Конспект урока математики «Ломаная линия. Имя ломаной»


Тамбовское областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Педагогический колледж г. Тамбова»
Утверждаю: Согласованно:
Преподаватель
ТОНКМ с методикой
____________/ С.В. Мельникова/ Учитель ______ / Демидова С.В.
Конспект
урока математики
«Ломаная линия. Имя ломаной»
Провела студентка группы ПНК-31: Зимина В.А.
Место проведения: 2 класс, филиал МБОУ «Новолядинская СОШ» в
с. Тулиновка
Дата проведения: 04.10.2016
Оценка за конспект:….. (…………) методист: _________/ С.В.Мельникова /
Оценка за урок:….. (…………) учитель: _____________/C.В. Демидова /
Оценка за урок:….. (…………) методист: ____________/ С.В.Мельникова /
Тамбов
2016
Тип урока:Урок открытия новых знаний.Цели:познакомить с понятием ломаной линии и её обозначением, видами ломаных линий; учить определять ломаную среди различных геометрических фигур, чертить ломаную линию, обозначать геометрическую фигуру.
УУД.Личностные:
1.Формировать эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.
2.Формировать вероятностное отношение к окружающей действительности
3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.
Регулятивные:
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.
8. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.
Познавательные:
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)
4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Коммуникативные:
1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебника.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
6. Критично относиться к своему мнению
7. Понимать точку зрения другого
8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Оборудование:Презентация
Литература:Учебник «Математика 2 класс» Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
-Здравствуйте, ребята, меня зовут Виктория Александровна. Сегодня я у вас проведу урок математики.Присаживайтесь.- Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем. - Приветствие учителя.
2.Этап актуализации знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии.
-Начнем работу с устного счета. Внимание на слайд! Найдите значение выражения. Для ответа используйте сигнальные карточки. (На столах числа на карточках 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18)

-Продолжим работу. Выполним сравнение выражений устно.
Кто может выполнить сравнение двух первых выражений, не считая?2+2+2 < 2*4
-Кто выполнит второе сравнение?
2*10>2*8
-Кто сравнит следующие выражения?
2*3<2+2+2+2+2
-А кто мне ответит, как другим способом мы можем записать второе выражение 2+2+2+2+2?
-Молодцы ребята.
Перед нами рисунок.
Какие задания вы можете предложить, глядя на этот рисунок?

-Какая же фигура на ваш взгляд лишняя?
-А что такое отрезок?
-Что вы знаете о прямой линии?
-Выражение 2+2+2 меньше 2*4 , потому что в первом выражении мы берём число 2 слагаемым три раза, а во втором четыре.
-2*10 больше чем 2*8,так как в первом случае мы берём десять раз по 2,а во втором 8. 10>8.
2*3 меньше чем 2+2+2+2+2, потому что в первом случае мы берём три раза по 2,а во втором пять. 2<5.
-2*5
- Поделить на группы, найти лишнюю фигуру.
- 2-я -она синего цвета (классификация по цвету).
- 3- я (по форме)- это не отрезок.
-Отрезок - это часть прямой линии, ограниченной с двух сторон.
-Она бесконечна, не имеет границ, т.е. её можно продолжить в любую сторону.
3. Этап выявления места и причины затруднения.
-Какую фигуру вы затрудняетесь назвать?
-Фигуру под №3
4.Этап построения проекта выхода из затруднения.
-Есть ли какое сходство у неё с отрезками? Как бы вы её назвали? Верно, а ещё её можно назвать…. Кто догадался над чем мы с вами будем сегодня работать на уроке, что узнаем?
Откройте учебник на стр. 36 прочитайте тему урока.
-Какой вопрос вы можете задать по теме урока?
-Что же должен сегодня узнать на уроке каждый?
Верно, а ещё узнаем, какие они бывают и из чего состоят, научимся называть их. - Ломаная линия. Обозначение ломаной.
-Что такое ломаная линия?
-(ответы детей.)
5.Этап реализации построенного проекта.
-Посмотрим на рисунок, что на нём изображено?

-Фигуры, которые состоят из таких отрезков, что конец одного из них является началом следующего, называются ломаными линиями или ломаными. При этом никакие два соседних отрезка не могут лежать на одной прямой.
Каждый такой отрезок-звено ломаной, а его концы-вершины ломаной.
Давайте назовем вершины ломаной на левом рисунке, вершины ломаной на правом рисунке.
Давайте назовем звенья ломаной на левом рисунке, звенья ломаной на правом рисунке.
Обозначение ломаной составляют из букв, обозначающих её вершины, называя их по порядку. Например, ломаная АБВГ, или ГВБА.Откройте учебники на странице 36. Прочитайте текст в рамочке.
-Что ещё говорится в учебнике о ломаных?

-Сколько отрезков у ломаной МНОЛ? Как они называются?

-Как называются концы отрезков?
-Сколько звеньев и вершин у данной ломаной?
-Одинаковое количество вершин и звеньев?
-Кто может изобразить на доске незамкнутую ломаную, имеющую 4 звена?
-Посчитайте, сколько у нее вершин?
-Как выдумаете, почему у замкнутой ломаной линии с 4 звеньями 4 вершины, а у незамкнутой ломаной линии с 4 звеньями 5 вершин?
-На какие две группы можно разбить фигуры?
Назовите эти ломаные.
-Ломаные линии.
-Что они бывают незамкнутыми и замкнутыми.
-4 отрезка. (читают_ звенья.)
-вершины ломаной.
-4 звена и 4 вершины.
-в замкнутой ломаной их количество совпадает.
-5
-У замкнутой начало и конец совпадают – это одна точка, у незамкнутой начало и конец – разные точки.
(Опираясь на знания, полученные ранее, дети разобьют кривые линии на замкнутые)
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
-Выполним задание №1 на странице 36.Найдите на рисунке замкнутые и незамкнутые ломаные. Где ещё можно увидеть ломаные линии?
- Откройте свои тетради, запишите число, классная работа.
- А сейчас давайте посмотрим на номер 2, страница учебника 37.Начерти в тетради две ломаные, состоящие из трёх звеньев: первую незамкнутую, а вторую замкнутую. Сколько вершин у каждой линии? Как ещё можно назвать вторую линию? Объясни это название.

-Кто желает прочитать задание?
-Кто желает выйти к доске?
-(ответы детей.)
-У незамкнутой 4 вершины, а замкнутая- это треугольник. Треугольник, потому что эта фигура имеет 3 вершины, 3 угла, 3 стороны.
Физкультминутка
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.1 вариант№1 Начерти в тетради ломаную линию, состоящую из четырёх звеньев. Назовите эту ломаную. Сколько вершин у данной ломаной?№2 Построй ломаную линию, длина звеньев которой 1 см; 3 см; 4 см. Найдите длину всей ломаной линии.
2 вариант№1 Начерти в тетради ломаную линию, состоящую из пяти звеньев. Назови эту ломаную. Сколько вершин у данной ломаной?№2 Построй ломаную линию, длина звеньев которой 1 см; 4 см; 5 см. Найдите длину всей ломаной линии.
-Давайте проверим, что у нас получилось.
Проверяет первый вариант.
Сколько вершин у данной ломаной?
Какова длина всей ломаной линии?
Как вы это узнали?
Кто не допустил ни одной ошибки? Поднимите руку! Поставьте себе в карточке 5.
Проверяет второй вариант.
Сколько вершин у данной ломаной?
Какова длина всей ломаной линии?
Как вы это узнали?
Кто не допустил ни одной ошибки? Поднимите руку! Поставьте себе в карточке 5. 8.Этап включения в систему знаний и повторения.
-Решим задание №8 на странице 37.Могут ли треугольник и ломаная иметь только 2 общие точки?3 общие точки? Сделай рисунки.

- Кто желает прочитать задание?
-А теперь выполним несколько заданий на повторение.
№4. Прочтите задание. Что нужно сделать?
-Рассмотрим первое равенство.
Какой компонент суммы нам неизвестен?
Как найти второе слагаемое?
-Как найти, сколько л нужно прибавить к 8 л, чтобы получилось 12л?
Молодцы! Кто хотел бы пойти к доске?
-Рассмотрим второе равенство.
Какой компонент суммы нам неизвестен?
Как найти первое слагаемое?
Как найти, к чему нужно прибавить 7 кг, чтобы получилось 19кг?
Молодцы! Кто хотел бы пойти к доске?
-Рассмотрим третье равенство.
Какой компонент суммы нам неизвестен?
Как найти второе слагаемое?
Как найти, сколько нужно прибавить к 4см, чтобы получилось 1дм 3см?
-Что мы заметили?
-Что нужно сделать?
Сколько см в 1 дм?
Сколько см в 1дм 3см?
Молодцы! Кто хотел бы пойти к доске?
-Рассмотрим четвертое равенство.
Что нужно найти?
Что мы заметили?
Что нужно сделать?
Сколько см в 1 дм?
Сколько см в 1дм 4см?
Молодцы! Кто хотел бы пойти к доске?
№5
-Прочитайте задачу.
О ком говорится в задаче?
Что говорится о Соне в первой задаче?
Сколько значков купила Соня?
Какова цена значка?
Что нужно узнать в задаче?
Сколько раз по 7 рублей заплатила Соня?
Почему?
По 7 взять 2 раза… Как запишем решение задачи?
Кто может сделать это у доски?
Чему равно значение этого выражения?
А теперь посмотрим на вторую задачу. Что мы должны сделать?
Какое число мы должны вставить в окошко?
Какая задача получится?
Запишем задачу кратко в тетрадях и на доске.
5р. 14р.

к. з.
? руб
-В этой задаче нужно найти целое или часть?
Как найти целое?
Как узнать стоимость всей покупки?
Запишем решение в тетрадях и на доске.

-Рассмотрим левый рисунок.
Составьте задачу по рисунку и схеме.
-Молодцы! Это задача на разностное сравнение. Как найти, на сколько одно число больше или меньше другого?
Как решим задачу?
-Рассмотрим средний рисунок.
Составьте задачу по рисунку и схеме.
-Молодцы! Как увеличить число на несколько единиц?
Как решим задачу?
-Составьте задачу по этому же рисунку, используя группу слов «на меньше».
-Рассмотрим третий рисунок.
Составьте задачу по рисунку и схеме.
-Молодцы! Как уменьшить число на несколько единиц?
Как решим задачу?
Составьте задачу по этому же рисунку, используя группу слов «на больше».
-Треугольник и ломаная могут иметь 2 общие точки - это углы треугольника и вершины ломаной.
Треугольник и ломаная могут иметь 3 общие точки в том случае, если ломанная замкнута.
-Заполнить пропуски, чтобы получились верные равенства
-Второе слагаемое
Из суммы вычесть первое
12л -8л
-12л – 8л=4л
8л+4л=12л
-Использованы разные единицы длины
-Перевести в одинаковые
10
10+3=13
1дм3см-4см=13см-4см=9см
4см+9см=1дм3см
14+5=19(р.)
Ответ: 19 рублей.
-В автопарке было 8 грузовых и 13 легковых автомобилей. На сколько грузовых автомобилей меньше, чем легковых?
-В автопарке было 8 грузовых автомобилей, а легковых на 5 больше. Сколько легковых автомобилей в автопарке?
В автопарке было 8 грузовых автомобилей, это на 5 меньше, чем легковых. Сколько легковых автомобилей в автопарке?
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
-Наш урок подходит к концу.
-Давайте ещё раз вспомним, что же мы сегодня узнали на уроке:
- Что такое ломаная линия?
- Какие бывают ломаные линии?
- Что есть у ломаных линий?
Молодцы! Ребята, кто по вашему мнению сегодня работал очень активно и давал почти все правильные ответы, соответственно заслуживает отличной отметки? Хорошей отметки?
-Оценки.
-Домашние задание в рабочих тетрадях на страницах 32-33.
-Спасибо за урок.
-До свидания. -(Ответы учеников.)