«ПУТЕШЕСТВИЕ АФАНАСИЯ НИКИТИНА В ИНДИЮ. «ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ», конспект урока 8 класс


ДАТА:
КЛАСС: 8
ТЕМА:
«ПУТЕШЕСТВИЕ АФАНАСИЯ НИКИТИНА В ИНДИЮ.
«ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ»
ЦЕЛЬ:
Формирование представлений учащихся о достижениях русской культуры XV века
ЗАДАЧИ:
Познакомить учащихся с путешествием Афанасия Никитина в Индию;
Коррекция и развитие устной речи на основе описания путешествия А.Никитина в Индию;
Воспитывать у учащихся упорство в достижении цели на примере А.Никитина.
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:

ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:
Путешественник, раджа
ОБОРУДОВАНИЕ:
Карта «Российское государство в XVI веке»
ТИП УРОКА:
Комбинированный
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Приветствие учащихся
Проверка готовности учащихся к уроку
5 – ти минутное чтение
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Учитель:
Ребята, откройте тетради и запишите дату и классная работа. Сейчас мы с вами проведём диктант дат, я вам говорю год, вы записываете, когда запишем все годы, вам нужно будет по «Ленте времени» определить век.
Записываем:
1232 г. – XIIIвек988 г. – X век1456 г. – XV век
1785 г. – XVIII век1935 г. – XX век2000 г. – XX век
Учитель:
Ребята о чем говорили на прошлом уроке?
Учащиеся:
На прошлом уроке говорили о Москве как столице Российского государства.
Учитель:
Что было раньше на месте Кремля?
Учащиеся:
На месте Кремля был дремучий бор.
Учитель:
Между какими двумя реками проходила дорога?
Учащиеся:
Дорога проходила между двумя реками Москвой и Неглинной.
Учитель:
В каком году было первое упоминание Москвы?
Учащиеся:
Первое упоминание Москвы было в летописи в 1147 году.
Учитель:
Какие башни окружали Кремль?
Учащиеся:
Кремль окружали ТАЙНИЦКАЯ, ВОДОЗВОДНАЯ, ТРОИЦКАЯ, СПАССКАЯ башни
Учитель:
Что было в Тайницкой башне?
Учащиеся:
В Тайницкой башне находился ПОДЗЕМНЫЙ ХОД ИЗ КРЕМЛЯ
Учитель:
Через какую башню МОЖНО БЫЛО ПОПАСТЬ В КРЕМЛЬ?
Учащиеся:
В кремль можно было попасть через Спасскую башню
Учитель:
Что находилось в Водовзводной башне?
Учащиеся:
В Водовзводной башне РАСПОЛАГАЛСЯ КОЛОДЕЦ ДЛЯ СНАБЖЕНИЯ КРЕМЛЁВСКИХ ЗДАНИЙ ВОДОЙ
Учитель:
В какой башне НАХОДИЛАСЬ ТЕМНИЦА, ГДЕ СОДЕРЖАЛИСЬ ПРЕСТУПНИКИ?
Учащиеся:
Находилось в Троицкой башне
Учитель:
Соединить стрелками:
ДЕРЕВЯННЫЕИВАН III
БЕЛОКАМЕННЫЕДМИТРИЙ ДОНСКОЙ
КИРПИЧНЫЕИВАН КАЛИТА
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Учитель:
Образование сильного государства, освобождение от иноземного гнёта создали благоприятные условия для развития русской культуры. Об этом свидетельствует построенный трудолюбивым народом неприступный, могущественный, величественный Кремль, искусные ремесленные изделия, прекрасное оружие. Сегодня на уроке мы познакомимся с замечательным русским путешественником XV века Афанасием Никитиным. Именно он первым совершил далёкое и опасное путешествие в Индию. Дневник его путешествия , который он назвал «Хождение за три моря» сохранился до наших дней. Запишите тему урока.
Тема урока: «ПУТЕШЕСТВИЕ АФАНАСИЯ НИКИТИНА В ИНДИЮ. «ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ»
Учащиеся: (записывают дату и тему урока)
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель:
Сегодня при изучении нового материала нам встретятся новые слова:
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
ПУТЕШЕСТВЕННИК -
РАДЖА – правитель Индии
Вам нужно значение этих слов самостоятельно найти в тексте учебника на стр. .Учащиеся: (РАБОТАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО)
Путешественник –
Раджа -
Учитель:
В столицу Российского государства приезжало много разных гостей, послов и купцов из далёких стран. Привозили они товары, подарки и рассказывали о том, как живёт народ в их стране. Из их рассказов русские люди узнавали об их обычаях и традициях других народов. Русские купцы часто бывали в других странах, где они вели торговлю мехом, воском, мёдом, полотнами. отправлялись они в основном в европейские страны, в Византию. Также они вели дела и с восточными соседями. Русские купцы много слышали от иностранных гостей рассказы о сказочно богатой стране, которая лежит на Востоке и называется Индия. Эта страна всегда волновала воображение европейцев, но никто из них не решался отправиться в далёкое и долгое путешествие, не зная пути. Но в XV веке один русский купец Афанасий Никитин побывал в Индии. Родом купец был из Твери. Торгуя товарами, повидал Афанасий Никитин немало городов и стран. В путешествие по Индии он собирался долго, на свои средства построил два больших корабля, собрал купцов, которые согласились отправиться с ним в Индию. Из Твери караван отправился вниз по Волге до Нижнего Новгорода т.к. Волга была главной торговой дорогой XV века. По ней, и отправился в путь в 1466 году тверской купец Афанасий Никитин со своими товарищами. На двух судах везли они российские товары в надежде выгодно продать их на берегах Каспийского моря. Затем надо было проплыть через Каспийское море (называлось оно Хвалынским), индийский океан (Аравийское море) и Черное (Стамбульское) море. Долгим и тяжёлым было это путешествие: наладить торговлю купец не смог, в пути суда были разграблены, часть купцов попали в плен. Три года путешествовал Афанасий Никитин с товарищами по Индии, побывали они во многих индийских городах и селах. познакомились они с жизнью простых людей. Индийцы приглашали путешественников к себе в гости. Посмотрел он как убраны дома простых и знатных людей. А индийцам было интересно услышать рассказ Афанасия Никитина про далёкую, холодную страну Россию, в которой они никогда не бывали.
Учитель:
Расскажите, как Афанасий Никитина собирался в путешествие.
Учащиеся:
В путешествие по Индии Афанасий Никитин собирался долго, на свои средства построил два больших корабля, собрал купцов, которые согласились отправиться вместе с ним в Индию. Нагрузили они корабли русскими товарами и отправились путешествовать.
Учитель:
Покажите на карте путь путешествия А.Никитина
Учащиеся: (ПОКАЗЫВАЮТ НА КАРТЕ)
Г. Тверь – г Нижний Новгород – Каспийское море – г.Баку – Персия - Индийский океан – Индия.
Учитель:
Перенести путь А.Никитина в атлас.
Учащиеся: (РАБОТАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО)

Учитель:
Что вы можете сказать об А.Никитине как о человеке?
Учащиеся:
А.Никитин был путешественником со стажем, любившим путешествовать, интересующимся жизнью людей в других странах.
Учитель:
Как раньше назывались моря, по которым плыл А.Никитин?
Учащиеся:
ЧЕРНОЕ МОРЕ – Стамбульское
КАСПИЙСКОЕ МОРЕ – ХвалынскоеИНДИЙСКИЙ ОКЕАН – Аравийское море
Учитель:
Как относились индийцы к русскому путешественнику?
Учащиеся:
Индийцам было интересно узнать о жизни в далёкой и холодной стране России
Учитель:
Всё что видел Афанасий Никитин в Индии, он записывал в дневнике, который назвал «Хождение за три моря».
Как вы думаете, почему А. Никитин назвал свой дневник «Хождение за три моря»?
Учащиеся:
Свой дневник А.Никитин назвал «Хождение за три моря» потому, что его записи были о быте, природе, красоте Индии в которую он попал проплыв три моря.
Учитель:
В дневнике он подробно описал быт и традиции индийских народов и их правителей. В книге описана природа Индии, ее богатства и красоты. Хотя Никитину было интересно в других странах, его постоянно тянуло обратно на родину, ведь там было все не так, как дома и он писал: «Черные все голые ходят. И еда плохая. И ножа не держат, и ложки не знают. Друг с другом не едят, не пьют, а все в одиночку. В индийской стране и зимой как в бане: «Варко, душно да жарище лико». «А обезьяны – то … живут по лесу, да у них есть князь обезьянский, да ходит ратью своей, да кто их тронет, жалуются князю своему, и он посылает на того свою рать. И они пришедшие в город, дворы развалят и людей побьют». Однако Никитин так и не успел вернуться в свой родной город Тверь. Долгий и тяжёлый обратный путь закончился для него в городе Смоленске, здесь он умер и был похоронен. Книга Никитина «Хождение за три моря» прочитали тысячи его современников. Эта книга дошла и до наших дней.
Учитель:
Где отображал А.Никитин свои наблюдения при путешествии по Индии?
Учащиеся:
Свои наблюдения А. Никитин записывал в своем дневнике под названием «Хождение за три моря».
Учитель:
Какие слова из дневника А.Никитина говорят о его любви к своей Родине?
Учащиеся:
Черные все голые ходят. И еда плохая. И ножа не держат, и ложки не знают. Друг с другом не едят, не пьют, а все в одиночку. В индийской стране и зимой как в бане
Учитель:
Таким образом, Афанасий Никитин открыл для русских купцов дорогу в Индию. После него немало русских путешественников посетило эту страну.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Учитель:
Ребята о чем говорили сегодня на уроке?
Учащиеся:
Сегодня на уроке мы говорили о путешествии А.Никитина в Индию.
Учитель:
В каком веке Афанасий Никитин совершил своё путешествие в Индию?
Учащиеся:
Путешествие в Индию А.Никитина было совершено в XV веке.
Учитель:
Показать на карте путь А.Никитина.
Учащиеся: (ПОКАЗЫВАЮТ НА КАРТЕ)
Г. Тверь – г Нижний Новгород – Каспийское море – г.Баку – Персия - Индийский океан – Индия.
Учитель:
Как назывались моря, через которые проплыл А.Никитин?
Учащиеся:
ЧЕРНОЕ МОРЕ – Стамбульское
КАСПИЙСКОЕ МОРЕ – ХвалынскоеИНДИЙСКИЙ ОКЕАН – Аравийское море
Учитель:
С какими трудностями столкнулся А.Никитин по пути к Индии.
Учащиеся:
Корабли А. Никитина были несколько раз разграблены, часть купцов попала в плен.
Учитель:
Почему свой дневник А.Никитин назвал «Хождение за три моря»
Учащиеся:
А.Никитин назвал свой дневник «Хождение за три моря» потому, что его путешествие прошло через три моря.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
I ГРУППА – СТР. 57 - 61 , ЧИТАТЬ,
II ГРУППА – СТР. 57 - 61 , ЧИТАТЬ,
III ГРУППА – СТР. 57 - 59 , ЧИТАТЬ