Презентация педсовета Возможности ИКТ на факультативных занятиях


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развитии творческого потенциала личности учащихся на факультативных занятиях». Цель: мотивация эффективности внедрения современных процессов информатизации в образовательную практику для успешного интеллектуального развития личности школьника. Задачи: Формировать позитивное отношение сотрудников , учащихся и родителей к повышению качества образования на основе активного использования информационных технологий в педагогической деятельности.Раскрыть взаимосвязи дидактических, психолого-педагогических и методических основ применения компьютерных технологий для решения задач обучения и образования.Определить место и функции факультативных занятий в современной образовательной парадигме.Определить схему возможного использования информационно-коммуникационных технологий для повышения качества образования при проведении разных видов учебных занятий, реализуемых в учебной и внеурочной деятельности. … Главное, что должно дать образование и о чем часто забывают, - это не «багаж» знаний, а умение владеть этим «багажом». А.Н. Несмеянов ? Это есть то, что я знаю, что этого я не знаю Это есть то, что я знаю Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в тот, что доминируют видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработки хранение, передача и использование информации осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Информатизация общества обеспечивает: Активное использование постоянно расширяющегосяинтеллектуального потенциала общества Интеграцию информационныхтехнологий с научными, производственными,инициирующую развитиевсех сфер общественногопроизводства Высокий уровень информационного обслуживания Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологий и практикой разработки и оптимального использования современных или новых информационных технологий(НИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Процесс инициирует Совершенствованиеметодологии и стратегииотбора содержания, методов и организац. форм обучения,воспитания Создание методическихсистем обучения Создание и использование компьютерных тестирующих,диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых Совершенствованиемеханизмов управлениясистемой образования Информационно-коммуникационная среда, которая: Повысит мотивациюобучающихся насамообразование интенсифицируютсамостоятельнуюработу Оптимизирует учебнуюинформацию Гипотеза № 1 Если в образовательном процессе использовать информационно- коммуникационные технологии в различных формах.То усвоение материала будет происходить быстрее, качественней и интересней, процесс обучения – увлекательнее увеличится мотивация на образование и самообразование.Так как снизится психологическая нагрузка, связанная с субъективным восприятием учителя, каждый ученик будет иметь возможность изучать материал в своем ритме, получит возможность экспериментировать и резерв времени для занятий творчеством. Гипотеза № 2 Если в административно-управленческом процессе использовать информационно-коммуникационные технологии в различных формах.То работа станет более эффективной и оперативной.Так как большая часть рутинной работы будет автоматизирована, родители будут получать доступ к сведениям об успехах ребенка круглосуточно. Необходимо: Подготовить кадры,способные освоитьновые средства ИКТ Организовать непрерывное обучениешкольников информатике Внедрить информационно-коммуникационныетехнологии в образовательныйпроцесс Направления формирования информационной культуры Развитие материальной базы Формирование компьютерной грамотности Формирование умений получения, обработки хранения и передачи информации Формирование умений создавать, продуцировать комп. информацион. продукты Средства обучения Материальные:учебникиучебные пособиядидактические материалымоделинаглядностьлабораторное оборудование Технические:технические средства информации контроляобучающие системы Идеальные:языкписьмосистема условных обозначенийдостижения культурынаглядность Электронные:электрон. учебникивиртуальные практикумы, тренаж.образовательные сайтыэлектрон. библиотекикомпьютерные программы Компьютерная сеть Сложные Карта, модель Простые По сложности Интерактивные комп. доски, ср-ва моб. связи Перспективные СМИ, компьютеры, комп. сети Современные Музей, библиотека Традиционны По отношению к технологическому прогрессу Лаборатория, кабинет На уровне процесса обучения Учебник На уровне предмета Тестовый материал презентация На уровне урока По уровням содержания образования СD/DVD диски Лазерные Компьютерная программа Электронные Фильм Магнитооптические Учебник Бумажные По носителю информации Телевидение Аудиовизуальные Диаграмма, приборы Визуальные По характеру воздействия Мультимедийная программа Виртуальные Модель Смешанные Макет Объемные Карта Плоские По особенностям строения Плакат Статичные Видеофильм Динамичные По способу использования Натуральные объекты Естественные Приборы, картины, учебники Искусственные По отношению к источникам появления Знаковые модели Идеальные Компьютеры, стена Материальные По составу объектов Примеры Группы Признак классификации Классификация средств обучения Новые понятия: информация искусственный интеллект компьютер базы знаний программа презентация модем сайт сервер Интернет чат телекоммуникационная связь программно-методический комплекс виртуальная реальность электронная почта сканер распределенный информационный образовательный ресурс (РИОР) базы данных компьютерная грамотность информационно-коммуника-ционная среда 1/4 часть услышанного материала 1/3 часть увиденного материала1/2 часть увиденного и услышанного одновременно3/4 части материала, если ученик вовлечен в активные действия во время обучения ИКТ основывается: использование некоторых формализованных моделей содержания (педагогических программных средствах);деятельности учителя, управляющего этими средствами;повышенной (по сравнению с традиционным обучением) мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера. Научно-производственное предприятие «ИНИС-СОФТ» ПМК серии «Школьный наставник»:математикарусский языкбелорусский языкистория БеларусиинформатикафизикахимияПКК «Подготовка к ЦТ по:биологиибелорусскому языкуанглийскому языкуобществоведению «Правила дорожного движения для школьников» «Анимационные модели строения вещества и механизмов химических реакций» «Физическая география Беларуси 10 класс» «Химия 8-9 кл., 10-11 кл.. Химический лабораторный практикум» «Физика 2ч.» «История Древнего Мира 5 класс»Модули: «Медицинский кабинет» «Классный журнал» «Психологическая диагностика» «Социально-педагогический паспорт 09» «Годовое планирование» Преодоление противоречий Приспособление новых информационных возможностей Радикальное изменение содержания и методов образования Варианты организации учебной работы на основе КСО: Урок, построенный на основе работы каждого ученика с КСОУрок-лекция с использованием мультимедийного проектаУрок с использованием фрагментов мультимедийных разработок «Диагональная схема» урокаУрок на основе групповой работыЛабораторно-практические занятияИспользование материалов КСО для творческой работы уч-ся над групповым проектомПроведение опроса и контроля знаний Невозможность проверки достоверности информацииОпасность мошенничества Чатомания – увлечение общением через ИнтернетОсновные опасности, подстерегающие ребенка в Интернете:Невольное столкновение с текстами и изображениями, способными травмировать психику ребенка;Опасные знакомства, когда можно стать жертвой преступника;Ложная информация;Падение авторитета взрослых, заведомо уступающих сети источника информации;Постепенное отупение компьютерного фаната под воздействием примитивных текстов, которыми насыщено Интернет-пространство Доступ к мировым культурным ценностямРазвитие речи через телекоммуникацииЭлектронная почтаВидеотелефонСвободный доступ к информацииУдовлетворение потребности в общенииСеть стирает все границы: государственные, территориальные, языковые, возрастныеОбразность подачи информацииВозможность дистанционного образованияИнструмент поиска информации Компьютерные сети. Интернет Утомление зренияУтомление опорно-двигательного аппаратаНарушение функций нервной системыБездушность, без эмоциональность машины Обретение мира детьми с особыми потребностями развитияСамоутверждениеПомощь учителюВозможность самообразованияБогатство красок, мультимидийные возможностиВиртуальная реальностьИнструмент переработки и оформления информации Компьютер Недостатки Достоинства Цели СМК-центра: обеспечение защиты ребенка от информационных манипуляций;координация деятельности всех школьных СМК;информирование учащихся о деятельности системы дополнительного образования (факультативы, кружки, конкурсы, смотры, мероприятия);информация о результатах учебной и воспитательной работы школы;информация о деятельности органов ученической самоуправления;знакомство школьников с шедеврами мировой художественной культуры;осуществление телекоммуникаций со школами города, области, республики и других стран;приобщение школьников к технической и журналистской стороне СМК;предоставление школьникам трибуны самоутверждения в литературной и художественном творчестве. Совет СМКЦ Худ. совет Худ. совет Совет Совет ШкольныйСМК-центр Отдел экономик Освещение Видеопроекторы Усилители Аппаратная Кабинет Инженерного Обеспечения Редактор Дискотеки Сценаристы Радиожурналисты Звукооператор Архив записей Передачи информационные Передачи музыкальные Студия звукозаписи Музыкальный центр Объединение «Школа-радио» Управление внутришкольное Учебные программы Электронная почта Телекоммуникация Интернет-клуб Компьютерная сеть Компьютерные классы Главныйредактор Компьютерное объединение Почтовый ящик Библиотека, архив Художники Журналисты Фотографы Наборщики верстальщики Типография Сборники Газеты, журналы Редактор Объединение «Школа-пресс» Независимое школьное TV Учебные видеофильмы Мультимедиатека Школа юного тележурналиста Телеоператоры Съемочные группы Видиоклуб Локальное TV-сеть Главныйредактор Структура школьного СМК-центра ИНФОРМАТИЗАЦИЯОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Создание материальной базы информационной культуры Компьютерный классСетьПроектор Школьный (управ-ленческий) серверУправленческиетерминалы ИнтернетИнфотека ИнтернетВеб-сайт Формирование информационной культуры учащихся 6-й классТекстовый редакторWordГрафический редакторPaintОсновные методыобработки 7-й классПрограмма дляСозданияПрезентацииPower PointЛинейные алгоритмыИ программы 8-й классРабота с Векторной графикойРабота сЭлектронной почтой 9-й классКомпьютерные ресурсыСети Интернет 10-й классЭлектронные таблицыExcelКомпьютерныеКоммуникации и Интернет основыанимации 11-й классПрограмма дляСоздания сайтовFront Page,Web-конструи-рование Принятие ИКС в предметном обучении Методы обучающиеПрограммы Лаб. РаботыТекстовые редакторыТренинги ПроектыМультимедиа материалы Фак-вы,Предметы учебногоплана: Математика,Физика, Химия, Биология, География Фак-вы, предметыучебного плана:бел.яз.и лит-рарусск.яз.и лит-ра историяи ностр. яз. Фак-вы учебногоплана: спец.учебные предметымузыкально-эстэт.направления Профильн. курсыСамосоверш. личностиТренинги внимания, памяти, мышленияКомпьютеры социально-педагогич.работы Научно-исследов.работа уч-ся Организация внеурочного и воспитательного пространства Школьный ИТЦпресса,радиостудия,телестудия,локальные сети,медиаобразование. Телекоммуникациисетевые проекты,телевикторины,электрон.почта,Интернет-связи,телеконференции Самосовершенств.личности:+Я-концепцияСамопознаниеСамообразованиеСамоутверждениеСамовыражение Организация досуга:компьют. игры,Интернет,Интранет,медиатека,видиоклубвидиотека,дискотека. Внутришкольное управление ДелопроизводствоБазы руководящих документов:протоколы массовых мероприятийматериалы аттестации,Базы данных:педагогич. опыт,кадры,учащиеся Компьютерная диагностикаи мониторинг:индивид. характеристики,мониторинг здоровья,рейтинг развития уч-ся,результаты УВП. Методическая служба:повышение квалификации,банк передового опыта,банк матодич. разработка,мультимедийн. разработка. Социально-психологическая служба:банк данных «семья»,программа «Одаренные дети и трудные»,коррекционно-развивающие занятия. Проблемы: Недостаточный уровень культуры педагогически работников школы в вопросах работы с информацией;Неприспособленность педагогов, учащихся и их родителей к новым условиям жизни в информационной среде;Отсутствие единой системы сбора, хранения, обработки, систематизации и трансляции образовательной информации;Слабые материально-технические возможности для осуществления глубокого информационного обеспечения всех участников образовательного процесса;Низкое организационное и учебно-методическое сопровождение информационного обеспечения образовательной деятельности;Отсутствие в республике, области, городе единого образовательного информационного пространства;Слабое использование многообразия современных информационных технологий в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;Неосвоенное пространство автоматизированного управления в школе;Проблема установления связи между учителями, учениками, родителями и администрацией школы средствами ИКТ. Статистика школьной информатизации: Владеют компьютером – 74 педагога (77,9%)начальная школа – 14 педагогов (63,6%)среднее и старшее звено – 34 педагога (72,3%)музыкально-эстетическое направление – 26 учит. (96,3%)Используют информационные технологии (на различных уровнях) – 35 учит. (36,8%)- начальная школа – 4 учит. ( 18,2%)среднее и старшее звено – 24 учит. (51%)музыкально-эстетическое направление – 7 учит. (25,9%)Имеют дома компьютер – 77 учит. (81%)начальная школа – 14 учит. (63,6%)среднее и старшее звено – 37 учит. (78,7%)музыкально-эстетическое направление – 26 учит. (96,3%)Имеют дома компьютер – 665 уч-ся (61,5%)начальная школа (3-4 кл.) – 153 уч-сясреднее и старшее звено – 512 уч-ся (83,4%) ЗУН СФР СУД СУМ СЭН СДП СТВ Модель структуры качеств личности ЗУН – сфера знаний, умений, навыковСУД – способы умственных действийСУМ – самоуправляющий механизм личностиСЭН – сфера эстетических и нравственных качествСДП – сфера действенно-практических качествСТВ – сфера творческих качествСФР – сфера физического развития нравственная СУПЕРКОМПЕТЕНТНОСТИ математическая продуктивная коммуникативная социальная автономизационная информационная Задачи интеллектуального развития учащихся Научить учиться Научить объяснять Научить ориентироваться в ключевых проблемахсовременной жизни Научить ориенти-роватьсяв мире духовных ценностей Научить решать проблемысоциальных ролей Научить решатьпроблемы профес-сионального выбора Научить решать проблемыобщие для различныхвидов деятельности Цели факультативных занятий: подготовка старшеклассников к ЦТ;подготовка одаренных школьников к олимпиаде;формирование профориентационной компетентности уч-ся базовой школы;общекультурное развитие уч-ся;приобщение учащихся к исследовательской деятельности;коррекция пробелов в знаниях и умениях уч-ся. Городские предметные олимпиады: диплом I-ой степени:бел.язык и литература – Васильева А. (9а)трудовое обучение – Васильева А. (9а)французский язык – Шавель В. (10а)правовые знания – Марчик Д. (8в)ИЗО – Шимко Д. (10а) Кубитель О. (9а)диплом II-ой степени:русск. язык и литература – Якубчик В. (10а)обществоведение – Шанталосова А. (11а)белор.язык и литература – Сасим Е. (11а)диплом III-ей степени:история – Гончаров А. (11а)биология – Ситник Е. (11а)русск.язык и литература – Кононова К. (10а)ЗОЖ – Марчик Д. (8в)Областная олимпиада:диплом II-ой степени:русск. язык и литература – Якубчик В. (10а)диплом III-ей степени:обществоведение – Шанталосова А. (11а)ИЗО – Шимко Д. (10а)похвальные отзывы:белорусский язык и литература – Васильева А. (9а) Сасим Е. (11а)Городская научно-практическая конференция «Молодость. Творчество. Интеллект»диплом I-ой степени – Карпович Ю. (11а)диплом II-ой степени – Занько Н. (11а)диплом III-ей степени – Стельман Л. (9б). Результаты анкетирования уч-ся 9-11 классов и их родителей по вопросам организации факультативных занятий следующее: Анкета для родителей: (73 чел.)Какое из направлений факультативных занятий выбрал Ваш ребенок?а) естественно-математическое – 45 чел. (61,6%)б) гуманитарное – 44 чел. (60,3%)в) обществоведческое – 12 чел. (16,4%)г) экономическое – 13 чел. (17,8%)д) музыкальное – 8 чел. (11%)е) хореографическое – 4 чел. (5,5%)ж) спортивное – 3 чел. (4,1%)Каковы мотивы выбора Вашим ребенком данного направления факультативных занятий?а) возможность более глубоко изучить любимые учебные предметы – 39 чел. (53,4%)б) возможность более глубоко изучить учебные предметы, которые нужно сдавать при поступлении в сСУЗы и ВУЗы – 63 чел. (86,3%)в) его образовательные достижения (участие в олимпиадах, конкурсах) – 15 чел. (20,5%)г) авторитет и высокий профессионализм педагогов, которые ведут факультативные занятия – 12 чел. (16,4%)д) мнение родителей – 8 чел. (11%)е) рекомендации педагогов и психолога – 5 чел.ж) развитие его творческих способностей – 15 чел. (20,5%)з) развитие его интеллектуальных способностей – 27 чел. (37%)и) развитие его физических данных – 3 чел. (4,1%) Связан ли выбор Вашим ребенком направления факультативных занятий с будущей профессиональной деятельностью?а) да – 61 чел. (83,6%)б) практически не связан – 12 чел. (16,4%)Удовлетворяет ли Вас предложенный ОУ, где учится Ваш ребенок, перечень факультативных занятий?а) да – 72 чел. (98,6%)б) нет – 1 чел. (1,4%)Удовлетворяет ли вас качество знаний, получаемых Вашим ребенком на факультативных занятиях?а) да – 59 чел. (80,8%)б) частично – 14 чел. (19,2%)в) нет – о чел. (0%)В какой степени Вы удовлетворены организацией факультативных занятий в ОУ, где учится Ваш ребенок?а) в полной мере – 36 чел. (49,3%) в) не удовлетворен – о чел. (0%)б) частично – 35 чел. (47,9%) г) затрудняюсь ответить – 2 чел. (2,7%) Умения и способности: умения формулировать проблему;четко определять цели исследованиями, выдвигать предположения;выбирать пути и планировать исследование;проводить эксперимент;обрабатывать, оценивать и объяснять полученные результаты. Плюсы использования ИКТ: существенно повышаются знания учащихся по учебному предмету;в учебную деятельность входит компьютерное моделирование реальных процессов;обучение можно обеспечить материалами из удаленных от нас без данных;индивидуальная работа с программой приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности;предоставляется возможность общения с носителями изучаемого языка;происходит индивидуализация и дифференциация процесса обучения за счет поэтапного продвижения к цели по различной сложности;осуществляется контроль с оценкой результатов;осуществляется самоконтроль и самокоррекция. Это и есть то, про что я не знаю, что этого я не знаю Это есть то, что я знаю, что этого я не знаю Это есть то, что я знаю