Доклад на методобъединение учителей социально-гуманитарного цикла Классификация педагогических технологий

Классификация педагогических технологий
(доклад на методобъединение учителей социально-гуманитарного цикла (14.10.2011г.), подготовлен Цымбалюк С. В.)
В педагогический лексикон прочно вошел термин «педагогическая технология». Только понятие «педагогическая технология» ныне имеет более трехсот определений (в зависимости от структуры и составных частей учебно-воспитательного процесса).
Технология (tehne – «искусство», «ремесло», «наука»; logos – «понятие», «обучение») – совокупность знаний о способах и средствах осуществления производственных процессов.

Репродуктивная технология обучения
В основе репродуктивной (традиционной) технологии обучения лежит подход, согласно которому определяется достаточный для успешной деятельности объем знаний и передается ученикам, главное задание
которых – запомнить информацию, а критерий успешности – ее безошибочное повторение. Обучение происходит на репродуктивном уровне. Роль учителя состоит в объяснении материала и использовании наглядности.
Преимущества: экономия времени, эффективность управления учебно-воспитательным процессом, уменьшение усилий учащихся для понимания материала.
Недостатки: незначительные возможности для развития учащихся, дифференциации учебного процесса.
Урок строится по классической схеме: проверка ранее изученного – изучение нового – закрепление – контроль – оценивание.

Технология целеполагания
(разработана в 1956г. американским ученым Б. Блюмом, «Таксомания»)
Центральная проблема педагогических технологий – процесс целеполагания. Цели обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, и могут быть легко распознаны учителем.
Преимущества: учитель концентрирует усилия на главном, обеспечивает гласность в совместной работе учителя и учащегося, создаются эталоны оценки результатов обучения.
Недостатки: наиболее значительным элементом является целеполагание самого учащегося.

Проектная технология
(разработана в 20-е гг. ХХ века Дж. Дьюи и В. Килпатриком в США, параллельно – группой российских ученых
под руководством С. Т. Шацкого в 1905г.)
Обучение строится на активной основе через деятельность учащегося согласно его личному интересу в этом обучении.
Часто отождествляют проектирование и исследование. Но исследование выявляет то, что уже существует, проектная деятельность создает новый продукт.
Преимущества: учащиеся овладевают методами исследования, приобретают коммуникативные компетентности, самостоятельная работа учащихся преобладает.
Недостатки: наличие значительной в исследовательском и творческом плане проблемы.

Личностноориентированное обучение
Предусматривает специальное конструирование учебных текстов, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, форм контроля за развитием учащегося в ходе овладевания знаниями.
Преимущества: стимулирование учащегося к саморазвитию, самовыражению, самостоятельному обучению, контроль и оценка не только результата, но и процесса обучения, заинтересованность каждого учащегося в работе класса.
Недостатки: наличие индивидуального учебного плана класса, невозможность объективной проверки достижения целей в конце урока.

Технологии развивающего обучения
(разработаны Л. Выготским, Д. Ельконином, В. Давидовым и другими, разновидность ЛОО)
Предусматривает развитие интеллектуальных возможностей учащихся, умение учиться и общаться, формирование творческой личности.
Преимущества: совместная работа учителя и учащихся для решения одной общей проблемы.
Недостатки: при оценивании контролируется не правильность результата, а правильность выполнения операций. Конспект урока написать невозможно, учитель готовит многовариантный план урока. Учитель может идти на урок с одним заданием, а выполнять должен то, что заинтересовало детей.

Игровые технологии обучения
(разработана Ж. Ж. Руссо., Я. А. Коменским, Ф. Рабле,
Т. Кампанелла и др.)
Игра многогранна. Она развивает, развлекает, социализирует, но одна из главных ее задач – обучение.
Преимущества: игра повышает интерес к изучению предмета; может проводиться как на уроках (отдельный этап, или целый урок), так и использоваться во внеклассной работе; учащимся легче преодолеть трудности и психологические барьеры.
Недостатки: требует предварительной подготовки, не стоит злоупотреблять этой формой.

Система модульного обучения
(разработана А. Огневьюком, Е. Сковиным,
П. Третьяковым, А. Фурманом и др., разновидность ЛОО)
Суть модульного обучения в том, чтобы тот, кто учится, мог самостоятельно работать с предложенными ему индивидуальными программами, которые содержат банк информации и методические рекомендации относительно выполнения заданий.
Преимущества: смена роли педагога с информационно-контролирующей на консультационную, гарантированность запланированных результатов, усиление мотивации, развитие самооценки учащихся.
Недостатки: длительность мини-модуля, в отличие от традиционного урока, составляет 25-30 минут. Поэтому внедрение модульной технологии в рамках одного предмета или параллели невозможно.

Интерактивное обучение
(внедряется с 90-х гг. ХХ века)
Обучение, основанное на общении между учителем и учащимися, в ходе которого идет обмен информацией, умениями, опытом. Учитель и ученик равноправные, равнозначные субъекты обучения.
Позволяет увеличить процент усвоения информации (до 90%). Обучение ориентировано не только на усвоение знаний, но и понимание, применение, анализ. Главный источник мотивации – интерес самого учащегося, учебной деятельности присущ высокий уровень активности. Учитель выступает как равноправный партнер учащихся, выполняет организационные и консультационные функции.

Технология развития критического мышления
(разработана учеными Бостонского университета в начале ХХІ века)
В педагогической литературе критичность рассматривается как осознанный контроль за ходом интеллектуальной деятельности
(в т.ч. оценивание работы), способствует развитию креативности, формирует творческое мышление и творческую личность (сенкан («пятистишие»), «мозговой штурм», «чтение с пометками», «кубирование», «ассоциативный куст», «усиленная лекция»).

Технология эвристического обучения
(разработана А. Хуторским)
В традиционном обучении учащийся сначала получает знания, потом их использует. По технологии эвристического обучения – учащийся конструирует знания в определенной сфере, опираясь на собственный образовательный потенциал, образовательную среду, а затем при помощи учителя сопоставляет с культурно-историческими аналогами (произведения искусства, словесности, прикладного творчества; научные версии, гипотезы). Нужны любознательные, коммуникативные, находчивые, с чувством интуиции дети.

Проблемное обучение
(разработано И. Лернером, Р. Малафеевым,
А. Матюшкиным, И. Ильницкой)
Учебно-познавательная деятельность основана на создании и решении проблемных ситуаций.

Суггестивное обучение
(разработано в 70-е гг. ХХ века болгарским психиатром Г. Лозановым)
Целенаправленное навеивание на основе релаксации. Создавалось «концертное» настроение при помощи образов, мимики, музыки. Отсутствует зубрежка, обучение без переутомления, в основе обучения – мотивация и интерес учащихся (приемлемо для филологических классов).

Технология коллективного взаимодействия (коллективный способ обучения)
(разработана А. Г. Ривиным, В. К. Дяченко, В. В. Архиповой и др.)
Обучение происходит в парах, где один обучает другого. В основе лежит сотрудничество. Учитель сдерживает одних и стимулирует других учащихся. Одновременно в классе может изучаться несколько тем (3-4учащихся). Приемлема при изучении нового материала или обобщении.

Технология разноуровневого обучения
(уровневой дифференциации)
(разработана М. П. Гузыком)
Дети делятся на сменные и относительно гомогенные по составу группы, каждая из которых изучает программный материал на базовом и вариативном уровнях (базовый уровень определяется государственным стандартом):
Три варианта:
- учащиеся делятся по разным классам, которые учатся по разным
программам;
- в рамках одного класса на добровольных основах создается группа
для углубленного изучения отдельных предметов;
- профильное обучение в старших классах.

Следует впрочем помнить, что педагогические технологии не обеспечивают всем учащимся одинаково высокий результат.

15