Презентация к педсовету Формирование УУД обучающихся


Педагогический совет по теме:«ФГОС начального и основного общего образования.Формирование универсальных учебных действий обучающихся.»2016г. « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи Планируемые результаты достижений обучающихся: ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ(освоенные УУД) ПРЕДМЕТНЫЕ Цель: Повышение компетентности педагогов в освоении способов и приемов формирования УУД Задачи: рассмотреть отличительные особенности построения современного урока с позиции формирования УУД; показать способы и приёмы формирования универсальных учебных действий;показать возможность использования инструментария для диагностики уровня сформированности УУД обучающихся в начальных классах и 5 классе. Повестка педсовета Программы формирования и развития УУД. Отличительные особенности построения урока с позиции формирования универсальных учебных действий обучающихся. (Лещенко Г.Е.)Формирование универсальных учебных действий обучающихся /из опыта работы/:Формирование коммуникативных УУД младших школьников (Коробкова Л.Н.).Достижение метапредметных результатов при изучении предметов естественно-научного цикла (Левкина Е.В.).Развитие познавательных УУД на уроках математики в 5 классе. (Мартынова В.И.)Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации к обучению на уровне основного образования. (Ковшова Е.С.). Универсальные учебные действия (УУД) Обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться в учебной деятельности, включая осознание ее цели, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию . в широком значении умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта в узком значении совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса Универсальные учебные действия Виды универсальных учебных действий ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ Осознание Принятие жизненных ценностей Осмысление Личностные Само-регуляция Оценка Коррекция Контроль Прогнози-рование Плани-рование Целе-полагание Регулятивные Способы решения задач Логические действия и операции Моделирование Поиск, отбор структурирование информации Познавательные Владение монологической и диалогической формами речи Умение полно и ясновыражать свои мысли Контроль, коррекция, оценка действий партнера Разрешение конфликтов Постановка вопросов Планирование учебного сотрудничества Коммуникативные СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД Постановка учебной задачи Совместное с детьми решение задачи Организация оценки найденного способа Планируемые результаты В сфере личностных универсальных учебных:внутренняя позиция ребенка;мотивация учебной деятельности;социальные нормы. Планируемые результаты В сфере регулятивных универсальных учебных действий:умение осуществлять действие по образцу;уметь сохранять заданную цель;умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;умение контролировать свою деятельность по результату;умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Планируемые результаты В сфере познавательных универсальных учебных действий будут сформированы:логические операции;навыки учебного моделирования;навыки знаково-символического языка. Планируемые результаты В сфере коммуникативных универсальных учебных:умение оценивать позицию собеседника;умение согласовывать усилия по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности;умение передавать информацию другим людям. Метапредметные результаты.Познавательные УУД Уровни сформир-ти УУД/ класс Высокий (%) Выше среднего (%) Средний (%) Ниже среднего (%) Низкий (%) 1 А 4% 32% 50% 14% - 1 Б 4% 42% 46% 8% - 1 В 5% 67% 28% - - 2 А 35% 23% 42% - - 2 Б 22% 48% 26% 4% - 3 А 15% 58% 27% - - 3 Б 21% 43% 36% - - 4 А 24% 14% 52% 10% - 4 Б 12% 27% 54% 7% - Средний % 17% 39% 40% 4% - Уровни сформир-ти УУД/ класс Высокий (%) Выше среднего (%) Средний (%) Ниже среднего (%) Низкий (%) 1 А 17% 41% 28% 10% 4% 1 Б 23% 39% 23% 15% - 1 В 22% 29% 39% 5% 5% 2 А 38% 31% 19% 8% 4% 2 Б 30% 15% 37% 18% - 3 А 46% 38% 16% - - 3 Б 18% 39% 36% 7% - 4 А 72% 18% 10% - - 4 Б 42% 42% 16% - - Средний % 34% 32,8% 24,8% 7% 1,4% Метапредметные результаты.Регулятивные УУД Уровни сформир-ти УУД/ класс Высокий (%) Выше среднего (%) Средний (%) Ниже среднего (%) Низкий (%) 1 А - 52% 45% 3% - 1 Б 8% 38% 35% 15% 4% 1 В - 28% 56% 16% - 2 А 27% 23% 27% 15% 8% 2 Б 41% 30% 19% 10% - 3 А 4% 31% 65% - - 3 Б 57% 25% 14% 4% - 4 А 72% 10% 18% - - 4 Б 62% 12% 23% - 3% Средний % 30,3% 27,6% 33,5% 7% 1,6% Метапредметные результаты.Коммуникативные УУД Технологии, методы и приемы развития УУД в образовательной деятельности МБОУ Школы №17 Учебные ситуации: учебные задачи с недостаточностью исходных данных; учебные задачи с неопределенностью в постановке вопроса;3) учебные задачи с избыточными или ненужными для решения исходными данными. Виды УУД Типовые задачи Личностные УУД Методика «Беседа о школе»Методика «Кто Я?»Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»Шкала выраженности учебно-познавательного интересаОпросник мотивацииЗадание на оценку усвоения нормы взаимопомощиМоральна дилеммаАнкета «Оцени поступок» Регулятивные УУД Выкладывание узораПроба на внимание Познавательные УУД Методика «Кодирование»Проба на определение количества слов в предложенииМетодика «Нахождение схем к задачам» Коммуникативные УУД Задание «Левая и правая стороны»Методика «Кто прав?»Задание «Рукавички»Задание «Дорога к дому» Технологии, методы и приемы развития УУД в образовательной деятельности МБОУ Школы №17 Примеры заданий, направленные на развитие конкретных видов УУД: Вид УУД Виды заданий для развития УУД Примеры заданий Личностные универсальные учебные действия: на личностное самоопределение; на развитие Я- концепции; на смыслообразование; на мотивацию; на нравственно-этическое оценивание участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия; дневники достижений (портфолио Ответь на вопрос: чему я научился.Подготовь устный ответ на вопрос, нужно ли человеку изучать родной язык. Вспомни, каковы особенности текста описания. Напиши о характере, душевных качествах близкого тебе человека.В некоторых странах поставлены памятники литературным героям. Во Франции есть памятник д’Артаньяну. Как ты думаешь, почему герой А. Дюма был удостоен этой чести? Прочитай стихотворение М. Лермонтова «Бородино». Подумай, что важнее для автора – передать историческую правду о Бородинском сражении или дать оценку этому событию, подвигу солдат? Ответ обоснуй. Примеры заданий, направленные на развитие конкретных видов УУД: Вид УУД Виды заданий для развития УУД Примеры заданий Познавательные универсальные учебные действия: задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач; задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание; задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;задачи и проекты на проведение теоретического исследования; задачи на смысловое чтение. «найди отличия» (можно задать их количество); «на что похоже?»; поиск лишнего; упорядочивание; «цепочки»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями. 1) По какому принципу объединены слова? Найдите лишнее слово.2) Пользуясь толковым (фразеологическим) словарем, объясни значение слова (оборота). 3) Распредели слова с буквами е, ѐ, ю, я по двум столбикам. Сформулируй вывод4) Определи тему текста и тему каждой части. Составь и запиши план. Выдели в каждой части ключевые слова.5) Проведи небольшой эксперимент: запиши 10 слов, которые ты чаще всего используешь в речи. Сравни свои слова с теми, которые записали другие ребята. Что получилось? Какой вывод можно сделать? Примеры заданий, направленные на развитие конкретных видов УУД: Вид УУД Виды заданий для развития УУД Примеры заданий Регулятивные универсальные учебные действия:на планирование; на рефлексию; на ориентировку в ситуации; на прогнозирование; на целеполагание; на оценивание; на принятие решения; на самоконтроль; на коррекцию. «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; самоконтроль; «ищу ошибки»; КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему. Спланируй работу. - Проверь работу товарища, исправь возможные ошибки, объясни правописание. - Составь алгоритм действий для синтаксического разбора. - Составь правила эффективного ведения дискуссии. - Определи цель и (или) задачи урока. - Сформулируй проблему, с которой ты столкнулся, и попробуй составить план действий для ее разрешения. Примеры заданий, направленные на развитие конкретных видов УУД: Вид УУД Виды заданий для развития УУД Примеры заданий Коммуникативные универсальные учебные действия: на учет позиции партнера; на организацию и осуществление сотрудничества; на передачу информации и отображению предметного содержания. тренинги; составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); ролевые игры; групповые игры «объясни...», «отгадай, о ком говорим», «подготовь рассказ...», «опиши устно...». Выучи правило, расскажи товарищу. В группах создайте компьютерную презентацию на тему «Вода в природе».Составьте две команды. Первая команда будет представлять земноводных, а вторая – рыб. Команды по очереди высказывают по одной фразе о том, кто лучше приспособлен к условиям обитания. Выигрывает команда, высказавшаяся последней. Педагогические приёмы УУД Приемы педагогической техники Результаты развития УУД Личностные     Задание массивом.Выход за пределы.Отсроченная реакция. Лови ошибку.Театрализация.  Идеальное задание. Смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания. Самоопределение. Самоопределение, смыслообразование УУД Приемы педагогической техники Результаты развития УУД Регулятивные    . «Лист защиты»Обсуждаем домашнее заданиеРезюмеВход в урок Идеальный опрос Отсроченная реакцияВопрос к текстуЛови ошибку Повторяем с контролемЗнакомьтесь с критериямиПоказательный ответ Саморегуляция как способность к преодолению препятствий. Оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Саморегуляция как способность к мобилизации сил, к волевому усилию. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона. Планирование, коррекция. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того/что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Познавательные Свои примеры. Удивляй. Фантастическая добавка. Пересечение тем.  Дай себе помочь. Повторяем с контролем. "Да" и "Нет“ говорите. Опрос "по цепочке".  Опрос-итог. Тренировочная контрольная работа. Блицконтрольная. Поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Общеучебные универсальные действия — поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений; подведение под понятие, выведение следствий. Общеучебные универсальные действия (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности) УУД Приемы педагогической техники Результаты развития УУД Коммуникативные ВзаимоопросОрганизация работы в группах"Да" и "Нет" говорите. Советуйтесь Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли. Планирование учебного сотрудничества с учителем, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях в МБОУ Школе № 17 : урок-исследование, урок-лаборатория, урок-рассказ об учѐных, урок-защита исследовательских проектов, урок-экспертиза; учебный эксперимент; домашнее задание исследовательского характера. Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях в МБОУ Школе № 17 : исследовательская практика обучающихся; образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с чѐтко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля;факультативные занятия, предполагающие углублѐнное изучение предмета; участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах. Педагогические технологии, используемые в МБОУ Школе № 17 технология развития критического мышления учащихся;технология проблемного обучения;технология проектного обучения; ИКТ-технология. Средства формирования УУД учебное сотрудничество; совместная деятельность;разновозрастное сотрудничество; проектная деятельность; дискуссия; тренинги; общий прием доказательства; рефлексия; педагогическое общение. Изменение представления учителя о современном уроке Структура урока динамична, присутствуют целый набор разнообразных действий и операций, объединенных в целесообразную деятельность Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к собственной Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или коллективной деятельности обучающихся Ученик - субъект учебной деятельности ЛУЧШИЙ АРТИСТ ВТОРОГО ПЛАНА ! ОТКАЗ ОТ ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Увеличение доли самостоятельной работы учащихся, придание эвристического характера обучения, организация экспериментальной, и исследовательской деятельности школьников Методические требования к современному уроку Наличие самостоятельной работы учащихся на уроке, её качество и обоснованность.Включение в содержание урока творческих заданий.Обоснованный выбор и оптимальное сочетание форм, методов и приёмов. Специально спланированная и осуществляемая работа учителя по формированию общеучебных умений (универсальных учебных действий).Обоснованное, рациональное, целесообразное, комплексное использование средств обучения (учебника, наглядных пособий, технических средств обучения и т.д.).Здоровьесберегающий урок: учёт индивидуальных особенностей, недопущение перегрузок, стиль общения, соблюдение гигиенических требований к уроку.Поэтапный контроль за качеством усвоения. Требования к уроку Урок современного типа Универсальные учебные действия Объявление темы урока Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы) Познавательные общеучебные, коммуникативные Сообщение целей и задач Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач) Регулятивные целеполагания, коммуникативные Планирование Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Регулятивные планирования Практическая деятельность обучающихся Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), (учитель консультирует) Познавательные, регулятивные, коммуникативные Осуществление контроля Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные Осуществление коррекции Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) Коммуникативные, регулятивные (коррекции) Оценивание обучающихся Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)(учитель консультирует) Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные Итог урока Проводится рефлексия Регулятивные саморегуляции, коммуникативные Домашнее задание Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Познавательные, регулятивные, коммуникативные Решение педагогического совета: 1. Продолжить работу по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов школы по развитию УУД. С этой целью провести обучающий семинар для педагогов 5-х классов (март 2016г.). Отв.: Стаканова И.В.2. Провести тематический контроль (посещение уроков) с целью определения уровня владения учителями современными образовательными технологиями для формирования УУД (в течение 2015-2016 учебного года). Отв.: зам.директора по УВР.3. ШМО провести практические семинары по конструированию уроков с использованием современных образовательных технологий, нацеленных на формирование универсальных учебных действий (март 2016г.). Отв.: председатели ШМО.4. Разработать диагностический инструментарий соответственно программе развития УУД для определения уровня сформированности УУД у обучающихся 5 классов и создать методическую копилку до конца 2015-2016 учебного года. Отв.: Стаканова И.В., Ковшова Е.С., учителя, преподающие в 5 кл.   Спасибо за работу!