«Феодальная раздробленность на Руси (на примере княжеств Владимиро-Суздальского, Московского, Новгородской феодальной республики)»


План-конспект по истории России
для учащихся 6 класса
Тема урока: «Феодальная раздробленность на Руси
(на примере княжеств Владимиро-Суздальского, Московского, Новгородской феодальной республики)»
Форма урока: Устный журнал
Цель урока: причины феодальной раздробленности ( на основе летописного материала)
Развивать навыки самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему, групповой работы на основе товарищества, доброжелательности, вежливости
Развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности и непредвзятости
Учиться анализировать, выделять главное, сравнивать, развивать навыки работы с первоисточниками.
Формирование у детей глубокого уважения к истории России, культурным
памятникам Москвы, Владимира, Новгорода.
План: 1. Причины феодальной раздробленности.
2. Новгородская феодальная республика
3. Владимиро-Суздальское княжество
4. Основание Москвы
5. Культурное наследие
Методическое обеспечение; Мультимедийный презентация, карта «Феодальная раздробленность», памятники архитектуры ХII - ХIV вв.
Ход урока
- Добрый день, члены редакционной коллегии журнала «История Отечества»
Разрешите представиться: Главный редактор журнала…
Как вы уже поняли работа у нас сегодня сложная, необычная. Нам предстоит отредактировать тематический номер журнала под названием «Феодальная раздробленность на Руси и как вы уже догадались, это предстоит сделать Вам.
- И так страница первая. На предыдущем заседании нашего редакционного совета мы рассматривали вопросы, касающиеся причин феодальной раздробленности, попробуем поразмышлять:
На всем протяжении ХII века наблюдается непримиримая борьба между князьями, которая ведет к постепенному ослаблению земель и разделению Киевской Руси на вотчины, которые превращаются в самостоятельные княжества.
- Обоснуйте причины феодальной раздробленности.
1. Торговля не регулируется;
2. Экономические связи непрочны;
3. Формируется боярское землевладение (бояре сами хотели влиять на политику и ограничить власть князя).
- Предлагаю на страницах нашего журнала обсудить следующие вопросы:
Новгородская феодальная республика;
Владимиро-Суздальское княжество
Основание Москвы
Культурное наследие
- Давайте послушаем нашего специального корреспондента из Новгорода. (выступление ученика: жизнь, быт, нравы, формы правления в Новгородской боярской республике, Вече, посадник, тысяцкий), из свидетельств очевидцев (на основе летописных документов).
- Следующая страница журнала- Владимиро-суздальское княжество(сообщение ученика)
- Продолжит наше повествование рубрика «История в лицах
-Как вы думаете, почему Москва не названа Кучковом? (версии специального корреспондента журнала);
Сообщение на основе летописи об Андрее Боголюбском.
- И последняя страница нашего журнала.
Культура народа является частью его истории. В понятие культура входит все, что связано и создано умом, талантом, руками народа. Что выражает духовную сущность, его взгляд на мир, природу, на человеческие отношения.
Подробно останавливаемся на анализе литературных памятников Руси:
- «Наказ Ярослава Мудрого сыновьям», «Поучение Владимира Мономаха детям», «Житие Бориса и Глеба» Подвожу детей к выводу о том, что во всех памятниках литературы красной нитью проходит тема единения Руси, только вместе и сообща можно овладеть врага.
Выступления учащихся о нескольких памятниках архитектуры: Церковь Покрова на Нерли, Успенский собор во Владимире, Софийский собор в Новгороде.
Подведение итога урока, мини-викторина «Заполни кроссворд». Домашнее задание.