детей двадцать первого века. Мы - не Ваньки. Непомнящие родства. Мы - русичи. И мы помним историю своего народа. «Любите песню, пойте песню», призывал А.С. Пушкин. Ибо песня это душа народа. И пока живет песня, будет жить и народ, будет жить и его язык.
Майдан притягивает удивительной красотой природы. Прежде всего, близость лесов, обилие грибов, лесной земляники, большое количество оврагов, красивых полян на их склонах. Село особенно красиво летом и весной, когда оно утопает в цветущих садах, зарослях сирени и черёмухи. А летом можно увидеть и запечатлеть в памяти любого удить и запечатлеть удивительной красотой человека, попавшего в наши места солнечным летним днём, поляны, усеянные морем лесных ягод, пьянящим ароматом цветов, жужжанием медоносных пчёл… 
4. Использованная литература.
Материал: сборники песен «Калина Красная» песенник, Детская литература, Новосибирск 1995; «Застольная Песня» Валерий Савошкин, Москва 2004; «Русские Песни и романсы»,Москва,»художественная Литература»,1989