Тематическая неделя Хлеб всему голова старшая группа


Тема: «Хлеб всему голова»
Цель: Создание условий для формирования и расширения знаний детей о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, и люди каких профессий помогают хлеборобам; какие орудия и машины используются при выращивании и уборке злаков, их переработке); процесс изготовления хлеба и хлебопродуктов. Дать представления о том, как выращивали хлеб в старину.
Дни недели.
Распорядок дня 19.09.2016 20.09.2016 21.09.2016 22.09.2016 23.09.2016
Понедельник Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Утро. Беседы. Групповое общение. Игры. ЧХЛ Прием детей в группе.
Индивидуальные беседы об окружающем мире: что видел ребенок по дороге, природные, сезонные, погодные изменения.
Групповое общение: «Откуда хлеб пришел на стол» Задачи: Уточнить и расширить представления детей о происхождении хлеба, рассказать, сколько людей трудится, чтобы хлеб пришел в дом. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Дежурство в уголке природы.
Задачи: Актуализировать и обобщить знания детей по уходу за растениями в уголке природы.
Д/и «Что сделано из муки?»
Цель: Развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.
Рассматривание
- колосьев и зерен пшеницы, ржи и овса, их сравнение (сходство и различие);
- репродукции картины И.Шишкина «Рожь», беседа по  содержанию.
ЧХЛ Ю.Ждановской «Нива», беседа по содержанию. Прием детей в группе
Индивидуальные беседы  об окружающем мире: что видел ребенок по дороге, природные, сезонные, погодные изменения.
Групповое общение: Цель: Дать детям представление о посеве хлеба. Познакомить с орудиями труда, которые использовались в старину и используются сейчас для этой
работы – сеялка. Закреплять знания детей об условиях необходимых для роста и развития растений (хлебного колоса)
-Что делает хлебороб?
- Что нужно, чтобы колоски выросли крепкими и сильными?
Рассматривание картинки «Посев», «Рост»
Беседа с детьми
Рассматривание иллюстраций, картинок, фото с изображением сельскохозяйственной техники.
Дидактическая игра «Назови профессию и действия» (пахарь-землю пашет, комбайнер, агроном, тракторист…)
Заучивание скороговорки «Петр-пекарь пек пироги в печи»
Прием детей в группе
Индивидуальные беседы об окружающем мире: что видел ребенок по дороге, природные, сезонные, погодные изменения.
Рассматривание картин
Цель: Дать детям представление о переработке зерна – помол, о том, что в зависимости от злака получается разная мука (ржаная, пшеничная). Познакомить с орудиями труда, которые использовались в старину и используются сейчас для этой работы – ступка, пестик, жернова, ветряная мельница, электрическая мельница. Формировать представление о процессе выпекания хлеба (замес теста, ингредиенты, изделия из муки).
Д/и «Отгадай загадку о хлебе»
Цель: Развивать умение вслушиваться в содержание загадки, выделять признаки и действия, характерные для загаданного предмета, сопоставлять их, выбирать предметы и явления, соответствующие всем пунктам описания.
Д/и «Скажи какой?»
Цель: Обогащать словарный запас, развивать речь.
Д/и «В какой сказке живет хлеб?»
Цель: Вспомнить с детьми сказки в которых упоминается хлеб или хлебобулочные изделия.
Приём детей в группе
Индивидуальные беседы об окружающем мире: что видел ребенок по дороге, природные, сезонные, погодные изменения.
Чтение произведения «Колосок» (украинская народная сказка)
Цель: Продолжать развивать интерес к художественной литературе.
Д/и «Разрезные картинки Хлебобулочные изделия»
Цель: Формировать умение зрительно делить изображение на части, составлять картинку из частей, пользоваться образцом, соотносить с ним отдельные части картинки.
Д/и «Лото. Хлебобулочные изделия»
Цель: Развивать речь, внимательность, познавательный интерес, расширять представления о многообразии видов хлебобулочных изделий.
Д/и «Что лишнее?»
Цель: Закреплять представления детей о изделиях из муки, развивать умение анализировать, внимательность, логическое мышление.
Приём детей в группе
Индивидуальные беседы об окружающем мире: что видел ребенок по дороге, природные, сезонные, погодные изменения.
Рассматривание картинки «Жатва», «Обмолот зерна»
Цель: Дать детям представление о сборе урожая хлеба. Познакомить с орудиями труда которые использовались в старину и используются сейчас для этой работы – серп, коса, цеп, сноп, комбайн, элеватор; с профессиями - комбайнер, хлебороб.
Д/и «Что из какой муки испекли»
Цель: Закреплять знания детей о злаковых культурах, о типах муки, хлебобулочных изделиях, которые из них делают.
Д/и «Назови профессию»
Цель: Расширять представления детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарь.
Утренняя гимнастика Пальчиковая гимнастика «Кондитерская», «Сорока белобока кашу варила» Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук. Комплекс утренней гимнастики № 1-5. Артикуляционная гимнастика (часики, качели). Гимнастика для глаз «Далеко – близко».
Гигиенические процедуры Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, сухо вытираться полотенцем, полоскать рот после еды.
Подготовка к завтраку, завтрак. Продолжать закреплять умение сервировки стола, пользование столовыми приборами.
Подготовка к прогулке, прогулка знакомство с природой, игры, труд. Возвращение с прогулки. Наблюдение за погодой.Д/и «Поднять глаза к небу, опустить взгляд на землю, закрыть глаза, подставить лицо ветру, отвернуться от него – итог идем по ветру». Художественное слово: не зверь, а воет (ветер). Примета: Осенью паутина – на ясную погоду.
Игры с выносным материалом, строительные игры с песком «Строим гаражи  для тракторов»
Подвижная игра «Мышеловка»- закрепить умение действовать по сигналу. Наблюдение за ветром (сила, направление), обратить внимание на склонившиеся от ветра колоски пшеницы и овса.
Игры с выносным материалом- двигательные упражнения  с мячом, скакалкой по желанию детей.
П/игра «Колосок»
Цель: Способствовать развитию координации движений, ориентировке в пространстве, развивать ловкость, быстроту.
Подвижная игра «Хлопай-топай»-упражнять в умении давать ответ на вопрос взрослого соответствующим движением, сравнивать и классифицировать предметы по определенному признаку (сделаны из муки)
Трудовые поручения сбор мусора на участке
Цель: Приучать детей старательно выполнять поручения, воспитывать потребность трудиться.
Самостоятельная игровая деятельность детей. Наблюдение за легковым автомобилем
Цели: научить понимать значение и функции автомобиля; закреплять умение определять материал, из которого сделана машина (металл, стекло).
♦ Для чего нужна машина?
♦ Какие машины едут по нашей улице?
♦ Что удобнее перевозить на таких машинах: людей или
грузы? (Людей.)
♦ Как эта машина называется? (Легковая.)
♦ А кто ведет ее?
У машины металлический корпус, стекла предохраняют водителя от ветра и дождя.
Трудовая деятельность
Очистка участка от веток и камней. Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно.
Подвижные игры
«Мы - шоферы», «Послушные листья».
Цели: учить внимательно слушать команды воспитателя; развивать внимание. Наблюдение за небом.
Предложить детям описать небо, проследить за движением облаков, выяснить, о чем можно узнать, рассматривая небо (о погоде: ясно или пасмурно, какой ветер, какие ожидаются осадки; о времени суток - по положению солнца в ясную погоду).
П/и – по желанию детей.
Д/и «Назови животных, которые готовятся осенью к зимней спячке» П/игра: «Бездомный заяц» – развитие бега, умения прыгать на двух ногах. Наблюдение за работой дворника
Цели: расширять знания о труде взрослых осенью; воспитывать уважение к труду.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Какие орудия труда нужны дворнику для работы?
♦ Какую работу выполняет дворник осенью?
♦ Для чего нужна работа дворника?
♦ Как мы можем помочь дворнику?
Подвижные игры
«Кот и мыши».
Цели: продолжать учить соблюдать правила игры; активизировать двигательную активность.
«Уголки».
Цель: закреплять ловкость, быстроту бега.
Гигиенические процедуры Закреплять культурно-гигиенические умения: намыливать руки до образования пены; тщательного смывания пены, мыть лицо, насухо вытирать руки, пользования  своим  полотенцем, вешать полотенце на свое место.
Подготовка к обеду, обед. Совершенствовать умение пользоваться вилкой (обращать внимание на правильное положение руки), умение брать небольшие кусочки пищи и аккуратно доносить их до рта. Беседа "Поведение за столом".
Подъём. Гимнастика пробуждения. Закаливающие процедуры. Гимнастика пробуждения № 1-5 Гимнастика для глаз «Крендель»
Закаливающие процедуры (умывание лица и рук по локоть прохладной водой)
Босохождение. Дорожка здоровья. Цель: укрепление здоровья детей. Профилактика плоскостопия.
Совершенствовать умение самостоятельно раздеваться, аккуратно складывать и развешивать свою одежду на стуле.
Проконтролировать последовательность одевания. Цель: продолжать развивать умение у детей выворачивать на лицевую сторону свитер и рубашку. Умение вежливо обращаться с просьбой к воспитателю и сверстникам: «Достаньте мне, пожалуйста…», «будь добра, помоги расстегнуть…»
Полдник «Дежурство по столовой». Цель:  учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного.  Тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол.
Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости. Совершенствовать умение сервировать стол к завтраку, действовать аккуратно.
Игры сюжетно ролевые, театрализованные,
Дидактические, труд. Дидактическая игра «Ласковые слова» Цель: развитие коммуникативных способностей детей; развитие умения образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен.
Опыты с землей Цель: Формировать представления о свойствах твердой и рыхлой почвы. Закреплять знания о том, что в твердую землю нельзя посадить зерно 1) рассматривание почвы – чем отличается, в каком ящике какая 2) посадка воображаемого зернышка – выкапывание лунки пальцами, палочкой 3) полив почвы – в каком ящичке зернышко быстрее напитается водой.
Чтение произведения «Легенда о том, как появился вкусный кекс или сказка о волшебном зернышке».
Цель: Формировать умение внимательно и заинтересованно слушать художественное произведение. Дежурство в уголке природы. Цель: Учить сопоставлять знания о приемах ухода за ними и об условиях, необходимых для их роста и развития.
Д/и «Разложи блинчики»
Цель: Развивать восприятие формы, величины, упражнять детей в умении визуально определять размеры в порядке возрастания (убывания), развивать глазомер, зрительное восприятие.
Д/и «Что нужно для работы хлебороба?» (приложение.)
Цель: Закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике, орудиях труда хлебороба, развивать зрительное восприятие, внимание, память.
Пересказывание сказки «Колосок»
Цель: Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.
Просмотр мультимедийного фильма о хлебе.
Цель: Закреплять знания детей о выращивании хлеба: последовательность работ, сельскохозяйственные орудия и машины.
Подвижная игра «Каравай»
Цель: формировать умение самостоятельно организовывать подвижные игры со сверстниками, комбинировать движения, проявляя творческие способности.
Д/и «Что сначала, что потом»
Цель: Закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно – следственные связи.
Сл./и «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»
Цель: Развивать познавательный интерес, память. Обогащать словарный запас.
«Тесто поднимается»
упражнение для щёк и губ: 1) нужно втянуть щёки; 2) нужно надуть щёки, а потом надувать их поочерёдно.
Общение и деятельность по интересам
Д/и "Закончи предложение"
Цель: Упражнять в употреблении сложноподчинённых предложений.
пример:· Мама положила хлеб... куда? (в хлебницу), Колосья растут…где? (на поле), Комбайн выехал на поле, чтобы…(собирать урожай хлеба), Зерно отвезли на мельницу, чтобы…(намолоть муки), Повар замесил тесто, чтобы…(испечь хлеб) и т.п.
С/р игра «Булочная»
Цель: Формировать умение налаживать и регулировать контакты в совместной игре, договариваться о последовательности совместных действий.
Чтение произведения В.Крупин «Нынешний хлеб»
Цель: Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа.  «Шнуровка»
Цель: развивать мелкую моторику кистей рук. Составление описательных и сюжетных рассказов.
Д/и «Назови профессию»
Цель: Расширять представления детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарь.
П/и «Пирожки в лесу»
Цель: развитие внимания, наблюдательности, настойчивости; закрепление движений в естественных условиях; воспитание бережного отношения к природе.
П/и «Колосок»
Цель: Способствовать развитию координации движений, ориентировке в пространстве, развивать ловкость, быстроту.
Общение и деятельность по интересам.
Ужин. Закреплять умение мыть кисти рук. Совершенствовать умение есть ложкой, пить из бокала. Совершенствовать приобретенные умения (есть не торопясь, маленькими порциями, хорошо пережевывая пищу, правильно пользоваться столовыми приборами и т.д.).
Подготовка к прогулке, прогулка игры самостоятельная деятельность детей. П/игра: «Найди свой пряник».
Цель: Продолжать развивать двигательную активность детей, внимательность, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве.
Х/б труд «Мытье посуды в кукольном уголке»
Цель: Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться.
С/и «Кто больше назовет пословиц о хлебе»
Цель: Побуждать детей интересоваться смыслом слова, обогащать словарь.
Художественное слово: Осень по утрам морозы, в рощах желтый листопад, листья около березы золотым ковром лежат. Примета: в сентябре и листья на деревьях не держаться. П/игра «Колосок»
Цель: Способствовать развитию координации движений, ориентировке в пространстве, развивать ловкость, быстроту
П/игра: «Хитрая лиса»  - воспитывать смекалку, ловкость, бег.
Д/и «Что из какой муки испекли»
Цель: Закреплять знания детей о злаковых культурах, о типах муки, хлебобулочных изделиях, которые из них делают.
Отметить состояние погоды. Наблюдение за птицами.
П/и «Кто быстрее»
Инд. раб. «Подбрось и поймай мяч»
Труд: подмести дорожки.
Д/и «Назови профессию»
Цель: Расширять представления детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарь.
П/и «Пирожки в лесу»
Цель: развитие внимания, наблюдательности, настойчивости; закрепление движений в естественных условиях; воспитание бережного отношения к природе. Наблюдение за рябиной
Цель: продолжать знакомить детей с рябиной.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Как выглядит рябина?
♦ Где она растет?
♦ Какие звери любят ягоды рябины?
♦ Какие птицы клюют ягоды рябины и когда?
♦ Что дает рябина людям?
Подвижные игры
«Коршун и наседка», «Кто дальше?»
Самостоятельная игровая деятельность детей. Наблюдение за не живым объектом. Наблюдение за деревьями.
Трудовая деятельность
Сбор листьев тополя, рябины, ивы для осенних поделок.
Цель: учить аккуратно собирать и различать листья разных деревьев.
Организация предметно-пространственной среды Книжный уголок: Книги для чтения и рассматривания по тематике данной недели.
Центр сюжетно – ролевых игр:  Внесение и дополнение атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Булочная»: муляжи х/б изделий, фартуки, колпаки для продавцов, сумки, кошельки, для покупателей, металлические и бумажные деньги, ценники.
Центр продуктивных видов деятельности: материалы и инструменты для рисования, лепки и аппликации трафареты «Хлебобулочные изделия».
Поддержка индивидуальности ребёнка. Индивидуальная работа по развитию речи. Цель: Создание условий для развития связной речи детей по средствам составления коротких описательных рассказов  по картинкам с Маргарита. А., Ярослав М. Индивидуальная работа по аппликации Цель: поупражняться в вырезании круга из квадрата путем плавного срезания углов. Катя К., Вика. Индивидуальная работа ФЭМП Цель: упражнять в счете предметов парами  (два зерна, шесть зерен…) Ваня, Ярослав М.
«Безопасность» - напоминание детям в процессе действий с острыми предметами о правилах безопасного обращения с ними. Дима, Диана. Д/и «Что сначала, что потом?» - развивать логическое мышления, фантазия, продолжать учить отвечать полным предложением. Арсений, Вероника Д/и «Назови слова со звуком» Маргарита В., Аяна
Индивидуальная работа с родителями Индивидуальные беседы с родителями по интересующим вопросам. Предложить родителям по дороге из детского сада зайти с ребенком в магазин, рассмотреть полки с хлебобулочными изделиями. Обратить внимание ребенка на многообразие видов хлеба, изделий из муки к чаю, разнообразие макаронных изделий. Привлечь родителей к организации экскурсии в кафе-кондитерскую Малинники.