Дипломная работа Проблема развития речи младших школьников


Оглавление
TOC \o Введение PAGEREF _Toc294433515 \h 2Глава 1. Проблема развития речи школьника в теории и практике педагогике и психологии PAGEREF _Toc294433517 \h 4Понятие развития речи PAGEREF _Toc294433518 \h 41.1 Особенности устной и письменной речи младшего школьника PAGEREF _Toc294433519 \h 81.2. Понятие речевого нарушения PAGEREF _Toc294433522 \h 111.3. Требования к учителю и его речи PAGEREF _Toc294433523 \h 141.4. Задачи и направления педагогической деятельности по развитию речи младших школьников PAGEREF _Toc294433524 \h 161.5. Уроки развития речи и литературного чтения PAGEREF _Toc294433525 \h 171.5.1. Развитие речи в процессе общения, чтения текстов и творчества PAGEREF _Toc294433526 \h 19на разных уроках и кружках PAGEREF _Toc294433527 \h 19Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи младших школьников PAGEREF _Toc294433528 \h 212.1. Содержание экспериментальной работы по развитию речи младших школьников PAGEREF _Toc294433529 \h 21Приложение № PAGEREF _Toc294433530 \h 23Понимание формы мужского и женского рода глаголов в PAGEREF _Toc294433531 \h 23Выборочный диктант слов. PAGEREF _Toc294433532 \h 24Ветер... последние листья. PAGEREF _Toc294433533 \h 2610. Слуховой диктант: PAGEREF _Toc294433534 \h 2611. Тексты для графического диктанта. PAGEREF _Toc294433535 \h 27Введение
Актуальной темой в современной школе на сегодняшний день является развитие речи. Работа над правильностью речи является одним из основных направлений учебно-методической деятельности учителя по совершенствованию речевой культуры младших школьников. Это практическое обучение русскому языку, обучение регулярное и систематическое, обучение на образцах и посредством специальных упражнений, путём предупреждения и исправления ошибок, обучение литературным формам речи.
Одной из главных задач современной школы является подготовка выпускника школы, который умел бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать чужую и, конечно, свою речь.
Немаловажное значение придавали проблеме формирования правильной речи мыслители-гуманисты, просветители, педагоги XVІII-XIX вв. (Я.А.Каменский, Ж.Ж.Руссо, М.В.Ломоносов, К.Д.Ушинский В.Г.Белинский и др.). В их работах рассматривались и вопросы роли речи в развитии ребёнка, в воспитании у них правильной речи.
Вопрос о развитии речи младших классов в современной методической литературе разрешается в разных аспектах о знании языка, словарном запасе и культуре речи.
В статьях В.Кустаревой, В.Кирюшина, А. Матвеевой даются методические указания по работе над обогащением словаря учащихся Н.Ф.Титова ставит и решает вопросы по воспитанию словесно- логического мышления детей. Для обучения языка нужна осмысленная работа над выражением собственной мысли. Язык так же нуждается в мыслях, как мысли в языке.
Цель исследования- изучение особенностей и возможностей развития и коррекции нарушений речи у младших школьников.
Задачи:
1.Изучить научную и методическую литературу по проблеме речевого развития младших школьников.
2.Описать особенности устной и письменной речи младших школьников.
3.Провести наблюдение и оценить его эффективность.
4.Установить уровень развития речи у младших школьников.
5. Количественно и качественно обработать результаты исследования.
Объект исследования - речевая деятельность, младших
школьников.
Предмет- особенности педагогического руководства нормальной и
отклоняющейся речевой деятельностью у младших школьников.
Рабочая гипотеза- успех педагогического руководства развитием речи учащихся во многом складывается из активного влияния на словарный запас.Глава 1. Проблема развития речи школьника в теории и практике педагогике и психологии
Понятие развития речи
«Самой большой творческой находкой в своей педагогической
деятельности считается тот миг, когда ребенок сказал своё слово. В этот миг он поднялся на одну ступеньку в своём интеллектуальном развитии ».
В. Сухомлинский.
Существует множества понятий речи, во- первых
1. Речь – это язык в действии. С.В. Рубинштейн.
2. Речь является основным средством человеческого общения. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития, поскольку слово является важнейшей единицей языка. И.В. Карлин.
3. Речь представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы. Выделяют экспрессивную и импрессивную речь. Н. И. Жинкин.
4. Речь , является уникальной способностью, присущей только человеку, связана с процессами мышления и обеспечивает общение с помощью того или иного языка. В.Г. Петрова.
5. Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. И.А. Бодуэн.
Экспрессивная (воспроизводимая) речь - это высказывание с помощью языка, направленное вовне и проходящее несколько этапов : замысел – внутренняя речь - внешнее высказывание.
Импрессивная (воспринимаемая) речь – это процесс понимания речи (устной или письменной) окружающих, который также проходит несколько этапов : восприятие речевого сообщения – выделение информационных моментов – формирование во внутренней речи общей смысловой схемы воспринятого сообщении.
6. Речь — важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка. Благодаря этому мы воспринимаем прозу Л. Толстого и Э. Хемингуэя, стихи А. Пушкина и В. Шекспира, используем теоретическое наследие Д.Менделеева и А. Эйнштейна.
На основе речи и ее смысловой единицы — слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. На огромное значение речи для развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л. С.Выготский, который писал: «Развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить подход к этим явлениям, типичный для учения об условных рефлексах, с психологическим подходом к ним. Развитие речи представляет прежде всего историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая воснове накопления его культурного опыта».
А так же Речь является средством общения людей и формой человеческого пользуются внешней речью. Разновидностями внешней речи являются устная и письменная речь. Из внешней речи развивается внутренняя (речь - «думание»), которая позволяет человеку мыслить на базе языкового материала.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.
Все вышеперечисленные факторы в значительной степени зависят от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается его и физическое и психическое развитие.
Речь имеет три функции:
-сигнификативную (обозначения);
-обобщения;
-коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).
Выделяют три критических периода в развитии речевой функции в детском возрасте :1-2 года жизни, когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие.
3 года, когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной.
6-7 лет, начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка.
«Развитие речи у младшего школьника выражается в том, что у него вырабатывается навык чтения, т. е. достаточно быстрое и правильное узнавание букв и их сочетаний и превращение увиденных знаков в произносимые звуки, звукосочетания, т.е. в слова. Осмысленность чтения проявляется в том, что появляются правильные интонации, дети обращают внимание на знаки, стоящие в конце предложения: точку, вопросительный и восклицательный знаки. Позже осмысленность чтения начинает проявляться во все более тонкой интонационной его выразительности» Однако «понимающее» чтение дается не сразу. Здесь особенно помогает выразительное чтение вслух учителем, а затем и самими учениками.
Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, так как письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Огромную роль в развитии речи учащихся играет овладение письмом,
специально грамматикой и орфографией . Опираясь на исследования
многих психологов А. Ф. Обухова пишет:
«Прежде всего повышаются требования к звуковому анализу слова:
слуховой образ превращается в зрительно-двигательный, т.е. поэлементно воссоздается. Ребенку необходимо научиться различать произношение и написание...
К концу начального обучения дети могут свободно менять время
излагаемого, лицо, от имени которого ведется изложение, составить рассказ на заданную тему по написанному плану или данному названию, могут успешно использовать основные грамматические конструкции».
Психолог И. Ю. Кулагина связывает развитие речи младших школьников и умения читать и писать с изменением мышления и понимания учащихся. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логического размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Происходит усвоение и активное использование речи как средства мышления, для решения разнообразных задач. Развитие идет успешнее, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат.
Литовские психологи: Г. Буткене , А. Кепалайте обращают внимание на изменения в общении младших школьников. «Восьмилетний ребенок может использовать один тип слов и грамматики при общении с учителем, другой – при общений со взрослым родственником, и третий – при общений с со своими друзьями, сверстниками».
Таким образом из всего вышесказанного можно сделать вывод, что речь детей в младшем школьном возрасте претерпевает различные изменения и все сторонне развивается под воздействием учебного процесса. Раскрывается все функции речи, а это значит, что ребенок учится планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции.1.1. Особенности устной и письменной речи младшего школьника
Устная речь
Устная речь - это любая звучащая речь, а так же
Устная речь – сложный, многогранный процесс, включающий в себя:
Устная речь может быть диалогической и монологической.
Восприятие устной речи при непосредственном общении происходит
одновременно и по слуховому, и по зрительному каналам.
Устную речь сопровождают, усиливая ее выразительность, такие дополнительные средства, как характер взгляда (настороженный или открытый и т.п.), пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика и жесты . Жест может быть уподоблен указательному слову (указание на какой-то предмет), может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т.д., служить контактоустанавливающим средством, например поднятая рука в знак приветствия.
На основе устной речи строится и развивается письменная речь, которая может быть самостоятельной или под диктовку, и чтение.
Нарушения письменной речи:
Письма:
- неправильная перешифровка фонемы в графему;
- недописки;
- пропуски и смешение букв в слове;
- несогласование и перестановки слов в предложении;
- выходы за строчку и др.
Чтения:
- замена и смешение звуков;
- побуквенное чтение;
- искажение звуко – слоговой структуры слова;
- нарушение понимания прочитанного.
Важным показателем готовности детей к обучению грамоте является ориентировка их в речевой деятельности (Р.Д.Тригер). На основе совершенствования сенсорного языкового опыта ребенок должен овладеть элементарными навыками звукового анализа, он должен уметь последовательно вычленять звуки из слов, устанавливать их последовательность и место в слове.
Важное значение также имеют:
1.оценка готовности руки к письму, то есть возможности правильного захвата карандаша или ручки и движения руки слева направо под контролем зрения;
2.развитие функции активного внимания и памяти.
Диагностика готовности ребенка к школьному обучению очень важна. Существуют различные подходы к проведению этой диагностики. В последние годы в Институте коррекционной педагогики разработан психодиагностический комплекс, включающий три методики:
1.Методика исследования особенностей прогностической деятельности («Угадайка»), созданная Л.И.Переслени и В.Л.Подобедом.
2.Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равека в модификации Т.В.Розановой.
3.Методика диагностики словесно-логического мышления, разработанная Э.Ф.Замбациявичене по принципу, использованному Р.Амтхауэром и модифицированная Л.И.Переслени и Е.М.Мастюковой, прошедшая экспериментальную проверку (Л.И.Переслени, Е.М.Мастюкова, Л.Ф.Чупров, 1989, 1990).
Эта методика предназначена для диагностики прогностической деятельности, которая сама по себе является важным нейропсихологическим показателем готовности ребенка к обучению, с учетом особенностей развития внимания, памяти и мышления.
Первыми обратили внимание на речь ребенка писатели, которые в своих произведениях имитировали детскую речь. Это Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»; Л.Н. Толстой «Детство» и особенно рассказы в его «Азбуке», например «Филиппок»; К.Д. Ушинский в рассказах, написанных им для «Родного слова»; С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»; В.Ф. Одоевский; А.П. Чехов, М. Горький и др. Эти авторы дали образцы художественного исследования становления психики ребенка, его мировоззрения, миропонимания, характера, темперамента, становления личности, воспитания души, духовного мира ребенка.
1.2. Понятие речевого нарушения
Задачи развития речи:
развитие словаря;
формирование грамматической стороны речи;
воспитание звуковой культуры речи;
формирование разговорной (диагностической)речи: умения детей слушать понимать обращённую к ним речь, поддерживать разговор, отвечать вопросы и спрашивать.
обучение рассказыванию (монологической речи);
ознакомление с художественной литературой;
подготовка детей к обучению грамоте.
Детей с однородными нарушениями речи можно объединить в группы. Обычно выделяют группы со следующими нарушениями:
1. фонетико – фонематические нарушения;
2. общее недоразвитие речи;
недостатки мелодико - интонационной и темпо – ритмической стороны речи.
Для решения задач констатирующего эксперимента в области оценки качественного и количественного состава пассивного и активного словарного запаса младших школьников мы использовали диагностические материалы Н.М. Трубниковой «Структура и содержание речевой карты», разделы «Обследование понимания речи» и «Обследование активного словаря». Мы считаем, что диагностические материалы, предложенные Н.М. Трубниковой. Они просты в использовании, не требуют длительной специальной подготовки и могут быть основой для диагностирования как детей с сохранным интеллектом, так и для детей.
В основу методики диагностирования речевого развития детей мы заложили принципы систематичности и последовательности, доступности и наглядности, используя такие педагогические качества как доброжелательность, терпение и выдержка, педагогический такт и умение расположить ребенка к общению.
Для обследования понимания номинативной стороны речи детям было предложено 6 групп заданий.(Приложение 1.)
Как указывает Г.В. Чиркана, основными особенностями познавательной сферы детей с речевыми нарушениями является : недостаточная сформированность и дефференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности. Без направленной коррекционной работы эти имеющиеся у детей трудности в дальнейшем могут принять большую выраженность и привести к отсутствию интереса к обучению, снижению объема памяти, ошибкам запоминания, трудностям в овладении письмом, несформированности счетных операций, слабому овладению грамматикой.
Для обеспечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развитие когнитивных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и предпосылок их нормального развития.
Упражнения, направленные на развитие познавательной сферы, должны быть включены в структуру занятия и осуществляться параллельно с реализацией учебных и воспитательных целей или форме самостоятельных упражнений в виде игры, беседы илизарядки. Так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой и представляют сложные системные образования, то каждое упражнение, адресованное к какому –либо определенному познавательному процессу, одновременно влияет и на другие.
Так, например, упражнения, направленные на развитие моторики ребенка, одновременно укрепляют его внимание и моторную память; рисование помимо развития моторики положительно влияет на внимание, пространственные представления, мышление; таким образом, еление методических рекомендаций на разделы несколько условно, поскольку задача их едина. В каждом разделе задания располагаются от простых к сложным. Задания в зависимости от ведущей задачи должны отвечать закономерностям развития любой психической функции: от наглядной деятельности к образной, затем к словесно-логической и абстрактной. 1.3. Требования к учителю и его речи
1.Учитель начальных классов должен обладать:
- широкой эрудицией и культурой, разносторонними эстетическими потребностями. Вкусами, высокоразвитыми эстетическим идеологом, музыкальным слухом, художественным воображением и представлением, организаторскими способностями, чувством юмора;
- быть образцом личной культуры в трудовой и общественной деятельности, отдыхе и в быту- владеть навыками эстетического самообразования и самовоспитания пропагандистом эстетических знаний среди населения;
- высокая культура речи и эстетика внешнего вида.
2. Учитель начальных классов должен знать:
- цели, задачи, принципы эстетического воспитания младших школьников;
- формы и методы эстетического образования и воспитания учащихся;
- эстетические потребности, вкусы, интересы детей;
- закономерности психического развития ребенка;
- формы эстетического просвещение родителей, условия эстетического развития детей в семье;
- произведения деятелей культуры и искусства, посвящённые детям ( детских сказочников, художников - иллюстраторов детских книг, режиссёров мультипликаторов, рубрики детского радиовещания и его ведущих, композиторов, поэтов, писателей,
которые пишут для детей, постановщиков и сценаристов фильмов и киносказок и т.д.);
- должен знать, чем увлекаются его воспитанники, что коллекционируют;
- знать критерии эстетической образованности и воспитанности младших школьников.
3. Учитель начальных классов должен уметь:
- планировать эстетико- воспитательную работу с учащимися;
- определять эстетические цели и задачи урока и внеклассного мероприятия;
- отбирать учебный внеучебный материал для эстетического воспитания детей с учётом их возраста и эстетической воспитанности;
- уметь организовать различные виды эстетической деятельности детей и анализировать её;
- уметь хорошо рисовать, лепить, конструировать, танцевать, петь, красиво эстетически оформлять классную комнату;
- изучать и обобщать эстетический опыт своей работы и коллег;
- уметь использовать произведения искусства на уроках и во внеклассной работе.
Можно сделать вывод, что современному учителю должны быть присуще основные качества эстетически развитого человека. Вместе с тем педагог должен уметь использовать свой эстетический арсенал в целях разностороннего формирования своих воспитанников. А это, безусловно, требует дополнительных специальных знаний, умений, способностей.
Следовательно, учителям и будущим педагогам необходимо больше внимания уделять эстетическому самообразованию. Возможности для этого огромные: театр и телевидение, книги, кино, картинные галереи, музеи, библиотеки, изостудии, ансамбли, хоры и оркестры, клубы по интересам, участие в различных видах и формах художественного самодеятельного творчества и т.д.1.4. Задачи и направления педагогической деятельности по развитию речи младших школьников
Педагогическая деятельность – это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.
В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания.
Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми – педагога.
Цель педагогической деятельности – создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.
Методика развития речи — педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей.
Основная задача методики — разрабатывать на научно-педагогической основе наиболее эффективные средства, методы и приемы развития речи, вооружать ими учителей и воспитателей, чтобы они могли с максимальным успехом развивать у детей необходимые речевые умения и способности.1.5. Уроки развития речи и литературного чтения
Культура речи – прикладной раздел языкознания, в котором рассматриваются два вопроса: как говорить правильно и как говорить хорошо. Эта сравнительно молодая область науки о языке оформилась как самостоятельная дисциплина после революции под влиянием социальных сдвигов, происшедших в нашей стране. Приобщение широких народных масс к активной общественной жизни поставило в ряд важнейших государственных задач и проблему повышения культурного уровня народа, в частности уровня его речевой культуры.
Урок по развитию речи проведенный во 2а классе средней школы № 1, г. Гатчина
Тема. Коллективное изложение текста «Как Митя спас воробушка» по вопросам к каждому предложению.
Цель. Обучение составлению коллективного рассказа по вопросам к каждому предложению текста- образца.
Задачи:
1. Совершенствовать навык цельного восприятия текста, навык сознательного чтения;
2. Развивать навыки работы с текстом, определять тему, основную мысль, тип речи.
3. Учить детей воспроизводить авторские языковые средства
4. Формировать навык грамотного письма.
5. Учить детей устанавливать последовательность происходящих в рассказе событий.
6.Воспитывать желание помогать попавшим в беду.
(См. приложение № 2)
А так же был проведён урок литературного чтения в 3 класс, базовой школы г. Гатчина.
Тема. Иван Сергеевич Тургенев «Воробей».
Цель. Приобщение детей к литературе как к искусству слова на основе развития интереса к творчеству И.С. Тургенева.
Задачи. 1. Развитие полноценный навык чтения: правильность, сознательность, выразительность.
2. Формировать способность полноценно осмысливать литературное произведение.
3. Совершенствовать навык работы с текстом: отвечать на вопросы, определять тему, идею, составлять план.
4. Развивать читательское воображение.
5. Обеспечивать нравственное и эстетическое воспитание детей.
6. Обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе (См. приложение № 3).1.5.1. Развитие речи в процессе общения, чтения текстов и творчества
на разных уроках и кружках
Цели внеклассной работы определяются в соответствии с условиями обучения в начальных классах в первую очередь необходимостью активизации познавательной деятельности учащихся, воспитанием
интереса и развития их творческих способностей.
Внеклассная работа решает важные образовательные и воспитательные задачи: воспитывает у учащихся более ответственное отношение к урокам; развивает у ребят быстроту мышления; желание научиться говорить выразительно.
Дополнительное занятие обеспечит учащимся возможность:
- получить дополнительные знания по темам;
- расширить общий кругозор;
- развить потребности в познании;
- обогатить сферу общения в классе;
Основные задачи внеклассной работы:
- осуществлять идейное, нравственное, эстетическое воспитание младших школьников в разнообразных внеклассных мероприятиях ;- поддерживать и развивать интерес к предметам, используя для этого
яркий, эмоциональный материал и разнообразные формы и приемы работы;
- активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения;
- создавать во внеклассной работе условия для постоянного слушания правильной речи;
- постоянно обогащать память учащихся новыми словами, грамматическими формами конструкциями;
- формировать навыки внеклассного чтения, подготавливая учащихся к самостоятельному чтению книг;
Содержание дополнительного занятия учитывает интересы, склонности и способности каждого учащегося, их познавательные и профессиональные намерения.
Контроль и учет ЗУН учащихся будет осуществляться в форме устного собеседования, группового или индивидуального выступления, смотра творческих работ, инсценировок, конкурсов, и др.
Основы речевой культуры закладываются в самом раннем детстве. В школе эту заботу призвана взять на себя начальная ступень обучения. Общепризнанно мнение о том, что подъем произносительной культуры учащихся в первую очередь определяется состоянием речи учителя начальных классов.
Ответственность преподавателя за культуру собственной речи чрезвычайно велика.
Живое слово учителя по-прежнему остается главным средством обучения в школе поэтому именно учителю принадлежит право демонстрировать перед детьми образцы верного произношения. Постоянно имея перед собой образец, ребенок невольно начинает подражать ему, спонтанно усваивая тем самым норму литературного языка.Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи младших школьников
2.1. Содержание экспериментальной работы по развитию речи младших школьников
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы развитие речи младших школьников, было проведено исследование
Экспериментальная работа проводилась на базе 2 а классе средней школы № 1
г. Гатчина. Эксперимент включал в себя 3 этапа:
а) констатирующий;б) формирующий;в) контрольный.
Задачей констатирующего этапа исследования было выявить эффективные условия для развития речевых умений у младших школьников, при работе над сочинением –по пословице на уроках развития речи.
На данном этапе исследования был проведён урок развития речи: сочинение « Денискин выходной » во 2 «А» классе средней школы № 1, г. Гатчина .Этот урок проводился с целью выявления уровня развития следующих речевых умений:
- умение строить описание (последовательно и связно описывать);
- умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении;
- умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения;
- умение использовать глаголы в описательном тексте.
Методика проведения урока была взята из книги Галины Сергеевны Щёголевой «Уроки развития связной речи в начальной школе».
Анализ результатов.
Анализ детских работ проводился с целью выявления уровня развития некоторых речевых умений. Уровень развития каждого умения оценивался по следующим критериям, которые имеют качественный аспект:
«высокий уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано на отличном или хорошем уровне);
«средний уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано частично);
«низкий уровень развития речевого умения» (речевое умение не сформировано);
Общее количество всех работ (30) было принято за 100%. Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно. Результаты анализа работ были занесены в таблицу 1:
Таблица 1
Результаты эксперимента
Возрастная группа Умения Умение строить описание Умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении Умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения Умение использовать глаголы в описательном тексте
Уровни развития умений «А»
класс Высокий 59% 53% 53% 42%
Средний 35% 35% 29% 23%
Низкий 6% 12% 18% 35%
Среднее количество использованных глагола в каждом сочинении - 3-4 слова. Минимальное количество глаголов в сочинении -1, максимальное - 8.
Результаты анализа уровня развития речевых умений показали, что умеют строить описание (последовательно и связно описывать) – во 2 а классе - 59%, раскрывать тему и основную мысль в сочинении и отбирать материал в соответствии с темой сочинения- 53%, , а использовать глаголы в описательном тексте - 42%.
Таким образом, данные умения сформированы на высоком уровне только в половине случаев. По многим работам видно, что эти умения сформированы частично или плохо.
Примеры детских сочинений:
Приложение №
Задания практические
Понимание единственного и множественного числа глаголов.
Задание: покажи, где сидит, сидят (ребенку предлагаются картинки, на которых одно и то же действие совершается то одним, то несколькими
лицами «на скамейке сидит девочка», «На скамейке сидят девочки»).
Понимание формы мужского и женского рода глаголов в
прошедшем времени
Задание: ребенку объясняется, что мальчика и девочку могут звать
одинаково. Например, Саша. Покажи, на какой картинке Саша ел, читала,
мыл посуду, вытирала пыль.
Понимание префиксальных изменений глагольных форм.
Задание: покажи, на какой картинке мальчик входит, выходит; на какой картинке дверь закрыта, открыта; на какой картинке девочка наливает, выливает.
Понимание глаголов совершенного и несовершенного видов.
Задание: покажи, на какой картинке девочка моет руки, на какой вымыла; на какой картинке снимает куртку, на какой сняла.
Понимание залоговых отношений.
Задание: покажи, на какой картинке девочка одевается, а на какой ее
одевают, где мальчик умывается, а где его умывают.
Для проведения диагностики «Обследование активного словаря»
мы подготовили задания, которые объединили в следующие группы:
слова, обозначающие предметы (5 заданий);
название признаков предметов (2 задания);
названия действий людей и животных (4 задания)
название времен года, их последовательности, признаков (3 задания)
слова с противоположным значением (1 задание, с разными словами)
слова – синонимы (1 задание, с разными словами)
однокоренные слова (1 задание, с разными словами)
Выборочный диктант слов.
а) Устный - поднять букву, если в слове содержится определенный звук
(буквы раздаются детям заранее).
б) Письменный - запись слов, содержащих определенный звук (можно
использовать доступные для учеников по написанию слова из данных выше).
Беседа по тексту стихотворения:
Вот сколько на «к» я сумею сказать:
кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
корова, квартира, картина, ковёр,
кладовка, калитка, комод, коридор...
-Ой, хватит! И звук тоже может устать!
А вот что на «т» ты сумеешь назвать?
Топор, табуретка, тарелка и ложка...
- Ты, кажется, что-то напутал немножко.
-Ну, ладно, я больше сбиваться не буду.Послушай , на «с» назову я посуду: стакан, сковородка, солонка и... кошка. - А кошка откуда?
- Залезла в окошко! Спроси лучше кошку - откуда пришла
и вся ли посуда на кухне цела...
(Л.Куклин.)
Учащиеся продолжают подбор слов на заданный звук.
в) Игра «Любопытный». Ведущий задает вопросы, учащиеся в ответ
придумывают предложение, все слова в котором начинаются на один
звук, например:
Кто? Что сделал? Кому? Что?
Папа принёс Пете пастилу. Соня связала сестре свитер.
Замените глаголы – синонимами.
Игра «Цепочка слов». Подобрать слова так, чтобы последний звук
сказанного слова стал первым звуком следующего, например:
мост - телефон - носки - иголка - автобус...
Составьте с этими словами предложения.
6. Закончить предложения, выбрав подходящее слово:
У Алёнушки на сердце....На крыльце подгнила .... (доска, тоска)
Ветер... последние листья.
Придвинь гостю … .(стул, сдул)
Брат ...экзамен.
Я... хорошим учеником. (сдал, стал)
7. Найти ошибку в стихотворении:
Поэт, придумав строчку,в конце поставил дочку.
4. Сопоставить слова-паронимы по смыслу и звучанию:
день - тень следит - слетитдело - тело ходите - хотите
6. Записать слова под диктовку в две колонки ( по наличию т'-д')
ветер, девочки, стирка, водичка, декабрь, дерево, тёмный, стенка, деньки,
гости, летит, неделя, октябрь, картина, середина, пластинка, лошади .7. Изменить слова по образцу:
а) устно - с перекидыванием мяча; б) письменно.
Образец: войти — войдите.
Погляди - ..., иди - ..., найди - ... ,отойди - ..., приходи - ..., уведи - ...,
проследи - .... наряди - .... зайди — ..., перейди .... погоди ...
8. Четко произнести чистоговорку:
Дятел на суку сидит, дятел дерево долбит.День долбит, два долбит -носом в небо угодит.
10. Слуховой диктант:
а) Настала осень. Дует холодный ветер. Солнце светит тускло.
Часто идут дожди. Птицы дружными стаями летят в тёплые страны.
В лесу стоит тишина. День стал короток.
б) Долго стоит в средней полосе тоскливая осень. Дожди, ветры, холода.
Даль задёрнута сизой дымкой тумана. Падают с деревьев последние
листочки. Стаи птиц готовы к дальним перелётам. Всё живое ждёт, когда
же придёт матушка-зима.
11. Тексты для графического диктанта.
Тают льдинки на стекле.Дикая утка ведет утят.Сова видит в темноте.
а) Море покрыто льдом. И остановились быстроходные пароходы.
Нет им дальше дороги. А ледокол идёт. Подминает под себя льдины,
ломает их. Среди льдов теперь длинный коридор. Идут за ледоколом пароходы.
б) Сады тяготились плодами. Плоды жались друг к другу, как птенцы
в гнезде. Садовник ходит от дерева к дереву. Он снимает спелые плоды и
кладёт в корзину. Корзину накрывают скатертью и несут в машину. Там её
ставят на переднее сиденье. Эти чудесные яблоки отправляют в столицу
на выставку.