Комплексная программа погружения в культурную среду ООО ДОЦ «Дружба» Ишимбайского района «Дружбинец в атмосфере свободы, нравственности, здоровья, успеха и творчества» (на основе программы «Формирование Человека Культуры»)


Комплексная программа погружения в культурную среду ООО ДОЦ «Дружба» Ишимбайского района
«Дружбинец в атмосфере свободы, нравственности, здоровья, успеха и творчества»
(на основе программы «Формирование Человека Культуры»)
Лето-2016 года.
Содержание.
Раздел I. Паспорт программы . стр.2-7
Раздел II. Пояснительная записка. Актуальность темы.стр.7-8
Раздел III. Цели и задачи программы.стр.8-9
Раздел IV.Педагогические принципы деятельности лагерястр.9
Раздел V. Содержание деятельности. стр.9-13
Тематические блоки погружения:
5.1.Блок погружения:«Родина, лагерь, природа, семья, справедливость, Я – Личность»;(1 -2 день, 11-12день)
Человек Культуры – это свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры.
5.2. Блок погружения: «Культура, гуманизм, диалог, толерантность»;(3-4день,13-14день)
Человек Культуры – это нравственная личность, способная чувствовать другого, проявлять предупредительность, деликатность, чуткость и отзывчивость,
5.3.Блок погружения: «Здоровье, гармония, самосовершенствование»;(5-6 день,15 -16 день)
Человек Культуры – это здоровая личность, способная к сохранению собственного здоровья на принципах любви, красоты, природо - и здоровьесбережения.
5.4.Блок погружения:« Труд, профессия, образование, успех»;(7-8 день, 17-18день)
Человек Культуры – это практичная личность, способная жить в современных условиях, уважающая и понимающая роль труда для собственного развития и развития государства.
5.5.Блок погружения: «Творчество, индивидуальность, красота, хобби».(9 -10день)
Заключительный блок погружения: «Дружбинец» в атмосфере свободы, нравственности, здоровья, успеха и творчества» ( 19 -20 день)
Человек Культуры – это творческая личность, мыслящая, постоянно сомневающаяся, не удовлетворяющаяся достигнутым результатом, с развитым чувством нового, стремлением к созиданию. Творчество проявляется во всех сферах: в учении, труде, быту, организации полноценного досуга, продуктивного общения.
Работа служб самоуправления.
Раздел VI. Механизмы реализации программы.стр.13-15
6.1.Особенность реализации программы.
6.2.Методическое сопровождение программы.
6.3.Педагогическая диагностика и способы корректировки программы.
Раздел VII Критерии оценки сформированности качеств и актуальных потребностей Человека Культуры. стр.15-16
Раздел VIII Используемые источники стр.16
Приложения.
Приложения1. Законы жителей «Дружбы».
Приложение2. Декларация.
Приложение3. Диагностика вожатых.
Приложение4. Анкетирование детей.
Приложение5. Информация для формирования качеств Человека Культуры.
Программа деятельности по формированию качеств Человека Культуры ООО ДОЦ «Дружба» Ишимбайского района
Лето-2015 года.
Раздел I. Паспорт программы.
1 Полное название программы Комплексная программа погружения в культурную среду центра « Дружбинец» в атмосфере свободы, нравственности, здоровья, успеха и творчества» (на основе программы «Формирование Человека Культуры»)
ООО ДОЦ «Дружба» Ишимбайского района
2 Цель и задачи программы Целью программы является: создание культурной среды, атмосферы свободы, нравственности, здоровья, успеха и творчества условий для формирования дружбинца, Человека Культуры:
Задачи:
-формировать патриотизм, гражданственность, активность, индивидуальность;
- воспитывать дружелюбие, отзывчивость, милосердие, толерантность;
-формировать нравственное и эстетическое отношение к природе;
-развивать упорство в достижении цели, бережливость, ответственность;
-формировать и развивать творческие способностей детей;
-удовлетворять индивидуальные потребности детей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
-формировать художественный, музыкальный, эстетический вкус;
-формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, ответственность за свое здоровье.
3 Адресат проектной деятельности (для кого, количество участников, география участников) Лагерь формируется из числа детей городов: Салават, Уфа, Ишимбай, Ишимбайский района. Возраст-6-15лет. Количество участников- 300детей.
4 Сроки реализации программы Июнь-август 2016г.
5 Направление деятельности. Воспитательная деятельность в ДОЦ «Дружба» - это создание многокомпонентного культурно – воспитательного пространства, способствующего развитию духовных, нравственных и творческих качеств личности. Весь воспитательный процесс основан на компетентностном подходе и направлен на формировании дружбинца, Человека Культуры: быть гражданином, быть интеллигентом, быть здоровым, быть успешным, быть творческой индивидуальностью.
6 Краткое содержание программы Любая деятельность в лагере должна быть посильной и конкретной для личности каждого ребёнка. Она должна быть привлекательной, соответствовать интересам личности, иметь чётко выраженный результат, содержать эффект новизны, способствовать творчеству и самостоятельности, допускать возможность вариативности в выборе способов достижений целей, удовлетворять потребности личности в самоутверждении.
Основным содержанием общелагерной деятельности являются тематические блоки погружения:
Блок погружения: «Родина, лагерь, природа, семья, справедливость, Я – Личность»;(1 -2 день, 11-12день)
Блок погружения: «Культура, гуманизм, диалог, толерантность»;(3-4день,13-14день)
Блок погружения: «Здоровье, гармония, самосовершенствование»;(5-6 день,15 -16 день)
Блок погружения:« Труд, профессия, образование, успех»;(7-8 день, 17-18день)
Блок погружения: «Творчество, индивидуальность, красота, хобби».(9 -10день)
Заключительный блок погружения: «Дружбинец» в атмосфере свободы, нравственности, здоровья, успеха и творчества» ( 19 -20 день)

Претворение содержания данных блоков осуществляется через
реализацию дополнительных общеразвивающих программ в творческих объединениях по разным направлениям деятельности; занятия в мастер-классах; работу в органах самоуправления; организацию свободного времени; творческие дела.

7 Критерии оценки сформированности дружбинца в атмосфере свободы, нравственности, здоровья, творчества:
-свободной личности:
-нравственной личности:
-здоровой личности:
-практичной личности:
-творческой личности: оптимизм, уверенность в своих силах, любовь к Родине, к истории страны и родного края, соблюдение и развитие семейных традиций.
гуманное отношение ко всему живому, терпимость к недостаткам других, умение выбирать правильную позицию поведения в различных ситуациях, умение общаться.
ЗОЖ, правильное питание, соблюдение режима дня, активный отдых, энергичность, устойчивость к стрессовым ситуациям, укрепление физического и психического здоровья.
трудолюбие, ответственность, активность, применение полученных знаний на практике, видение жизненных перспектив, стремление к самообразованию, овладению новыми компетентностями, позволяющими быть успешным в жизни. Быть успешным!
богатая фантазия, эстетический вкус, способность видеть и творить прекрасное в жизни, креативное мышление, устойчивый интерес к организации полноценного отдыха. Быть творческой индивидуальностью!
8 Название организации
Автор программы ООО ДОЦ «Дружба»
Зам. директора по воспитательной работе Петрова Нэлли Ивановна, Отличник народного просвещения РФ, Заслуженный работник образования РБ.
9 Почтовый адрес организации. 45326, РБ, г.Салават, ул. Ленина, д.3, офис 203
10 Ф.И.О. руководителя организации Петров Андрей Игоревич
11 Телефон, факс с указанием кода населённого пункта
3476 350165
12 Имеющийся опыт реализации программы.
На протяжении ряда лет при организации летнего отдыха реализовывались программы по формированию качеств Человека Культуры, применялись формы и методы работы, которые послужили для обновления содержания в соответствии с современными требованиями.
Вчера и сегодня: идеи, события, творчество.
Раздел II. Пояснительная записка . Создание культурной среды, культурного пространства – один из важных компонентов воспитательной системы ООО ДОЦ «Дружба».  В живительной атмосфере культуры возможно воспитать человека, стремящегося к самореализации и обладающего чувством социальной ответственности, умеющего критически мыслить и ценить духовные и материальные богатства, накопленные человечеством, человека, чуткого к постоянно меняющемуся миру и способному творчески его обогащать.
Воспитывать человека в данной среде– значит помочь ему стать субъектом культуры , научить жизнетворчеству, создать условия для его развития. Культурно – образовательное пространство ДОЦ «Дружба» по сравнению со школьным реализует свою гуманистическую функцию, предоставляя детям путем реализации досуговых и дополнительных общеразвивающих программ, участвуя в самоуправлении, возможность удовлетворять свои индивидуальные запросы, пережить успех в любимом избранном деле, развивать качества личности, которые могут впоследствии стать компетенциями Человека Культуры.
Человек Культуры понимается как предмет воспитания (самовоспитания);
-культура – как среда, растящая и питающая личность(социальная среда ООО ДОЦ «Дружба»);
-творчество – как способ существования, развития и саморазвития человека в культурно – образовательном пространстве.
Очевидно, что воспитание социально значимых качеств и актуальных потребностей личности становится приоритетным направлением в нашем государстве. Общество осознало необходимость формирования Человека Культуры. Это подтверждается принятием Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 2015 года №503 «О проведении в Российской Федерации Года российского кино», Указа Президента Республики Башкортостан от 18декабря 2015года № У503 «О проведении а в республике Башкортостан Года российского кино»
Разработка данной программы была вызвана:
актуальностью задач воспитания Человека Культуры, согласно требованиям времени;
обеспечением преемственности в содержании работы лагеря с предыдущим 2015 годом;
модернизацией старых форм и методов воспитательной работы и введением новых;
необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации поставленных целей и задач.
2.2.Нормативно – правовое сопровождение.
Программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
Конвенции ООН о правах ребенка;
Конституции РФ;
Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа МОиНРФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29 августа 2013г. №1008.
Закона РБ «Об образовании».
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.3155- 13.Зарегистрированы 18 апреля 2014.
Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления».
Государственного стандарта Российской Федерации «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные».
Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 2015 года №503 «О проведении в Российской Федерации Года российского кино»,
Указа Президента Республики Башкортостан от 18декабря 2015года № 503 «О проведении а в республике Башкортостан Года российского кино».,
III .Цель и задачи программы
Целью программы является: создание культурной среды, атмосферы свободы, нравственности, здоровья, успеха и творчества условий для формирования дружбинца, Человека Культуры.
Задачи:
-формировать патриотизм, гражданственность, активность, индивидуальность;
- воспитывать дружелюбие, отзывчивость, милосердие, толерантность;
-формировать нравственное и эстетическое отношение к природе; потребность к чтению;
-развивать упорство в достижении цели, бережливость, ответственность;
-формировать и развивать творческие способностей детей;
-удовлетворять индивидуальные потребности детей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
-формировать художественный, музыкальный, эстетический вкус;
-формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, ответственность за свое здоровье.

IV.Педагогические принципы программы
«Дойти до каждого» - это основной принцип работы лагеря. В отряде 25 человек, что является почти оптимальным для организации работы в творческих мастерских, и внутриотрядной жизни.
«Работа на творческий процесс и конкретный результат» - это принцип, по которому дети от пассивных поглотителей информации становятся творцами, созидателями. Работа мастерских завершается выставками, итоговыми показами. Руководители должны чётко представлять, над чем, и ради чего они работают.
«Уважай личность ребёнка». Создаётся атмосфера бережного отношения к личности ребёнка.
«Принцип открытых дверей». Все службы лагеря, доступны ребёнку (кинозал, игровые, спорт. площадки, библиотека) не имеют ограниченного режима работы в течение дня.
«У каждого своё дело, а вместе мы команда». Каждый в лагере занят своим делом, у каждого своя - ответственность, но общий результат.
V. Содержание деятельности.
Любая деятельность в лагере должна быть посильной и конкретной для личности каждого ребёнка. Она должна быть привлекательной, соответствовать интересам личности, иметь чётко выраженный результат, содержать эффект новизны, способствовать творчеству и самостоятельности, допускать возможность вариативности в выборе способов достижений целей, удовлетворять потребности личности в самоутверждении.
Примерная схема «Погружения»:
1.Теоретическая подготовка педагогического коллектива для реализации комплексной программы погружения в культурную среду
« Дружбинец» в атмосфере свободы, нравственности, здоровья, успеха и творчества»
2.Выбор содержания тематических блоков погружения в зависимости от целей и задач программы.
3.Определение ключевых, центральных аспектов «погружения»- праздники, фестивали в зависимости от выбранной стратегии.
4.Конкретизация деятельности педагогического коллектива, которые выстраивают систему занятий мастер –классов, творческих дел в соответствии с содержанием «погружения», особенностями детей своей возрастной группы, конкретными воспитательными задачами.
5.Конкретизация содержания тематических блоков погружения в соответствии с поставленными задачами, сроки проведения творческих дел
Основным содержанием общелагерной деятельности являются
тематические блоки погружения:
5.1.Блок погружения:«Родина, лагерь, природа, семья, справедливость, Я – Личность»;(1 -2 день, 11-12день)
Человек Культуры – это свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры.
Критерии сформированности качеств свободной личности: независимость суждений, оптимизм, уверенность в своих силах, любовь к Родине, к истории страны и родного края, соблюдение и развитие семейных традиций.
Основные виды деятельности:
комплекс мероприятий, направленных на положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности за самого себя, Отечество: цикл творческих дел в отрядах под девизом «Храни добро в сердце своем»; проведение дискуссии «Молодежная субкультура: конфликт или взаимодействие?»; День «Дружеский визит в Крым и Севастополь под девизом «Мы рядом, мы вместе!»; диспут “Готов ли ты служить Отечеству?”, День памяти; КТД «Толерантность»; уважение к государственным символам и традициям; заочные путешествия “Башкирия, мой край любимый; родительские дни «Возьмемся за руки, семья» и др.
Овладение и использование полученных знаний, умений, навыков в происходящих жизненных ситуациях.
5.2. Блок погружения: «Культура, гуманизм, диалог, толерантность»;(3-4день,13-14день)
Человек Культуры – это нравственная личность, способная чувствовать другого, проявлять предупредительность, деликатность, чуткость и отзывчивость, самосовершенствующаяся в творчестве и созидании.
Критерии: гуманное отношение ко всему живому, терпимость к недостаткам других, умение выбирать правильную позицию поведения в различных ситуациях, умение общаться.
Содержание данного блока используется во всех сферах деятельности: управленческих, организационно – педагогических, воспитательно - образовательных и других практик:(Год культуры, Год литературы, Год российского кино)
5.3.Блок погружения: «Здоровье, гармония, самосовершенствование»;(5-6 день,15 -16 день)
Человек Культуры – это здоровая личность, способная к сохранению собственного здоровья на принципах любви, красоты, природо - и здоровьесбережения.
Критерии: ЗОЖ, правильное питание, соблюдение режима дня, активный отдых, энергичность, устойчивость к стрессовым ситуациям, укрепление физического и психического здоровья.
Творческие дела: Спортивные игры, состязания, соревнования, оздоровительные часы, походы , экскурсии в лес , военно-спортивная игра “Защита”, ток-шоу “Мы за ЗОЖ”, сюжетно-ролевая игра “На привале”, , “Пожарный калейдоскоп”, ралли выживания, уроки Мойдодыра, рисунки на тему “С огнем не шути”, мини-футбол “воспитатели-дети”, ежедневная музыкальная утренняя зарядка, закаливание, купание в бассейне, спартакиады по различным видам спорта на первенство ДОЛ, подвижные игры, КТД «Звезды сочинской Олимпиады», дискотеки «Второе дыхание», «Под небом Олимпа», творческий день «Знакомься, Олимпиец!», веревочный курс «Быстрее, дружнее» и т. д.
5.4.Блок погружения:« Труд, профессия, образование, успех»;(7-8 день, 17-18день)
Человек Культуры – это практичная личность, способная жить в современных условиях, уважающая и понимающая роль труда для собственного развития и развития государства..Критерии: трудолюбие, ответственность, активность, применение полученных знаний на практике, видение жизненных перспектив, стремление к самообразованию, овладению новыми компетентностями, позволяющими быть успешным в жизни.
Основные виды деятельности:
экологический десант;
участие в акции «Земля-мой дом»;
выставка «Природа и творчество»;
конкурс молний, газет, листовок « Мусору-нет!»;
конкурс фотографий « Мой тихий , дружбинский уголок!»;
брейн-ринг «Природа и мы»;
экологическое путешествие « Человек и окружающая среда»;
«День экологических знаний»;
смотр деятельности отрядов по охране окружающей среды через конкурс презентаций «Наш вклад в экологию родной «Дружбы» (практические дела).
5.5.Блок погружения: «Творчество, индивидуальность, красота, хобби».(9 -10день)
Заключительный блок погружения: «Дружбинец» в атмосфере свободы, нравственности, здоровья, успеха и творчества» ( 19 -20 день)
Человек Культуры – это творческая личность, мыслящая, постоянно сомневающаяся, не удовлетворяющаяся достигнутым результатом, с развитым чувством нового, стремлением к созиданию. Творчество проявляется во всех сферах: в учении, труде, быту, организации полноценного досуга, продуктивного общения.
Критерии: богатая фантазия, эстетический вкус, способность видеть и творить прекрасное в жизни, креативное мышление, устойчивый интерес к организации полноценного отдыха.
Основные виды деятельности:
Концертные программы: «Гала-концерт «Made in Дружба», «Здравствуй, сюрприз».
Фотосессия «Дружбинские сердца», «В стиле Ретро».
Акция «Дружба, тебе на память».
День сказок,
День творчества,
Конкурс песчаных замков.
Конкурс асфальтовой живописи.
Конкурс поделок из природного материала.
Прощальный анимационный флэш моб «Проснись и пой».
Прощальный фейерверк!!! И др.
Претворение содержания блоков осуществляется через
реализацию дополнительных общеразвивающих программ в творческих объединениях по разным направлениям деятельности; занятия в мастер-классах; работу в органах самоуправления; организацию свободного времени.
5.6.Работа служб самоуправления:
Пресс-центр
-выпуск экспресс-газеты “Обо всем”, информация “Информбюро”; газеты “Олимп,“боевых листков”.
-создание рисованных тематических газет;
-работа над экспресс-новостями лагеря;
-приобретение навыков общения, журналистской и редакторской практики.
Служба здоровья
Снятие эмоциональной напряжённости, вызванной учебной нагрузкой. Привитие навыков к здоровому образу жизни. Осуществление контроля за порядком и гигиеной в лагере, помощь в проведении лекций, профилактических мероприятий, мероприятий оздоровительного направления.
Спортивная служба
Организация спортивных состязаний, эстафет, туристических прогулок. Взаимодействует с инструктором, проводит работу по пропаганде здорового образа жизни;
Досуговая служба
Поиск, поддержка и развитие творческих способностей детей. Раскрытие природных талантов, самовыражение и самореализация личности.
Отвечает за организацию позитивного досуга, подготовку и проведение конкурсных мероприятий. Готовит, сочиняет, организует познавательные и развлекательные мероприятия и праздники в отряде и лагере..
.
Результатом работы данных служб является: создание культурной среды , где формируется свободная, нравственная, здоровая, практичная, творческая личность дружбинца; выявление лидеров, талантливых организаторов творческих дел и мероприятий; формирование интереса к различным видам социального творчества, к созидательной деятельности.
ПРИМЕЧАНИЕ: План работы дорабатывается в лагере, совместно с детьми, учитывается при этом тематика блоков погружения, тематика Дней, расписание работы мастер-классов, режим работы служб самоуправления, организация свобоного времени ребенка
Номинации, по которым оцениваются отряды, следующие:
•Творческий поиск и талант;
•Нестандартное решение проблем;
•Дружные и сплоченные отношения в отряде;
•Ответственные действия и поступки и дрVI.Механизмы реализации программы.
6.1.Особенность реализации программы в ДОЦ «Дружба».
Эмоциональность признается ключевым фактором, обусловливающим жизненный успех в ООО ДОЦ «Дружба», поэтому педагогический коллектив следит постоянно за эмоциональным состоянием своих воспитанников, атмосферой свободы, нравственности, здоровья, успеха и творчества для формирования личности дружбинца,
Миссия ДОЦ «Дружба»:
«Сохранение и развитие уникальности каждого ребенка»
«Дружба» стремится:
-создать культурную среду для его формирования;
-максимально учитывать возможности каждого ребенка;
- сопровождать и оказывать педагогическую поддержку жизненного самоопределения;
-содействовать подготовке творчески мыслящих людей с широким кругозором и высокой социальной активностью;
-жить ярко, наполненно и эффективно, максимально используя свой потенциал;
-способствовать повышению и сохранению имиджа «Дружбы»
Пусть творчество станет их ресурсом, который не подведет в трудных жизненных ситуациях и даст силы найти оптимальный выход.
6.2.Методическое сопровождение
Методы и технологии:
диагностические:
-анкетирование;
-опрос;
-тестирование;
-собеседование;
Педагогические методы и технологии:
-метод «мозгового штурма»;
-метод разыгрывания ролей;
-метод игры,
-ИКТ;
-метод «кейса»;
-личностно – ориентированные;
-технологии игровых методик;
-компетентностный подход
-методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
- метод коллективной творческой деятельности (КТД).
- психологические услуги предоставляются в следующих формах:
проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
-индивидуальная работа с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.
Формы работы.
- Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации; методики коллективно-творческого воспитания Иванова И. П. Одним из важнейших средств организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.
А также
- наличие необходимой документации, программ , планов;
- проведение инструктивно-методических сборов с вожатыми и помощниками вожатых до начала лагерных смен;
-использование Интернет-ресурсов;
- наличие методической продукции по обобщению положительного опыта лагеря по проблеме : «Формирование качеств Человека культуры».
6.3.Педагогическая диагностика и способы корректировки программы.
В лагере диагностика будет проходить в несколько этапов:
на начальном этапе будет происходить сбор данных о направленности интересов ребенка, мотивации деятельности и уровень готовности к ней (тесты, анкеты, игры);
промежуточная диагностика позволит корректировать процесс реализации программы и определить искомый результат с помощью аналогии и ассоциации:
Сочинение «Я вчера, сегодня, завтра»;
"Мой портрет"- ассоциация;
"Мой отряд" (рисунок, сочинение и др.) итоговая диагностика позволит оценить результаты реализации программы (опрос, тестирование, анкеты).
итоговая диагностика позволит оценить результаты реализации программы (опрос, тестирование, анкеты
VII. Критерии оценки сформированности дружбинца в атмосфере свободы, нравственности, здоровья, творчества:
-свободной личности:
оптимизм, уверенность в своих силах, любовь к Родине, к истории страны и родного края, соблюдение и развитие семейных традиций.
-нравственной личности:
гуманное отношение ко всему живому, терпимость к недостаткам других, умение выбирать правильную позицию поведения в различных ситуациях, умение общаться, потребность в чтении.

-здоровой личности:
ЗОЖ, правильное питание, соблюдение режима дня, активный отдых, энергичность, устойчивость к стрессовым ситуациям, укрепление физического и психического здоровья.

-практичной личности:
трудолюбие, ответственность, активность, применение полученных знаний на практике, видение жизненных перспектив, стремление к самообразованию, овладению новыми компетентностями, позволяющими быть успешным в жизни.
-творческой личности:
богатая фантазия, эстетический вкус, способность видеть и творить прекрасное в жизни, креативное мышление, устойчивый интерес к организации полноценного отдыха.

VIII. Используемые источники:
Конвенция ООН о правах ребенка;
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ МОиНРФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29 августа 2013г. №1008.
Закон РБ «Об образовании».
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3155- 13.Зарегистрированы 18 апреля 2014.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления».
Государственный стандарт Российской Федерации «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные».
Концепцию развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 2015 года №503 «О проведении в Российской Федерации Года российского кино»,
Указа Президента Республики Башкортостан от 18декабря 2015года № 503 «О проведении а в республике Башкортостан Года российского кино».
Ж. «Дополнительное образование», «Внешкольник».
Программа деятельности ДОЦ «Дружба» Ишимбайского района по формированию качеств Человека Культуры. Лето - 2015
Интернет-ресурсы.
Приложения
Программа деятельности по формированию качеств Человека Культуры ООО ДОЦ «Дружба» Ишимбайского района
Лето-2015 года.
Приложения 1.
Законы жителей «Дружбы».
Закон правды: запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям! Будь правдив!
Закон чести: вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
Закон заботы: прежде чем требовать внимание к себе, прояви его к окружающим. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
Закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
Закон милосердия: тебе хорошо, но посмотри вокруг, рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах, помоги им. Не забывай о них.
Закон свободы: можно всё, что безопасно для тебя и других людей. Можно всё, что не мешает окружающим.
Закон сюрпризов: доброе слово и кошке приятно.
Приложение 2.
Декларация.
Уважаемые ребята, нашего лагеря! Сотрудники детского лагеря подготовили всё для вашего отдыха. Чтобы он был приятным, вам необходимо выполнять требования, перечисленные в данной декларации.
«Дружбинский» кодекс нравственности
Традиции:
Доброго отношения к людям. Пожилым, детям, сверстникам, сотрудникам, гостям, к людям «престижных» и «не престижных» профессий.Доброго отношения к песне.Пойте песни, знайте авторов песни, если не знаете слов, не начинайте петь, не прерывайте песню.Доброго отношения к природе.Человек- это часть природы, он не может разрушить систему, от которой зависит его существование. Помните об этом, и берегите каждый цветок, каждую птичку, каждую зверушку - им тоже хочется жить!Вечернего «огонька».Учитесь говорить откровенно о себе, о друзьях, о делах в « дружбинском» кругу.«Республиканской» чести.Живите по - «дружбински» не только в ЗОЛ «Дружбе», но и всю жизнь.
Законы дружбинцев: Здорового образа жизни.Соблюдайте режим дня, занимайтесь укреплением своего организма, избегайте вредных привычек.Чистоты.Будьте хозяином в лагере, относитесь к нему, как к дому: бережно, по - хозяйски.Территории.На территории лагеря воспрещается:
предпринимать действия, ведущие к нанесению материального, физического вреда себе и окружающим;
самостоятельный выход за территорию лагеря;
нахождение в местах, не предназначенных для посещения отдыхающими нашего лагеря;
сиденье на карнизах, подоконниках и других опасных для жизни и здоровья местах;
наносить ущерб имуществу лагеря.
Поднятой руки.Человек, поднявший руку, просит Вас выслушать его.Точного времени.Помните: время в « Дружбе» дорогое, каждой секунде- особый счёт!
Правила:Поведения - в общественных местах, столовой, в концертном зале, во время занятий на мастер-классах, спорт.площадках.Распорядка дня - соблюдайте обязательно распорядок в лагере.Ношения одежды - праздничной, деловой, повседневной, спортивной, рабочей в соответствии с проходящими мероприятиями.Пожарной безопасности - соблюдайте, прежде всего, безопасность жизни и здоровья! Помните, что самое дорогое для человека - его жизнь!Сохранение личного и государственного имущества – берегите имущество лагеря.И другие правила, которые иногда появляются, а иногда исчезают за отсутствием их необходимости.С декларацией ознакомлен:1.2.3.(Каждый ребёнок ставит подпись )Декларация находится у отрядного вожатого.

Имидж отряда
Имидж отряда — неповторимый внешний образ отряда, отличающего его от других отрядов.
К таким внешним приметам отряда относятся:
Название отряда, которое должно нравиться ребятам и отражать характер, содержание деятельности;
Девиз отряда - краткое афористическое выражение, которому дети следуют в своей деятельности;
Отрядная песня и любимые песни отряда - вечерние, костровые, лирические, шуточные и др.;
Элементы одежды, с преобладанием какого-либо символа, элемента, цвета в них ( банданы, галстуки, пояса и др.);
Законы отрядной жизни, которые могут быть традиционными, передаваться от смены к смене, и могут появляться в процессе жизнедеятельности отряда. («Сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня»; «Творить - твори, но меру знай, и в облаках ты не летай»; «Закон О-О... для нас закон, без громких фраз нам нужен он» и другие.);
Оформление отрядного места (корпус, комнаты, место на спортивной площадке и т. д.);
Отрядный уголок, отрядная газета, отражающие основные события жизнедеятельности отряда;
Особый почерк отряда в общелагерных делах (выпуск газеты, шефство над младшим отрядом и др.)
Рубрика и примерная тематика материалов дружбинской газеты:
« И снова вместе» - краткая информация о прошедших днях в лагере.«Фраза номера» - юмористические выражения, характеризующее обстановку в лагере за прошедшее время.«Разрешите вам напомнить о себе» - информация о работе кружков, мастерских.« Лучше один раз увидеть» - информация о делах лагеря и наиболее интересных отрядных мероприятий.«Калейдоскоп мнений» - итоги опросов.«Говорит и показывает «Дружба» - итоги работы детского самоуправления.«Хихоньки, да хахоньки» - смешные фразы, юмористические репортажи, кроссворды, объявления.«Рассуждалки» - трактовка детьми известных пословиц и поговорок.«Открытым текстом» - итоги конкурсов.
Приложение 3.
Диагностика вожатых.
1.Анкета «Твои планы на смену»- Хочу узнать ______________________- Хочу увидеть______________________ - Хочу сделать ________________________- Хочу научиться____________________ - Могу научиться___________________- Хочу, хочу, хочу_____________________- Не хочу, не хочу, очень не хочу________________Индивидуальное собеседование, как способ предупреждения профессиональных затруднений вожатых
2.Собеседование.Цели собеседования:
создание информационной базы для организации методической работы;
анализ ситуации по итогам организационного периода;
Задачи собеседования:
Анализ представлений вожатых о содержании деятельности в лагере в течение смены;
Корректировка сложившейся ситуации;
Уточнение задач деятельности вожатых с отрядами различного возраста;
Выявление возможностей для индивидуальной методической работы (разработка собственных методических тем и рекомендаций);
Оказание методической и консультативной помощи по вопросам педагогической деятельности.
Вопросы собеседования:
понимание целей и задач педагогической деятельности в лагере;
особенности смены;
Характеристики заехавших детей:
Возраст;
Стиль взаимоотношений;
Психологические особенности;
Индивидуальные занятия;
эмоциональное состояние отряда;
приемы включения детей в сюжетно-ролевую игру;
планирование работы отряда;
Проблемы. Вопросы. Заявки. Пожелания.
Приложение 4.
Анкетирование детей
Методы исследования: беседа и анкетирование.Цель опроса: оценка качества пребывания c детьми летом, в том числе:
изучение степени комфортного состояния детей в лагере;
эмоциональный фон детского коллектива;
степень удовлетворенности отдыхом;
принятие детьми программы блоков.
Анкета «Чему я научился в лагере»
1. Чему я научился в лагере?• Играть в новые игры• Заправлять постель, хорошо себя вести• Вовремя ложиться спать• Делать зарядку• Рисовать, петь, танцевать• Дружно жить• По-другому относиться к людям, природе, ходить в походы• Съедать всё за столом• Находить подход к людям, понимать и уважать людей• Защищать природу• Понимать окружающий мир• Вести здоровый образ жизни• Помогать друг другу• Слушаться взрослых• Жить в коллективе• Доброте• Быть самостоятельным2. Моими друзьями по отряду стали:• Друзья, соседи по комнате• Девочки, мальчики, которые окружали меня• Вожатые, воспитатели• Все жители « Дружбы».
Приложение 5.
Информация по формированию качеств Человека Культуры.
Воспитательный процесс - это процесс движения к своей идеальной форме, целью которого является развитие и воспитание личности, где педагог не воздействует на ребенка, как в традиционном воспитании, а передает способы, на основе коиорых можно вывести собственное решение, он не оценивает, а формирует у детей способность к самооценке, в этом сущность личностно ориентированного воспитания. Таким образом, ребенок осваивает качества и компетенции человека культуры.
С образовательной точки зрения компетенции определяются, как готовность ребенка использовать усвоенные знания, умения и навыки в жизни, но при этом надо учитывать личные потребности его.Все это предполагает конструирование модели дружбинца, а затем под эту модель подбирать содержание по развитию данных компетенций.
Составляющие элементы понятия «компетенция»( умения, нормы, способности).
1.Учебно - познавательные компетенции:
- ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;
- организовывать планирование, анализ, самооценку своей деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам;
- выступать устно и письменно о результатах своего исследования.
2.Коммуникативные компетенции:
- уметь представить себя устно и письменно, заполнять анкету, письмо, поздравление;
- уметь представить свое объединение, группу, Дворец;
- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
- владеть способами совместной деятельности в группе; умениями искать и находить компромиссы;
3. Информационные компетенции:
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями;
- самостоятельно искать, извлекать , систематизировать и отбирать необходимую информацию, передавать ее;
- владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, магнитофона, мобильного телефона.
4. Здоровьесберегающие компетенции:
- иметь опыт ориентации в природной среде ( в лесу, в поле, на водоемах и др.)
-знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
- позитивно относиться к своему здоровью;
- знать и применять правила личной гигиены;
- уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.
В заключении хотелось бы сделать вывод:
- данные ключевые компетенции являются перспективным направлением в воспитательом процессе ДОЦ «Дружба».
Познавательно-исследовательская деятельность:
-экскурсии, прогулки в лес;
-организация выставок рисунков о природе, родном крае;
-интеллектуальные игры.
Трудовая общественно-полезная деятельность:
-дежурство по лагерю;
Спортивно-оздоровительная деятельность:
-спортивные праздники, дни здоровья, походы;
-организация и проведение спортивных соревнований, турниров;
-организация и проведение лагерных спартакиад, эстафет.
Художественно-эстетическая деятельность:
-конкурсные программы и викторины;
-занятия в мастер-классах;
-организация концертных программ.
Коммуникативная деятельность:
-психологические игры, тренинги;
-коллективные творческие дела;
-проведение диспутов, инструктажей,
-игры на сплочение и взаимодействие коллектива.
Предлагая детям широкий спектр направлений деятельности, важно иметь в виду, что любая деятельность должна быть посильной для конкретной деятельности и сложной (содержательно и технологически) для неё же, и требовать интеллектуального, физического, эмоционального напряжения.
Она должна быть привлекательной - соответствовать интересам личности, иметь чётко выраженный результат, содержать эффект новизны позволять проявить творчество и самостоятельность допускать возможность вариативности в выборе способов достижения заданных (или поставленных самим ребенком) целей, способствовать удовлетворению потребности личности в самоутверждении и творческом самоуправлении.