Разработка урока «Безумство храбрых – вот мудрость жизни»


Литература. 11 класс.
Тема урока: «Безумство храбрых – вот мудрость жизни».
Цели и задачи:
1. Познакомить учащихся с жизнью М.Горького и его романтическим творчеством.
2. Закрепить на примере творчества писателя понятие романтизм как литературное направление.
3. Развивать навыки анализа текста, сопоставительного анализа текстов.
4. На примере рассказов М.Горького познакомить учащихся с многообразием жизненных типов, заставить задуматься о смысле подвига и его роли в человеческой жизни.
Вступительное слово учителя:
Сегодняшний урок посвящен романтическим произведениям Горького. Чтобы понять, почему Горький обратился к романтическим произведениям, нужно охарактеризовать то время, в которое жил Горький. Это было время, когда захолустный тихий быт томил и калечил. Дворянство еще пахало землю по «древней обыкновенности», разорялось и пропивало последние землишки в Париже. Купец, кулак с большим размахом скупал дворянские вотчины, вырубал вишневые сады. Люди рано старели, городской обыватель тихо спивался, плакал о несбывшихся мечтах. Жить становилось беспокойнее. Казалось вот-вот скажется заветное слово.
И вот молодой Горький… сказал это слово… Он сказал о бунте гордого человека, у которого дом – вся земля под звездной крышей.
В блестящих, свежих, как сквозняк, рассказах он звал к абсолютной свободе, - прочь из проклятого обывательского болота.
Вопрос: Как вы понимаете тему нашего урока?
(Уж видит в гибели Сокола безумство (так проявляется обывательское отношение к подвигу), а Сокол своим отчаянным стремлением к свободе, к борьбе воспринимает свою гибель не как безумство, а продолжение жизни, разбившийся, он как бы сливается с родной стихией, передавая ей волю и энергию).
Вопрос: Как вы понимаете эпиграф? (Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!)(Это призыв к борьбе, это начало бессмертия. И если даже такие, как Сокол, пока одиноки, их подвиг не минет бесследно, «капли крови» их горячей, «как искры вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!»
Сообщение о романтизме как литературном направлении.
(Романтизм выдвинул своего героя – человека с особенно сильными чувствами, отвергающего законы. Романтик стремился уйти от не удовлетворявшей его действительности, создать свой, вымышленный образ мира, свой идеал, свою мечту).«Песня о Соколе». Какова основная идея и через какие образы эту идею проводит Горький? (Воспевание свободы, борьбы. Столкновением Сокола и Ужа Горький отвечает на вопрос о смысле жизни, о смерти и бессмертии, о предназначении человека на земле, и тем связывает сказку с окружающей действительностью).Что вы думаете о философии жизни, которую проповедует Уж?
(С точки зрения обывательского, эгоистического существования, те, кто стремится к борьбе и свободе, не пригодны «дл дела жизни», «живут обманом». «Смешные птицы! Но не обманут теперь уж больше меня их речи! Я сам все знаю!Я знаю правду! И их призывам я не поверю. Земли творенье – землей живу я». Это правда сытых и равнодушных, довольных всем окружающим. По его мнению, всякие стремления бесплодны, ибо «все в землю лягут, все прахом будет…» Уж, оберегающий свое никому не нужное, эгоистическое существование, мертв при жизни. Уж понимает «небо» буквально – как «пустое место», как «пустыню без дна и края». «Там много света», но нет там пищи и нет опоры живому телу».
Что вы думаете о философии жизни, которую проповедует Сокол?
(Я славно пожил! Я знаю счастье! Я храбро бился! Я видел небо. Для Сокола небо – символ счастья, борьбы за свободу. Подвиг Сокола – в активной ненависти к обывательскому покою, в стремлении к свободе, которая выше жизни. И трагедия Сокола – это не трагедия прощания с жизнью, а трагедия борца, вынужденного покинуть поле боя. «Безумство желаний», осуждаемое ужами, на самом деле – «безумство храбрых», а «безумство храбрых – вот мудрость жизни». Жизнь без борьбы, эгоистическое существование для Сокола хуже смерти. Как о величайшем благе мечтает он о «счастье битвы».
Выразительное чтение наизусть отрывка из «Песни…»
В обществе каких людей бывает больше: с философией Сокола или Ужа?
(общество основывается на Ужах. Таких людей, как Сокол, единицы. Мало их, но ими расцветает жизнь всех, без них она заглохла бы, прокисла бы, мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Н.А.Некрасов в своем стихотворении писал:
Природа-мать! Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…
Выразительное чтение стихотворения Н.А.Некрасова «Памяти Добролюбова».
(Добролюбов в этом стихотворении предстает как гражданин, подвижник, посвятивший жизнь служению родине).
А теперь обратимся к рассказу «Старуха Изергиль».
Почему Горький вывел два противоположных образа?
(Две легенды в рассказе противостоят друг другу. Они освещают два представления о жизни. Ларра – гордец, себялюбец. Он утверждает право на господство сильной личности, противопоставляет себя массе, но люди не принимают его. Ларра ценит только себя и свою свободу, Данко стремится добыть свободу для всех. Ларра не хотел отдать людям даже частицу своего «я», а Данко отдает всего себя.
Что вы можете сказать об Изергиль? Расскажите о ней.
(Жизнь Изергиль на первый взгляд состоит из многочисленных любовных похождений. Но эта жизнь мятежного человека, ищущего счастья и свободы. В уста Изергиль Горький вкладывает замечательные слова, выражающие идейную суть рассказа: «…когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли, всегда есть место подвигам». Оставить след на земле, сохраниться в воспоминаниях людей, которым она приносила любовь, готовность пожертвовать собой ради достойного, всегда искать сильных и мужественных и не останавливаться в пути – вот смысл жизненных исканий Изергиль).Кто такой Ларра? Каковы основные черты характера?
(Ларра, сын орла и девушки из «могучего племени», гордый тем, что «таких, как он, нет больше» эгоистичен и жесток, попрал законы своего племени. Его, самонадеянного гордеца, изгнали люди и обрекли на вечное одиночество, вечную жизнь. Ларра ценит только себя и свою свободу. Он утверждает право на господство сильной личности.
Какова основная ведущая черта в образе Данко?
(Данко горячо любит свой народ. Благородное сердце его ранят муки людей, загнанных врагами в непроходимые болотистые леса. И решает он вывести их к светлым полям. Но труден и далек этот путь, многие ослабли и стали роптать. Но что не сделает любящее сердце для людей! Данко «разорвал руками себе грудь», вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Данко вывел людей «на свободную землю». Горький опоэтизировал подвиг человека во имя людей.
Почему Ларра стал тенью, а Данко искрой?
(Ларра и Данко обладают недюжинной силой. Но Ларра, оказывается, - псевдогерой, а Данко – подлинный герой. Жестокость Ларры осуждается старейшинами племени не только нравственно, они казнят его – обрекают на вечную жизнь. Это самая страшная кара. Он абсолютно одинок и никого не любит, он не связан с людьми. Обречь его на вечное одиночество, значит наказать его страшнее всего. Данко сам идет на смерть во имя счастья своего народа).Выразительное чтение наизусть отрывка из «Песни…»
Заключительное слово учителя:
Горький сам являлся Соколом. Это был человек, который сделал себя сам, поднялся из самых низов, был великим тружеником. Несмотря на то что Горький часто видел «мерзости» окружающей жизни, он верил в человека, в его разум. Всем своим творчеством он приближал светлое будущее, желал, чтобы люди жили свободно и счастливо. А вам, юное поколение, Горький как бы говорит: «Ставьте перед собой высокие цели, добивайтесь их, и вы тогда поймете, что значит взлететь в небо».