Внеклассное занятие на тему Здоровое питание


Тема: Здоровое питание
Цель: формировать привычку к здоровому образу жизни.
Задачи:
- систематизировать и расширять знания детей о здоровом питании, необходимости
употребления в пищу овощей, и других полезных продуктов;
- учить выбирать самые полезные продукты для здорового и рационального питания.
- воспитывать чувство ответственности за своё здоровье ;
- формировать активный познавательный интерес к окружающему миру.

Оборудование:
Мультимедиа-проектор, экран.
Карточки с изображением продуктов.
Костюмы для Доктора Айболита, Карлсона, Витаминов А,В
Ход занятия
I Организационный момент
Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам "здравствуйте", а это значит, что я желаю вам всем здоровья. Здоровье для человека – это главная жизненная ценность. Но, к сожалению, мы не умеем беречь его. Каждый человек в ответе за свое здоровье.
- Посмотрите на эти карточки, в которых буквы и цифры сдружились. Нужно расставить буквы в соответствии с цифрами в порядке возрастания.
- Какое слово получилось? питание
Одним из правил сохранения здоровья является здоровое питание.
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
Вокруг нас столько разнообразных вкусностей, что просто трудно выбрать здоровые правильные продукты. На занятии мы выясним, какие продукты полезные, а какие могут нанести вред здоровью.Сегодня у нас на занятии гости. Постараемся работать так, чтобы нашим гостям было тепло и уютно рядом с нами.Издавна наша страна считается самой хлебосольной и при встрече дорогих гостей встречали хлебом и солью.
- Ребята! Сегодня мы проведем наше занятие в форме телепередачи «Здоровье».
Я буду в роли ведущей .На уроке окружающего мира мы изучили строение пищеварительной системы человека и узнали, как работают все органы пищеварения. Сегодня мы поговорим о правильном и здоровом питании.
- Пришло время представить участников нашей телепередачи:
1 группа – врачи. Они изучали дополнительную литературу об органах пищеварения и их работе.
2 группа- знатоки. Они работали со словарями и энциклопедиями, выучили стихи и приготовили сообщения.
3 группа- практики. Эти ученики собирали у ребят нашего класса сведения о весе, занимались подсчетами и сегодня подведут итоги своей работы.
Гости в нашей студии - учителя начальных классов
- Вначале я предлагаю Вам провести разминку.
1.РАЗМИНКА
ВОПРОСЫ ДРУГ ДРУГУ:
1. Сколько яиц можно съесть натощак? (одно)
2. Когда мальчика называют женским именем? (соня, когда долго спит)
3. Из  какой посуды не едят?   (из пустой)
4. Сколько  человек в этом зале? можно ли дать точный ответ? (можно, если сосчитать.)
5. Как узнать спелость яблока? (разрезать, у спелого черные семечки)
6. Что за трава, что слепые знают? (крапива)
7. Какие витамины содержатся в сыре? (те, что в молоке)
8. В какой ягоде находится больше всего витамина «с»? (в смородине)
- Давайте попытаемся объяснить, что такое «питание», «здоровье», «пища».Нам помогут знатоки
( Ответы детей, затем выступления знатоков с точным определением этих слов из толкового словаря).
Толкование и значение слова "питание"
Смысл слова, что значит, что такое или кто такой(ая) питание? Определение слова или словосочетания и его значение.Питание
Питание, -я, средний род
1. смотрите питать, -ся.
2. Пища, характер и качество пищи. Молочное п. Детское п. Усиленное п.
3. Организация снабжения пищей. Общественное п.
4. переносное значение Энергия, топливо, необходимые для функционирования чего-нибудь (специальное). П. рации. Система питания двигателя.
Здоровье - Правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.
Пища
Пища, -и, женский род 1. То, что едят, чем питаются. Вкусная п. Здоровая п. Щи да каша - п. наша (поговорка).
- Как вы думаете, для чего человеку нужна пища? ( Ответы детей).
А теперь предоставим слово врачам.
(Выступление ученика из группы «врачи»).
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
- Сегодня мы выясним, почему человек не может жить без еды, и какие полезные вещества он получает с пищей.
III. Основная часть
-У нас в гостях вот такой сказочный «цветной человечек».( Слайд 2).
- Какого цвета в его строении больше всего? ( Голубого).
- Как вы думаете, что это? ( Это вода).
- Для чего организму человека нужна вода? ( Ответы детей).
У.Наши знатоки приготовили интересное сообщение о воде, предоставим им слово.
1 знаток. В крови, мышцах, даже в костях человека содержится значительное количество воды. Чтобы «сварить » пирожок, который ты проглотил, твоей «внутренней кухне» тоже нужна вода.
2 знаток. Все питательные вещества и соли могут всасываться в кровь только растворенными в воде. Без пищи человек может прожить несколько недель, а вот без воды гибель наступает через 3-4 дня. Без воды нет жизни.
- Все ребята нашего класса предоставили ребятам из группы «практики» сведения о своем весе. Практики подсчитали, сколько же в человеке вашего возраста воды.
2) Выступления учеников из группы «практики».
1 практик. Чтобы подсчитать, сколько в человеке воды, нужно вес разделить на 3 и умножить результат на 2. Те ребята нашего класса, у которых вес примерно 21 кг. имеют в своем организме примерно 14 литров воды
2 практик. А те ребята, у которых вес примерно 24 кг. имеют в организме примерно 16 литров воды ( это почти полтора ведра).
- Продолжаем наше занятие.
Конкурс - разминка "Строители".
- Построить пирамиду рационального питания. Вписать основные продукты входящие в состав рационального питания.

2.Конкурс – меню.
Зачитывается письмо от Карлсона.
Здравствуйте, друзья!
Свое письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье, болит голова, в глазах звездочки, все тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье, и пепси-кола. Это моя любимая еда. Наверное скоро я буду здоров. Ваш Карлсон.
Расшифруйте слова:
Кавтазар, одбе, икднлоп, инжу. (завтрак, обед, полдник, ужин).
3.Конкурс – загадки "Соберем яблоки".
Отгадать загадку, сорвать яблоко и положить в корзину.
1. Близнецы на тонкой ветке 
Все лозы родные детки.
Гостю каждый в доме рад.
Это сладкий ... (Виноград)
2. Младший брат апельсина (Мандарин)
3. Все о ней боксеры знают 
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа ... (Груша)
4. Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его ... (Лимон)
5. С виду он как рыжий  мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин -
Это спелый ... (Апельсин)
6. Далеко на юге где-то
Он растет зимой и летом.
Удивит собою нас
Толстокожий ... (Ананас)

4.Конкурс капитанов
1.Угостить команду мандарином (по считалке)
Мы делили апельсин, Много нас, а он один. Эта долька - для ежа, Эта долька - для стрижа, Эта долька - для утят, Эта долька - для котят, Эта долька - для бобра, А для волка - кожура.
2. Отгадать продукты по запаху и вкусу
3. Отгадать напиток по вкусу
5.Игра “Ромашка” (пословицы о здоровье)
На лепестках ромашки написана первая половина пословицы, нужно продолжить вторую половину:
В здоровом теле (здоровый дух)
Голову держи в холоде (а ноги в тепле)
Здоровье - дороже (золота, богатства)
Кто спортом занимается, тот (силы набирается)
Пешком ходить – долго (жить)
Со спортом не дружишь – не раз о том (потужишь)
IV Физкультминутка “Вершки и корешки”
Я буду называть овощи. Если едим подземные части этих продуктов, надо присесть, если наземные – встать во весь рост и вытянуть руки вверх (картофель, фасоль, морковь, свекла, помидор, репа, огурец, тыква).
VВыступление детей
1.Чтение стихотворений о здоровом питании.
1. Учить уроки, чтоб на «пять»,
И спортом заниматься,
 Чтоб мозг и мышцы укреплять,
  Нам надо правильно питаться.
2. Но перед тем как сесть за стол,
Ты должен вымыть чисто руки,
Когда ты ешь, то не смотри футбол,
Не отвлекайся на другие звуки.

3. Завтрак ты не пропускай,
Завтракать полезно,
Это даже малышам в садике известно!
Если завтрак пропустил,
Ты желудку навредил!
4.Не забудешь про обед,
Избежишь ты многих бед.
И не позабудь про ужин –
Ужин тоже очень нужен.
5. Если правильно питаться,
Также спортом заниматься,
Будешь ты сильней и крепче,
И учиться будет легче.
 
         6. Надо кушать много каши,
         Пить кефир и простоквашу,
         И не забывай про супчик,
         Будешь ты здоров, голубчик!
У.Ребята, как вы думаете, что обозначает белый цвет в составе нашего человечка?( Белки).
- Правильно, белки - это строительный материал для клеток . Слушаем знатока.
Чтобы вырасти ты мог,
В пище должен быть белок.
Он в яйце, конечно есть,
В твороге его не счесть,
В молоке и мясе тоже
Есть он и тебе поможет.
У. А теперь подумаем, что может обозначать оранжевый цвет в организме нашего человечка? ( Углеводы)
- Углеводы - это топливо для клеток организма. Слово нашим знатокам.
Фрукты, овощи и крупы-
Удивительная группа-
Нам в тепло и непогоду
Поставляют углеводы.
Нам клетчатку посылают,
Витамины добавляют
И энергией питают.
У. Желтый цвет - защитный слой организма, что это? ( Жиры). Послушаем знатока.
Жир, что в пище мы едим,
Очень нам необходим.
Сохранит температуру,
Повлияет на фигуру,
Защитит от холодов,
Шубой нам служить готов.
У.Зеленый цвет-это вещества, больше всего которых в овощах и фруктах.
Что это? ( Витамины). Слушаем следующего знатока.
Витамины - просто чудо!
Столько радости несут:
Все болезни и простуды
Перед ними отвернут.
У.Давайте подведем итог. Пища состоит из множества веществ. Они просто необходимы для нормальной жизнедеятельности организма, его роста и развития.
Называются они – питательные вещества и входят в продукты питания.
Белки, углеводы, жиры, витамины - это питательные вещества. Все они очень необходимы для человека.
Сценка «Консилиум врачей».
Учитель замечает, что один ученик в классе сидит очень бледный и держится за живот.
Учитель: - Андрей, что случилось?
Ученик:- Вот! У меня болит живот!
Учитель: - Ну, тогда тебе нужно обратиться к врачам. Они соберут консилиум, на котором определят что с больным, почему это произошло и как ему помочь.
Врач (ученик из группы «врачи»):
- Ты, Андрюша, нам скажи, что сегодня кушал ты?
Ученик: Утром съел я пирожок,
Шоколад, кусочек торта.
На обед я съел ватрушку,
Пожевал немножко сушку.
Мимо рынка проходил,
Чипсы в школу прихватил.
Врач: Андрей, вот выпей минеральной воды и рядом с нами посиди.
Один врач осматривает больного, а другие совещаются.
Выводы врачей после консилиума:
1 врач: Андрей не соблюдал режим питания.
2 врач: Он весь день питался всухомятку, необходимо потреблять жидкость (соки, компот, чай, минеральную воду).
3 врач: Андрей употреблял однообразную пищу, в основном мучное, печеное и жареное.
4 врач: Чтобы не болел живот,
Отправляй поменьше в рот
Всяких булочек, ватрушек,
С кремом тортов, завитушек.
Помни, что ты сам в ответе
За свои поступки эти!
- Теперь, ребята, я надеюсь, вы все поняли, какие ошибки совершал Андрей в своем питании, и прислушаетесь к советам врачей.
Кто придумал слово “витамин”? Американский ученый, биохимик Казимир Функ открыл вещество “амин, и, соединив с латинским словом “Vita” (жизнь), получил витамин.
Назовите продукты питания, которые содержат витамины (все фрукты и овощи, мясо, молочные продукты, яйца…)
Какие витамины вы знаете? ( витамин А, В, С, Д…- они обычно называются буквой алфавита)
Что дают человеку витамины? (помогают человеку расти и развиваться, быть здоровым)
Какие витамины продают в аптеках?
Из чего же делают на заводах витамины? (из плодов шиповника, облепихи, моркови, тыквы, черной смородины)
Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей. Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны быть в вашем рационе регулярно.
- Ребята, а что значит разнообразие пищи?
Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мед, гречка, геркулес, изюм, масло); другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи), а третьи – фрукты, овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти и развиваться (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы).
Витамин А-а это витамин роста. Ещё я помогаю вашим глазам сохранять зрение. Найти вы его можете в молоке, моркови и зелёном луке.
Красный нос в землю врос, А зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос. (Морковь)
слайд
Учитель
Уже четыре тысячи лет употребляется в пищу один богатый витаминами, незаменимый и в наши дни овощ — морковь. В старину ее считали лакомством гномов — сказочных лесных человечков.
Существовало поверье: если отвезешь в лес вечером миску с пареной морковью — утром на этом месте найдешь слиток золота. Ночью гномы съедят морковь и щедро заплатят за любимое кушанье. Доверчивые люди носили в лес миски с морковью, но золото, увы, не находили.
В моркови масса полезных элементов. Это каротин, витамины А, В, С, Д. Издревле знали о целебных свойствах. Ею лечили заболевания носоглотки, сердца, печени. Сок усиливает сопротивляемость при гриппе, лечит горло, бронхит, очищает кровь, улучшает пищеварение.
Слайд
Витамин С
– Фрукты и вкусны, и полезны. Они содержат клетчатку, соки, витамины, которые нужны для организма, тем более такого растущего, как ваш. Овощи – полезная и вкусная еда. Их можно есть и вареными, и сырыми. Веселый красный редис и молодой зелененький лучок, капуста, щавель, кабачок, помидор, огурчик, тыква – все радует глаз и полезно для здоровья.
Расселась барыня на грядке,Одета в шумные шелка.Мы для нее готовим кадки,И крупной соли полмешка. (Капуста)
слайд
Учитель
Капуста — очень древнее растение, а от нее произошло немало других пригодных в пищу растений. Много тысяч лет тому назад капуста была бесполезным растением, которое росло вдоль морского побережья Европы. У нее были яркие желтые цветы и сморщенные листья. От этого дикого предка и произошли более ста пятидесяти разновидностей культурных растений. Наиболее известны обычная капуста, капуста кормовая, брюссельская капуста, цветная капуста, брокколи и кольраби.
Белокочанной капустой в русских деревнях кормились почти целый год. В капусте съедобно всё. Очень полезно есть капусту сырой, в виде салата. Капуста отличный по вкусу продукт, да ещё богатый ценными витаминами. В ней содержится много витамина С. Сырая или квашеная капуста возбуждает аппетит. Листом капусты можно полечить голову.
Слайд
Витамин Д - Он сохраняет вам зубы. Без меня зубы человека становятся мягкими и хрупкими. Его можно найти в молоке, рыбе, твороге.
Слайд
Витамин В - бывает в разных продуктах: и в овсянке, которую вы едите на завтрак, и в черном хлебе, и в арахисе, и в отрубях.И еще один секрет:Он повышает ваш иммунитет.
Сегодня я не могу умолчать о таком ценном продукте, как каша.
Каша – наиболее подходящее блюдо для завтрака. Она содержит очень много питательных веществ, легко усваивается организмом. Наиболее полезна гречневая каша. Далее каши из овса, риса. А манная каша – самый калорийный продукт
V Итог занятия
-  Я же хочу пожелать вам крепкого здоровья и научиться всегда выполнять правила здорового питания, о которых мы сегодня говорили. Кроме правильного питания, у человека должно быть всегда хорошее настроение, доброта в душе и желание сделать что-то хорошее. Спасибо за внимание и до новых встреч!
1.Золотые правила питания: 
а) главное – не переедайте.
б) ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
в) тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.
г) перед приемом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарив всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.
Вот и подошёл к концу наш валеологический час. . Надеюсь, что вы провели его с пользой для себя и узнали что-то новое. В заключении скажем хором: «Здоровое питание – отличное настроение!»