Сценарий классного часа Музыка, которая помнит эту войну

СЦЕНАРИЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГОСТИНОЙ
«МУЗЫКА, КОТОРАЯ ПОМНИТ ЭТУ ВОЙНУ»
ПОСВЯЩЕННОЙ 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ
Составитель Казанцева Л.В.,
преподаватель общественных дисциплин ГБОУ СПО СО КУПедК

Вводное слово преподавателя.
Д2: Дорогие друзья, товарищи, братья и сестры. В этом году мы отмечаем 70-летие великой Победы советского народа над фашистской Германией.
Д1: Не угаснет слава этого события в веках! Не утратим память о подвиге нашего народа. На фронте и в тылу наши соотечественники, от мала до велика, неимоверно напрягая силы, ковали Победу. Памяти поколения, одержавшего победу над страшным врагом, пережившего лихолетье в оккупации, гетто, лагерях, в полях и на заводах тыла посвящается наша программа.
Д2: Поверьте, нам очень трудно сегодня говорить о той далекой войне. Ни мы, ни наши родители не переживали наяву её страшной реальности. Мы, как, наверное, и вы, не застали традиционных для прошлого столетия «Уроков мужества», на которых проходили встречи с фронтовиками и работниками тыла. Но время не должно убить, стереть, развеять память народа о великом подвиге!
Д3: Наша музыкальная гостиная посвящена произведениям, которые родились в годы войны или были посвящены тем страшным годам. В этих произведениях авторы выразили своё отношение к тем, кто развязал эту международную бойню, и к тем, кто готов был жизнь отдать, чтобы спасти человечество от коричневой чумы.
Д4: Многие наши сверстники ждали воскресенье 22 июня 1941 года с замирающим сердцем. Выпускной бал!!! Ночь такая теплая! Вчерашние школьники, сегодня они уже строят планы на будущее. Кем они станут? О чем мечтают?
Д2: Но все планы грубо нарушила страшная война.
Звучит «Священная война».
Д3: Появление этой песни – целое событие не только в творчестве композитора Александра Васильевича Александрова и поэта Василия Ивановича Лебедева-Кумача. Это - песня-эмблема целого поколения, всей военной эпохи. Впервые она прозвучала на перроне Белорусского вокзала Москвы на третий день войны – 24 июня 1941 года. Шло отправление на фронт эшелонов с солдатами, офицерами, орудиями.
Д2: Суровые слова «Священной войны» выразили чувства тех, кто уходил на фронт, кто провожал дорогих людей, кто оставался в тылу, словом – это песня – гимн миллионов советских людей.

Д1: Сейчас уже не помнятся слова этой песни. Но как яростно пелись они артистами, солдатами, тыловиками, какой смысл в них вкладывали с каждым вздохом наши бабушки и дедушки:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой!
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!
Д2:
Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы. За свет и мир мы боремся,
Они – за царство тьмы.
Д1:
Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля её просторные
Не смеет враг топтать!
Д2:
Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб!
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!
Д1:
Встает страна огромная,
Встает на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Д3: Война началась страшно, враг рвался к Москве! Уже в ноябре 1941 года фашисты в бинокли разглядывали купола кремлевских храмов. Бои были жесточайшими. Вот как автор очерка «У войны не женское лицо» Светлана Алексеевич рассказывает: «Самое страшное, конечно, это первый бой. Небо гудит, земля гудит, кажется, сердце разорвется, кожа на тебе вот-вот лопнет. Не думала, что земля может трещать. Все трещало, все гремело. Мне казалось, земля вот так колышется. Я просто не могла В рукопашной была Это ужас. Человек таким делается это не для человека Бьют, колют штыками в живот, в глаза, душат за горло друг друга. Вой стоит, крик, стон Для войны это и то страшно, это самое страшное».
Д2: Послушайте «Балладу о знамени» Оскара Фельцмана на слова Роберта Рождественского. (Исполнение)
Д4: Мы расскажем еще об одном знаковом произведении времен Великой Отечественной войны. Это знаменитая седьмая Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича. Композитор встретил начало войны в родном ему Ленинграде. Он принимал самое непосредственное участие в работе оборонной секции союза композиторов. Рабочий день композитора включал ежедневные военные занятия, а ночью вместе с коллегами он дежурил – сбрасывал с крыш зажигательные бомбы. Но самое главное дело молодого композитора - это оперативное составление аккомпанементов и переложений музыкальных номеров для фронтовых бригад.
Д3: Высокий патриотический подъем соотечественников вдохновил его на написание эпического произведения. Вместе с ленинградцами он пережил страшный день - 8 сентября 1941 года замкнулась кольцо блокады. Город оказался практически изолированным от страны. Уже 16 сентября Шостакович закончил 2-ю часть произведения, а 29 сентября закончил третью часть.
Д4: Двенадцать дней войны на сочинение музыки о торжестве мира! Дней, расписанных по минутам, дней непрестанных жестоких бомбардировок города. Какой же предельной была мобилизация всех физических и творческих сил, какой спокойной убежденность в будущей победе! Так работал Шостакович, так работали ленинградцы, так работала вся страна! Финал симфонии был написан в декабре 1941 года уже в Куйбышеве, в эвакуации.
Д3: Вот как отозвался один из первых слушателей симфонии – инженер Бузинский из Свердловска: «Гениально написана композитором тема нашествия. Честное слово! Эта музыка стоит многих томов, описывающих ужасы фашизма!» Послушайте, как из назойливой противоестественной мелодии, которую выводит флейта пикколо и поддерживают барабаны, вырастает бездушная, страшная, смертельная громада фашизма!
Звучит Ленинградская симфония №7(Тема «Нашествие»)
Д4: Вторая часть симфонии – это мирное прошлое страны, это память о радостном труде, это былины, воплощенные в музыке. Третья часть - это пафос раздумья, собирание сил, возрождение героики. Послушайте фрагмент финала произведения – это символ того, как через борьбу, смерть, страдания народ рвется к Победе, – повторение начальной темы – Родины, но уже разгромившей врага, торжествующей Победу, ликующей и счастливой.
Звучит Ленинградская симфония №7 (Тема «Победы»)
Д3: Премьера симфонии состоялась в Куйбышеве 5 марта 1942 года, в столице она прозвучала 29 марта.
В родном Ленинграде первое исполнение симфонии было назначено на 9 августа 1942 г., именно на тот день, на который фашисты назначали въезд в город. Но, как вы понимаете, состоялось другое событие.
Д4: Трудности были огромные. Не было достаточного количества музыкантов. Помогли военные оркестры, которые направили лучших своих исполнителей в блокадный город. Репетиции проходили под вой сирен, под свист и грохот бомбежек. Каждая репетиция – беспримерный подвиг изможденных голодом и усталостью людей. Но энтузиазм их был безграничен, как и множества тех, кто 9 августа заполнил зал Ленинградской филармонии.
Д3: Прямая трансляция исполнения симфонии была организована прямо на линии фронта, там, где блокадное кольцо делило землю на «свою» и «оккупированную». Фронтовики вспоминают, что музыка, как солдат, вступила в бой с врагом.
Звучит «Финальный» фрагмент Ленинградской симфонии №7

Д1: Давайте представим, что мы в тёмном блиндаже. Над бревенчатым потолком воет вьюга. В печке потрескивают дрова.
Д2:
О землянка близь аэродрома!
В море снега – островок тепла:
Серые слежавшиеся брёвна,
Синяя прокуренная мгла.

Д1: Вот боец перебирает струны гитары. Она чудом уцелела во время последнего боя. (Д2 «перебирает» аккорды на гитаре, звучит мотив «Землянки) Только осколком поцарапало гриф. Музыка напомнила бойцам о том, что дома их ждут с Победой. Если бы вы оказались рядом, какие бы слова хотели слышать, о чем бы пели у походного костра в редкие минуты затишья между боями? (Обращение в зал)
Д2: Давайте вместе, если вам знакомы слова, споем одну из самых любимых фронтовых песен. Вокруг неё много легенд. Долгое время она считалась народным произведением, но сейчас в её истории поставлена точка. Автор - Алексей Александрович Сурков. Родилась песня из строк письма, которое поэт писал под впечатлением последнего боя. В ноябре 1941 года, вырываясь из вражеского окружения, штаб полка, в котором служил автор, попал на минное поле. Вот уж действительно «до смерти четыре шага».
Д1: Еще до публикации в «Комсомольской правде» слова будущей песни разошлись в переписках по рукам солдат, по ротам, полкам, армиям, фронтам. Автор строк забылся, а песня обрела множество мелодий. Но абсолютным военным «хитом» она стала благодаря композитору Константину Листову. Первые ноты песни были записаны на простой вручную разлинованной бумаге. А потом она попала в газету и обрела ещё большую популярность. Интересно то, что у неё появилось множество продолжений: солдаты дописывали свои сокровенные мысли, сочиняли «ответные письма» из дома.
Д2: Песня, рожденная на войне, остается и сейчас одной из самых дорогих и любимых.
«В землянке» (Исполнение вместе со слушателями)

Д1: 1942 год. Страшный. Враг еще никогда за всю историю нашей страны не заходил так далеко! Сталинград. Именно здесь было положено начало победе над врагом. Им, героям обороны Сталинграда, тем, для кого за Волгой не было земли, посвящен грандиозный памятник – Мамаев курган, на вершине которого уже 65 лет горит вечный огонь. Им посвящена «Песня-сказ о Мамаевом кургане».
Д2: Автор этой песни – знаменитая Александра Пахмутова, была ученицей одной из музыкальных школ Сталинграда. 22 июня 1941 года 10-00 часов она выступала на утреннике, в 12-00 объявили о начале войны. Позже она вспоминала: «Мы видели наших солдат не в бронзе, не в граните памятников, мы видели их живыми. Им предстояла знаменитая, навсегда вошедшая в историю Сталинградская битва. Страшные бои надвигались, но они не забывали о нас, детях, о женщинах, стариках, круглые сутки охраняли дорогу, по которой мы уходили на восток». Эти дни беспредельного мужества вдохновили композитора на создание удивительного по красоте и психологической глубине произведения.

Д1: Когда в 1967 году был открыт памятник-ансамбль на Мамаевом кургане, двадцатитысячный импровизированный хор из ветеранов, жителей Волгограда, гостей города исполнил эту песню. Представьте 200 000 человек а это больше, чем жителей в нашем городе, охваченных горькой памятью, пафосом и единством. Вот какой хор возносил к свободным и чистым небесам слова этой торжественной и скорбной песни.
Исполнение Музыка А.Пахмутовой, слова В.Бокова: «Мамаев курган»


Д3:
Перед тем,
Как о главном сказать в День победы,
Я долго молчу,
Словно слушая гром канонады,
Давно отзвучавшей...
Я ушел на войну,
Оставляя тебя и весну...
И четыре грохочущих года,
Полных мужества, правды и долга,
Предстают предо мною,
Совместившись в минуту одну.

Минута молчания

Исполнение: Музыка Исаака Дунаевского, слова Михаила Матусовского
«Летите голуби, летите»











ГБОУ СПО СО КУПедК 13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




cђ Заголовок 115