Эффективные формы работы с родителями


Эффективные формы работы с родителями.
Эту тему я выбрала, опираясь на свою воспитательную систему, в которой среди остальных направлений работы, одной из самых приоритетных считаю работу с родителями. Кроме теории, хочется показать вам практические упражнения с собраний, поэтому очень хочется вступить с вами в диалог, я рассчитываю на вашу помощь.
« Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью…
Только вместе с родителями, общими усилиями,
учителя могут дать детям большое человеческое счастье»
Василий Александрович Сухомлинский
Цель мастер – класса : повысить мотивацию коллег к овладению наиболее эффективными формами работы с родителями учащихся.
Задачи мастер – класса : -познакомить с новыми эффективными формами работы с родителями учащихся, как одним из условий повышения качества и эффективности образования;
-показать конкретные варианты проведения тренинговых упражнений на родительских собраниях;
-создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класса и участников мастер – класса.
Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности.   С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник»
(учитель – ученик – родитель).
От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.
Все мы знаем, какую роль несёт семья в развитии личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, стиль поведения, представления о трудолюбии и многое другое.
Как часто мы сталкиваемся с тем, что у ребенка, который отказывается навести порядок на собственной парте – нет перед глазами примера родителей, наводящих порядок в доме; что плохое настроение ребёнка и снижение успеваемости связано с раздорами в семье.
Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.
Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.
Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. Работа в классе не принесет больших результатов без активного участия родителей. Достижение взаимопонимания между учителем и родителями – процесс сложный. Общение это выгодно обеим сторонам.
Но... Мы живём в XXΙ веке. Жизнь меняется. В связи с переходом школы на ФГОС, существенно меняется и приоритет родителей в образовании своих детей, соответственно, меняется и взаимодействие «учитель -дети – родители». Сейчас, родители становятся активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и помогать в организации внеучебной деятельности класса, принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. И поэтому одной из главных и наиболее распространенных форм работы с родителями является родительское собрание.
Сегодня изменилась и методика проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители превращаются в активных участников дискуссий и т. п. Тематика собраний разнообразна, на слайдах её видно поэтапно.
Классы Тема
1 Август: «Первый раз – в первый класс. Как помочь первокласснику учиться.
Форма проведения: торжественное собрание.
Сентябрь: «Трудности адаптации первоклассников к школе. Развитие самостоятельности у детей».
Форма проведения: круглый стол.
Декабрь: Нравственные уроки начальной школы. Как вырастить ребёнка нравственным? Единство требований семьи и школы.
Форма проведения: родительский форум.
Март: «Особенности познавательных процессов младших школьников и их развитие в условиях семьи»
Форма проведения: семинар - практикум
Май: «Режим дня – основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника». Мы выбираем ЗОЖ.
Форма проведения: устный журнал
2 Октябрь: Первые уроки школьной отметки. Давайте говорить друг другу комплименты или один день без нотаций.
Форма проведения: родительский педагогический тренинг.
Декабрь: Мои «хочу», «могу» и «надо»: о разумной родительской любви… Капризы ребенка и как с ними бороться.
Форма проведения: обмен мнениями.
Март: Поощрение и наказание детей в семье. Проблемы и последствия. О воспитании сознательной дисциплины. Копилка полезных советов.
Форма проведения: вечер вопросов и ответов.
Май: Нравственные уроки начальной школы. Поговорим о дружбе.
Форма проведения: обучающий семинар.
3 Октябрь: Что влияет на самооценку младших школьников? Значение эмоций и чувств для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром.
Форма проведения: занятия в школе родительского авторитета.
Декабрь: Нравственные уроки начальной школы. Причины и последствия детской агрессии.
Форма проведения: обучающий тренинг.
Март: Поведение ребенка - зеркальное отражение взаимоотношений родителей. Как уберечь ребенка от хронического вранья?
Форма проведения: семейный совет.
Май: «Праздники и будни нашей классной жизни».
Форма проведения: творческая лаборатория родителей.
4 Октябрь: « Мой ребёнок становится трудным или как помочь гадкому утёнку превратиться в прекрасного лебедя».
Форма проведения: дискуссионный клуб.
Декабрь: «О родных и близких людях с любовью». Семейное воспитание. Связь поколений. Секреты бабушек и дедушек. Семейные традиции.
Форма проведения: час сердечного общения
Март: Нравственные уроки начальной школы. Правила хорошей ссоры или может ли быть добро с кулаками?
Форма проведения: диспут.
Май: Как научить своего ребёнка жить в мире людей или подготовка к успешной жизнедеятельности в пятом классе. Уроки культуры поведения для детей и родителей.
Форма проведения: родительский всеобуч.
Следовательно, собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы. И чем разнообразнее и интереснее будут формы общения педагогов и родителей, тем больше положительных результатов принесут родительские собрания.
В своей работе я практикую такие следующие формы работы:
ролевая игра;
день открытых дверей;
круглый стол;
практикум;
семейный совет;
совместные мероприятия (посещение театра, концерта, выставки)
тренинг;
фестиваль семейного творчества;
школа молодого родителя.
совместное участие в акциях, проектах
обмен мнениями
Презентация семейного опыта воспитания
Вечера вопросов и ответов
Родительский ринг
Круглый стол или педагогический треугольник
Собрания-диспуты
Совместные собрания вместе с детьми
Тематические и индивидуальные консультации
Совместные выезды на природу, экскурсии
Посещение мест работы родителей
Но наиболее  эффективными формами сотрудничества с родителями, на мой взгляд,  являются практикумы, ролевые игры,  тренинги. Практикум вырабатывает у родителей педагогические умения по эффективному решению всевозможных педагогических ситуаций.
В ходе педагогического практикума предлагается найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т.д. Ролевая игра - это коллективная творческая деятельность по изучению уровня сформированности педагогических умений у родителей.
Тренинг – Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка. Тренинговые занятия позволяют родителям по-новому строить взаимоотношения в семье, изменяют я-позицию детей и взрослых, способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей.
Результативность данных видов работы проявляется в различных аспектах:
в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании
в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формирование педагогической рефлексии родителей
в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.
В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
"Зорко одно лишь сердце", - давным-давно сказал Сент Экзюпери. Как много ситуаций в жизни учителя, когда только зоркое чуткое сердце может помочь в чём-то разобраться, найти решение из, казалось бы, неразрешимых проблем... Встреча с родителями учеников – как раз тот случай. Как сложно бывает порой растопить настороженность и недоверие родителей, как трудно найти тему для разговора, во время которой хотелось бы поделиться чем-то дорогим.
Очень эффективно проводить предварительное собрание родителей будущих первоклассников, в мае предыдущего года. Практика показывает, что такой заблаговременный разговор с родителями делает более действенными советы учителя, более эффективной подготовку детей к школе. Советы учителя на этом этапе помогают родителям постепенно перестроить, если в этом обнаруживается необходимость, быт семьи, режим, что-то устранить, а что-то добавить в свое воспитательное воздействие на ребенка. Ведь родители и педагоги обязаны помочь ребёнку чувствовать себя комфортно в новой социальной роли – роли школьника.
Своё первое собрание я начинаю со слов из советской песни Роберта Рождественского:
Хотите ли Вы, не хотите ли,
Но дело, товарищи, в том,
Что прежде всего,
Вы – родители,
А всё остальное – потом!
И, конечно же, с притчи «Бабочка»
В далёкой стране жил мудрец, который мог справедливо рассудить любой спор, любое разногласие, все, кто к нему обращались, уходили от него удовлетворёнными. Слава о мудреце разнеслась по всей земле.
Один человек, очень злой и завистливый, решил опозорить мудреца. Он сказал своему приятелю: «Хочешь, я посрамлю мудреца? Я поймаю бабочку и спрячу её в своих ладонях. Когда мы придём к мудрецу, я спрошу у него, что у меня в ладонях – живое или неживое. Если он скажет: «Живое», я бабочку незаметно раздавлю, а если он скажет: «Неживое», я выпущу бабочку на волю». Пришли они к мудрецу, и человек спросил: «Что у меня: живое или неживое?» «Всё в твоих руках», - ответил мудрец.
Ребёнок, которого мы воспитываем, тоже находится в наших руках, и от нас зависит, что и кто из наших рук выйдет в жизнь.
Затем упражнение «Мой ребёнок – первоклассник» (пишут правой, затем левой рукой)
Потом мы собираем «Чемодан в дорогу»
Дисциплинированность
Хорошее внимание
Физическое здоровье
Воля
Общительность
Активность
Аккуратность
Хорошая память
Развитый ум
Развитая речь
Самостоятельность
Следовательно, родители могут положительно повлиять на успех в том случае, если будут выступать в содружестве с ребенком, верить в его успех, никогда не отказывать в необходимой помощи, поощрять трудолюбие.
В ходе организации взаимодействия стараюсь обучить родителей доступным им методикам, формам работы с детьми в семье. И вот некоторые из них.  
Психологический тренинг с родителями «Моя галактика» 
Цель: выстраивание отношений родителей и ребенка. 
Задачи: коррекция и развитие процесса общения, взаимоотношений родителей и детей, развитие понимания личностных особенностей каждого члена семьи, осознание эмоционального состояния взрослого и влияния этого состояния на ребенка, осознание восприятия окружающих людей, развитие умения выстраивать адекватные отношения внутри семьи. 
Уважаемые родители! Любому человеку свойственно осваивать различные пространства, даже космические. Мы предлагаем вам выполнить психологическое упражнение «Моя Галактика». Упражнение поможет вам разобраться в личностных особенностях, осознать своё эмоциональное восприятие окружающих людей, в том числе и ваших собственных детей, позволит наладить с ними адекватные отношения.
Перед вами листы бумаги голубого цвета. Мы слушаем спокойную музыку. Устраивайтесь поудобнее, расслабьтесь и представьте себе звёздное небо, на котором зажигаются звёзды. На первый взгляд, кажется, что все они одинаковы. Но вот проходит одна, две минуты, и мы уже замечаем, что одна из звёзд больше остальных, а какая-то светит ярче всех. Отличаются они и по характеру света, который посылают на Землю: он может быть и голубым, и розовым, и белым. А ведь, человека можно тоже сравнить со звездой: на первый взгляд, у нас много общего, но, если приглядеться пристальней, - каждый человек неповторимый и единственный. У каждого есть свой мир, в котором он живёт, свой Космос, своя Галактика.
Давайте продолжим вглядываться в ночное небо. Найдите на нём свою звезду. «Приблизьте» её к себе и рассмотрите: она больше других звёзд, меньше или такая же? Какого цвета ваша звезда? Какой свет излучает: тёплый или холодный? А теперь уменьшите свою звезду до размеров теннисного мячика. Положите её на ладонь. Она чудесна, не правда ли? Пошлите ей своё тепло, нежность, шепните ей: «Ты прекрасна!» Отпустите её обратно на небо, проследите её путь, а когда она займёт своё место на ночном небе, улыбнитесь ей, чтобы она знала: вы всегда рядом.
Выполнение практического задания тренинга.
А теперь посмотрите на голубой лист бумаги – это «кусочек» Вселенной. Пока на нём нет ни одной звезды. Вы каждый сейчас создадите свою Галактику.
В ней будет столько звёзд, сколько вы захотите. Пред вами лежат заготовки звёздочек разного цвета, размера и формы. Если они вас чем-то не устраивают – вы можете вырезать свои звёзды любого цвета, любого размера. Приклейте их на лист. Это и будет ваша собственная Галактика.
Найдите среди всех звёзд ту, которая больше всего вас притягивает – свою звезду. Подпишите её – «Я». Теперь найдите звёздочку для своего ребёнка. Подпишите её тоже. Определите звезду вашего супруга, напишите его имя. Всем оставшимся звёздам дайте имена своих родных и близких, всех тех, кто вас окружает. В вашей Галактике не должно быть ни одной безымянной звезды!
Пояснительная часть.
Вот теперь, вы создали мир, в котором живёте и выразили эмоциональное отношение к своему социальному окружению. А теперь давайте проанализируем то, что у вас получилось: обратите внимание на то, где находится звёздочка «Я»: в центре листа, вверху, внизу или сбоку. Об этом же свидетельствует и размер звезды. Если ваша звезда самая большая и находится в центре листа или выше, значит, вы эгоцентричны, всегда хотите быть в центре внимания. У вас высокая самооценка. Если же ваша звёздочка маленькая, и вы её поместили в уголке, вдали от других, то вам следует задуматься: не преуменьшаете ли вы собственную значимость? Какие у вас отношения с окружающими? Быть может, вы избегаете общения с другими людьми?
Цвет звезды рассказывает о вашем эмоциональном состоянии и восприятии окружающих людей. Синий цвет говорит о том, что вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным; красный цвет – дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным, но раздражительным; розовый – нежным, чувствительным, уязвимым; оранжевый – гибким, добрым, отзывчивым, художественно одарённым, с хорошим настроением, но поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекаться; жёлтый – очень активным, открытым, общительным, весёлым; фиолетовый – беспокойным, эмоционально напряжённым, нуждающемся в душевном контакте, коричневый – зависимым (от мнения других), чувствительным, расслабленным; чёрный – молчаливым, эгоистичным, враждебным, отвергаемым.А теперь, выясните, где находится звёздочка вашего ребёнка. Какого она размера? Цвета? Используя цветовую шкалу, проанализируйте ваше восприятие ребёнка: значимая ли он фигура в вашем мире или нет? Как вы воспринимаете его на эмоциональном уровне? Звёздочка вашего ребёнка находится рядом с вами или где-то далеко? А может, ваша и его звезда изображены рядом, но на расстоянии от всех остальных?
Подумайте сами, о чём это может свидетельствовать. Если же звёздочка вашего ребёнка находятся далеко от вас, то чьи звёзды его окружают? Как эти люди влияют на вашего ребёнка? Таким же образом проанализируйте местонахождение звезды вашего мужа. Если она находится рядом с вашей и звездой вашего ребёнка, значит, всё в порядке. А если нет? Какую роль играет муж в семье? Не думаете ли вы, что он отстранился от выполнения своих обязанностей? Достаточно ли времени он проводит с семьёй?
Рассмотрите все звёзды своей Галактики. Обратите внимание на звёзды чёрного и коричневого цвета. Подумайте, кому и почему они «достались»? Какие отношения у вас с этитми людьми? Почему? Нужны ли вам такие отношения?
Далее сравнивается выполненные работы родителей с работами детей.
Психологами доказано, что любовь, забота, ласка – это основные жизненные потребности ребёнка. Никогда и ни при каких условиях у него не должно возникать сомнений в расположении родителей, в своей психологической защищённости. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребёнку, что он вам дорог, нужен, любим. Делать это можно разными способами: ласковыми прикосновениями, улыбкой, словами: «Я очень скучала по тебе, пока была на работе», «Я очень люблю играть с тобой» и т.д.
Известный семейный психотерапевт В.Сатир рекомендовал обнимать ребёнка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия и счастья нужно не менее 12 объятий в день не только ребёнку, но и взрослому, чтобы напитаться энергией.
Удовлетворение потребности в любви и принятии – необходимое условие нормального психического развития детей. Если они не получают знаков безусловного принятия, то возможны отклонения в поведении, иными словами, эмоциональные нарушения.
Практикум «Мудрость ангелов»
Цель: преодоление негативных позиций в отношении собственных детей; помощь в осознании качества характера своего ребенка.
Задание 1.
Подумайте, пожалуйста, в течение одной минуты, как можно продолжить фразу «Мой ребенок… »
А теперь свяжите эту фразу с чертами характера своего ребенка и в течение пяти минут письменно 10 раз продолжите ее в разных вариантах, указывая черты характера вашего ребенка. Например: «Мой ребенок аккуратен», «Мой ребенок невнимателен».
Осталась одна минута, вам необходимо завершить работу.
Посмотрите на качества, которые вы написали. Разделите их на две группы:
первая—те, которые вас устраивают в вашем ребенке; вторая — те, которые вы бы хотели изменить в нем.
Посмотрите, каких качеств больше — положительных или отрицательных. Выберите, с какими из отрицательных качеств вы хотели бы сейчас поработать, отметьте их для себя. Отложите на время свои листочки.
Задание 2.
Теперь я предлагаю вам обратиться к своему житейскому опыту. Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:
• на 1-м этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества;
• на 2-м этаже — обычные товары средней цены и качества;
• на 3-м этаже продаются самые лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.
На каком этаже вы бы хотели приобретать товар? (Родители отвечают по очереди.)
Когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу» - был умный, добрый, посещал музыкальную школу или школу с углубленным изучением иностранного языка. Может быть, воплотил наши несбывшиеся мечты.
Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть что-то от 1-го, 2-го и 3-го этажа. И ваш ребенок не исключение, вы убедились в этом. В нем есть то, что вам нравится, и то, что вы бы хотели изменить.
Задание 3.
Работа проходит в группах по 5—6 человек.
Посмотрите на качества, которые вы выделили в своем ребенке, требующие, по вашему мнению, изменения. Выберите два из них, которые являются для группы более или менее общими.
Я предлагаю вам сейчас прорекламировать эти качества с целью их продажи - то есть в этих качествах, чертах характера надо найти положительные моменты и рассказать об этом так, чтобы другие группы захотели их купить. Время для работы— 3 минут. (Предупредить группу, когда пройдет половина времени и за минуту до окончания работы.) Внимание! Сейчас я предлагаю вам выбрать выступающего и прорекламировать качества характера, с которыми вы работали в группах.
Один человек от группы представляет рекламу, участники других групп помечают у себя те качества, которые они захотели приобрести.
Выступление каждой группы.
Сейчас я предлагаю желающим по кругу назвать качества, которые они решили приобрести, по возможности прокомментировав причину своего выбора (например: упрямство, так как это близко к настойчивости.) .
Задание 4.
Обратная связь.
- Обсуждение в кругу:
- Легко ли вам было выполнять эту работу?
- В чем сложность?
-Увидели ли вы что-то новое в этом качестве, черте характера? - Согласны ли вы с тем, что эти черты характера нужны в жизни человека?
- Насколько после проделанной работы вы их принимаете?
В процессе обсуждения учитель подводит участников группы к пониманию того, что все эти качества необходимы в жизни каждого человека: происходит смена иррациональных родительских установок.
А сейчас послушайте притчу, которая, возможно, поможет взглянуть на старые проблемы по-новому.
Притча о двух ангелах.
Однажды по земле путешествовали два ангела старый и молодой. В один из вечеров, уставшие и обессиленные, они попросились на ночлег в дом к богатому человеку. Он пустил странников, но, будучи скупым и негостеприимным человеком, предоставил им ночлег в сарае.
Там было холодно, темно, сыро. Несмотря на усталость, молодой ангел долго не мог уснуть. А когда ему все-таки удалось погрузиться в сон, его вдруг разбудил какой-то шум.
Проснувшись, он увидел, что старый ангел старательно заделывает дыру в стене. Молодой ангел был удивлен, он несколько раз предлагал старому бросить это дело и постараться отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получал упорный отказ.
Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого:
— Зачем ты помог этому человеку, ведь он так плохо обошелся с нами?
- Не все является тем, чем кажется, — ответил его спутник.
На следующий вечер, подыскивая ночлег, путешественники остановились у дома бедного человека. Хозяин радушно встретил их, поделился своим ужином и даже предоставил единственную кровать в доме, а сам с женой ушел в сарай.
Утром ангелов разбудил крик хозяина и плач его жены. Оказалось, что в эту ночь умерла их корова — единственная кормилица и надежда семьи.
Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, обратился к старому
— Почему ты не поможешь бедному человеку? — сказал он. — В прошлый раз ты помог тому, кто так плохо обошелся с нами, а в этот раз ты бездействуешь, когда в твоих силах спасти эту семью?
На что старый ангел ответил
— Не все является тем, чем кажется!
Продолжая путешествие, молодой ангел никак не унимался, он упрекал старого ангела, обвинял его и не мог смириться с происшедшим.
— Не все является тем, чем кажется, — ответил в третий раз старый ангел. — В прошлую ночь, когда мы были в доме у богатого человека, я увидел в стене сарая клад — и замуровал его, чтобы тот не достался хозяину дома. А в эту ночь приходила смерть за женой бедняка, и я откупил ее, отдав корову.
Надеюсь, что эта притча поможет вам переосмыслить то, что происходит между вами и вашими детьми. Нужно помнить, что нет в мире плохого и хорошего. Все зависит от того, как ты на это смотришь.
Данное упражнение помогает родителям осознать качества характера своего ребенка. Его цель сводится к преодолению негативных позиций в отношении собственных детей.
С самого раннего детства взаимодействие взрослых и детей строится по принципу "красного карандаша",т.е. взрослый указывает на ошибки, которые совершает ребенок, подчеркивая несостоятельность ребенка.Задумайтесь - часто ли взрослые подчеркивают удачи и достижения ребенка? Навряд ли.У ребенка появляется убеждение в том, что лучше не делать ничего серьезного, чтобы не потерпеть неудачу в глазах взрослых.Существует распространенное заблуждение: если указать на ошибку ребенку, у него возникнет желание делать без ошибок.Когда родители выдвигают слишком высокие требования и ожидания от ребенка, постепенно формируется поведение, направленное на избегание неудач. Ребенок, который осознает, что никогда не достигнет тех высоких требований, просто перестает пытаться что-либо делать, что предполагает получение результата.Вопрос группе: Как можно отличить этот вариант поведения? (откладывание на потом выполнение чего-либо, недоведение до конца, при столкновении с заданием, требующим усилий, - плач и т.д.).Ваш ребенок тоже нуждается в вашей поддержке и надежной руке. Всегда ли это удается?"
В общении с ребенком можно задействовать различные механизмы, которые помогут не отмахнуться от ребенка, а дать ему то, что он ожидает - поддержку !Какие бы "выходки" (со слов взрослого) не демонстрировал ребенок, целей нарушений в поведении ребенка может быть только 4:
- привлечение внимания; - власть; - месть; - избегание неудач
Мы все нуждаемся во внимании со стороны окружающих людей и не хотим чувствовать себя "пустым местом". Дети же тем более, так как им необходимо осознавать свою значимость. Дети очень часто пытаются привлечь внимание к себе своим поведением. Особенно часто это происходит, когда им внимания не достает. А ведь и необходимая "доза" внимания у каждого ребенка своя. Задайте себе вопрос: когда ребенок получает больше внимания от взрослых? Когда он больше плохо, а не хорошо себя ведет!
Если маленький ребенок плачет к нему бегут родители ! Он что-то натворил - и получил больше внимания, чем за целый день нормального поведения. Вывод: "Если я хочу, чтобы мама и папа были рядом, я должен сделать что-то, что они делать запрещают !" - вот что усвоил ребенок. "Сердитое" внимание лучше никакого.
Никто не учит ребенка, как попросить внимания в приемлемой форме, когда он в этом нуждается.
Внимание - базовая психологическая потребность, такая же как еда и питье, с точки зрения физиологии. Но если детей учат просить еду, то как они должны вести себя, когда они "психологически голодны"?
Вопрос к участникам: "Как вы думаете можно распознать, что эта "выходка" имеет цель привлечения внимания?"(Ответ: после получения необходимого внимания ребенок прекращает выходку).
Сформулируйте ответ на вопрос: "Что для меня значит хорошо слушать ?" Слышать и слушать - различные понятия.Слышать - различать, воспринимать что-то (Ожегов) "Слушание бывает пассивное (безмолвное) и активное (рефлексивное)". Безмолвное слушание - минимизация ответных реакций ("Да, да", "Я тебя слушаю"), поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак согласия. Если ребенку важно высказаться и быть выслушанным, такого слушания может быть вполне достаточно.Почему важно активное слушание для ребенка? Демонстрируя именно его, родитель дает понять ребенку, что ему очень важно, что происходит с ним, о чем он думает, что чувствует. У ребенка возникает ощущение значимости и принятия со стороны самых близких ему людей.Активное слушание создает отношения теплоты; родители могут "влезть в шкуру" ребенка облегчается решение проблем ребенка, у детей появляется желание прислушаться к мнению родителей. Активное слушание позволяет воспитывать самоконтроль и ответственность.Т.е. когда родитель пользуется ТЫ - сообщением, он вешает ярлык на ребенка, лишая его шанса на самовыражение. Я - сообщение предполагает, что ребенок его расценит как элемент общения, без эффекта "красного карандаша". Ведущий рассказывает, что ТЫ - сообщение нарушает коммуникацию, т.к. вызывает у ребенка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда родитель.Я - сообщение является более эффективным способом в плане влияния на ребенка и сохраняют благоприятные взаимоотношения ("Мне хотелось бы …", "Я думаю …", "Мне кажется …", "Я злюсь …", "Я рад …" и т.д.).
На семинарах, которые я провожу для родителей, есть упражнение, которое помогает понять, что чувствует ребёнок, когда на него кричат. Для этого родители разбиваются по парам. Один участник пары должен стоять и кричать на другую на другого по какому-то придуманному поводу, а другой участник, в свою очередь, должен присесть на корточки или встать на колени, чтобы быть намного меньше ростом и говорить только одну фразу: «Я маленький, и я просто хочу, чтобы меня любили».
Примерно на третьем повторении этой фразы родитель, который находится на месте ребёнка, начинает плакать, слёзы льются без остановки… Приходят очень сильные чувства, часто воспоминания из собственного детства…
После этого упражнения кричать на своего ребёнка становится практически невозможно. Все участники говорят о том, что впервые на самом деле глубоко прочувствовали, что ощущает и переживает в этот момент ребёнок…
Хорошим подспорьем для вас будут книги Сказкотерапия ( Людмилы Дмитриевны Коротковой) и эмоциональные сказки (Елены Алексеевны Алябьевой):
Я плохой с восьми утра.
И плохим я был вчера.
Мама всё не успевает,
На работу ей пора.
Я же медленно встаю,
Не иду, а лишь ползу,
Головой кручу всегда.
Не ребёнок я – беда!
Мама злится и кричит.
Или дёргает, молчит.
Я же в школу прихожу
И ребят всех колочу.
Потому что я плохой.
Раз плохой, то я такой.
Я всегда ставлю в пример капитана Врунгеля, который говорил, как вы яхту назовёте, так она и поплывёт, называйте ребёнка каждое утро свиньёй – он захрюкает, а если будить ребёнка фразой «Доброе утро, мой гениальный сын!», как делал это отец Сергея Безрукова, из ребёнка действительно вырастет гениальный ребёнок!!!
Хороший пример есть также в моей любимой книге профессора Юлии Борисовны Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?» Вкратце, когда мама за плохой поступок говорит сыну:
- Выбирай – ремень или сказка на ночь?
Сын выбирает ремень и спрашивает у мамы как ему лучше встать, чтобы ей удобнее было пороть.
После этих слов маме пороть сына естественно расхотелось…Дети – замечательные психологи!
Но если вы всё-таки хотите поругаться, то лучше ругайтесь овощами…
Упражнение "Ругаемся овощами"
Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов. Но, с другой стороны, перед нами несчастное существо, которое никто не понимает, не ласкает и не жалеет.
Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение ребенка чего-то важного.
Попробуйте поругаться, но не плохими словами, а названиями овощей: "Ты – огурец, а ты редиска", "Ты – морковка, а ты – тыква" и так далее.Прежде чем поругать ребенка плохим словом, вспомните это упражнение.
Упражнение "Сломанная кукла"
Нередко родителей тревожит несобранность детей, их излишняя активность. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психо-эмоционального напряжения, следствие какой-то детской проблемы, в которой взрослые еще не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Самое правильное – научить его помогать самому себе, то есть познакомить его с методами саморегуляции.
Выполните следующее упражнение.
Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобразите куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, ноги. Она вся разболталась. С ней не хотят играть. Потрясите всеми сломанными частями одновременно. А теперь собирайте, укрепляйте веревочки – медленно, осторожно соедините голову и шею, выпрямите ее. Теперь расправьте плечи и закрепите руки, подышите ровно и глубоко. Выпрямите ноги. Все – куклу починили, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!
Предложите дома при необходимости это упражнение своему ребенку.
Школа – это не только учеба, а мир общения, игры, творчества. Организация внеурочной деятельности помогает создать условия для социального творчества, позволяет ребенку осознать себя как личность, развить способности и интересы.Родители были информированы о  направлениях внеурочной деятельности. Из всех возможных направлений, родители вместе со своими детьми выбрали - общекультурное; участие в театрализации и социальных проектах.(видео)
В конце обучения 4 класса, родители пишут письмо своему ребёнку, которое дети зачитывают в классе. А перед этим на заключительном собрании зачитывается письмо.
Это письмо от отца своему сыну было написано Ливингстоном Ларнедом более полувека назад, но трогает сердца людей и по сей день. Оно стало популярным после того как его опубликовал в своей книге Дейл Карнеги. Письмо произвело сильное впечатление на многих людей и с тех пор переведено на множество языков и перепечатано сотнями изданий по всему миру.
Это письмо должен прочитать каждый родитель, и поэтому нам очень хочется поделиться им с вами. Уильям Л. Арнетт«Послушай, сын! Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь. Твоя маленькая рука подложена под щечку, а вьющиеся белокурые волосы слиплись на влажном лбу.
Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжелая волна раскаяния. Я пришел к твоей кроватке с сознанием своей вины.
Вот о чем я думал, сын. Я сорвал на тебе свое плохое настроение. Я выбранил тебя, когда ты одевался в школу. Я отчитал тебя, когда ты не почистил ботинки. Я отчитал тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол. За завтраком я тоже к тебе придирался – ты пролил чай, ты жадно глотал пищу, ты положил локти на стол, ты слишком густо намазал хлеб маслом, а затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты улыбнулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свидания, папа!». Я же нахмурил брови и отвечал: «Распрями плечи!».
Затем, в конце дня, все началось снова. Идя по дороге домой, я заметил, как ты на коленях играл в шарики. На твоих чулках были дыры. Я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти домой впереди меня.
«Чулки дорого стоят, и если бы ты должен был их покупать за собственные деньги, ты был бы более аккуратным», — вообрази только, сын, что это говорил твой отец.
Помнишь, как ты вошел потом в библиотеку, где я читал? Робко, с болью во взгляде. Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери.
— Что тебе нужно? – резко спросил я.
Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне на колени, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки обняли меня с любовью, которую Бог вложил в твое сердце, и которую даже мое пренебрежительное отношение не смогло иссушить.
Затем ты ушел от меня ножками вверх по лестнице. Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук, и мною овладел ужасный, тошнотворный страх. Что со мной сделала привычка – привычка придираться, распекать. Такова была моя награда за то, что ты, маленький мальчик. Нельзя сказать, что я не любил тебя. Все дело в том, что я ожидал слишком многого от юности, и мерил тебя меркой своих собственных лет. В твоем характере так много прекрасного, доброго, искреннего. Твое маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далекими холмами. Это проявилось в твоем стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать меня перед отходом ко сну. Ничто другое не имеет сегодня значения, сын.
Я пришел к твоей кроватке в темноте и, пристыженный, преклонил перед тобой колени. Это слабое искупление. Я знаю, ты не понял бы этих вещей, если бы я сказал тебе их, когда ты проснешься.
Но завтра я буду настоящим отцом. Я буду дружить с тобой. Страдать, когда ты страдаешь и смеяться, когда ты смеешься. Я прикушу свой язык, когда с него будет готово сорваться раздражительное слово.
Я постоянно буду повторять как заклинание: «Он ведь только мальчик. Маленький мальчик!». Боюсь, что я мысленно видел в тебе взрослого мужчину. Однако сейчас, когда я вижу тебя, сын, устало съежившегося в своей кроватке, я понимаю, что ты еще ребенок. Еще вчера ты был на руках своей матери, и головка твоя лежала у нее на плече.
Я требовал многого. Слишком многого» . Какие чувства вызвало у вас это письмо отца сыну?

Скажите, пожалуйста, а что значит, в вашем понимании, любить своего ребенка?»
Кто-то говорит, что любить своего ребенка – значит заботиться о нем, интересоваться его жизнью, возить его отдыхать, покупать еду и вещи…А в последнее время все чаще можно услышать, что любить своего ребенка – это говорить ему: «Я тебя люблю!». Да, именно эти слова ребенок хочет слышать из уст своих самых близких людей. Это очень важные слова, они питают все существование малыша, а потом и существование повзрослевших юноши и девушки. Родительскую любовь впоследствии они переносят во вновь созданные семьи. Их необходимо слышать каждому человеку в своей жизни, и не раз. К сожалению, бывает так, что родители не любят своих детей. Почему некоторые родители не любят своих детей? Причин может быть несколько. Например, ребенок появился на свет «незапланированным». Родители его не ждали, хотели пожить «в свое удовольствие». И вот теперь он им не нужен. Или они мечтали о мальчике, а родилась девочка. Часто случается, что ребенок оказывается в ответе за нарушенные супружеские отношения. Например, он похож на отца, с которым мать в разводе, и некоторые жесты или выражение лица вызывают у нее глухую неприязнь. Серьёзные причины могут скрываться и за усиленным «воспитательным» настроем родителя. Это может быть, например, стремление компенсировать свои жизненные неудачи, неосуществившиеся мечты или желание доказать супругу и всем домашним свою крайнюю необходимость, незаменимость, тяжесть бремени, которое приходится нести.
Ролевая игра «Ребенок – статуя»
Что, значит, принимать ребенка, безусловно? Это, значит, любить его просто потому, что он есть, ведь когда он родился, родители ничего от него не требовали, не ждали. Они просто хотели, чтобы он был здоровым и счастливым, улыбались ему, качали его, обращали на него внимание всякий раз, когда это было ему необходимо. А сейчас он подрос, и отношение к нему меняется – это верно. Но, бывает, настолько, что трудно поверить, что он для родителей в радость.
Я предлагаю сейчас разыграть сценку, которая называется «Статуя ребенка», с тем, чтобы воочию убедиться, насколько и в какой мере изменяются тон голоса и содержание слов, произносимых родителями.
Для этого нужен один желающий, который сыграет роль ребенка.
(Когда вызвавшейся выходит сыграть роль ребенка, я ему предлагаю выбрать себе среди присутствующих любого человека, в котором он увидит поддержку). Затем я прошу встать поддерживающего за спиной «моего ребенка», приложить руки к его спине и ни в коем случае не отпускать их во время всего действия.
«Ты - моя маленькая дочь, моя первоклассница. Мы с тобой спешим в школу, нам надо успеть на автобус. А ты очень энергичный ребенок, очень любознательный, задающий кучу вопросов, даже в тот момент, когда мы вприпрыжку идем к автобусу. Я беру тебя за руку, и мы побежали.
- Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты.
- Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Смотри на дорогу. Перестань глазеть! – я тебе отвечаю.
И в этот момент, как я только произношу подобную фразу, ребенок может воспринять её буквально – он закрывает глаза, как приказала мама (я достаю шарфик и завязываю «дочери» глаза). И мы дальше спешим в школу. Забегаем в автобус, и я встречаю там свою подругу, начинаю с ней обсуждать прошедший день. Дочь внимательно слушает, а потом говорит:
- Мама, мама, ты слышала, как пропела птичка? А кто такой дядя Юра?
- Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой быстро свои уши!
(После этой фразы я завязываю девочке уши шарфиком). Мы выходим из автобуса, распрощавшись с моей подругой, и бежим по дороге. При этом я постоянно поглядываю на часы, чтобы не опоздать.
- Ой, какой сегодня день, будет здорово! Мам, меня Машка ждет, я ей пообещала принести ластик, тот, что…
- Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Да можешь ты, в конце концов, помолчать! Быстро рот закрой!
(Я завязываю рот еще одним шарфиком). Хватаю ребенка за руку, и мы двигаемся дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Я бью её по рукам и говорю, какая она непослушная:
- Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси, я тебе сказала! Убери руки!
(Завязываю руки шарфиком). Но тут дочь начинает скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на нее:
- Ты где этому научилась? Что это еще такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно!
(И в этот раз я завязываю ноги). Я смотрю на часы, нервничаю, что мы не успеваем, и начинаю подгонять ребенка:
- Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, ты что, ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку! Не руки, а крюки – ни писать нормально, ни держать ничего не умеют! Гляди на дорогу, не спотыкайся, что ты как слепец идешь! Да не молчи ты, я с тобой разговариваю, глухомань!
Ребенок начинает хныкать. Я уже почти ору на нее:
- Что ты ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю, ворона. Нечего реветь! Позоришь только меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня!
(На этих словах я очень сильно перевязываю живот). И продолжаю пилить свою дочь за то, что она ничего не умеет. Я недовольна всем, что она делает, забыв о том, что сама же ей все завязала, да еще хочу, чтобы у неё все получалось, и причем - обязательно хорошо.
Затем я спрашиваю у дочери, что ей хочется развязать. Чаще всего – это живот, так как он туго перевязан, и это самое «больное место». Ей всё запретили, да еще и плакать нельзя, то есть наложили запрет на чувства. Ребенку это труднее всего перенести. Каждый имеет право чувствовать то, что он чувствует. Но родители часто способны отобрать это право.
Затем я развязываю по очереди то, о чем просит девочка. И, когда все уже развязано, я спрашиваю её, что она чувствовала на протяжении всего действия? О чем она думала?
Звучат слова о душевной боли и очень часто о ненависти к матери. Спрашиваю, что являлось поддерживающим моментом в сценке, что помогало вынести несправедливые слова матери? Оказывается, что тот человек, который стоял сзади и все время поддерживал.
«Ведь очень часто в жизни это бывает посторонний человек. И хорошо, что он оказывается рядом в нужный момент. А каково тому ребенку, у которого даже такой поддержки нет?»
Потом я спрашиваю о мыслях и чувствах этого человека. Предлагаю поблагодарить его за оказанную помощь тому, кто ее получал на протяжении всей сценки. А затем беру за руку того человека, который исполнял роль ребенка, и говорю: «Вот в такое состояние мы вгоняем своего родного мальчика или девочку и при этом преследуем благородные цели воспитания. Ребенку невыносимо слышать такие слова от родных мамы и папы, но ведь бывает и так, что такие слова он слышит и не от родных, а от чужих людей: от прохожих, от друзей, от учителей. Что тогда делать? Как себя вести? Что предпринять?»
«Объятия»
Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать, - это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку. (Я обнимаю того человека, который исполнял роль моего ребенка.) Когда ему достаточно, он сам отойдет.
При этом вы ни в коем случае не похлопываете его по спине и не поглаживаете, будто бы «все это такие мелочи, что до свадьбы заживет». Вы просто его обнимаете. Говорят, что руку ребенка надо держать до тех пор, пока он её сам не отнимет. Ребенок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, чтобы с ним не случилось. Ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму!
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся могут быть примерно такими:
Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, – создайте необходимые условия для общения с вами;
Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече на другое время!
Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать, это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!
Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали;
То, о чём родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов!
Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители ещё с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность. Готовясь к встрече с семьёй ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь хорошее, дающее шанс на будущее!
Каждая встреча с семьёй ученика должна заканчиваться рекомендациями для родителей и самого ученика!
Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам!
Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы!
Профессионализм педагога и доверие к нему родителей - МОСТ в создание долгосрочного сотрудничества семьи и школы в условиях реализации стандартов нового поколения.
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому - родители пример ему. Кто при жене и детях груб, кому язык распутства люб - пусть помнит, что с лихвой получит от них все то, чему их учит. Коль видят нас и слышат дети - мы за слова свои в ответе и за дела! Легко толкнуть детей на нехороший путь. Держи в приличии свой дом, чтобы не каяться потом!