Статья Создание ситуации для обучения учащихся личностно-орентированному общению. из опыта работы.


Создание ситуации для обучения учащихся лично-ориентированному общению. Из опыта работы.

Возможность развития устной речи на базе чтения никогда не вызывала сомнения. В настоящее время процесс обучения иностранным языкам рассматривается под углом зрения обучения коммуникативной деятельности общения. Логично обратиться к чтению на иностранном языке. как к одному из важных источников познавательной потребности учащихся и как средству для обучению личностно-ориентированному общению, общения основанного на интересе человека к человеку, на доброжелательном, тактичном и уважительном отношении собеседников, на знании и учёте индивидуальных и психологических особенностей их характера и темперамента. Такое общение способствует самовыражению личности.
В статье «Личностно-ориентированное обучение в современной школе»
И. С. Якиманская доктор психологических наук, профессор, подчёркивает, что
признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения она считает необходимым различать следующие понятия.

Разно уровневый подход ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.

Дифференцированный подход выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.

Индивидуальный подход распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.

Субъектно-личностный подход отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения
Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира»,

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия " педагог ученик" где царит дух сотрудничества, и ученик становится активным участником и творцом. А педагог не столько даёт знания, но и создаёт оптимальные условия для развития личности учащихся.

Для создания личностно-ориентированной ситуации важно:
1.Соорентировать субъект общения на то чтобы получить тут же ответ от собеседника, воспринять его реакцию и в соответствии с эти решить, что дальше делать, когда важным становится превращение процесса овладения языком в процесс личностный. Речевая деятельность переходит в область психических процессов и тут стоит главная задача-повышение интеллектуально-мыслительной активности учащихся.
2. Существенной характеристикой любой деятельности является её мотивированность, то есть начальный момент деятельности. Тут может быть подборка текстов разных жанров и форм от описаний, коротких рассказов. Заметок, инструктажей, психологических тестов, карикатур и иллюстраций. Учащиеся имеют возможность выбора в соответствии с их интересом, наклонностям, возрасту и индивидуально-психологическим особенностям. В этой работе можно ориентироваться на четыре группы учащихся:
1.лкгко вступающих в беседу;
2.недостаточно, то есть со средним уровнем общения;
3.малообщительные, с низким уровнем общения;
4. общий, но с низким уровнем облученности;
Например, первый читает рубрику «Это интересно», второй работает с программой телевидения, сравнивает и составляет свою, третий работает с текстами, таблицами, исследуя их, а четвёртый подбирает запись песни и передаёт её содержание на русском. В результате такого деления создаётся поле деятельности для самых разных по уровню подготовки учащихся и приносит им чувство удовлетворения от урока и позволяет с радостью ждать следующего. В этой работе важно постоянно усложнять задания.
Для развития личностно-ориентированного общения следует подобрать систему упражнений, а не отдельные её виды, когда от понимания текста учащиеся совершают переход к его явно проблемному обсуждению и преломлению этих проблем на личность самого учащегося в процессе коллективного взаимодействия.
Например, при изучении темы «Sport» можно взять текст об известном спортсмене и провести следующую работу:
1.чтение аутентичного, оригинального текста;
2. затем провести тест на его понимание;
3.предложить упражнение на интерпретацию прочитанного (критический анализ, предвосхищение, обобщение)
Возможна опора на модули. Например, выписать черты характера в таблицу или новую информацию и что оказало глубокое впечатление, сделать выводы;
4.предложить упражнения на преломление проблем текста на личность учащихся (ролевая игра, беседа, диспут), а начать можно с лингво-коммуникативной разминки, спонтанного высказывания учителя и учащихся. Интересно применить метод физических воздействий «Если бы»
5.исследовать ситуацию и найти из неё выход (ролевые карты, схемы, дискуссии);
6.по окончании предложить проектное задание (плакат, рассказ о спорте);
Для этого создать такую ситуацию, которая сегодня становится вполне реальной: Группа английских школьников приезжает в Россию, а русские дети посещают Великобританию. Разные личности объединяются в коллектив, и на основе совместной деятельности и познавательных интересов и как следствие происходит дальнейшее совершенствование личности. Происходит овладение новой и языковой картиной мира, которая налагается на культурный фон родного языка, обогащая кругозор и мыслительные возможности учащихся.
В своей работе предлагаю ребятам различные варианты тестов по английскому языку, разной степени сложности. Учащиеся могут выбрать любой, на отлично оценивается лишь выполнение всех заданий избранного варианта, с оговоркой: «Если хотите испытать свои возможности, самый лучший вариант - четвертый». Ученик, «идущий на медаль», поколебавшись, выбирает номер трудного варианта.

Также на своих уроках во время контроля предлагаю детям сесть по принципу:

1-й ряд – готов к уроку на «пять»;

2-й ряд – не совсем готов, желательно; четыре»;

3-й ряд – не готов, но могу подумать;

В этом случае ребята самостоятельно оценивают уровень подготовки к уроку.
Те ребята, которые по своим причинам не готовы к уроку имеют возможность воспользоваться моей программой «Пересдача». Они сами определяют срок выполнения, обычно на это даётся не больше недели. Если снова учащийся не готов / и указана веская причина/, то дата продлевается.
При разработке заданий на уроке учитываю не только сложность содержания этих заданий, но и различные приемы и выбор различных вариантов их выполнения, которые задаю путем организации самостоятельного поиска.
Наиболее часто применяю на своих уроках метод проектов.
Метод проекта является фактором формирования исследовательских компетенций у учащихся и является одним из направлений личностно-ориентированного обучения.
Задача учителя в процессе личностно – ориентированного обучения заключается в выявлении избирательности ученика к содержанию, виду, форме учебного материала, процессу самореализации и виду деятельности. В процессе проектирования педагог
учит детей "добывать " знания самостоятельно и считает, что:

во-первых, "добытые" ими знания намного прочнее и остаются в сознании дольше;

во-вторых, развиваются познавательные навыки учащихся;

в-третьих, метод опирается на технологии, позволяющие обеспечить общее
развитие личности ребёнка;

Учебный проект-это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально использовать свои возможности (проявлять себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат). Проектная деятельность направлена на решение интересной проблемы. Ребята сами формулируют её в виде цели и задачи, когда результат деятельности носит практический характер, важен и интересен для самих открывателей.
В процессе деятельности включается мыслительная деятельность (решали), коммуникативная (делились своими идеями), практическая (подготовка и презентация), работа групповая (исполнение роли) и совместная деятельность учителя и учеников.
В процессе подготовки проекта происходит развитие навыков самостоятельности при работе с источниками, инструментами и технологиями. При работе над проектом важен анализ своей области работы, чтобы решить, что делать и как. Иногда это сложно и тогда учитель должен предложить им следующую карту анализа, которая содержит аспекты, помогающие анализу идей учащихся.
Существует общий подход к структурированию исследовательского проекта.
Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. Учителю продумывает возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Возможна “Мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением, распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.




Классный проект.
Групповая работа
Название
1. составь список тем и подтем с которыми хотелось бы работать;

2.добавь любую информацию, которую уже знаешь к каждой теме и подтеме;

3.составь список мест, где ты можешь найти нужную информацию;

4.составь список словаря-языка, который собираешься использовать;

5.будь готов рассказать другим группам о своём списке, послушай и реши, есть ли общие нужды;

По окончании работы можно предложить следующую карточку «Проект как целое»
Через несколько дней будет диспут. Неплохо нам сейчас оглянуться назад, на своё отношение об этом. Это поможет исправить следующий проект. Вспомните начало работы и её стадии, думайте медленно и вдумчиво и сделайте как можно больше замечаний, которые тебе помогут в дебатах.
Аспекты:
1.Содержание.
2.Язык.
3. Презентация.
4. Что понравилось.
5. Трудности.
6. Работа в группах.
7. Темп работы.
8. Есть что добавить? (Это можно обсудить на уроке.)
После предъявления проектов учитель делает анализ, выявляет проблемы и пути их решения.

Можно предложить следующую тему проекта: «Экологические проблемы в России»
Цели образовательные и воспитательные:
-развивать умения проектировать, мыслить на английском языке в процессе изучения экологических проблем.
-воспитывать чувство озабоченности проблемами России
Задача учебно-педагогическая:
-интерес к предмету;
-. развивать умения;
-формулировать и грамотно передавать мысли на английском языке;
4-использовать термины по теме «Экология»;

Тему по проекту изучили на уроке: причины загрязнения, причины вымирания рыб, «озоновые дыры», парниковый эффект, важность работы по охране окружающей среды.
Информационно-техническое обеспечение: компьютер, документы конференции, фотографии, рисунки.

Работа.
1.Организация деление на группы, планирование.
2.Поиск и исследование, конференция по теме на русском языке, готовят наглядные пособия. Учитель – наблюдатель.
3.Языковая. Учитель обучает.
4.Преставление проекта. Сотрудничество.
5. Презентация –конференция.
6.Продукт-словарь экологических терминов.

Важно привлекать к совместной работе своих коллег, например, пригласить на урок для наблюдения и после урочного обсуждения. Во время урока наблюдающий учитель записывает своё наблюдение по форме:
1. Я заметил
и я думал.
2.Я заметил, и я заинтересовался.
3.Я заметил, и я хотел спросить тебя.
4.Я заметил, и я хотел сказать тебе.
Затем записать несколько интересных вещей которые хотел бы позаимствовать.
Идея.
-Описание её
-Я взяла её потому что
-Я хотела дать тебе
-Я думаю, тебе бы это понравилось потому что

Хочется заметить, что учитель, который встал на этот путь имеет огромный выбор поиска, творчества при создании на своих уроках ситуации успеха, желания продолжить и не останавливаться на достигнутом.

Для успешной реализации личностно-ориентированного обучения необходимо: проводить регулярное психолого-педагогическое исследование индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, учитывать эти особенности при обучении; регулярно проводить отбор материала урока, который позволяет реализовывать основную цель личностно - ориентированного обучения - создание условий для развития личностных функций учащихся в процессе обучения.

Петрова Надежда Викторовна
Учитель английского языка
Волгоград МОУ СШ №92

































15