Урок русской литературы на тему: Н.С.Лесков Привидение в Инженерном замке.


Министерство образования и науки Республики Казахстан
ГУ «Средняя школа № 11»
Открытый урок
на городском семинаре учителей русского языка и литературы на тему:
«Н.С.Лесков «Привидение в Инженерном замке».
Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
Сенчук О.М.
2014-2015 учебный год

Тема: Николай Семенович Лесков «Привидение в Инженерном замке».
Цели: познакомиться с автором и его произведением, историей его создания, выяснить основную идею произведения; развивать навыки выразительного чтения, выборочного пересказа и работы в группе; воспитывать в учащихся грамотных читателей.
Организационный момент.
Портрет писателя. Николай Семенович Лесков (1831-1895).
«Был у меня Третьяков и просил, чтобы я дал списать с себя портрет, для чего из Москвы прибыл художник Валентин Александрович Серов. Сделаны 2 сеанса, и портрет, кажется, будет превосходным» (Н.Лесков.) Портрет был написан за год до смерти писателя и находится в Государственной Третьяковской галерее.
Из черной рамы смотрит мне в глаза
Глазами жадными лицо Лескова,
Как затаенная гроза,
В изображенье умного Серова.
Гиппиус
Рассказ «Привидение в Инженерном замке» (1882). Особенности жанра.
«Святочный рассказ». Почему произведение имеет такой заголовок? Что такое «святки»? /Работа в группах по составлению ДГ или аналитической таблицы «Святки». Карточка-информатор № 1./
Время празднования Формы празднования Мифологическое (языческое) значение праздника Этимологическое значение
Святки – народно-христианский праздник, имеющий древние дохристианские корни (древнее название Коляды). Празднуется с Рождества (6 января) по Крещение (19 января). Сопровождается народными гуляниями, колядованием, посеванием, ряжением, гаданием, ритуальными бесчинствами молодежи. Святочный цикл воспринимался как пограничный между старым и новым солнечным годом, как «плохое время», своего рода безвременье. Старый год уходил, а новый только начинался, будущее казалось темным и непонятным. Верили, что в это время на земле появлялись души умерших, а нечисть становилась особенно опасной, так как в период безвременья граница между миром людей и враждебным им миром нечистой силы была размыта.
Представления о «плохом» времени нашли отражение в названии «страшная неделя» применительно ко второй половине святок; первая половина святок, которая начиналась Рождеством Христовым, называлась «святой неделей». Языческие представления соединились с христианскими: в легендах рассказывалось, что Бог открыл врата ада, чтобы бесы и черти тоже могли попраздновать Рождество.
Мифологическое значение святок (с 6 января по 19 января по новому стилю) определяется их «пограничным» характером — в это время солнце поворачивается с зимы на лето; световой день сдвигается от тьмы к свету; заканчивается старый и начинается новый год; рождается Спаситель и мир хаоса сменяется божественной упорядоченностью. С «пограничностью» периода между старым и новым хозяйственным годом связаны представления о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы. По народным верованиям, невидимое присутствие духов среди живых людей обеспечивало возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий. Празднование святок сопровождалось ряженьем и ритуальными бесчинствами среди молодежи. Но в любом случае, праздник святок заканчивался изгнанием нечистой силы и приходом света и порядка. Этимологический смысл слова «святки» - «святые» дни. «Святочный рассказ» - повествование о разоблачении нечистой силы, полной победе над ней. Наша задача – доказать так это или нет.
Суеверия замка. /Слайдовая презентация «История Инженерного замка» + выборочный пересказ 1 главы «Суеверия Инженерного замка»./
Участок, на котором находится Михайловский (Инженерный) замок, в начале 18 века был частью Летнего сада – царской усадьбы Петра 1. В 1796 году Павел 1 издал указ: «Для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома». Он имел в виду Летний дворец Елизаветы Петровны.
Для ускорения работ на стройку были переброшены строительные материалы с других строек: Царского Села, Академии художеств, Исаакиевского собора, Таврического дворца. Так на фасад попала надпись, якобы стоившая Павлу жизни: «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней». 47 букв = 47 лет императора.
Историк Август Коцебу писал: «Ничто не может быть вреднее для здоровья, как это жилище. Всюду виднелись следы разрушающей сырости, несмотря на постоянный огонь, поддерживаемый в двух каминах, в помещениях стоял густой туман». Через 40 дней после переезда император был убит в Парадной спальне (11-12 марта 1801 года).
Говорят, что Павел слышал голос Петра 1, предупреждающий его о скорой кончине и видел в день смерти собственное отражение со сломанной шеей в большом зеркале.
После убийства царя придворные в спешке покидали Михайловский замок. Никто из Романовых больше не жил в нем. Всех пугал призрак убитого Павла 1, многие рассказывали о звучащем в залах дворца голосе Петра Великого.
В 1819 году указом императора Александра 1 Михайловский замок был передан Главному инженерному училищу. С 1823 года замок официально носит название «Инженерный». Внутренние помещения замка с 1822 года активно перестраивались для нужд заведения.
Ныне в здании находится филиал Государственного Русского музея.
Словарная работа.
Суеверие — предрассудок, представляющий собой веру в какие-либо сверхъестественные потусторонние силы. Содержит допущение, часто неосознанное, что от этих сил можно найти защиту или достигнуть с ними приемлемого для человека компромисса. Особое место занимают приметы: определенным событиям приписывается особое значение.
Слово образовано от старославянского слова «суе», что значит напрасно (без пользы и без осознания причин) и «вера», то есть буквально «напрасное верование», «бесполезное верование».
Понятие «суеверие», и отнесение того или иного представления или ритуала к суевериям во многом субъективно, и зависит как от мировоззрения человека, так и от уровня образования и этнокультурной среды.
Почему суеверия процветали среди кадетов? Как они родились? Откуда взяли начало? /Работа в группах. Составление ДГ. См. главу 1.Это была традиция училища – запугивать младших, пересказывая страшные истории замка. Это было интересно, отличалось от серых будней заведения./
Герои рассказа. \Работа в группах. Цитатная характеристика персонажей: Ламновский, кадеты, К-дин. Главы 3, 1, 5./
…Сказано, что я большею частью списывал живые лица и передавал действительные истории. Кто бы ни был автор этих статей, он совершенно прав. У меня есть наблюдательность и, может быть, есть некоторая способность анализировать чувства и побуждения, но у меня мало фантазии. Я выдумываю тяжело и трудно, и потому я всегда нуждался в живых лицах, которые могли меня заинтересовать своим духовным содержанием. Они мною овладевали, и я старался воплощать их в рассказах, в основу которых тоже весьма часто клал действительно событие.
Н.С.Лесков о своем творчестве.
Генерал Ламновский (глава 3) Кадеты (главы 1 и 3) К-дин (глава 5)
Начальник заведения
Едва ли любимый начальник у кадет
Не пользовался лучшей репутацией у начальства
Держал себя с детьми очень сурово и безучастливоБыл докучлив, придирчив и мелочно суров
Имел очень неприятные манеры: «доил слова из носа»
Не отличался красноречием
Замечая нарушение субординации, начинал сердиться и наказывал Народ молодой, резвый и шаловливый, любопытный и отважный
Напитывались страхами и любили пугать других
Не любя Ламновского, не упускали случая делать ему досаждения и мстить, портя его репутацию в глазах новых товарищей
Распускали молву, что Ламновский знается с нечистой силой
Нетерпеливо ждут кончины генерала, как события, которое возвратит им свободу Самый отчаянный шалун, который докучал Ламновскому более всех и потому… чаще прочих подвергался… взысканиям
Умел прекрасно передразнивать
Принимал самое деятельное участие в устройстве погребальных процессий
Сам изображал покойника, произносил речь из гроба, …пересмешил всех, не исключая офицера
Считался «висящим на волоске», так как по живости характера… было очень трудно воздерживаться от резвых и рискованных шалостей
Делал над собой отчаянные усилия – бежал от всех проказ
Долго сдержанная резвость нашла случай отпрянуть, как долго скрученная пружина – он просто обезумел
Проблемный вопрос урока: приходилось ли вам когда-нибудь испытывать чувство вины, собственной неправоты? Сразу ли оно приходило? Что вызывало его?
Кульминация шалости. /Прослушивание аудиозаписи главы 8./
Охарактеризуйте поступок кадетов. Каким подходящим словом можно назвать такой поступок? /Бессовестное поведение, оскорбительное – кощунство./
Словарная работа.
Вина – начало, причина, источник, повод; провинность, предосудительный проступок, грех.
Кощунство - (от древнерусского «кощуна», т.е. «запретный грех») оскорбление святыни, глумление над тем, что дорого, свято для кого-либо; надругательство, святотатство; зло.Совесть – от «соведать», буквальный перевод с древнерусского – «я знаю».
Какие синонимы имеет слово совесть в современном русском языке? Найдите их в словах известных философов.
Совесть – показатель человечности.
И.КантЧего не запрещает закон, то запрещает стыд.
Сенека
Раскаяние в постыдных делах есть спасение жизни.
ДемокритКак вы понимаете эти слова? Какие из них вы выбрали бы для записи в тетрадь? Почему?
Проблема совести в литературе.
У советского поэта Эдуарда Асадова (1923-2004) есть замечательное стихотворение «Именем совести». Как никто другой из поэтов имел он право о ней писать, потому что потерял зрение в 1944 году, спасая людей.
Какие б ни грозили горестиИ где бы ни ждала беда,Не поступайся только совестьюНи днем, ни ночью, никогда!И сколько б ни манила празднымиСудьба тропинками в пути,Как ни дарила бы соблазнами -Взгляни на все глазами яснымиИ через совесть пропусти.Ведь каждый, ну буквально каждый,Коль жить пытался похитрей,Встречался в жизни не однаждыС укором совести своей.В любви для ласкового взглядаПорой так хочется солгать,А совесть морщится: - Не надо! -А совесть требует молчать.А что сказать, когда ты видишь,Как губят друга твоего?!Ты все последствия предвидишь,Но не предпримешь ничего.Ты ищешь втайне оправданья,Причины, веские слова,А совесть злится до отчаянья:- Не трусь, покуда я жива!Живет она и в час, когда ты,Решив познать иную новь,Бездумно или виновато,Как пса бездомного куда-то,За двери выставишь любовь.Никто тебе не помешает,И всех уверишь, убедишь,А совесть глаз не опускает,Она упрямо уличаетИ шепчет: «Подлое творишь!»Стоит она перед тобою,И в час, когда, войдя во вкус,Ты вдруг задумаешь пороюУрвать не самый честный кус.Вперед! Бери и не робей!Ведь нет свидетельского взгляда!А совесть сердится: «Не надо!»А совесть требует: «Не смей!»Мы вправе жить не по приказуИ выбирать свои пути.Но против совести ни разу,Вот тут хоть режьте, скажем сразу,Нельзя, товарищи, идти!Нельзя ни в радости, ни в горести,Ни в зной и ни в колючий снег.Ведь человек с погибшей совестью - Уже никто. Не человек!
О совести писал и другой советский поэт – Евгений Евтушенко (1932).
МУКИ СОВЕСТИ
Д. Шостаковичу
Мы живем, умереть не готовясь,
забываем поэтому стыд,
но мадонной невидимой совесть
на любых перекрестках стоит.
И бредут ее дети и внуки
при бродяжьей клюке и суме —
муки совести — странные муки
на бессовестной к стольким земле.
От калитки опять до калитки,
от порога опять на порог
они странствуют, словно калики,
у которых за пазухой — бог.
Не они ли с укором бессмертным
тусклым ногтем стучали тайком
в слюдяные окошечки смердов,
а в хоромы царей — кулаком?
Не они ли на загнанной тройке
мчали Пушкина1 в темень пурги,
Достоевского гнали в остроги
и Толстому шептали: «Беги!»
Палачи понимали прекрасно:
«Тот, кто мучится,— тот баламут.
Муки совести — это опасно.
Выбьем совесть, чтоб не было мук».
Но как будто набатные звуки,
сотрясая их кров по ночам,
муки совести — грозные муки
проникали к самим палачам.
Ведь у тех, кто у кривды на страже,
кто давно потерял свою честь,
если нету и совести даже —
муки совести вроде бы есть.
И покуда на свете на белом,
где никто не безгрешен, никто,
в ком-то слышится: «Что я наделал?»
можно сделать с землей кое-что.
Я не верю в пророков наитья,
во второй или в тысячный Рим,
верю в тихое: «Что вы творите?»,
верю в горькое: «Что мы творим?»
И целую вам темные руки
у безверья на скользком краю,
муки совести — светлые муки
за последнюю веру мою.
Иранский поэт Омар Хайям (1048-1122) посвятил совести десятки рубаи.
Будь мягче к людям! Хочешь быть мудрей? Не делай больно мудростью своей.С обидчицей-Судьбой воюй, будь дерзок.Но сам клянись не обижать людей!
Ветер жизни иногда свиреп,
В целом жизнь, однако, хороша...
И не страшно, когда черный хлеб —
Страшно, когда черная душа…
Групповая работа. Что общего в стихах этих поэтов о совести? Чем они отличаются? /Отсутствие совести – страшный порок. Асадов категоричнее других судит человека без совести, не верит в его исцеление. Оптимистичнее взгляд Евтушенко – есть надежда на возрождение./
Решение проблемы совести в рассказе Лескова.
Автор борется с жестокостью кадетов через своих героев. Через каких? /Ламновского, священника, вдову Ламновского./
Священник училища, конечно, не мог оставаться в стороне.
Какой выход он нашел?
Почему именно такой? /Заронил в душах кадетов новое суеверие, потому что другого пути не было, другие пути были испробованы раньше и не принесли результата./
Почему кадеты поверили ему? /Кадеты относились к священнику с доверием и теплотой./
Откуда мы это знаем?
Словарь Лескова.
Пощунял. Щунять – увещевать, уговаривать; стыдить, упрекать; травить, пугать, приводить в смущение. Обратите внимание, как много значений имеет этот глагол! В то же время он имеет разговорный оттенок, то есть оттенок разговора «по-свойски»!
Батя – (уменьшительно-ласкательное) родственник: отец, брат или дядя.
Сравните, например, с прозвищем Ламновского – «папка».
Папка – (разговорно-сниженное) то же, что и папа. То же, только с ироническим подтекстом! Из двух прозвищ двух наставников «батя» более уважительное, а «папка» - пренебрежительное, ехидное даже.
Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин
встать рядом с такими творцами литературы русской,
каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров.
…Тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих.
Максим Горький
Бате не удалось исправить кадетов. Удалось слабой, умирающей женщине, которая не произнесла ни единого слова! Как?! Ей удавалось справляться и с более несдержанным и скорым на расправу человеком – с мужем, генералом Ламновским.
Подсказку дают строки из стихотворения без названия 1869 года Ф.И.Тютчева (1803-1873).
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, -
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
Словарь.
Благодать – сила, ниспосланная человеку свыше (первоначально для исполнения воли Бога); добро, помощь; состояние душевного покоя, удовлетворенности.
Великая сила умирающей женщины, пришедшей проститься с мужем, добро, перешла на кощунствующих ребят, подарив им состояние душевного покоя. Страх сделал их души очень чувствительными, к чужой боли в том числе. Заставил детей сочувствовать…
Идея рассказа или голос писателя.
Лесков не случайно рассказал читателям эту историю. Что он имел в виду? Что хотел донести до читающих?
Прощение дается даром, по снисходительности того, кто прощает. Извинение же вызывается причинами, которые заставляют не считать вину виною.
Н.С.ЛесковКак вы думаете, что имеет в виду писатель? Чем, по его мнению, отличаются извинение и прощение? А по вашему? /Извинение отменяет вину, как будто ничего и не случилось или же не случилось ничего страшного. Причем происходит это по просьбе просящего извинения. Прощение нельзя испросить, оно происходит в душе обиженного или оскорбленного человека по отношению к обидчику. Оно одинаково нужно обоим, так как вина тяжелым грузом ложится на души обоих. Прощать по-Лескову – значит останавливать рост зла в пространстве./
Да, русская культура всечеловечна. Это одно из очень важных её достоинств: она обращена ко всему человечеству, ко всем людям Земли. Но может быть, самая важная, самая насущная первостепенная её задача – это питать душу своего народа, возвышая эту душу, охраняя её от растления, от всего низменного…
Свиридов Г.В. (1915-1998), композитор.
Групповая работа с дискуссионной картой.
Счастливый конец у рассказа или нет? Докажите ответ. /Скорее счастливый, так как из кощунствующих кадетов выросли хорошие люди, заняли уважаемое положение в обществе и никогда не повторяли больше подобные шалости и отношение к людям./
Подведем итоги.
Определение жанра рассказа – «святочный» - Лесков выбрал не случайно. Почему? / «Святочный» - значит разоблачающий нечистую силу, побеждающий ее./
Каким словом-синонимом можно заменить слово «привидение» в названии рассказа? /Серый человек, совесть./
Лесков по–своему решает проблему совести. Как? /Только сочувствие может пробудить совесть. Никакими наказаниями и уговорами разбудить совесть нельзя./
Автор убежден, что читатель примет его способ пробуждения совести в человеке. /Лесков наглядно показал, к чему может привести отсутствие совести, как больно оно отзывается в окружающих и как далеко может зайти. Заставил сочувствовать читателя./
Совесть - непосредственно-действенноебожество среди людей и вместе с темдивный отсвет высшего мира,и поэзия является тем же самым...Совесть - небесный прообраз человека.Новалис
Прав ли поэт и философ 18 века Новалис в том, что поэзия, как и совесть – «действенное божество»? Что убедило нас в этом? /Поэзия, то есть литература, может пробудить в человеке сочувствие, исправить человека. Совесть делает то же самое./ Кстати, он любил рассуждать о том, что «действительность постигается не разумом, а чувствами».
Свободный микрофон.
Сегодня я понял (-а), что …
Я никогда до сих пор не задумывался (-ась) о том, что …
Рассказ Лескова по-новому заставил меня посмотреть на …
Я думаю …
Итоги открытого журнала.