Концепция воспитания студентов В ОГБПОУ Черемховский медицинский техникум


Концепция воспитания студентов
Концепция составлена в соответствии с Национальной доктриной образования, Законом РФ "Об образовании", Концепцией модернизации российского образования, Доктриной среднего медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации от 22.01 2000г., Типовым положением о Ссузе, Концепцией духовно-нравственного развития гражданина Российской Федерации, Государственной программой "Патриотическое воспитание граждан РФ, Приказом Минобразования России «Рекомендации по развитию студенческого самоуправления в высших и средних специальных учебных заведениях Российской Федерации» от 21.06.2002г., Уставом ОГБОУ СПО «Черемховский медицинский техникум». "Концепция модернизации российского образования" определяет основные цели профессионального образования: подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному роста, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования".
Профессиональное образование - процесс формирования и развития установок (ценностно-смысловых отношений), представлений, знаний, умений, навыков, необходимых для занятий определенной профессией. Профессиональное образование не может быть сведено лишь к обучению, а требует целенаправленного воспитания, которое становится в условиях техникума профессиональным воспитанием. Профессиональное образование решается в процессе профессионального обучения, воспитания и развития.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. "Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития" - отмечается в "Концепции модернизации российского образования. Таким образом, воспитание становится одной из важнейших характеристик деятельности педагогического корпуса. Не случайно, воспитательная деятельность образовательного учреждения внесена как отдельный показатель в аттестационный перечень при государственной аккредитации техникума. Отсюда вытекает и необходимость системной постановки воспитательного процесса в техникуме. Профессиональное обучение и воспитание должны слиться в органичный процесс становления профессиональной компетентности специалиста с формированием
его личности в рамках модели выпускника техникума. Решению задач профессионального воспитания студентов должна способствовать концепция воспитательной системы в техникуме.
Таким образом, цель воспитания: личность квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному роста, социальной и профессиональной мобильности.
Знаковые ценности - Человек, Долг, Милосердие – должны последовательно раскрываться в содержании образовательного процесса и всего уклада жизни. Ценности пронизывают всё содержание образования и создают смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности.
Системообразующими видами деятельности будут являться:
- рефлексивная,
-самообразовательная,
-научно-исследовательская.
В соответствии с общей целью воспитания студентов в качестве основных выбраны интегрированные направления: личностно-ориентированное, профессионально-трудовое, гражданско-патриотическое, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, эстетическое.
Ведущие методологические подходы:
системно – деятельностный (развитие личности студента в процессе обучения обеспечивается, прежде всего, через формирование способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, который выступает основой образовательного и воспитательного процесса);
аксиологический (утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, как субъекта, способного к организации своей деятельности в мире на основе духовных идеалов, нравственных установок и моральных норм).

Ведущие принципы:
Принцип нравственного примера:
- Нравственность педагога, моральные нормы, которыми оно руководствуется в своей профессиональной жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к студентам, коллегам — всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. Педагог должен стать уважаемым в обществе человеком, а педагогическая профессия должна быть престижной для молодёжи. 
Принцип рефлексивности:
- Предполагает обращение студента к осмыслению собственного опыта, обнаружению нравственных смыслов деятельности, поведения, общения. 
Реальным инструментом, позволяющим личности преодолеть определённые стереотипы и выйти в пространство новых смысловых ориентиров, является рефлексивное размышление, т. е. размышление, позволяющее взглянуть на мир собственного “я”, на мир собственных смысло-несущих ценностей.
Принцип включения субъективного опыта личности в образовательный процесс
- Значительное количество информации студенты приобретают за пределами ОУ. У них формируется личный опыт. Заключается в том, чтобы включить личный опыт студентов в общую структуру содержания и регулировать его формирование. Именно содержание обучения и воспитания должно выводить студента за пределы его непосредственного личного опыта.

Принцип интегративности
- Реализация этого принципа требует активного и системного использования межпредметных связей в процессе обучения. Это не только отражает современную систему интеграции форм общественного сознания, но и позволяет интенсивно интегрировать знания и умения из различных наук, предметов, ситуаций, обеспечить организацию процесса обучения как единой воспитывающей системы.
Принцип индивидуально-личностного развития
- Педагогическая поддержка формирования личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации.
Принцип социальной востребованности
- Предполагает, что воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни самого студента, его семьи, других людей, общества. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием студента о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.
Ориентация всего педагогического процесса на здоровьесберегающееобразовательное пространство в системе развития личности студента
- Целевую ориентацию участников образовательного процесса на здоровье как приоритетную базовую ценность и основной результат деятельности; направленность воспитательной и учебной работы на формирование потребности студента в здоровье и здоровом образе жизни; создание предметно пространственной сферы в техникуме для здорового образа жизни.Ведущая идея организации целостного воспитательного процесса: - развитие системы педагогического воздействия, как основы формирования у студентов социально-ценностного отношения к профессии.

Основные формы, методы, средства, отражающие особенности организации целостного педагогического процесса:
Социальная практика,
Метод проектов,
Конкурсы профессионального мастерства,
Научные форумы, конференции,
Волонтерсто,
Познавательный КВН,
Решение ситуационных задач,
Предметно - ролевые игры,
Студенческое самоуправление.
Условия эффективности реализации концепции
К важнейшим условиям реализации  концепции   воспитания  в техникуме можно отнести следующие:
В воспитательной деятельности педагог выступает как субъект и главный нравственный пример для обучающихся нравственного и гражданского личностного поведения
Ориентация на конкретный конечный результат воспитательных усилий.
Опора на творческую активность студенческих коллективов.
Эффективное использование гибкой системы стимулирования, поощрений и порицаний в воспитательном процессе, сочетания задач воспитательного воздействия с решением проблем социальной заботы о молодежи.
Утверждение стиля партнерского взаимодействия в образовательном процессе.
Стремление субъектов  воспитания  к повышению эффективности воспитательного процесса.
Включение показателей участия преподавательского состава в воспитании   студентов  в оценку их деятельности в период аттестации.
Оптимальное планирование воспитательной работы с учётом всехструктур и подразделений техникума.
Критерии определения эффективности концепции
К критериям эффективности концепции воспитательной деятельности ОГБОУ СПО «Черемховский медицинский техникум» можно отнести:
уровень общей и профессиональной культуры студента;
уровень диалогичности, сотворчества во взаимоотношениях между субъектами воспитательного процесса: руководитель – преподаватель –  студент  - студенческая группа ;
уровень самоорганизации и самоуправления в студенческой группе, внеаудиторных и внеучебных объединениях разных направлений и уровней;
направленности  студентов  на саморазвитие и позитивную самореализацию;
развитие ключевых и профессиональных компетенций:
Профессиональная
компетентность Профессиональные знания и навыки (умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт)
Профессионально-корпоративная культура (чувство принадлежности к выбранной профессии, профессиональная этика, творческий подход к профессиональной деятельности, милосердие)
Социально-культурная компетентность Мировоззрение (иметь свою мировоззренческую позицию, идеалы и гуманистические ценности).
Гражданственность и патриотизм (активность социальной гражданской позиции, правовая культура).
Нравственная культура (сформированность самосознания, морально-нравственных качеств согласующихся с нормами и традициями общества).
Общая культура (ориентация на общекультурные ценности, сформированность комплекса позитивных смысловых ориентаций, установок и отношений – Истины, Добра и Красоты)
Экологическая культура (развитое гуманистическое отношение к природе, навыки рационального природопользования).
Физическая культура (следование принципам ЗОЖ, отношение к собственному здоровью).
Профессионально и социально – значимые качества личности. Коммуникативность (умение адекватно вести себя в социуме, предотвращать и решать конфликтные ситуации, осмысливать критику).
Самостоятельность (самовоспитание, саморегуляция, рефлексия, эмоциональная сфера, внутренняя самоответственность).
Креативность (способность к реализации творческой деятельности, обладать целеустремленностью и предприимчивостью).
Адекватность (устойчивое, осознанное, положительное отношение к окружающим, природе, социуму; стремление к личностному росту, к повышению социального статуса).