Система подготовки к ЕГЭ по истории России и обществознанию в условиях профильного обучения


МБОУ « Красногвардейская гимназия»
Обобщение педагогического опыта по теме
«Система подготовки к ЕГЭ по истории России и обществознанию в условиях профильного обучения»

Работу выполнила
учитель истории и обществознания
высшей категории
Ларина О. А.

Содержание:
Информационный лист.
Краткий обзор теоретических положений, на котором базируется педагогический опыт.
Описание опыта.
Психологическая подготовка к ЕГЭ.
Методическая подготовка к ЕГЭ.
Заключение
Приложения.
I. Информационный лист
1. Название проблемы: Отсутствие опыта системной подготовки к ЕГЭ по истории России и обществознанию в условиях профильного обучения и перевода ЕГЭ в штатный режим.
2. Условия возникновения проблемы, становление опыта: С 2003 года наша область участвовала в эксперименте по сдаче выпускных экзаменов в форме ЕГЭ. С этого года наши выпускники могли выбрать сдачу экзамена по истории в форме ЕГЭ. Я обучала 11 класс в 2004, 2005, 2006 годах. И ежегодно мои ученики выбирали новую форму сдачи экзамена по истории и обществознанию.
В 2005г. наша школа переходит на профильное обучение. В 2008-2009, 2009-2010, 2010-2011 уч. году я работала в профильном гуманитарном классе, учащиеся которого были уже целенаправленны на сдачу ЕГЭ.
В последние годы требования к результатам ЕГЭ повысились, так как ВУЗы стали принимать их как вступительные. Возрос социальный заказ.
Так как ЕГЭ – относительно новая форма аттестации в образовании, то наработка приемов и методов по подготовке к экзамену для каждого учителя проблема не только новая, но и актуальная.
3. Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса: В современных условиях – перевода ЕГЭ в штатный режим – опыт приобретает необычайную актуальность. Даже если ЕГЭ не будет иметь продолжение в нашем образовании, опыт работы с тестами, с заданиями, требующими сформированности историко-познавательных, информационно-коммуникативных, социально-мировоззренческих компетенций, будет востребован. Практическая значимость опыта – использование современных технологий в обучении, ориентация на компетентностный подход.
4. Теоретическая база опыта:
Наибольшее влияние оказала работа «Состояние души». Беседы о педагогике как науке, о путях реализации функциональных возможностей мозга. Б.И. Вершинин, Л.Е. Попов, С.Н. Постников, М.И. Слободской.
С.Н. Постников, Б.И. Вершинин «Основные принципы естественной технологии обучения»
5. Новизна опыта: Любой опыт подготовки к ЕГЭ является достаточным новым, так как традиция сдачи ЕГЭ очень молодая.
6. Технология опыта: В описание опыта входят описание психологической подготовки к ЕГЭ с перечислением приемов, использованных педагогом в практике. Описание наиболее эффективных и оригинальных дидактических приемов и методических разработок. Описана система работы.
7.Результативность:
ИсторияОбществознание
\s\s
8. Адресная направленность опыта. Данная система подготовки к ЕГЭ может заинтересовать учителей, работающих в выпускных классах или работающих в профильном классе гуманитарного цикла.
9. При каких условиях, используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты: Главное условие эффективности опыта –строгий системный подход к его осуществлению в сочетании с достаточной долей творчества педагога.
Краткий обзор теоретических положений, на котором базируется педагогический опыт.
Основные принципы естественной технологии обучения.
Технология обучения должна соответствовать естественным эволюционно сформированным закономерностям развития функционирования центральной нервной системы человека в процессе его учебно-познавательной деятельности.
Обучение – это целенаправленное регулируемое информационное воздействие на мозг человека с целью реализации его функциональных возможностей: развития и совершенствования мышления, памяти, речи и так далее, то есть формирование и развитие фундаментальных и специальных способностей. Преподаватель – режиссер умственной деятельности учащихся, а не источник готовых истин.
Информационный материал выполняет двойную роль: является инструментом для реализации функциональных возможностей мозга, и обеспечивает его память жизненно необходимыми знаниями.
Разнообразие, динамичность интеллектуальной деятельности обучаемого являются необходимым условием оптимального развития его высших психических функций (фундаментальных способностей). А однотипная, длительно текущая деятельность – основой формирования автоматизированных навыков.
Технология обеспечивает синхронность, полицикличность функционирования первой и второй сигнальных систем обучаемого. Предъявление информации учащимся должно соответствовать законам восприятия и переработки информации.
Зрение учится у природы, язык учится у зрения; так должен учиться человек.
Полицикличность обеспечивает идентичность информации, формируемой на конкретно-образном и понятийном уровнях, способствует развитию целостного мышления, включающего в себя сверхсознательное (интуитивное), образное, абстрактное и подсознательное.
Обучение опирается на эмоционально-смысловую память, при которой информация усваивается значительно быстрее, чем при механическом запоминании.
Возрастающая самостоятельная интеллектуальная деятельность учащихся является основой учебного процесса, ибо в этом случае опыт формируется быстрее, чем при пассивном, бездумном восприятии учебной информации.
Учебный процесс является психологически комфортным, эмоционально сбалансированным, исключающим возможности возникновения психосоматических заболеваний.
Оценка мыслительной деятельности ученика определяется успехами, а не недостатками или ошибками. Они естественны и неизбежны, следовательно, ненаказуемы.
Реальная индивидуализация учебного процесса возможна, если учащимся будет обеспечено право выбора вида учебной деятельности (теоретической или практической, репродуктивной или творческой направленности), связанной с особенностями и возможностями их восприятия и мышления.
Соблюдение на практике вышеперечисленных принципов в десятки-сотни раз увеличивает скорость усвоения учащимися учебного материала, способствует интенсивному развитию функциональных способностей их мозга, что подтверждено экспериментально.
Описание опыта
Тема опыта: Система подготовки к ЕГЭ по истории России и обществознанию в условиях профильного обучения.
Цель: Обобщение личного опыта по методической и психологической подготовке выпускников к итоговой аттестации.
В 2009-2010 и 2010-2011 уч. годах я работала в профильном гуманитарном классе. Учебный план по моему предмету был следующим
класс История России обществознание
10 класс 3+2 2
11 класс 3+2 2
Кроме этого, в 10-11 классе мною были прочитаны элективные курсы: по истории Отечества «История отечественной культуры» - 68 часов, по обществознанию «Человек и общество» - 68 часов.
Консультации по предмету проводились только в 11 классе по темам, заявленным учащимися. Было проведено около 10 консультаций.
В начале обучения проводилась входная диагностика.
Каждому учителю хоть раз в жизни приходилось задавать себе вопрос: «Что я делаю не так? Почему нет той отдачи, на которую я рассчитывал?». Что же является составляющей успеха? Для себя я определила их так:
Учитель должен иметь полные знания и опыт, относящиеся к его предмету, причем, чтобы привить к нему любовь учеников, сам предмет должен вдохновлять педагога.
Необходима чуткость к обучаемым, внимательное и дружеское отношение.
Нельзя игнорировать интеллектуальные, социальные и моральные проблемы учащихся, для чего требуется, как минимум, лично знать каждого из них.
Нужно быть усердным, работоспособным, хорошо организованным энергичным человеком.
Преподаватель должен отдавать себе отчет, что в группе или классе он встретит не только разнообразие личностей, но и широкий разброс способностей. Необходимо терпение, чтобы менее одаренные ученики не выпали из учебного процесса.
Так как обучение в неуправляемом классе невозможно, преподаватель должен иметь авторитет среди учащихся.
Немаловажны внешние атрибуты: одежда, мимика, жесты, ясная и отчетливая речь, красочный язык.
Но эти общие правила, которые скорее являются необходимыми для учителя, чтобы считаться профпригодным. Для достижения высокого качества в обучении настоящему профессионалу необходим специальный инструмент. В нашей профессии это методика, технология. Они же в свою очередь основываются на глубоком знании психологии ребенка. В основе деятельности учителя (какой бы методики он не придерживался) должна быть заложена безошибочная диагностика физического, психического состояния ученика, его умственных возможностей. В своем классе я целенаправленно изучила мотивацию уч-ся.Для коррекции своей деятельности я регулярно провожу мониторинг качества знаний. Обязательно должны проводиться входные тесты на начало обучения в 10 и 11 классах, а также промежуточные и итоговые.
Большое влияние на результативность работы оказывают современные образовательные и воспитательные технологии. И хотя теоретической основой моего опыта является естественная технология обучения, я все же не могу не отметить роль ИКТ и ЦОРов на уроках. Я использовала специальные диски по предмету, а также средства интернета.
Психологическая подготовка к ЕГЭ.
В педагогических кругах проблемы и перспективы, связанные с ЕГЭ, активно обсуждаются с тех самых пор, когда он впервые вошёл в школьную жизнь. Сейчас вопросы методического сопровождения предметной подготовки к ЕГЭ достаточно освещены, а вот психологический компонент всё ещё мало разработан. Однако некоторые задачи, такие как высокий уровень тревоги у учащихся, родителей и педагогов, специфические особенности процедуры ЕГЭ, могут решаться психологической службой школы и способствовать более успешной сдаче этого экзамена. Модель психологической подготовки к ЕГЭ опирается на анализ специфики восприятия данной формы экзамена в современной образовательной среде.
В чём специфика ЕГЭ для главного действующего лица — выпускника? Для этого сопоставим традиционный устный экзамен и выпускной экзамен в форме ЕГЭ.
Сравнительный анализ традиционного экзамена и ЕГЭ
Характеристики Традиционный экзамен Единый государственный экзамен
Что оценивается? Важны не просто знания фактического материала, а умение его преподнести. Уровень развития устной речи может скрыть пробелы в знаниях. Оцениваются фактические знания и умение рассуждать, решать.
Что влияет на оценку? Большое влияние оказывают субъективные факторы: контакт с экзаменатором, внешний вид и т. д. Оценка максимально объективна.
Возможность исправить собственную ошибку. На устном экзамене – во время ответа или отвечая на вопрос экзаменатора. Практически отсутствует.
Кто оценивает? Знакомые ученику люди. Незнакомые эксперты.
Когда можно узнать результаты экзамена? На устном экзамене – практически сразу. Через сравнительно более длительное время.
Критерии оценки экзамена. Известны заранее. Уточняются после сдачи экзамена.
Содержание экзамена. Необходимо продемонстрировать часть (фрагмент) изучаемого материала. Экзамен охватывает весь объем учебного материала.
Как происходит фиксация результатов? На устном экзамене – на черновике. Результаты переносятся в специальный бланк ответов.
Стратегия деятельности на экзамене. Унифицированная Индивидуальная
Таким образом, мы видим, что изначально ЕГЭ предоставляет учащемуся достаточно большой спектр возможностей и имеет ресурсы, которые не подразумеваются в традиционном экзамене.
Почему же в обществе сказывается иррациональные, неосознаваемые, эмоционально нагруженные убеждения и установки, отражающие отношение к ЕГЭ?
Дети говорят о том, что «ЕГЭ сдать невозможно», педагоги — о нереалистических требованиях и некорректно сформулированных заданиях, родители — о том, что «где-то в других регионах всё куплено и дети получают только пятёрки». Как правило, подобные высказывания сопровождаются сильными эмоциями: тревогой, гневом, страхом. Сильный эмоциональный негатив и ярко выраженные предубеждения — вот первая трудность, с которой сталкивается выпускник.
Во-вторых, успешность сдачи ЕГЭ требует сформированности личностного самоопределения как на смыслообразующем, так и на технологическом уровне. Это положение ставит перед нами новые ориентиры в подготовке к ЕГЭ, показывая важность не только знаний и навыков по предмету, но также обозначая личностное самоопределение выпускников как необходимое условие успешности этой работы. Поэтому учитель должен обучать продуктивной стратегии на экзамене.
В–третьих, на экзамене у ребенка повышенный уровень тревожности. Экзамен — это не просто рядовая проверка знаний, это кульминационный момент, готовиться к которому начинают заранее: «Как же ты с такими знаниями будешь сдавать экзамены!». Стресс на экзамене связан с тем, что эта процедура напрямую связана с самооценкой ученика: насколько я действительно умён, насколько могу справиться с предложенными мне заданиями. Дефицит времени значительно повышает его тревогу, появляется страх «не успеть».
Что усугубляет психологические трудности ученика при сдаче ЕГЭ?
Прежде всего, это отсутствие полной и чёткой информации о процедуре Единого государственного экзамена. ЕГЭ — это нечто новое не только в опыте ученика, но и в опыте окружающих его людей. Известно, что дефицит информации повышает тревогу.
ЕГЭ — это сразу два экзамена: выпускной и вступительный, и это повышает его субъективную значимость, а, следовательно, и уровень тревоги учащихся.
Принимают и оценивают результаты экзамена незнакомые люди, что приводит к повышению тревоги и недостаточной сконцентрированности на задании.
Таким образом, тревога — весьма энергоёмкое занятие. Чем больше человек тревожится, тем меньше сил у него остаётся на учебную деятельность. Поэтому ученика необходимо психологически готовить к сдаче ЕГЭ.
ЕГЭ вызывает особую тревогу у педагогов, поскольку результативность его сдачи влияет на оценку профессиональной компетентности. Учителя считают, что эта форма не всегда объективна и часто не соответствует реальным знаниям учащихся.
ЕГЭ пока не стал органичным элементом школьной системы, он воспринимается педагогами как нечто чуждое, и подготовка к нему превращается в натаскивание.
Отсутствие разработанного методического инструментария, согласованного с таким образовательным стандартом, каким является ЕГЭ, также усиливает негативное эмоциональное состояние учителя.
Таким образом, педагог, занимающийся подготовкой выпускников к ЕГЭ, также нуждается в методической и личностной поддержке.
Восприятие ситуации экзамена как стрессовой у родителей может быть связано с восприятием экзамена как проверки родительской компетентности и ощущением собственной ответственности за результаты ребёнка.
Понятие психологической готовности выпускника к сдаче Единого государственного экзамена – это сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ.
Выделим следующие структурные компоненты данной готовности:
Познавательный компонент:
Высокая мобильность, переключаемость.
Высокий уровень организации деятельности.
Высокая и устойчивая работоспособность.
Высокий уровень концентрации внимания, произвольности.
Чёткость и структурированность мышления, комбинаторность.
Сформированность внутреннего плана действий.
Необходимо отметить, что данные компоненты формируются на протяжении всего времени обучения ребёнка в школе, некоторые из них уходят корнями в начальную и среднюю школу. На завершающем этапе обучения в школе данные характеристики сформировать с нуля невозможно.
Личностный компонент:
Наличие собственного адекватного мнения о ЕГЭ, отсутствие нереалистической «мифологии».
Самооценка — умение адекватно оценить свои знания, умения, способности.
Самостоятельность мышления и действия, способность к самоопределению.
Процессуальный компонент:
Знакомство с процедурой экзамена.
Навык работы с тестовыми материалами.
Умение устанавливать контакты в незнакомой обстановке и с незнакомыми людьми.
Владение способами управления своим состоянием (релаксация).
Формирование процессуального и личностного компонентов не проходит стихийно, выпускники нуждаются в целенаправленном психолого-педагогическом сопровождении.
Ключевые задачи психологической подготовки учащихся к ЕГЭ:
Выработка индивидуальной стратегии деятельности.
Овладение процедурой экзамена на симулированном материале.
Формирование адекватных установок.
Овладение способами регуляции эмоционального состояния.
Методическая подготовка к ЕГЭ
Работа с тестами. Часть «А».
Нужно ли готовить учащихся к тестированию? Часть учителей, мало знающих о возможностях тестов, скорее всего, будут возражать против подготовки к тестированию, поскольку обычно подготовка ассоциируется у них с «натаскиванием». На самом деле такая точка зрения характерна для сторонников традиционного контроля, в котором при рассекречивании содержания предстоящей контрольной работы, состоящей из 5-7 заданий, нельзя говорить о достоверности результатов проверки. Если же длина тестов от 30 до 60 заданий, то учащиеся, выполнившие в процессе подготовки к тестированию 100-150 заданий, подобных тем, которые будут в тесте, вполне заслуживают высоких оценок, поскольку при таком объеме усвоенного учебного материала речь уже должна идти не о натаскивании, а о хороших знаниях по предмету.
Степень улучшения результатов тестирования зависит от способностей и знаний учащихся, количества и вида предварительных занятий и особенностей тестов. Наиболее полезной подготовка к тестированию оказалась для слабых учеников, в то время как на результаты сильных она повлияла незначительно.
Я остановлюсь на некоторых стратегических действиях, которые, на мой взгляд, помогли моим учащимся.
Во-первых, я предупреждаю учеников в начале года, что я могу подготовить их к сдаче ЕГЭ на «4». А вот улучшение или ухудшение будет зависеть от их собственного усердия. На мой взгляд, это формирует адекватную установку. К тому же распределяет ответственность за сдачу ЕГЭ между мной и учеником. Слабые ученики верят, что возможно сдать экзамен хорошо, а стремление к достигаемой цели всегда более эффективно, чем к недостигаемой.
Во-вторых, я сообщаю им, что мы находимся с ним в одинаковых условиях: и его, и меня одинаково проверяют незнакомые нам люди. Но только он может влиять на ситуацию до последнего момента, а я – только до начала экзамена. На мой взгляд, это успокаивает ученика, во-первых, он не один находится в состоянии экзаменуемого, а и его учитель тоже, во-вторых, он постепенно привыкает к мысли, что он может и должен влиять на ситуацию.
В-третьих, я разработала целую систему проверок в форме заданий КИМов. Систематическое проведение тестов приучает учеников не боятся их. Более того, я часто даю тексты тестов в открытой форме, то есть до начала изучения темы. Это концентрирует внимание, включаются механизмы избирательной памяти. Через некоторое время я даю эти же тесты как проверочные. Это не вызывает у детей тревогу, к тому же они видят, как может подвести нас память, если не готовиться к экзамену в системе.
Вообще-то, я учу решать тесты в течение всего периода подготовки к ЕГЭ. Так как все тесты строятся по одному принципу: два ответа очевидно неверных, а два – вероятно возможны, то мы первым делом убираем два неверных ответа. Обязательно доказываем их неверность. Для доказательства используем «минимум знаний», который обязателен для историка. Дети быстро определяют этот минимум. С оставшимися двумя ответами мы работаем по принципу «говорю все, что помню по этой теме – имена, даты, события, ассоциации». Очень часто путем логических умозаключений находим правильный ответ. Такая стратегия снимает чувство тревоги на экзамене.
Помогает и такой метод, как оценивание на «5» тестов с ошибкой. Заранее я объявляю, что разрешено сделать 1-3 ошибки для получения «5». Да и на экзамене нам нет нужды получать 100 баллов. Я подчеркиваю, что результат от 60 баллов и выше уже неплохой показатель. А 60 баллов набрать реально для всех.
Компьютерные тесты ученик может решать несколько раз, пока не научиться их делать. Оценку ставлю по желанию, если вопросов более 15.
Эффективен и такой прием. Я имею около 50 тестов размеров по 10 вопросов. Каждый желающий может взять любые три теста. Дома он решает столько, сколько нужно – 1-2 недели (некоторые делают их быстрее). Затем они сдаются на проверку. Если в тесте есть ошибка, я, не указываю их конкретно, а называя только их число, возвращаю ученику. Он еще раз прорабатывает тест. Если три теста сделаны без ошибок – получает «5». Некоторые ученики ухитряются в четверть получить таким образом 2-3 пятерки.
Мне и моим коллегам помогает и такой прием. Это «коллоквиум элементарных вопросов». Составленные мною вопросы (с учетом требований к ЕГЭ) по каждому веку, учащиеся учат и сдают блоками по 50 вопросов. Это хорошо помогает слабоуспевающим ученикам.
Как работать с частью «С»
Самым легким заданием из части «С» является С4 – «Представление общей характеристики исторических событий и явлений». Оно апеллирует в основном к смысловой памяти школьника, к фотографическому запасу знаний. Это задание на репродуктивном уровне и здесь большую роль играет долговременная память уч-ся, а также умение вспоминать.
Долговременная память формируется не стихийно. Этим процессом можно и нужно управлять. Переработка информации в кратковременной памяти является основой формирования осознанных знаний в долговременной памяти. Выделенная механизмом внимания новая, поступившая в кратковременную память, информация сравнивается с извлеченной из долговременной памяти, анализируется, синтезируется, то есть включается механизм мышления. В результате из новой информации выделяется жизненно значимая, на основе которой строится программа осознанного поведения. Выделение жизненно значимой информации происходит при непременном участии системы подкрепления, представленной сложным эмоционально - мотивационным аппаратом. Иными словами, полноценный по точности и прочности переход информации в долговременную память происходит только в том случае, если в нем принимают участие подкорковые структуры мозга, «заведующие» эмоциями. Более того, формирование прочного устойчивого следа памяти без участия этих отделов мозга просто невозможно. Вот почему чрезвычайно важным является эмоциональное состояние учащихся на занятиях.
Педагог должен быть не источником информации, а режиссером умственной деятельности учеников. Его главная обязанность – организовать учебный процесс так, чтобы наиболее эффективно работала память ученика совместно с мышлением, речью, эмоциями при высокой концентрации внимания.
Процессы памяти ответственны не только за усвоение (фиксацию) информации, ее сохранение, но и включают механизм воспроизведения (извлечения) информации. Благодаря этому механизму обеспечивается доступ к информации, хранящейся в долговременной памяти. Чем больший промежуток времени информация остается невостребованной, тем сложнее становится ее воспроизведение. Помнят хорошо то, чем пользуются. Поэтому учитель, строя учебный процесс, должен ставить перед учащимися учебные задачи так, чтобы они непрерывно, самостоятельно манипулировали как новой, так и всей ранее полученной информацией. Там, где возможно, учебную задачу надо формулировать так, чтобы на основании прежней информации путем смысловых, логических построений, ученик самостоятельно приходил к новым понятиям, ибо это естественный мозговой процесс. Тогда можно перейти от обучения репродуктивного к продуктивному, творческому.
На своих уроках я стараюсь задавать вопросы, типа, а зачем лично тебе нужно знать то или иное событие. Чем младше дети, тем чаще слышен ответ: мне это не надо, не знаю. С возрастом дети могут проследить связи между поколениями. И только в профильном классе вполне осознанно подходят к изучению исторического события как к его необходимости для сегодняшней политики.
Хорошим приемом являются сюжетно-ролевые игры на уроках или уроки пресс-конференции. На этих уроках ученики задают вопросы «историческим персонажам». Этими персонажами являются сами дети. Войдя в роль, они чувствуют и эмоциональную связь со своим героем, а эти чувства забыть гораздо сложнее, чем факты.
Следующий в рейтинге вопросов стоит С7 - сравнительная характеристика двух однородных объектов, заключающейся в перечислении их общих признаков и различий. Здесь требуются логические умения. По моему мнению, задания такого рода необходимо включать в уроки как можно чаще.
Задание С5 предполагает не только активизацию «архивов памяти» или опору на запас исторических знаний, но и профессиональное применение умений различать в исторической информации факты и мнения, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
Благодаря данному заданию в объектив ЕГЭ, помимо знаний и умений, попадает еще один важный компонент результата общего исторического образования – опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Он не подвергается оцениванию на экзамене.
В этом задании нет «правильной точки зрения» или «единственно верной версии». Выпускник может аргументировать любую из сформулированных точек зрения, но при этом он должен отвечать за свой выбор, постигая на практике разницу между убеждением и аргументацией, дискуссией и полемикой.
Включение подобного задания в итоговую работу на аттестат зрелости – показатель установки современного образования не на «прочные», раз и навсегда «выданные» школьнику знания, а на подготовку к жизни в открытом и изменяющемся мире.
Если в задании С5, выбрав определенную точку зрения, школьник должен аргументировать ее, исходя из собственной логики рассуждений и на основе современных исторических знаний, то в задании С6 ему предстоит встать на позицию «другого», увидеть и оценить ситуацию другими глазами и, как правило, в условиях другого времени, не отягощенного знанием исторических последствий. Оно проверяет наличие сформированности историко-познавательных, информационно-коммуникативных, социально-мировоззренческих компетенций, так как обращено к вопросам методологии познания истории (причинно-следственные связи: закономерные, локальные, временные). Для подготовки к выполнению этого задания важно использовать в своей практике событийно-проблемные задачи. В основе задач этого типа лежит проблемный метод обучения. В них содержится учебное или реальное противоречие, разрешение которого требует от учеников активной мыслительной деятельности. Такие задачи могут решаться:
в ходе лекции
на семинарском занятии
во внеурочное время.
В своей практике я использую уроки-дискуссии, уроки-дебаты, работу в дискуссионном клубе. Помогает и опыт написания эссе по обществознанию, так как каждый тезис в эссе требует своего аргумента. Кроме этого, вся методика опроса была мною изменена. Теперь учащиеся отвечают на вопросы, а не пересказывают, отмечают необходимые факты в тексте. При изучении нового материала я стараюсь применить деятельностный подход - ставлю проблему, а учащиеся ищут способы ее решения или ответ на вопрос.
Задания С1-С3 связаны с анализом документа. Это наиболее трудное и «дорогое» задание.
В нем предусматривается следующая последовательность познавательных действий:
атрибуция документа;
определение событий и явлений;
определение личностей, о которых идет речь
Ученик опирается не только на умение анализировать источник, но и использует ранее полученные знания. Задания связаны с формированием историко-познавательной компетенции уч-ся, которая раскрывает их способность работать с разными типами источников, соотносить источники с собственными историческими знаниями, реконструировать образ исторической реальности на основе выявленных причинно-следственных связей.
Я организую работу с документом на элективном курсе. В учебниках 10-11 классов документы практически отсутствуют. При работе с документом я использую традиционную технологию, но цель – довести этот прием практически до автоматизма. На экзамене это помогает и снимает чувство тревоги.
Мой прием работы над документом включает три этапа:
Подготовительный – читаем текст несколько раз, вслух (обязательно выразительно!), чтобы понять эмоциональное содержание документа. Здесь же работаем над терминами, определяем характер документа, причины, время, исторические условия создания.
Работа над содержанием – выделяем узловые моменты, отвечаем на простые вопросы или ставим их сами.
Выполнение обобщающих и практических заданий.
Заключение
Описываемый мною опыт работы помог мне эффективно решить ряд проблем при подготовке учащихся к ЕГЭ. Тем не менее, динамично усложняющиеся содержание заданий ЕГЭ по предмету не позволяет останавливаться в совершенствовании методов и приемов подготовки выпускников к итоговой аттестации.