СТИЛЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОВЕДЕНИЯ ПАРТНЕРОВ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ПАР: ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА Федоренко Л.А

СТИЛЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОВЕДЕНИЯ ПАРТНЕРОВ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ПАР: ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
Федоренко Л.А
ТСК «Гармония»


Введение. Современное состояние психологической науки требует более активного исследования вопросов, связанных с гендерной и полоролевой проблематикой. Социально-культурные изменения определили не только изменение традиционных стандартов поведения, но и установок относительно собственного стиля поведения, выбора жизненного и профессионального пути и глобальных представлений о самом себе. Особенно ярко это проявляется во взглядах современной молодёжи.
Исследованию гендерной проблематики посвящены работы таких авторов как Е.П.Ильин, И.С. Клецина, И.А.Кон и др. Большинство авторов сходятся во мнении, что само понятие гендер не является избыточным, так как детерминирует систему межличностных отношений по полюсам: «доминантность – зависимость», «соперничество – сотрудничество». Особенно актуальна эта проблематика в таком виде как спортивные танцы. Ведь именно в танце моделируется традиционный полоролевой стиль взаимоотношений. Танец представляет культурно-исторически сложившуюся ситуацию, когда партнёр выполняет инструментально-деятельностную, техническую функцию создания сценического образа и является в паре ведущим. Действия партнёрши же определяют экспрессивную функцию, характер и выразительность образа.
Ряд авторов отмечают проблему андрогинизации личности современного человека, которая заключается в повышении показателей как маскулинности (мужественность, лидерство, независимость и др.), так и фемининности (женственность, уступчивость, подчиняемость и др.), (С.Бем, С.В.Афиногенова, С.Л.Ворожбитова и мн.др.) .
Было выявлено, что 74% опрошенных описывают себя как андрогинную личность, 12% - как личность фемининного типа, 9% - маскулинного, 5% - полонетипизированную личность. Вместе с тем, факторный анализ взаимосвязей, проведённый по методу главных компонент (Varimax-вращение) показал, что в группе девушек-танцорш было выявлено три основных стилевых фактора поведения. В первый фактор (рабочее название – эмоционально-демонстративный стиль поведения) вошли следующие составляющие: высокие показатели социального темпа, интегральной самооценки, ожидания положительного отношения других и самопринятия, а также низкие показатели самостоятельности и самообвинения. Второй фактор (рабочее название – действенно-волевой стиль) включает в себя высокие показатели по шкалам: гендерная идентичность, эргичность, социальная эргичность, пластичность, темп, моделирование. Третий фактор (когнитивный стиль) определяется высокими показателями по факторам: самоуверенность, саморуководство и самопринятие.
У юношей-танцоров же была выявлена принципиально отличающаяся картина факторных связей. На первое место вышел фактор, получивший название «регуляторный компонент» (высокие показатели общей и социальной пластичности, темпа, интегральной самооценки, саморуководства). Второй фактор (действенно-демонстративный компонент) содержит: высокие показатели планирования, программирования, общего уровня саморегуляции, ожидание положительного отношения других. Третий фактор (когнитивный компонент): социальный темп, аутосимпатия.
Выводы:
Полученные данные подтверждают предположение о том, что деятельность юношей-партнёров танцевальной пары направлена на реализацию инструментально-деятельностной (организационно-регуляторной) функции. Деятельность девушек-партнёрш обеспечивает в танце осуществление эмоционально-экспрессивной функции. То есть танец, иллюстрирующий традиционную модель поведения, действительно создаёт базу для поддержания традиционных гендерных стереотипов.
15