Эффективные формы работы с родителями в условиях ФГОС


Работа с родителями в условиях ФГОС Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей.В. А. Сухомлинский. Цель работы с родителями – установление партнерских отношений с семьёй каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.Система работы с родителями основана на следующих принципах:совместная педагогическая деятельность семьи и школы;сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей; опора на положительный опыт семейного воспитания. Психолого-педагогическое просвещение родителей Стартовая диагностика- сбор сведений о семьях (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование) -диагностика потребностей, интересов, возможностей, способностей родителей- индивидуальное собеседование с родителями Повышение педагогической и психологической грамотностиинформирование, консультирование по вопросам воспитания и обучения( психолог, медик, учитель)знакомство с современными системами семейного воспитанияработа с сайтом школы Изучение нормативных документовзакон РФ « Об образовании»устав школыФГОС Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс Организация совместных массовых мероприятийорганизация и участие в различных мероприятияхподготовка призов, подарковсовместный выходы в кино, театр, цирк, экскурсии Открытые мероприятия для родителейурокивнеурочные мероприятия Участие в проектной деятельностиопределение роли родителей в подготовке исследований проектов оформление и ведение портфолио Профориентациямастер-класс тематический классный час экскурсия на место работы родителей Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением Участие в работе советов различного уровня совет школы попечительский совет родительский комитетучастие в разработке устава школы клуб молодой семьи Материально-техническое обеспечениематериально-техническое обеспечение с учетом возможности и желания родителей благоустройство и озеленение школьного двора ремонт и оформление классных кабинетов Формы взаимодействия школы и семьи Университет педагогических компетенций  - система лекционно-практических занятий, направленных на повышение компетентности родителей в области педагогической культуры через интеграцию психолого-педагогических технологий в условиях системы образования. Возможна проведение данной формы с помощью сервисов сети Интернет, сайт образовательного учреждения; лекции могут быть организованы в режиме веб семинаров, расписание которых определяется заранее и размещается на сайте и информационном стенде образовательного учреждения. Лекция - форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания, анализ явлений, ситуаций.Практикум - форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.Тренинг – активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.