Презентация на тему Методы и приемы организации ситуации успеха


«Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать» (Франсуа де Ларошфуко). Разделение понятий Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Помня об этих положительных эмоциях, субъект деятельности и в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную работу. Следовательно, если помочь человеку однажды достичь положительного результата, то тем самым можно смотивировать его на будущую деятельность. Ситуация — это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики; это то, что способен организовать учитель.Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех— результат подобной ситуации. Для того чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать эффект «соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Шаталов В.Ф. Переживание учеником ситуации успеха: повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;стимулирует к высокой результативности труда;корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;развивает инициативность, активность;развивает коммуникативные способности;поддерживает в классе благоприятный психологический климат Типы ситуаций успеха Неожиданная  радость - чувство удовлетворения от того, что деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя.Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия.Радость познания Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение.Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы учителя, формирующего радость познания. Снятие страха Помогает преодолетьнеуверенность в собственныхсилах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».«Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили». Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности Помогает ребенку избежать поражения.Достигается путем намека, пожелания.«Возможно, лучше всего начать с…»«Выполняя работу, не забудьте о…» Авансирование ситуации успеха Помогает учителю выразитьсвою твердую убежденность втом, что его ученикобязательно справиться споставленной задачей. Это, всвою очередь, внушаетребенку уверенность в своисилы и возможности.«У вас обязательно получиться..»«Я даже не сомневаюсь в успешном результате». Внесение мотивов Показывает ребенку ради чего,ради кого совершается этадеятельность, кому будетхорошо после выполнения.«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» Персональная исключительность Обозначает важность усилийребенка в предстоящей илисовершаемой деятельности«Только ты и мог бы….»«Только тебе я и могу доверить…»«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…» Мобилизация активности или педагогическое внушение Побуждает к выполнению конкретных действий.«Нам уже не терпится начать работу…»«Так хочется поскорее увидеть…» Высокая оценка детали Помогает эмоциональнопережить успех не результатав целом, а какой-то егоотдельной детали.«Тебе особенно удалось то объяснение».«Больше всего мне в твоей работе понравилось…»«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы». Приемы создания ситуаций успеха "Эмоциональное поглаживание".2. «Холодный душ»3. «Умышленная ошибка»4. «Эврика»5 . «Эскалатор» 6. «Шанс»7. «Сопереживание»  8. «Взлет» 9. «Следуй за нами»10. «Обмен ролями»11. «Заражение».12. «Горизонт»13. «Отсроченная отметка»14. «Интеллектуальная инверсия» 15. “Исповедь” или “Когда учитель плачет”. Методы создания ситуации успеха-методы дифференцированного обучения;-использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения;-сочетание репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения.;-проектный метод . "Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха". Урок по теме «сложение дробей ведут Д.Новиков и Е.Крайнова Образовательная задача на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций к предстоящей деятельности Сформировать мотив достижения; настроить на успешное выполнение задания Анкета для учащихся 8-9-классов Что вас заставляет учиться?Нравится получать хорошие оценки  Учусь потому, что так надоПотому что интересно, Учусь, так как убеждён, что знания – основа будущих успехов.Нравятся отдельные предметы, по которым могу проявить себяУчиться не нравится, но общаться с друзьями в школе нравитсяПочему (зачем) вы учитесь, ходите в школу Хочу кончить школуУзнать как можно большеОсвоить какую-либо практическую область (начала профессии)Изучить какие – либо науки (математику, историю…)Научиться учитьсяУчиться без двоек (троек)Стать культурным и образованным человекомЗаставляют взрослые  Образовательная задача на организационном - создает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащегося,Обеспечить условия успешной деятельности, заинтересовать познавательным процессом Связь с нашим временем Наглядность Занимательность Работа в парах и группах Работа в парах и группами Практическая работа Банк ситуаций успеха Минутки психологической разгрузки или эмоциональной зарядки (шутки, загадки, скороговорки).Вопросы, которые задают сами дети. + Задай вопрос учителюПрием-подсказка (План-ответ, рисунок-подсказка, таблица, опорные сигналы и пр.)Частично-поисковые и эвристические ситуации (проблемные задания)Ролевые ситуации («наблюдатель», «мудрец», «хранитель знаний»)Игры-системы на урокахКакую отметку хочешь получить в конце четверти?Проведи урок (обмен ролями) Банк ситуаций успеха Объясни свои действия (рефлексия)Эмоциональное «поглаживание»Репетиция самостоятельной к/работы (анонсирование) Заполни пропуск в информации Найди ошибку.Исповедь. Эмоциональный всплескПредложение всего перечня работ Ожидание радостиПодбор заданий нарастающей сложностиДифференцированная помощь ученикам в выполнении заданий одной и той же сложности Образовательная задача на результативном - усиливает активное отношение к учению, обращая его в мотив новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное (реже нейтральное) отношениеСформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности; обратить результат в мотив для новой познавательной деятельности « …ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан прежде всего самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой…» В.А. Сухомлинский Установки и действия педагога-Не наказывать отрицательной отметкой, грубой критикой в адрес ученика.-Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной.-Своевременно отметить успехи и достижения учеников во всех видах деятельности . Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.-Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика, и оценки за качество результата.-Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащих творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т д..