Рабочая программа по дисциплине Информатика, специальность Технология машиностроения

Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области

ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»


УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебной работе

________Редина О.В.
«___»_______2016 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИНФОРМАТИКА




для специальности

15.02.08 Технология машиностроения


















Острогожск 2016
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 15.02.08 Технология машиностроения, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 18.04.2014 г. № 350, учебного плана, утвержденного приказом от 7.07. 2015г. № 141.

Организация-разработчик:
ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»






Разработчик: Ляпина И.А., преподаватель общепрофессиональных дисциплин


Рецензенты:
Родных Н.Н., преподаватель математики и информатики
ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»

Жемчужникова И. А., преподаватель общепрофессиональных дисциплин ГБПОУ ВО «Семилукский политехнический колледж»








Рабочая программа рекомендована цикловой комиссией математики и информатики


Протокол №__ от «__» _____________ 2016
Председатель цикловой комиссии __________ Н.В. Меркулова

СОГЛАСОВАНО
Заведующий отделением ___________ А.А. Рублевская

СОГЛАСОВАНО
Методист _______________Н.В.Козлова



СОДЕРЖАНИЕ



13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc465163786" 141. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 PAGEREF _Toc465163786 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc465163787" 141.1. Область применения программы 13 PAGEREF _Toc465163787 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc465163788" 141.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы 13 PAGEREF _Toc465163788 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc465163789" 141.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины 13 PAGEREF _Toc465163789 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc465163790" 141.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины 13 PAGEREF _Toc465163790 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc465163791" 142. Структура и содержание учебной дисциплины 13 PAGEREF _Toc465163791 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc465163792" 142.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 13 PAGEREF _Toc465163792 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc465163793" 142.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 13 PAGEREF _Toc465163793 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc465163794" 143. условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины 13 PAGEREF _Toc465163794 \h 14121515
13 LINK \l "_Toc465163795" 143.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 13 PAGEREF _Toc465163795 \h 14121515
13 LINK \l "_Toc465163796" 143.2 Информационное обеспечение обучения. Перечень учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов 13 PAGEREF _Toc465163796 \h 14121515
15































1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 15.02.08 Технология машиностроения.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
дисциплина входит в общий математический и общий естественнонаучный учебный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;
использовать информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть Интернет) и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;
получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;
применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;
применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
основные положения и принципы построения системы обработки и передачи информации;
устройство компьютерных сетей и сетевых технологий обработки и передачи информации;
методы и приемы обеспечения информационной безопасности;
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (далее - ЭВМ) и вычислительных систем;
основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий, их эффективность.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими компетенциями:
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПК 1.4. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.
ПК 1.5. Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей.
ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 30 часа.



2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
60

в том числе:


практические занятия
28

лабораторные занятия
-

контрольные работы
-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
30



внеаудиторная самостоятельная работа:





работа с учебниками и учебными пособиями;
20

подготовка доклада;
2

подготовка индивидуальных проектов;
2

подготовка сообщения.
6

Форма промежуточной аттестации:
4 семестр: дифференцированный зачет.


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Информатика»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1. Методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации

12


Тема 1.1. Основные понятия информатики

6



Содержание учебного материала
4



1
Понятия информатики и информации. Свойства и носители информации. Виды информации и ее кодирование.
2
1



2
Изменение информации. Информационные процессы и ИТ-технологии. Информатизация общества, развитие вычислительной техники.
2
1


Практические занятия
-



Самостоятельная работа обучающихся
2



1
Подготовка сообщений на тему: «Системы кодирования данных».
1



2
Работа с учебниками и учебными пособиями по теме «Хронология развития компьютерной техники».
1


Тема 1.2. Основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий, их эффективность

3



Содержание учебного материала
2



1
Компьютер – основа информационных технологий. Телекоммуникации. Технические решения обработки информации.

1


Практические занятия
-



Самостоятельная работа обучающихся
1



1
Работа с учебниками и учебными пособиями по теме «Основные стадии обработки информации».




Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Тема 1.3. Основные положения и принципы построения системы обработки и передачи информации

3



Содержание учебного материала
2



1
Обработка информации центральным процессором. Организация оперативной памяти компьютера .

1


Практические занятия
-



Самостоятельная работа обучающихся
1



1
Подготовка сообщений на тему «Средства хранения и передачи информации».



Раздел 2. Общий состав и структуру персональных электронно - вычислительных машин (далее - ПЭВМ) и вычислительных систем

6


Тема 2.1. Технические средства персонального компьютера

6



Содержание учебного материала
4



1
Архитектура персонального компьютера. Основные устройства компьютера. Процессор компьютера. Память компьютера.
2
1


2
Электронные платы, контроллеры и шины. Видеосистема. Внешние устройства компьютера.
2
1


Практические занятия
-



Самостоятельная работа обучающихся
2



1
Подготовка сообщения по теме: «Средства хранения и переноса информации».
1



2
Работа с учебниками и учебными пособиями по теме «Требования эргономики при работе на компьютере»
1



Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 3. Базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ

51


Тема 3.1. Базовые системные программные продукты

3



Содержание учебного материала
2



1
Системное программное обеспечение компьютера. Операционной системы Windows 8. Работа с файловой системой организации данных.




Практические занятия
-



Самостоятельная работа обучающихся
1



1
Работа с учебниками и учебными пособиями по теме «Классификация программного обеспечения компьютера».



Тема 3.2. Текстовые процессоры

12



Содержание учебного материала
2



1
Состав пакета прикладных программ MS Office 2010. Назначение и возможности текстового процессора MS Word 2010.

2


Практические занятия
6



1
Создание текстовых документов сложной структуры в MS Word 2010. Использование стилей.




2
Оформление в MS Word 2010 текстовых документов, содержащих таблицы и формулы.




3
Создание в MS Word 2010 текстовых документов, содержащих схемы.




Самостоятельная работа обучающихся
4




1
Работа с учебниками и учебными пособиями на темы «Работа с таблицами», «Работа с формулами», «Работа со стилями», «Работа с колонками, списками» и «Работа с иллюстрациями в MS Word 2010».




Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Тема 3.3. Программы подготовки презентаций

6



Содержание учебного материала
-



Практические занятия
4



1
Создание слайдов при помощи программы подготовки презентаций в MS PowerPoint 2010.




2
Создание тематической презентации в MS PowerPoint 2010.




Самостоятельная работа обучающихся
2



1
Подготовка индивидуального проекта на тему: «Создание презентации о родном крае».



Тема 3.4. Электронные таблицы

15



Содержание учебного материала
2



1
Назначение и возможности табличного процессора MS Excel 2010.

2


Практические занятия
8



1
Применение функций табличного процессора для анализа данных.




2
Изучение графических возможностей MS Excel 2010. Построение диаграмм.




3
Создание сводных таблиц и промежуточных итогов средствами MS Excel 2010.




4
Решение аналитических задач в MS Excel 2010.




Самостоятельная работа обучающихся
5



1
Работа с учебниками и учебными пособиями на темы: «Способы адресации ячеек», «Создание диаграмм», «Поиск, фильтрация и сортировка данных».
4



2
Подготовка сообщения по теме «Применение электронных таблиц в профессиональной деятельности»
1


Тема 3.5. Назначение и возможности САПР КОМПАС-3D

9



Содержание учебного материала
2



1
Назначение и возможности САПР КОМПАС-3D. Интерфейс системы.

2


Практические занятия
4



1
Создание первой 3D детали в САПР КОМПАС-3D.




2
Создание первого чертежа в САПР КОМПАС-3D.




Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4


Самостоятельная работа обучающихся
3



1
Подготовка сообщения «Этапы создания запросов в СУБД MS Aссess 2010»
1



2
Работа с учебниками и учебными пособиями по темам: «Технология работы с MS Aссess 2010: отчеты и формы».
2


Тема 3.6. Справочно - правовые системы

6



Содержание учебного материала
2



1
°Разновидности справочно - правовых систем (СПС). Возможности СПС «КонсультантПлюс».

2


Практические занятия
2



1
Поиск информации в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс».




Самостоятельная работа обучающихся
2



1
Работа с учебниками и учебными пособиями по теме «Организация поиска нормативных документов по реквизитам документа в СПС «КонсультантПлюс», «Организация работы со списками и текстом найденных документов в СПС «КонсультантПлюс».



Раздел 4. Методы и приемы обеспечения информационной безопасности

9


Тема 4.1. Антивирусные средства защиты

9



Содержание учебного материала
4



1
Методы и приемы обеспечения информационной безопасности.

2


2
Назначение антивирусных программ и их виды.

2


Практические занятия
2



1
Организация защиты документов электронного офиса. Применение средств антивирусной защиты информации.




Самостоятельная работа обучающихся
3



1
Подготовка докладов на темы: «Виды вирусов и способы защиты от них», «Профилактика заражения компьютера»
2



2
Подготовка сообщений на тему: «Правовые аспекты защиты информации в ПК»
1


Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 5. Устройство компьютерных сетей и сетевых технологий обработки и передачи информации

12


Тема 5.1. Компьютерные сети и сеть Интернет

12



Содержание учебного материала
6



1


2


2
Технология поиска информации в сети Интернет. Основные понятия глобальной сети Интернет.

2


Практические занятия
2



1
Организация поиска информации в сети Интернет. Работа с электронной почтой.




Самостоятельная работа обучающихся
4



1

Работа с учебниками и учебными пособиями на темы: «Технические средства коммуникаций»,
«Сетевые протоколы», «Сервисы интернета».



Всего
90


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебной лаборатории «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-методической документации;
комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров, установленных в кабинете в единую сеть, с выходом через прокси-сервер в Интернет;
аудиторная доска для письма;
компьютерные столы по числу рабочих мест обучающихся;
вентиляционное оборудование, обеспечивающие комфортные условия проведения занятий.

Технические средства обучения:
персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
лазерный принтер;
сканер;
устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки;
локальная компьютерная сеть.

3.2 Информационное обеспечение обучения. Перечень учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов

Основные источники
Михеева Е. В. Информатика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. В. Михеева, О. И. Титова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 352 с.

Дополнительные источники
Аверин В. Н. Компьютерная инженерная графика: учеб.пособие для студ.учреждений сред.проф.образования. - М.: ИЦ «Академия», 2014. - 224 с.
Гребенюк Е.И. Технические средства информатизации: учебники для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.И. Гребенюк. – М.: Академия, 2011. – 352 с.
Колисниченко Д.К. Windows 8. Настройка, работа, администрирование/ Д.К. Колисниченко. - СПб.: Издательство «Питер», 2013. - 192 с.
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие/ Е.В. Михеева. - М.: ОИЦ «Академия», 2010. - 384 с.
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие / Е.В. Михеева. - М.: ИЦ «Академия», 2013. - 256 с.
Партыка Т.Л., Попов И. И. Информационная безопасность: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Т.Л. Партыка, И. И. Попов. – М.: Издательство «ФОРУМ», 2011. – 432 с.

Интернет-ресурсы

Каталог библиотеки учебных курсов - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Мультипортал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Образовательный портал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Свободная энциклопедия [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Общие сведения системе Компас-3D http://dok.opredelim.com/docs/index-49491.html
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения докладов, сообщений.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1
2

Умения:


выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;
устный опрос, контроль выполнения практических заданий, контроль самостоятельной работы, тестирование.

использовать информационно - телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть Интернет) и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;
устный опрос, контроль практических работ, заданий, контроль самостоятельной работы

использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
устный опрос, контроль выполнения практических заданий, контроль самостоятельной работы, тестирование

обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;
устный опрос, контроль выполнения практических заданий, контроль самостоятельной работы - индивидуального проекта

получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;
устный опрос, контроль выполнения практических заданий, контроль самостоятельной работы, тестирование

применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;
устный опрос, контроль практических работ, заданий, контроль самостоятельной работы

применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций;
устный опрос, контроль практических работ, заданий, контроль самостоятельной работы - индивидуального проекта.

Знания:


базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
контроль выполнения практических заданий,
устный опрос, контроль самостоятельной работы

основные положения и принципы построения системы обработки и передачи информации;
контроль выполнения практических заданий,
устный опрос, контроль самостоятельной работы, тестирование

устройство компьютерных сетей и сетевых технологий обработки и передачи информации;
контроль выполнения практических заданий,
устный опрос, контроль самостоятельной работы, тестирование

методы и приемы обеспечения информационной безопасности;
контроль выполнения практических заданий,
устный опрос, контроль самостоятельной работы

методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
контроль выполнения практических заданий,
устный опрос, контроль самостоятельной работы, тестирование

общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (далее - ЭВМ) и вычислительных систем;
контроль выполнения практических заданий,
устный опрос, контроль самостоятельной работы.

основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий, их эффективность.
контроль выполнения практических заданий,
устный опрос, контроль самостоятельной работы


Результаты обучения
(освоенные общие и профессиональные компетенции)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
-наблюдение и оценка деятельности студента при подготовке докладов;
- наблюдение за использованием информационных технологий.

ОК 5. Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

-наблюдение за формированием навыков работы в информационных сетях;
- оценка индивидуального проекта;
- компьютерное тестирование.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- контроль выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося.

ПК 1.4. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.

- оценка выполнения практического задания;
- устный опрос.

ПК 1.5. Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей.
-оценка выполнения практического задания;
- устный опрос.

ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации.
- оценка выполнения практического задания;
- устный опрос.






РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу по дисциплине «Информатика»
для специальности 15.02.08 Технология машиностроения.
Автор: И. А. Ляпина, преподаватель общепрофессиональных дисциплин
ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 Технология машиностроения, учебного плана, утвержденного приказом от 07.07.2015г. № 141.
Программа отражает современный уровень информационных технологий и возможности использования различных базовых системных программных продуктов и пакетов прикладных программ как инструмента решения прикладных задач по данной специальности. Будущим специалистам необходимы знания по применению информационных технологий в профессиональной деятельности, по обеспечению безопасностей сетей, защите информации от компьютерных вирусов. Данная программа учит применять технические и программные средства обработки информации в профессиональной деятельности.
Программа отражает возможности использования различных базовых системных программных продуктов и пакетов прикладных программ как инструмента решения прикладных задач по данной специальности.
Программа состоит из паспорта рабочей программы, структуры и содержания учебной дисциплины, условий реализации программы дисциплины, контроля и оценки результатов освоения дисциплины.
В паспорте рабочей программы учебной дисциплины изложены область применения программы, место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы, цели и задачи дисциплины, количество часов, отведенное на освоение программы дисциплины. Структура и содержание учебной дисциплины включают в себя объем учебной дисциплины и виды учебной работы, а также тематический план и содержание учебной дисциплины. В тематическом плане учебной дисциплины отражены: наименование тем, содержание учебного материала, перечислены дидактические единицы, максимальная нагрузка студента. Условия реализации учебной дисциплины содержат описание требований к материально-техническому и информационному оснащению процесса обучения дисциплине. Также в рабочей программе раскрываются формы и методы контроля и оценки результатов обучения.
Программа предусматривает изучение теоретического материала, выполнение практических работ, планируется самостоятельная работа с указанием ее тематики. Темы практических занятий и самостоятельного изучения подобраны грамотно, с учетом деятельностного аспекта. Указаны виды внеаудиторной работы студентов, которые способствуют умению работать с разными источниками информации.
Содержание программы рассчитано на 87 часа, что соответствует учебному плану по специальности 15.02.08 Технология машиностроения, утвержденного приказом от 07.07.2015г. № 141.
Рабочая программа правильно оформлена, тщательно продумана ее структура и содержание, может быть использована для составления календарно - тематического плана по дисциплине.



___________ Н.Н. Родных, преподаватель математики и информатики
ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»










13PAGE \* MERGEFORMAT14515













Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315