Доклад «Применение самооценивания и взаимооценивания как метода повышения мотивации учащихся к учебной деятельности»


«Применение самооценивания и взаимооценивания как метода повышения мотивации учащихся к учебной деятельности»
Куанышкалиева Гульнара Айдарбековна КГУ «Щербаковская средняя школа имени
Мариям Хакимжановой отдела образования
акимата Алтынсаринского района»
Костанайская область
Академик А.М.Новиков подчёркивает: «К встрече с будущим надо готовиться. И надо готовить это будущее. В том числе, и в первую очередь, готовить систему образования для этого будущего». Новые направления в образовании побуждают нас, учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс. Я – учитель начальных классов с 24-летним стажем педагогической деятельности, из них 11 лет - административной. Посещая уроки коллег, наблюдая за учащимися, анализируя их анкеты, я отметила низкую мотивацию школьников к учебной деятельности. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности к ним.
И вот, я снова в начальной школе! Сложно было начинать почти всё сначала. Как заинтересовать детей? Что сделать, чтобы ребята с желанием ходили в школу? Отвечая на данные вопросы, одной из приоритетных задач я определила для себя развивать у учащихся интерес, мотивацию к учению, результату процесса обучения, т.к. мотивация к учебному процессу является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Целенаправленную работу над повышением учебной мотивации учащихся я начала через вовлечение учащихся в процесс оценивания собственных учебных достижений и достижений одноклассников. Конечно же, скажете Вы, что работы первоклассников не оцениваются. Но все знают, что процесс оценивания стимулирует деятельность учащихся, формативное же оценивание содействует обучению учеников и направлено на повышение качества обучения. Уже с первого класса мои ученики учатся оценивать свои учебные достижения и достижения одноклассников. К оцениванию они относятся очень серьёзно, активны в ходе самооценивания и взаимооценивания. Особенно хочется отметить оценивание групповой работы. В данном случае каждый ученик знает, что он ответственен за результат работы группы в целом. У нас разработаны критерии оценивания, условные обозначения (отлично – «солнышко», хорошо – «солнышко видно из-за туч», старайся – «дождик идёт из облачка»), дискрипторы, по которым оцениваются свои работы и работы одноклассников, условные оценки вносятся в листы само- и взаимооценивания. Мы пока не ставим оценки «3», а заменили её словом «старайся». Дети не просто оценивают друг друга, но они объясняют своим одноклассникам, где они допустили ошибку, как правильно выполнить задание, т.е. в ходе обратной связи повышается их уровень понимания, мотивации и потребности к действиям. Например, на уроках математики при изучении состава чисел, сложении и вычитании в пределах 10, ученики уже могут оценить друг друга при выполнении заданий «Засели домики», «Сравни числа», «Вставь пропущенное число», при работе с «тренажёрами» на сложение и вычитание. Я заметила, что математика стала одним из любимых предметов моих первоклашек. Также на уроках грамоты уже в добукварный период мы пробовали оценивать свои работы и работы одноклассников. Например, при выполнении заданий «Раздели слова на слоги», «Составь схему слова». На уроках трудового обучения ребята создавали групповую работу из осенних листьев, из пластилина. Каждый из них старался внести свой значимый вклад в коллективную работу, ведь именно от него зависело оценивание работы всей группы в целом. Ребята стараются безошибочно выполнять задания, т.к. они хотят, чтобы одноклассники дали высокую оценку их работе. Я убедилась, что ради высокой оценки одноклассника ученики могут подготовиться к уроку лучше, стараются на уроке быть внимательными, активными. В ходе самооценивания  и взаимооценивания обучающиеся понимают, как оценивается   результат их работы, развивается навык критического мышления, объективизм. Конечно же, организация данного вида оценивания требует от нас, педагогов, больших усилий и терпения. А если эту работу правильно организовать, проводить систематически и целенаправленно, то учащиеся быстро её осваивают, и она даёт хорошие результаты. Установка на постоянную самопроверку, отыскивание ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность школьников. Постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле. Можно сделать вывод, что процессы самооценивания учащимися своих учебных достижений и оценивание достижений одноклассников безусловно повышает учебную мотивацию школьников, интерес к результату обучения. Какими бы знаниями мы ни обладали, какими бы методиками ни владели, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.
Литература:
А.А.Жайтапова,Г.А.Рудик, Е.В.Белошниченко, А.С.Сатывалдиева «Педагогика 21-го века на пороге школы», Алматы, 2009.
А.А.Красноборова «Критериальное оценивание в школе», Пермь, 2010 г.
Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. Второе издание.