Здоровье сберегающие технологии в начальной школе


«Роль здоровье сберегающих технологий в воспитании культуры здоровья младшего школьника»
Воспитание культуры здоровья – одно из главных условий национального возрождения. «Не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных». М. Петенкофер ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ «Здоровье это – состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или немощи». (Всемирная организация здравоохранения, 1947 г.)
Актуальна ли эта тема? Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Исследования последних лет констатируют резкое ухудшение здоровья населения России. Увеличивается смертность, падает рождаемость, обостряется проблема бедности, значительная часть населения страны находится в состоянии хронического стресса. Перечисленные негативные тенденции особо остро отражаются на здоровье детской популяции. Отмеченная тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер, наблюдается неблагоприятная динамика основных показателей здоровья учащихся по мере их обучения в школе. Так, по данным различных исследований за последнее десятилетие здоровыми можно считать лишь от 5 до 25% школьников. В начальной школе здоровы 11—12% детей. Около 60% первоклассников имеют функциональные нарушения, 21,4% — отставание биологического возраста от паспортного на 2 года, а 45% детей психологически не готовы к обучению и освоению программы. Низкий уровень здоровья приходящих в школу детей самым неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости. К окончанию начальной школы каждый третий выходит с нарушением осанки, к шестому классу у 80% детей возникает расстройство нервной системы, к окончанию школы у каждого третьего — хроническая патология, половина детей становятся близорукими, 30—40% страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. Данное положение является результатом учебной перегрузки школьников, нарушений гигиенических требований и низкого уровня психологических знаний межличностного общения. Гуманизация образования, ориентация на личность ребенка требуют заботы о его здоровье. При этом дифференциация обучения, необходимость введения новых педагогических технологий предъявляют определенные требования к состоянию здоровья учащихся. Факторы риска в педагогике отражают условия обучения, учебную нагрузку и особенности взаимоотношений в педагогическом коллективе.
Первый из этих факторов обобщает все реальные условия учебного процесса: освещение, размеры учебной мебели, температурный режим — все то, что подлежит гигиеническому нормированию.
Второй фактор отражает всю информационную сторону учебного процесса и организацию обучения: объем заданий, распределение видов учебной деятельности в течение учебного дня, недели, четверти, года.
Третий фактор обобщает стиль взаимоотношений педагога и учащегося, включая оценку результатов его учебной деятельности. Любые нарушения в системе этих отношений непосредственно отражаются на психическом состоянии учащихся и имеют поведенческую основу. Поведение же всегда связано с мотивацией и культурой, которые вырабатываются благодаря воспитанию. Исследование состояния культуры здоровья младших школьников показало, что 33,4% первоклассников имеют низкий уровень развития данного личностного качества, 56,1% — средний, а 10,5% — высокий. Учащиеся имеют слабое представление о здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ), недостаточно сформированы навыки ЗОЖ. Отсутствие культуры здоровья, стремления к здоровому образу жизни, осознания значимости здоровья для дальнейшей жизни субъекта обусловливают тенденцию снижения здоровья учащихся. Сложившаяся ситуация требует повышения уровня культуры вообще и культуры здоровья в частности. Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности по формированию,сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Основные приоритеты для педагогики оздоровления следующие:
Здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития. Оздоровление – не совокупность лечебно – профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детей.
Индивидуально – дифференцированный подход – основное средство оздоровительно – развивающей работы с учащимися.
Цель здоровье сберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи: Оптимизация учебного процесса за счет использования эффективных здоровье сберегающих методов и технологий обучения. Повышение удельного веса и качества занятий физической культурой. Организация мониторинга состояния здоровья детей. Содействие формированию устойчивой мотивации здоровой жизнедеятельности у учащихся, их родителей.
Составляющие здоровья: физическое, психическое, социальное. На здоровье влияют: 50%- образ жизни , 20% - наследственность ,
20%-экология, 10%-качество медицинской помощи.
Главный показатель здоровья – продолжительность жизни человека.Признаки индивидуального здоровья - специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов , показатели роста и развития , текущее функциональное состояние и возможности организма и личности , наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития , уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Что такое здоровый образ жизни, от которого зависит её качество?Здоровый образ жизни: благоприятное социальное окружение; духовно-нравственное благополучие; оптимальный двигательный режим (культура движений); закаливание организма; рациональное питание; личная гигиена; отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ); положительные эмоции. Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние. Здоровье сберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, обеспечивают развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Формы работы по воспитанию культуры здоровья в начальной школе: 1.Уроки: окружающий мир, литературное чтение, музыка, русский язык; уроки здоровья, ФЗК.
2.Внеклассная работа: беседы, классные часы, родительские собрания, встречи со специалистами.
3.Проведение тематических праздников.
4.Сотрудничество с центром медицинской профилактики.
5.Походы.
6.Посещение бассейна.
7.Мониторинг здоровья.
Для всех учащихся класса (100%) использую в образовательном процессе здоровье сберегающие технологии, рекомендованные на федеральном и региональном уровне. Своё знакомство с детьми я начинаю с изучения медицинских карт, чтобы иметь точное представление о здоровье моих будущих учеников и в дальнейшем правильно построить работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Большое значение имеет динамическое наблюдение за состоянием здоровья, мониторинг здоровья. Регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с родителями. Введение карты здоровья класса, что позволит увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины, принять необходимые меры. Создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами.
Мы наблюдаем, что растёт число школьников, у которых обнаружены нарушения осанки и зрения. «Искривления позвоночника – не только обезображивает фигуру, но и затрудняет работу внутренних органов (сердца, лёгких, желудочно-кишечного тракта), что приводит к большой затрате сил и быстрому переутомлению как в покое, так и при движении. Сколиоз – появление бокового искривления позвоночника. Для формирования нормальной осанки большое значение имеют правильно подобранная мебель (стол, стул), а также систематические физические упражнения, что содействует развитию двигательного аппарата детей, повышает силу и выносливость мышц. Миопия – (близорукость) прищуривание – низкое восприятие далеко расположенных предметов, нужна очковая коррекция. Причиной развития близорукости, кроме наследственных факторов, является большая зрительная нагрузка (чтение книг, работа за компьютером, игровые автоматы и т.п.)». Опираясь на полученные данные, я составляю расписания, позволяющего распределить нагрузку в соответствии с гигиеническими требованиями СанПиНов. Большое значение для здоровья имеет правильно расставленная мебель, цвет стен, доски и т.д. Выбираю формы и методы, оптимально влияющих на здоровье учащихся. Работая над созданием в классном коллективе благоприятной микросреды и морально-психологического климата, я использую ароматотерапию. Лучший источник полезных и гармоничных запахов - растения. Выращивание в классах комнатных растений, в соответствии с рекомендациями ученых и обобщениями практического опыта, безусловно, целесообразно, но должно быть связано не с задачами лечения, а только сохранения и укрепления здоровья. Растения наши молчаливые друзья и помощники, чудесные целители и врачеватели. Они дарят людям ничем не заменимый кислород, поглощают вредные газы и вещества, задерживают пыль, уменьшают воздействие городского шума. В помещении растения создают необходимый психоэмоциональный комфорт, являясь чуткими хранителями безопасности и покоя. Все цветы выделяют цветы фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Возможности оздоровления воздуха в помещении при помощи комнатных растений просто беспредельны. Летучие выделения некоторых растений в силу своей биологической активности даже в микроскопических дозах могут обладать бактерицидным, бактериостатическим, фунгицидным действием. От летучих фитонцидов амариллиса, агапантуса, зиферантеса, гипеаструма некоторые бактерии погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока. Для оздоровления воздуха в комнате полезно держать такие растения, как хлорофитум, розмарин, аспарагусы. Давно известны фитонцидные свойства хвойных. Это можжевельник, сосна. Они также наполняют помещение отрицательно заряженными ионами, которые поглощают излучения телевизоров и компьютеров. При подборе растений в классе должны быть соблюдены два обязательных условия: 1. Запах растений не должен быть очень сильным, отвлекающим; 2. Присутствие растений в классе не должно вызывать аллергических реакций ни у кого из учащихся. Для ароматизации воздуха можно использовать и искусственные препараты, но экологичнее и дешевле выращивать живые растения. Кроме того, при этом решается и другая, не менее важная задача - воспитательная. Выращивание растений в классе, уход за ними лучше поручать самим школьникам. Привлекаясь к уходу за растениями, дети приучаются бережно относиться к ним, а значит, и ко всему живому, получая, тем самым, основы экологического воспитания. При выполнении на уроках физических, а, тем более, дыхательных упражнений (в рамках физкультминуток), воздух в классе обязательно должен быть чистым и лёгким - иначе вреда от этих занятий будет больше, чем пользы. Итак, на уроках реализую намеченные цели по воспитанию культуры здоровья, проводя зарядки, физкультминутки, физкультпаузы. Реализую здоровье сберегающую технологию деятельности на уроке (автор Н.К.Смирнов), использую элементы здоровье сберегающей технологии по снятию утомления зрения «зрительная гимнастика. В своей работе очень часто использую физминутки для глаз из коллекции Масько Л.Г., активного участника сети творческих учителей. На уроках окружающего мира при изучении темы «Организм человека» учащиеся работали над проектами: «Наша пища и витамины», «Может ли организм человека жить без витаминов», «Дыхательная система у рыб». С целью формирования ЗОЖ составляли памятки «Уход за кожей», «Береги зрение, слух», рисовали рисунки по данной тематике. Сочинения на темы «Что значит быть здоровым», «Здоровье - это?», «Почему шум называют нежелательным звуком?» способствуют воспитанию самосознания и причастности к сохранению и укреплению собственного здоровья. В уроки полезно включать музыкальные произведения, которые помогают расслабиться, отдохнуть, задуматься. Для снятия утомления мышц, профилактики сколиозов, правильной осанки применяю технологию по профилактике нарушений опорно-двигательной системы, рекомендованную министерством здравоохранения. На уроках особое внимание уделяю детям, входящим в группу риска и корректирую осанку и зрение. Хочется сказать несколько слов о домашних заданиях. По моим наблюдениям я сделала вывод, что чем меньше задаем или задания носят творческий, дифференцированный характер, тем крепче здоровье учащихся. У них появляется больше времени на посещение спортивных кружков, секций и отдыха на свежем воздухе.
Уроки здоровья знакомят детей с самым тонким инструментом познания окружающего мира – самим собой. Занятия проводятся в виде практикумов, бесед, работы в группахДля оценивания результатов можно использовать различные варианты анкетирования и тестирования. Очень важным представляется, чтобы сам ученик видел свои достижения в вопросах здоровья. Поэтому, желательно, чтобы у него был «Дневник здоровья», в котором он будет выполнять домашнее задание, делать заметки, заполнять анкеты, строить графики, диаграммы. Представляю образец «Дневника здоровья». Свою работу по воспитанию культуры здоровья строю в соответствии с планом ОЗОЖ, планом мероприятий по формированию ЗОЖ. Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать: 1.Обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете), температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.; 2. Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок, среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности.Ориентировочная норма – 7-10 минут, число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех чередований видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут.Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки); позы учащихся, чередование поз; физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения; l наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации; 1. наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; 2. психологический климат на уроке; 3 наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.; 4. плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %; 5 момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Для закрепления полученного на уроках, придания практической направленности важна взаимосвязь с внеурочной деятельностью. В планы уроков и во внеклассную работу мною включены вопросы по формированию здорового образа жизни. Во внеурочной деятельности для профилактики нарушений ЖКТ через использование рационального режима питания школьников использую здоровье сберегающую технологию, рекомендованную министерством здравоохранения. В моём классе 100% учащихся получают горячее питание. С целью профилактики гриппа и простудных заболеваний в моём классе успешно проходит кампания по вакцинации против этих заболеваний. 75% учащихся класса привиты, что позволяет без осложнений пережить вспышки заболеваний. В этом году дополнительно были даны рекомендации по витаминизации детей. Важное значение по воспитанию культуры здоровья имеет соблюдение гигиенических правил Большую роль играют беседы со школьниками и классные часы. Например, беседы « Что может носовой платок? Гигиена кожи?», «Уход за зубами» заставляют задуматься, поразмышлять над этими вопросами, получить необходимые знания. Нельзя не упомянуть и ещё об одном аспекте, актуальном для работы школы по сбережению здоровья учащихся. Известно, что эффективность профилактики табакокурения остаётся пока на крайне низком уровне. Поэтому, традиционными стали беседы об этой проблеме. Учащимся рассказываю о ЗОЖ, о вреде курения. В конце занятия дети рисуют рисунки на тему «Что для меня ЗОЖ». Для формирования нравственного, психического и духовного здоровья посещаем бассейн. Я хочу сказать, что вся моя работа по внедрению здоровье сберегающих технологий в образовательный процесс в начальной школе проводится в сотрудничестве с родителями школьников. Они принимают активное участие в подготовке и проведении утренников, спортивных мероприятий, культпоходов. На родительских собраниях говорим о формировании здорового образа жизни. Вместе находим альтернативу вредным привычкам. Подведя итоги анкетирования учащихся по теме «Что такое здоровый образ жизни в семье?» выяснилось, что 6,25%- занятия спортом, туристические походы, закаливание считают ЗОЖ, 18,75% - хорошие дружеские отношения в семье, 75% - осмотры врачей, посещение курортов. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: "В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Наблюдения показывают, что использование здоровье сберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Кратко можно суммировать основные рекомендации по организации здоровье сберегающей деятельности в школе следующим образом Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к уроку.
Литература 1. Дронов А.А..Профилактика и коррекция плоскостопия // «Начальная школа», 2005. - № 12 – с. 55. 2. Воротилкина ИМ. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // № 4. С. 72. 3. Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей // «Начальная школа», 2005. - № 1. С. 91. 4. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровье сберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75. 5. Нестерова Л.В. Реализация здоровье сберегающих технологий в сельской школе // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 78. 12. Ощепкова ТЛ. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 90. 13. Шевченко ЛЛ. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 89. 15. Борисова И.П. Обеспечение здоровье сберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.-С.84-92. 16. Вайнер Э.Н. Формирование здоровье сберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26. Электронные ресурсы 1. Павлова М. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения: [Электронный ресурс] Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.- //http://health.best-host.ru.-Саратов,2003 2. Здоровье и образование www.valeo.edu.ru 3.Масько Л.Г. Физминутка «Пляска».