ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ, ИЗ УСТ В УСТА

Тебнева Светлана Викторовна-воспитатель1 кв. категория
«ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ, ИЗ УСТ В УСТА»
МКДОУ Саранинский детский сад № 6

Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохраненное предшествующим
поколением, может любить Родину, узнать ее
стать подлинным патриотом.
С. Михалков
Детство – это чудесный период сказки, мечты и открытие мира. Нам, взрослым, необходимо создать условия для проживания ребенком самых замечательных лет его жизненного пути. Обеспечить, прежде всего, чтоб в этот период ребенок, познавая мир вокруг себя, впустил в детский ум и сердце красоту настоящего человека, величие и ни с чем несравнимое красоты Отечества.
На всех уровнях, сегодня говорят о патриотизме и нравственности, формирование которых закладывается с первой ступени обучения. В общественном сознании распространяются равнодушие, эгоизм, агрессия, неуважительное отношение, тенденция падения престижа военной службы, разрушается связь между поколениями, забываются культурные наследия, возникают националистические движения. Чтобы быть уверенным в завтрашнем дне, в благосостоянии нашей Родины, необходимо уметь уважать себя и учить этому детей.
Данные позиции закреплены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в котором одной из задач выступает формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине, обеспечение развития первичных представлений о себе, других людях, социальных нормах и культурных традициях общения, объектах окружающего мира.
На уровне своего учреждения, последнее десятилетие, мы отслеживаем тенденцию снижения нравственности. Воспитанники не здороваются даже с окружающими их взрослыми людьми. Иногда встречается не уважительное отношение, проявляемое в поступках воспитанников к людям и живым существам. Мы забыли о своих традициях и культуре, а так же обычаях нашей малой Родины. Уходит на второй план и воспитательное воздействие нашей культуры, искусства.
Всем известно, что дошкольный возраст- это сенситивный период для формирования маленького человека, в том числе патриота и гражданина своей страны.
В связи с этим, при реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в части формируемой участниками образовательных отношений разработана и реализуется на протяжении четырех лет программа для детей дошкольного возраста «Мир вокруг нас», в которой выделено три раздела: «Моя малая Родина», «Я и мои права», «Моя семья».
В разделе «Моя малая Родина » три блока варьирующиеся в зависимости от возраста детей: блок – «Мы живем в поселке Сарана», «Моя Родина - Урал», «Этот удивительный мир»
В разделе «Я и мои права»- на протяжении всех трех ступеней обучения и воспитания дети знакомятся с Конвенцией о правах ребенка, Международных документах
Третий раздел «Моя семья» так же варьируется в зависимости от возраста воспитанников: «Я и моя семья», «Моя родословная», «История моей семьи».
В программе «Мир вокруг нас» учтены базовые ценности Российского дошкольного образования такие как: сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства; личностно-развивающий гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; уважение личности ребенка; учет региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов, осуществление образовательного процесса в формах, специфических для детей разных возрастных групп, прежде всего в игре, познавательной и исследовательской деятельности, а так же основные педагогические принципы.
Представленный материал программы интегрируется со всеми образовательными областями.
В младшем дошкольном возрасте, реализуя данную программу, воспитывается привязанность к детскому саду, к Родине, на примере окружения своего поселка, к семье. Организуются экскурсии по детскому саду, дети знакомятся с сотрудниками, рассматривают альбомы «Мой поселок», «Животные нашего двора», «Перелетные и зимующие птицы нашего поселка», «Животные наших лесов», «Растения и цветы нашей малой Родины», «Моя семья», проекты детей и родителей «Мой младший брат». Проводятся беседы о том, кто работает в детском саду, профессиях людей нашего поселка (шофер, пекарь), знакомят с трудом взрослых, а так же основах правовой культуры (право на жизнь, право на семью). С помощью информационно-коммуникативных технологий (фото, мультимедиа) воспитанникам показывают и рассказывают, какие здания находятся рядом с детским садом, как называется улица, на которой находится детский сад, и улицы (адреса) проживания деток.
Читают стихи к праздникам, разучивают песенки, знакомят с наследием культуры нашего народа, фольклором (загадки, потешки, стихи, сказки, считалки, колыбельные песенки, шутки-прибаутки). Проводятся беседы с родителями о важности приобщения детей к явлениям общественной жизни. Одной из активных форм работы с родителями в организации являются мастер классы от родителей «Кукла нашего времени», «Пасхальный сувенир». Совместные концерты, с привлечение в разработке сценария и обыгрывании ролей, чаепитие, неформальные беседы, анкеты и тесты, оформление фотовыставок, фоторепортажей, отчетных газет и листовок так же находят свое отражение в работе с родителями нашей организации.
Работая с педагогической общественностью в данном направлении, используются такие формы как: тренинги, деловые игры, педагогические советы, обсуждение, смотры конкурсы («альбом моя семья», «альбом наши герои», центр патриотического воспитания), общие мероприятия и развлечения, дни открытых дверей, тематические недели, проведение месячников.
У детей старшего дошкольного возраста формируются нравственные и гражданские позиции, по средствам воспитания любви к малой Родине и своей стране. В этом возрасте одной из активных форм деятельности с детьми выступает исследовательская и продуктивная деятельность (детские проекты: «Мое лучший друг», «Мой поселок - Сарана», «Бабушкины руки», «Моя семья», «Я гражданин», «Мой дед- герой»; составление красной книги «Редкие растения и животные нашей Родины», создание альбомов «Мы гордимся вами», «Наши умельцы», «Наши праздники», «Хлеб –всему голова», «Огонь наш друг или враг?», «Бог и я», «Наш музей», «Русское жилище»). Дети знакомятся с Уралом, достопримечательностями и ресурсами края, с символикой нашей страны, с столицей нашей Родины. Основной акцент в данном периоде делается на знакомство с нашей страной. При изучении семьи дети знакомятся с родственными связями, профессиями своих родных, с происхождением человека его бытом и трудом. Знакомя детей с трудом взрослых, ребенок овладевает умениями употреблять обобщенные названия профессий, у него воспитывается интерес к труду, уважение к людям труда и желание подражать им. Вся информация построена в игровых формах: «Кто больше достопримечательностей назовет», «Из разных названий стран определи нашу страну» «наши столицы и города» и другие.
Рассматривание иллюстраций, слушание художественных произведений, песен, стихов, экскурсии, рисование, игры-путешествия, конкурсы, досуги и развлечения, совместно проведенные праздники, викторины, творческие мастерские, интеллектуальные игры, проекты, персональные выставки помогают решать цели задачи направленные на формирование нравственной, патриотической гражданской позиции.
Сегодня, подводя итоги целенаправленной работы в данном направлении, можно сделать следующий вывод о том, что воспитанники детского сада начинают ценить труд взрослого, активно оказывают помощь, положительно относятся к себе и к другим, не забывают тех, кто с первых лет жизни находился рядом и помогал узнавать мир. Дети способны сопереживать неудачи и радоваться успехам других, подчиняются правилам и социальным нормам. Дети знают название своей Родины, столицы, не только государственную символику, но и символику своего края, легенды о своей малой родине. Из уст воспитанников звучат истории о народных умельцах поселка, дети с радостью включаются в проектную, исследовательскую, а так же творческую деятельность.
Воспитание любви к родному краю, формирования нравственной гражданской позиции и патриотизма в целом у дошкольников - это результат систематической и целенаправленной работы воспитателя, семьи и общественных институтов.
Список литературы:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
«Мир вокруг нас». Образовательная программа дошкольного образования/Под ред. О.Г.Григорьевой, С.В. Тебневой.- 2-е изд., испр. и доп. – 2013г.