Задания для проведения семинара в 10 классе по программе Пономаревой И.Н. (базовый уровень) для гуманитарных классов


Задания для проведения семинара в 10 классе по программе Пономаревой И.Н. (базовый уровень) для гуманитарных классов гимназии.
Тема урока «Образы природы в художественных произведениях» к параграфу № 21. Учебник: «Биология. Базовый уровень». 10 класс, И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощинина, М.: - «Вентана-Граф», 2012.
Содержание урока
Раскрытие естественного и духовного в художественных произведениях. Значимость живого мира и ценностное, гуманистическое отношение ко всему живому. Явления живой природы в древних памятниках культуры.
Цель: рассмотреть новые стороны известных литературных произведений.
Характеристика деятельности: анализ художественных произведений с биологической точки зрения, нахождение и выделение в них биологических закономерностей.
Урок-семинар проводится перед итоговым зачетом по теме «Биогеоценотический уровень жизни».
Обучающиеся сами выбирают вопрос, на который они подготовят ответ к семинару. Количество вопросов, составленных и подготовленных к рассмотрению учащимися - 28. Учащиеся предоставляют ответ не только в устной, но и письменной форме.
Задания и вопросы к семинару «Образы природы в художественных произведениях»
1. Проанализируйте, как И.С. Тургенев показывает живую природу в произведении «Отцы и дети».
2. Проиллюстрируйте (на примере 2-3 произведений) как изображает живую природу в своей поэзии А.С.Пушкин.
3. Почему природа является неотъемлемой частью литературных произведений.
4. Выпишите описание зверей и птиц в «Слове о полку Игореве», которые стали постоянными эпитетами.
5. Раскройте роль природы в произведении «Слово о полку Игореве».
6. Образ и описание старого дуба в романе «Война и мир».
7. Проанализируйте одно из стихотворений М.Ю. Лермонтова, где присутствует описание природы. Определите душевное состояние лирического героя по этому описанию.
8. В «Калевале» Элиаса Лённрота растения и животные используются иносказательно - для описания забот, бед, радостей и пр. Проанализируйте отрывки из произведения (не менее 3-х примеров иносказания).
9. Напишите эссе по высказыванию Л.Н. Толстого «Счастье – это быть с природою, видеть ее, говорить с нею».
10. Оформление пейзажей образа степи в прозе А.П. Чехова.
11. Живая природа в творчестве А.А. Фета.
12. Раскройте научный смысл произведения М.В. Ломоносова «Утреннее размышление о Божественном Величестве».
13. Проанализируйте произведение М.В. Ломоносова «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния».
14. Образы животных в лирике С.А. Есенина.
15. В древнеиндийском сказании «Махабхарата» имеются сведения о повадках и образе жизни примерно 50 животных. Приведите пример одного из них.
16. Проблема экологии в современной литературе (на примере повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»).
17. Ценность природы для человека на примере прочитанного вами произведения литературы.
18. Образы русской природы в поэзии А.А. Блока.
19. Выберите один из мифов или легенд о животных и соотнесите качества людей с качествами животных на примере мифа.
20. Живая природа в драматургии А.П. Чехова на примере произведения «Дядя Ваня».
21. Самостоятельно найдите и выберите одно из высказываний русских писателей о природе. Согласитесь или не согласитесь с ним, приводя обоснованные аргументы.
22. Выберите стихотворение русской литературы, в котором присутствует описание живого мира. Выделите строки, имеющие научное значение поэтических слов. Каждой строке из стихотворения дайте научное объяснение. Пример, Засох и увял он от холода, зноя и горя – Отделенный от материнского растения, лист не получает воды, минеральных солей и в нем не происходит фотосинтез).23. Биологические процессы в стихотворении Н.А. Холодковского «Голубая пролеска».
24. Своеобразие и роль пейзажа в романе М. Шолохова «Тихий Дон».
25. Прочитайте произведение Чингиза Айтматова «Плаха». Найдите в нем проблемы экологии и нравственности. Выявите авторскую позицию.
26. Проанализируйте афоризм Б. Шоу «Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на Земле, как люди». Письменно прокомментируйте данное высказывание.
27. Ознакомьтесь со стихотворением Р. Рождественского «В музее естествознания». Определите ключевые слова и выявите авторское отношение к природе и человеку.
28. Тема человека и природы в творчестве М. Пришвина на примере 1-2 произведений.