Программа по сохранению психического здоровья педагогов

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №7 VIII вида»



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР Директор __________Т.Н. Борзова
______________Т.Н. Пашала
Приказ от 1 сентября 2015 года №








Программа
по сохранению психического здоровья педагогов








Разработал педагог-психолог Алферова И.И.



2015-2016 учебный год
2. Пояснительная записка
программы по сохранению психического здоровья педагогов.
В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. В связи с переходом современной школы на личностно-ориентированные модели образования повышаются требования со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. От учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями и т.д. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении. В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья ( далее ПЗ) педагогов является, на наш взгляд, наиболее актуальной задачей современной системы образования.

2.1 Цели и задачи программы.
Цель: создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности.
Задачи :
формировать навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
формировать навыки эффективного взаимодействия с коллегами и учащимися;
создавать условия для развития самосознания и самосовершенствования педагогов.

3. Содержание адаптированной программы.
3.1 Перечень учебно-методического и программного обеспечения.
Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. М., 2002.
Барлас Т.В. Популярная психология: от конфликтов к обретению. М., 1997.
Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить коммуникационные и организационные качества. М., 1999.
.Битянова В.Н. Психология личностного роста. М., 1996.
Борисова Л.Г. Социальное качество профессиональной группы (на примере российского учительства 60–90-х гг.). Новосибирск, 1993.
Васильева О.С. Психология здоровья человека. Эталоны. Представления. М., 2001.
Виллюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
Гримак Л.П. Общение с собой. М., 1991.
Дерябин B.C. Чувства, влечения, эмоции. Л., 1974.
Дмитроченкова И.П., Ланина Н.В. К вопросу о коррекции личностных особенностей педагогов//Психолого-педагогические условия развития личности учащихся. Воронеж, 1990.
Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1990.
Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1988.
Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. М., 2000.
Колядинцева О.А., Посашкова И.П. Личность учителя: постижение себя на пути к успеху: Методическое пособие. Омск: ООИПКРО, 2002.
Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 2000.
Лук А.Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982.
Лютова Е.К. Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., 2001. Макшанов С.И. Психология тренинга. СПб., 1997.
Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М., 1998.
Маркова Л.М. Психология труда учителя. М., 1993.
Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических заведений. Книга 1. М., 1994.
Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. Книга для учителя. М., 1991.
Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. М., 2002. Прохоров А.О. Особенности психических состояний личности в обучении // Психологический журнал. Т. 12, 1991, № 1, с. 47–55.
Петровская Л.А. Теоретические и методические вопросы социально-психологического тренинга. М., 1982.
Прохоров А.О. Психология самоуправления. Казань, 1997.
Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб., 1999.
Психологические основы формирования у педагогов личностно-ориентированного подхода к ребенку / Под ред. С.С. Харина. Минск, 1999.
Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. М., 2002.
Тарасов Е.А. Как победить стресс. М., 2002.
Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, № 6.
Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1988.
Черепанова Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. М., 1996.
Газета "Школьный психолог" Издательского дома "Первое сентября", [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

3.3 Содержание программы.
Этапы реализации адаптированной программы:
1.Психопросвещение педагогов. 2. Диагностический. 3. Коррекционно-профилактический. 4. Консультационный.
На первом этапе цель педагога-психолога при работе с педагогическим коллективом состоит в том, чтобы предоставить информацию о том, почему именно в педагогической деятельности необходимо уделять внимание собственному психическому здоровью. Необходимо также сформировать у педагогов мотивацию для продолжения совместной деятельности по формированию практических навыков саморегуляции своих состояний. Занятия можно проводить в форме психологического семинара или «круглого стола» с обсуждением волнующих вопросов.
Второй этап деятельности психодиагностический. Цель этого этапа определить круг личностных и межличностных проблем в данном коллективе для подбора методов и форм при разработке коррекционно-профилактического блока. Исходя из показателей психического здоровья и основных факторов, влияющих на возникновение у учителей эмоционального выгорания, разработан и опробован на практике психодиагностический пакет, направленный на изучение психического здоровья педагога.
Нарушения психического здоровья (ПЗ) это количественные отклонения от нормального процесса психического развития. Причиной нарушений ПЗ является неправильное распределение напряжений во внутренней структуре личности. Наиболее значительное напряжение создается расхождением между тем, что человек собой представляет, и тем, кем ему, по его мнению, следует быть.
Коррекционно-профилактический блок включает в себя конкретные мероприятия по формированию навыков регуляции психоэмоциональных состояний, коррекции личностных и межличностных проблем.
Блок коррекционно-профилактических мероприятий включает в себя групповые и Коррекционно-профилактическая деятельность включает в себя три основных направления:
1. Коррекция межличностных отношений в коллективе и формирование коммуникативных навыков. 2. Формирование и отработка навыков психоэмоциональной регуляции. 3. Повышение уверенности в себе и формирование адекватной самооценки.
Для успешной реализации задач данного блока могут использоваться элементы таких методов, как арт-терапия, танцевально-двигательная терапия, психодрама, позитивная психотерапия, релаксация, психогимнастические комплексы, использование рефлексии и др.
Коррекция межличностных отношений в коллективе и формирование коммуникативных навыков педагога заключительный этап программы.
В коррекционно-профилактические мероприятия (для формирования коммуникативных навыков педагога и улучшения психологического климата в коллективе) целесообразно включить такую форму работы, как психологический тренинг.
В психологической науке отработана характеристика общих принципов тренинговой работы: активности, исследовательской позиции, осознания поведения, партнерского общения.
Важным направлением деятельности практического психолога образования является психологическое консультирование. Содержанием психологического консультирования является работа с конкретным запросом, идущим как от отдельного клиента, так и от группы или организации в целом. Психологическое консультирование можно определить как непосредственную работу с людьми, направленную на преодоление трудностей в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Психологический смысл консультирования заключается в том, чтобы помочь человеку понять причины проблем в социальном взаимодействии: в личных, семейных и профессиональных контактах.
Консультирование это сложный динамический процесс, разворачивающийся во времени, во многих случаях вовлекающий в это взаимодействие других людей, доступный наблюдению и внешнему вмешательству. В этой связи можно говорить об открытости ситуации психологического консультирования, ее структуре, контексте и динамике.
Задача консультанта помочь человеку найти такую линию поведения, которая не разрушала бы его личность, но увеличивала бы его жизненную продуктивность.
Несомненно, что деятельность педагога-психолога по сохранению психического здоровья педагога является важной и необходимой в образовательном учреждении. Ведь от того, в каком психоэмоциональном состоянии находится педагог, во многом зависит успех и результат его деятельности. Однако деятельности одного психолога недостаточно.
В качестве профилактики личностной и профессиональной дезадаптации и преодоления синдрома эмоционального выгорания педагогов можно использовать и другие направления социально-психологической помощи:
разработка и внедрение в учебные программы педагогических вузов и институтов повышения квалификации работников образования курсов по формированию психологической культуры, направленных на закрепление у педагогов знаний о психическом здоровье, его составляющих, о механизмах и различных способах саморегуляции негативных психических состояний, возникающих в педагогической деятельности;
разработка и внедрение психотерапевтической, тренинговой программы по преодолению проявлений личностной дезадаптации среди учителей, сохранению психического здоровья, повышению эмоциональной устойчивости;
разработка рекомендации по последовательному и целенаправленному использованию методов работы в повседневной практике педагога для оптимального использования своего рабочего времени.

4.Ожидаемые результаты.
В ходе реализации адаптированной программы деятельности педагога-психолога по сохранению психического здоровья педагога в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:
улучшается психологический климат в коллективе;
снижается ситуативная и личностная тревожность педагогов;
формируются навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
повышается самооценка и уверенность в себе.


5. Тематическое планирование.
Диагностическая работа

№ п/п
Содержание и виды работы
Сроки выполнения

1
Диагностирование «Оценка уровня развития эмпатии»
декабрь

2
Индивидуальные диагностирования «Мои педагогические затруднения» (молодые специалисты, аттестующиеся учителя).
По запросу, в течение года

3
Диагностирование «Ваши суицидальные наклонности»
октябрь

4
Диагностирование «Оценка удовлетворенности работой»
март

5
Наблюдение за деятельностью педагогов на уроках
в течение года


Консультативная работа

1
Индивидуальные и групповые консультации по вопросам обучения и развития детей.

в течение года

2
Индивидуальные консультации по вопросам психолого-педагогической диагностики обучающихся по предметам (учебным дисциплинам).
в течение года

3
Индивидуальное консультирование аттестующихся учителей и молодых специалистов.
в течение года

4
Проведение консультаций с учителями -предметниками, работающими с обучающимися детьми –инвалидами.
в течение года


Развивающая и коррекционная работа

1
«Социально-педагогическая работа с детьми девиантного поведения в школе-интернате»

ноябрь

2
«Синдром профессионального выгорания»
январь

3
«Коррекция ненасильственных взаимоотношений педагогов с учащимися» (занятие по формированию модели ненасильственного общения)

март

4
Коррекционная работа с молодыми специалистами, имеющими трудности в общении с учащимися
в течение года

5
Цикл практико-ориентированных семинаров:
Эффективное взаимодействие с агрессивными детьми
Психологические особенности суицидального поведение подростков
Синдром профессионального выгорания и техника безопасности в работе педагогов
Формирование стрессоустойчивости у педагогов
Профилактика конфликтов

ноябрь
январь
февраль

март

май


6
Проведение видеолектория:
Антинаркотический документальный фильм «Мамочки»
«Чижик-пыжик –пьющие дети»
«Я больше не могу»
Наркомания

в течение года


Просветительская работа

1
Организация и проведение ежегодных семинаров по проблемам наркозависимости несовершеннолетних
в течение года

2
Выступление на педсовете «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся»
январь

3
Выпуск буклетов для педагогов «Как организовать работу с родителями», «Как организовать работу по коррекции проблем эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья»,
«Эффективные методы профилактики конфликтов» и другие по запросу
в течение года

4
Открытое занятие по программе курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов»
апрель






Oђ Заголовок 1Oђ Заголовок 515