План конспект интегрированного урока Сатирические образы человека

Конспект интегрированного урока в 6 классе (литература, ИЗО)
План-конспект интегрированного урока в 6 классе (литература, ИЗО)
Данный конспект урока будет полезен творческим педагогам, применяющим в своей деятельности интегрированные уроки.Урок разработан с учетом программы по литературе под ред.В.Я.Коровиной, программы по ИЗО под ред.Неменского
Тема: Сатирические образы человека
Цели и задачи урока: Образовательные: формирование знаний о средствах и приемах изображения комического в литературе и изобразительном искусстве; формирование навыков и умений в создании сатирических образов человека; Развивающие: развитие искусствоведческих знаний и творческих способностей, познавательных потребностей, интересов и склонностей; совершенствование умений последовательного ведения работы; Воспитательные: воспитывать интерес к художественным произведениям и произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству, самовыражению средствами изобразительного искусства; воспитывать у учащихся самостоятельность в учебной работе, усидчивость, аккуратность. Оборудование: для учителя – Мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку; для учащихся – бумага, простой карандаш, фломастеры, учебники. Тип урока – комбинированный. Зрительный ряд: О. Домье «Законодательное чрево», «Адвокаты», «Дон Кихот»; П. Корин «Портрет Кукрыниксов», Кукрыниксы - политическая карикатура; А. Жеребко, шаржи на артистов; К. Шредер. Карикатурный шарж; К. Куксо, шаржи на артистов. Литературный ряд: А.П.Чехов «Толстый и тонкий»; В. Гафт, шуточная эпиграмма на Э. Рязанова. Музыкальный ряд: И.С. Бах «Шутка», фрагмент аудиозаписи «Толстый и тонкий»
Ход урока.
1. Организационный момент Музыка Шутка Баха Какое настроение у вас возникло? 2. Мотивирование Слайд 2 - Попробуйте догадаться, как это стихотворение можно связать с темой нашего урока. С позволения сказать, Есть над чем и посмеяться: Надо всем, друзья, признаться, Глупых можно тьму сыскать Между дам и между нами, Даже, даже меж царями, С позволения сказать. А.С.Пушкин 3. Целеполагание Тема нашего урока: Сатирические образы человека Слайд 3 Цель урока: узнаем о средствах и приемах изображения комического в литературе и изобразительном искусстве и научимся создавать сатирические образы человека 4. Актуализация знаний Слайд 4 Сегодня мы рассмотрим на примере рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий», как писатели создавали сатирические образы человека (Беседа по рассказу А.П. Чехова «Толстый и тонкий») Работа над содержанием произведения. 1. Можно ли сказать, что произведение строится на противопоставлении? 2. Как описывает Чехов толстого? О чем говорят детали описания? (самостоятельный, богатый, довольный жизнью). 3. Какие детали наиболее значительны в описании тонкого? Работа со словом «навьючен». О чем говорят детали описания? (бедный, не уверенный в себе человек) 4. Какие чувства испытывают герои при встрече? 5. Чем отличается речь Тонкого? (прослушивание аудиозаписи: середина записи 4.12 со слов: ну а ты как?). Слайд 5 Беседа по вопросам презентации. Слайд 6 6. Какие человеческие качества Чехов высмеивает в рассказе? (глупость, трусость, неискренность, чинопочитание и т.д.). Словарная работа с подготовленными заранее словами (слова на слайдах) Слайд7 Слайд8 7. Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий» – произведение юмористическое или сатирическое? 8. Какова идея произведения? (разоблачение подхалимства угодничества, чинопочитания) работа по вопросам слайдов 9. Какие элементы являются обязательными для создания комической ситуации? (противопоставление, неожиданный поворот в сюжете, речь героев, использование художественной детали) 10. Какие изобразительные средства помогают раскрыть сатирический образ человека (антитеза, гротеск, ) Слайд 9 Ребята! Мы привыкли видеть портреты, представляющие реалистическое изображение, в котором художник, достаточно точно, передает сходство с внешним обликом человека. Но существуют и другие формы изображения, где сходство, как внешнее, так и внутреннее, передается более остро, и тогда возникают новые образы – сатирические. Слайд 10 - 11 Сегодня на уроке перед вами стоит задача: выполнить рисунок с изображением сатирического образа литературного героя. Рассмотрим рисунки выдающихся иллюстраторов рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий», обратив внимание на то, как художники сатирически изображают человека. Удалось ли художникам передать замысел А.П.Чехова? 5. Усвоение новых знаний (Терминологическая работа) История карикатуры Слайд 12 «Смешное убивает», - говорят французы. Художник-сатирик беспощадно и гневно высмеивает недостатки и пороки людей, приносящих вред обществу. Самой распространенной формой сатирического жанра в изобразительном искусстве является карикатура. Слайд13 - Что такое карикатура? Карикатура - изображение, намеренно подчеркивающее и комически преувеличивающее отрицательные черты отдельного человека или какой-нибудь группы людей с целью их разоблачения и осмеяния. Как особый сатирический жанр карикатура сложилась в конце XVIII - начале XIX в. во Франции. Слайд 14 Блестящим мастером политической карикатуры был французский художник второй половины XIX в. Оноре Домье. В своих произведениях он обличал алчность и духовную пустоту правительства. Слайд 15 «Законодательное чрево». - Что видим? Почему художник так изобразил людей? Слайд 16 Слайд 17 В России после 1917 г. карикатура становится одним из ведущих жанров политической наглядной агитации. Исключительная роль принадлежала карикатуре в годы Великой Отечественной войны: в плакатах, листовках, фронтовых газетах художники – карикатуристы бичевали и жестоко высмеивали врага. Ведущими мастерами этого жанра были знаменитые художники, работавшие под псевдонимом Кукрынисты. (Михаил Васильевич Куприянов, Порфирий Никитич Крылов и Николай Александрович Соколов). Слайд 18 - Перед вами две работы Кукрыниксов: иллюстрация к сказке Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” и плакат времен Великой Отечественной войны “Беспощадно разгромим и уничтожим врага”, выполненные в жанре карикатуры. - Как Кукрыниксы показали “дикость” помещика? - Почему изображение Гитлера на плакате карикатурное? - Какое воздействие на зрителя оказывает карикатура? Слайд 19-20 Произведения Кукрыниксов, в карикатурной манере изображавшие фашистов, вызывали не только справедливый гнев и ненависть, но и презрение к врагу, укрепляли веру в победу. Слайд 21 - Что же такое карикатура и какова её цель? (Разоблачить, высмеять, показать в неприглядном виде и выставить напоказ отрицательные качества). 6. Физминутка для глаз под музыку Игра «Угадай-ка» Слайд 22-23 7. Усвоение новых знаний (Терминологическая работа) Шарж. Что необычного вы увидели в этих портретах? Слайд 27 Другая форма сатирического жанра – шарж. Что такое шарж? Шарж – (франц. charge), шуточное или сатирическое изображение кого-нибудь с карикатурным подчеркиванием наиболее характерных внешних черт. Шарж – карикатурный портрет, где остро и резко преувеличены такие черты внешности человека, в которых особенно чувствуется его характер. Обычно это портретное изображение. Внешнее сходство соблюдается, но наиболее характерные черты специально подчёркиваются и выделяются. В этом жанре не позволяется никакое подчеркивание физических недостатков, ничего задевающего личное достоинство Слайд 28 Портретность шаржа резко отличает его от карикатуры. Добродушно-ироническое настроение определяет, так называемый, дружеский шарж. А. Жеребко, шарж на А. Розенбаума. Слайд 29 Можно к дружескому шаржу написать юмористическое четверостишие: Переосмысливая заново Картины Элика Рязанова, Скажу: талант его растёт, Как и живот. Им нет предела, Но вырывается вперёд Его талантливое тело. В. Гафт Слайд 30 Словарь 8. Практическая работа Выполнить рисунок сатирического образа литературного героя рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий» в графической технике и подтвердить словами из рассказа. Слайд 31 1. Подметить в человеке то, что для него характерно, отличает особенности его лица и фигуры, мимики и осанки и делает их более заметными. 2. Подмеченные особенности человека при изображении преувеличить. 3. При рисовании карикатуры или шаржа необходимо соблюдать чувство меры, а главное чувство правды! Удачи! 4. Защита работ Защита работ будет заключаться в следующем: читаете описание и показываете рисунок. 9. Итог - Сегодняшний урок был посвящен сатирическому жанру. - О каких его видах мы говорили? - Карикатура и шарж помогают понять, что портрет не сводится к изображению только лица или фигуры человека. Портрет – не фотографическая копия, а результат творчества. На карикатуре и дружеских шаржах модель как будто похожа на саму себя больше, чем в действительности. Почему? Потому что настоящий художник умеет выявить в человеке наиболее существенное, характерное. Слайд 32 «Я хотел только честно и откровенно сказать людям: посмотрите на себя, как вы плохо и скучно живёте. Самое главное, чтобы люди это поняли, а когда это поймут, они непременно создадут себе другую, лучшую жизнь.» А.П.Чехов 10. Рефлексия 1) Что успел и смог? Достиг ли цели? 2) В чем затруднялся? 3) Как преодолеть затруднения? 4) С каким настроением работал? 5) Как оцениваете свою деятельность на уроке? Я работал Я пытался выразить, сделать Я собой Надо сделать 6)Я оцениваю свою работу на .





























Заголовок 115