Word Духовно-нравственный потенциал сказки


ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ сказки.
Сказка - духовный заряд, в котором таится бессмертие человечества.
В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. Духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны.
Самый интересный и простой путь воспитания и развития духовности и нравственности у ребёнка и даже взрослого – это сказка. Кто не читал хотя бы одну сказку в своей жизни, кто не представлял себя в роли волшебника или волшебницы, и, наконец, кто хотя бы раз мог себе сказать, что чудо есть, если в него верить. Благодаря сказкам, в душе каждого человека возникает прекрасный поэтический образ, развитие ума идет гармонично с развитием чувств и фантазии.
Вот как говорил В.А.Сухомлинский. «Через сказки, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, c помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами».Ушинский разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии. Только обладая собственным богатым эмоциональным миром, человек может «включить» воображение и поставить себя на место другого, не дать отрицательным эмоциям «взять верх» над разумом, суметь сдерживать гнев, ярость или, наоборот, проявить нежность и сочувствие.К сожалению, в наше время сказки, как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного воспитания для развития детей.
Введение в сказку, как элемента урока, может стать в 5-8 классах опорой сначала представления проблемной ситуации, а затем умение находить проблему, проблемный вопрос и выход из сложившихся сложных ситуативных моделей. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса: Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г.-Х. Андерсен "Снежная Королева?).  Почему поссорились лиса и заяц? ("Лиса и заяц". Русская народная сказка).  Продолжи сказку, такое задание тоже легче выполняется и может стать тренажёром для подготовки к сочинению ОГЭ и ЕгЭ. Ведь чтобы продолжить, надо знать и понимать проблематику сказки, уметь сформулировать основную мысль народной мудрости или писателя, владеть навыком предвидения итога – вывода - заключения. Вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять. Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, общие ответы на общие вопросы.
Линия героев сказки. Мотивы поступков. Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки. Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому? Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя, или во взаимосвязи героев друг с другом.
Сказка учит нас сопоставлять героев по шкале Ценностей (Приложение)
Решение ценностной ориентации человека зависит от его умения замечать оценку героев. Приобщаясь к восприятию сказки, мы развиваем ценностные качества, образное мышление, формируем высокий строй чувств, предоставляем возможность ощутить радость познания красоты родного языка, а так же развиваем нравственные основы.
Сказка проходит через понимание человека в 4 этапа не зависимо от возрастных особенностей
1 этап - инсценирование, где мы заставляем себя осмыслить, что такое хорошо? что такое плохо?, здесь каждый пропускает через себя и осознает ,входя в роль героя ,его ценностные ориентиры, через его нравственные действия .
2 этап- Обсуждение сказки. На этом этапе происходит закрепление ценностных ориентиров у детей, оценки поступков героев.
3 этап - Передача нравственного опыта героев, используя его в подобных жизненных ситуациях.
4 этап- это этап рефлексии мы пытаемся осознанно выбирать как поступать в той или иной жизненной ситуации.
Так, В.Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. В.Г. Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки.
Например, в чувашской сказке "Не почитающий старого и сам добра не увидит" рассказывается о том, что сноха, не послушавши свекрови своей, решила сварить кашу не из пшена, а из проса и не на воде, а только на масле. Что же из этого вышло? Как только она открыла крышку, просяные зерна, не варившиеся, а жарившиеся, выскочив, попали ей в глаза и навеки ослепили. Главное в сказке, конечно, моральный вывод: нужно прислушиваться к голосу старых, учитывать их житейский опыт, иначе будешь наказан. Но для детей она содержит также и познавательный материал: на масле жарят, а не варят, следовательно, нелепо кашу варить без воды, на одном масле. Детям обычно об этом не говорят, потому что в жизни никто и не делает так, но в сказке дается наставление детям, что всему свое место, что во всем должен быть порядок.
Развитие чувства уважения к старшим органически связано с задачей воспитания культуры поведения детей по отношению к окружающим. Воспитывается привычка быть всегда вежливым, готовность активно проявлять заботу о старших и младших, бережно относиться к результатам труда взрослых, к их деятельности. Продолжается формирование культуры речи, нравственных качеств (правдивости, честности, скромности, терпение, выдержка, уступчивость)Сказка формирует убеждения - нравственные (моральные) императивы:
1) ценностное отношение к жизни человека и ко всему живому,
2) стремление к справедливости,
3) уважение к человеку, сострадание к чужой боли,
4) предпочтение активности перед пассивностью.
По словам философа и педагога И.А. Ильина: «Сказка будит и пленяет мечту, она дает человеку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, усилия и победы: она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды. В сказке народ сохранил свое видение, своё страдание, свой юмор и свою мудрость».
«Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок».
У каждого человека есть хотя бы одна сказка, которая осталась в памяти у него с детства. Сначала мы знакомимся с народными сказками - это дошкольный возраст, чаще всего, потом с художественными сказками – школа, а сколько ещё неизвестных остаётся (медитативные, возрастные, психологические). Ведь по данным статистики сказка постепенно уходит из жизни детей, а взрослые считают, что сказки – это не те друзья слова, что могут прийти на помощь. Взять хотя бы моих знакомых, которые увлекаются мистикой и фантастикой, а взрослые – психологическими романами. Почему это произошло? Люди перестали верить в чудеса, в народные легенды, притчи и тем более в сказки. У человека появился «новый друг», куда интереснее, компьютер. Сумевший отвлечь нас своими играми, причём играют все. И взрослые и дети в одни игры. соцсети. контакт.
Мы провели анкетирование среди представителей нашей школы (ученики и учителя), работников библиотек, а также жителей нашего города, района школы. Участниками нашего анкетирования стали люди разных возрастов. Люди старшего поколения: от 50-70 лет говорили, что «Душа просит сказки или того особого состояния, что называют Счастьем, другие: от 7 до 10 лет - ожиданием Чуда, третьи: от 20 - 50 -Ощущением детства, четвертые — Это вы. Чем для Вас является сказка?
Действительно, когда мы начали рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о развитии жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает определённый символический «банк жизненных ситуаций».
Мы обратили внимание на пять законов сказки:
1. Одушевление предметов и явлений природы;
2. Очеловечивание предметов, явлений, представление в реальные или фантастические образы;
3. Синтез ряда обыкновенных явлений, предметов, существ в образы, наделенные необыкновенными свойствами, народный результат воображения, как выражения мечты, идеи;
4. Чудесные превращения и обращения;
5. Гиᴨȇрболизация.
благодаря которым в действие сказки, в ее эмоциональную сферу включаются все явления объективно существующего мира, все предметы воображения, как реально действующие силы. Именно в связи с этим сказка - благодатный материал для развития воссоздающего и творческого воображения ребенка как важных сторон его эмоциональной сферы и необходимых для полноценного восприятия произведений читателем.
Меня заинтересовала книга Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева ПРАКТИКУМ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ, которая позволяет нам подросткам и взрослым читать сказки. Делая свои выводы, находя свои пути решения. Для меня теперь уже сказка может стать неким жизненным путеводителем.
Рассмотрим «Курочку Рябу». Интересно, что чем короче сказка, тем более глубоким смыслом она обладает. Попробуем размышлять вместе:
1. О чем эта сказка?
—о подарке судьбы («золотое яйцо») и о том, что делают с ним неподготовленные люди;
—о случайностях, которые обычно случаются закономерно («мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось»);
—любви к ближнему («не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам другое яичко, не золотое, а простое»);
—о разбившейся мечте или надежде (яичко разбилось); и о многом другом.
Кажется, что это совсем не детская сказка. Конечно, больше она подходит для обсуждения со взрослыми и подростками философии жизненных ситуаций и уроков, которые мы
извлекаем.
Чему нас сказка учит?
— конечно, содержать свой дом в чистоте, не доводить до появления мышей. В этом случае есть надежда, что золотое яичко не будет разбитым;
— гибкости при решении новых или трудных ситуаций. Если бы Дед и Баба гибко подошли к решению проблемы, они бы не стали бить по золотому яйцу, а нашли ему лучший способ применения. Кстати, какой?
— не дарить ближнему того, что он не готов получить (вопрос о том, какие подарки мы выбираем для других, и какие желаем получить сами); и многому другому.
Все это может стать темой для обсуждения.
«По щучьему велению»
Сказка про Емелю неоднозначна. Всем известен афоризм: «Лень — двигатель прогресса».
Стремление к комфорту рождает удивительные инженерные решения. Так, быть может, самоходная печь и сани отразили мечту наших предков об автомобиле?
Если рассматривать более глубокий смысл сказки, то можно вспомнить изречение «мы делаем не делая, и все оказывается сделанным». Но разве возможно «делать не делая»? Оказывается — да, если производить действие мысленное. Емеля — мыслитель, а сказка показывает нам, как оживают мысли и идеи, желаемое становится реальным.
Для того чтобы создать мыслеобраз, человеку необходимо сосредоточиться, отключиться от повседневных дел и забот, остаться одному. Но такой человек производит впечатление лентяя. К сожалению, на уровне событий и поведения не всегда можно отличить мыслителя от лентяя...
Емеля отличается огромной внутренней мудростью. Он не делает «лишних движений», не суетится, лежит на печи (копит силы для главного), но когда чувствует свой шанс, становится активным в его удержании.
Так чему же нас может научить сказка про Емелю?
В заключение своего исследования, я могу сделать вывод:
Сказка – это выражение духовного опыта множества жизней. Каждая сказка понимается слушателем по его сознанию. Человек понимает сказку сначала. Когда читает, затем чувствует и переживает ту ситуацию, в которой оказался герой, а затем понимает, почему так, а не иначе сложилась судьба персонажей, или читатель сказки сначала видит красоту и волшебство, затем испытывает радость познания.
Сказка несёт в себе богатый духовно-нравственный потенциал, состоящий из вечных ценностей человечества: любовь, разумность, воля, совесть, доброта, порядочность, честность.