Статья Опыт реализации проектной и учебно- исследовательской деятельности обучающихся


Опыт реализации проектной и учебно - исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения по рабочим предметам.
К числу технологий, активно применяющихся в современном педагогическом процессе в связи с переходом к работе по новым стандартам, относится проектно-исследовательская деятельность учащихся, которая позволяет удовлетворить важные потребности обучающихся, учесть их психологические особенности и способствует формированию их интеллектуального, творческого, волевого потенциала. Проектно-исследовательская деятельность учащихся  направлена на самостоятельный поиск учащимися новых понятий и способов действий; предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешение которых приводит к активному усвоению новых знаний; обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности.
Достаточно важным этапом подготовки учащихся к самостоятельной проектной деятельности, которую они способны будут осуществлять, скорее всего ( в силу психолого – возрастных характеристик), не ранее 7-8 классов, является период последовательного приучения школьников к такой деятельности. Большое подспорье на этом этапе, т. е . в 5 -6 классах, могут оказать характерные для данной возрастной категории любознательность, мобильность, стремление к состязательности, готовность работать в команде и быстрая обучаемость. Очевидно, роль учителя будет проявляться в максимальной степени : он руководит проектной деятельностью, направляя ее, координируя самостоятельную работу учащихся и главное – учит, формирует культуру исследовательского труда.
Организуя такую работу, педагог должен понимать, что приоритетным является достижение тех предметных результатов, которые заложены в рабочую программу дисциплины. Поэтому формирование навыков проектной деятельности должно происходить с опорой на изучаемый материал, что в итоге приводит к достижению и предметных , и метапредметных результатов обучения.
В качестве примера рассмотрим, как в процессе изучения темы «Имя числительное» можно достичь перечисленных выше целей, предлагая учащимся проект под названием «Употребление числительных в письменном тексте». Работая над числительным, учитель планирует, что учащиеся узнают об истории происхождения имен числительных в русском языке, овладеют приемами отбора и информационной переработки материалов, узнают об особенностях склонения числительных, научатся записывать числительные словами, правильно склонять сложные составные количественные числительные, употреблять числительные в речи.
Сформулируем вопросы, которые помогут организовать деятельность учащихся по сбору информации :- Как представлены формы сложных числительных в письменных текстах?
- Для какого времени характерно активное использование словесных форм?
- У каких авторов они встречаются чаще всего ?- В какой сфере и в сочинениях каких жанров они присутствуют?
- Какие формы используются чаще всего ?Чтобы получить ответы на данные вопросы, учащиеся начинают сбор материала: последовательно ищут формы имен числительных, фиксируют число текстов, в которых они встретились, и число употреблений. Затем , переходя в рубрику
« Распределение по годам», школьники анализируют диаграмму, отражающую употребление словоформы; в рубрике « Статистика» они находят, для текстов каких стилей речи характерна та или иная словоформа, у каких авторов встречается, в произведениях каких жанров. Разумеется, сбор материала проходит под непосредственным руководством учителя. После получения учащимися соответствующего опыта учитель формирует задания, которые школьники будут способны выполнить самостоятельно.
После сбора информации учащиеся сами могут оформить полученные данные с помощью таблиц или диаграмм.
Каждая группа может работать с конкретным числительным или формой числительного, полученные в результате работы данные учащиеся должны будут сопоставить и суммировать, а полученные наблюдения – проанализировать.
Представим пример из такой работы, посвященной форме творительного падежа числительного. В основе материала лежит выявление «лидера», можно сопоставить различные сферы употребления, жанры, эпохи и другие .Числительное в форме Т. падежа Число употреблений Автор - лидер Сфера- лидер Жанр - лидер
Тремястами 66 Карамзин : 6 Художественная:33 Роман : 21
Четырьмястами 18 Пушкин : 3 Художественная : 9 Роман : 5
Пятьюстами 46 Карамзин : 7 Художественная: 20 Монография: 14
Роман : 11
Шестьюстами 15 Пушкин : 3 Художественная: 5 Монография: 6
Роман : 4
Анализируя сведения, отраженные в данной таблице, учащиеся, во- первых, неоднократно проговаривают самую проблемную падежную форму числительного, что способствует закреплению языковой нормы; во- вторых, делают самостоятельные выводы, что развивает способность обобщать, синтезировать полученные сведения.
Сопоставляя число употреблений числительного восемьсот в двух вариантах - восемьюстами и восьмьюстами - с количеством употреблений числового обозначения, учащиеся будут вынуждены просмотреть весь массив использования числового обозначения. Так как это достаточно большой объем, можно ограничить поиск вариантов с предлогом с. Такая работа не будет поверхностной, поскольку найденные варианты ответов будут содержать числительное не только в форме творительного, но и в форме родительного падежа, а также сложные прилагательные, первая часть которых имеет цифровое обозначение. Учащиеся должны будут провести отбор материала и представить в суммированном виде только необходимые сведения. С отобранным материалом (это 13 употреблений) учащиеся самостоятельно составляют диаграммы распределения по годам и таблицу « Сферы употребления», определяют, что числительные не снижают своей активности и в последнее десятилетие. К работе можно подключить газетные, журнальные публикации, дополнить базу данных.
Вариантов работы с таким материалом очень много, перед учителем и учащимися появляется возможность проявить творческую инициативу.
В подготовке следующего проекта « История возникновения письменности»
был проведён опрос среди учащихся 6-7 классов: 1. Знаете ли вы, когда возникла письменность? А) нет- 40 процентов В) да – 20 С) примерно – 40 2. Хотели бы вы уметь читать древние письмена? А) да – 50 В) нет – 30 С) не знаю – 20 Очень мало учеников знают, когда возникла письменность, но хотят узнать, что писали в древности, а главное, о чём писали. 
«История возникновения письменности» - это интегрированный проект по истории и русскому языку для учащихся 6 класса.
Данный проект предполагает расширение знаний учащихся о взаимосвязи языка и истории народа.
В ходе реализации проекта учащиеся знакомятся с культурно-историческими событиями, на фоне которых происходит развитие письменности; изучают древнерусскую азбуку, сопоставляют её с современным русским алфавитом, переводят древнерусские тексты на современный язык, изучают технологию изготовления глиняных табличек, папируса, бумаги. Проект предусматривает самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся. Исследовательский этап работы предполагает поиск и сбор материала из разных источников, в том числе Интернет, получение информации об объекте исследования, чтение рекомендованной литературы, упражнения с языковым материалом проблемного характера, рассчитанные на проведение лингвистического эксперимента.
В качестве гипотезы выступает предположение о том, что возникновение письменности – это этап человеческой эволюции, шаг от первобытности к цивилизации. Процедура исследования состояла из следующих этапов: 1.Теоретический Изучение и отбор материала по тематике проекта. 2. Практический: Сравнительная таблица о возникновении письменности. Влияние древней письменности на современную. 3. Аналитический: анализ результатов исследовательской работы. Методика эксперимента: 1. Изучение литературы 2. Опрос учащихся. 3. Составление сравнительной таблицы 4. Выводы В учебный проект включены темы: иероглифическое письмо, появление алфавита, возникновение славянской письменности, тайна старославянской азбуки, древнерусская азбука – кириллица и глаголица, носители информации прошлого,настоящего и будущего, виртуальное путешествие по странам Европы и городам России (посещение памятников Кириллу и Мефодию).

Проект «Книга вчера, сегодня, завтра».
Разговор о том, что печатная книга в 21 веке утрачивает свою актуальность оставляет много вопросов. По мнению одних, когда практически все компьютеризировано и не нужно себя утруждать перелистыванием страниц учебника, человеку достаточно поставить аудиозапись, видеофильм любимого произведения. Другие же считают, что в таком случае такие «любители» книги лишены возможности держать в руках печатный образец, пахнущий типографскими чернилами. Книга материальна, а люди, по своей природе, привыкли к ощутимому миру. 
Проект предполагает исследование на нескольких уровнях. Во-первых, изучаются теоретические аспекты существования книги в ее печатном и компьютерном варианте. Во-вторых, проводится интервьюирование и выявление читательских предпочтений детского коллектива. В-третьих, проводится анализ детских передач телевидения, с целью определения их роли в плане информативности для молодого поколения. Данный проект может быть как индивидуальным, так и групповым. Он позволяет школьникам осознать то, что книга и чтение является средством общекультурного развития и средством, гарантирующим учебные успехи по всем предметам.
Считаю, что основной задачей учителя является: научить ребенка добывать самостоятельно информацию из любых источников, и тогда процесс обучения будет эффективным. Организуя исследовательскую работу, ставлю следующие задачи для учеников: Развить умения основных элементов самостоятельной индивидуальной деятельности – обучить постановке цели, задач работы, составлению плана исследования; использованию различных источников информации, обработке полученной информации (конспектированию, сравнительному анализу, использованию диаграмм, схем). Отработать умение устного и письменного общения, что должно способствовать коммуникативной компетенции учащихся.