Конспект урока по окружающему миру по теме Тундра. Природа тундры (4 класс)


Окружающий мир
Тема: Тундра. Природа тундры.
Цель: формировать знания учащихся об особенностях природы Севера, животном и растительном мире, умение определять природную зону по основным признакам;
Задачи:
ознакомить детей с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями;
познакомить с характерными особенностями тундры, её растительным и животным миром;
установить зависимость растительного и животного мира тундры от её природных условий;
развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы;
помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости её охраны;
формировать представление детей о единстве природы и человека.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться в материалах текста.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в группе.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование: схематическая контурная карта на доске (презентация), карта «Природные зоны» для каждой группы, видеофильм «На краю земли. Тундра. Часть первая.», иллюстрации ледяных пустынь, животных из разрезных картинок; тексты, посвященные тундре, таблички с названиями групп (1.Географы, 2. Зоологи, 3. Ботаники, 4. Экологи, 5. Этнографы)Этапы Деятельность учителя Деятельность детей
Ι. Актуализация знаний
- Над какой проблемой мы работали на прошлом уроке?
- Какую работу выполняли?
- С какой целью начали работу по созданию путеводителя «Природные зоны России»?
На доске таблички с названиями природных зон.
Зона лесов Зона пустынь Зона тундры Ледяная зона Зона степей
- В правильной последовательности распределите природные зоны.
Проверка: ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь.
- Почему природа нашей страны изменяется в направлении с севера на юг?
- Какую природную зону изучали на прошлом уроке?
- Почему в Арктической зоне суровые климатические условия?
-Какие растения и животные населяют арктическую пустыню?
-Какой ущерб природе Арктики наносят люди?
- Как охраняют природу северного края?
Молодцы! Эти знания вам пригодятся во время всего нашего путешествия!
- Мы продолжаем наше путешествие и составление нашего «Путеводителя по природным зонам России»
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой природной зоной, с ее положением на карте, климатом, животным и растительным миром, занятиями населения. А с какой природной зоной познакомимся, вы узнаете во время нашего путешествия. Во время путешествия вы покажите знания по материалам предыдущих уроков.
К концу урока вы должны будете знать: особенности природы и условия жизни человека на Севере, уметь определять по основным признакам природную зону, составить экологическую пирамиду и сделать вывод, как зависит живая природа от неживой.
– На какие вопросы нам следует найти ответы?
1. В чём особенности этой зоны?
2. Какие животные и растения живут в этой зоне? Каковы их «профессии» в экосистеме?
3. Как они приспособились к этим условиям?
– Что мы сейчас делали? (Составляли план, планировали свою деятельность.)
– Какие умения формировали? Солнце неравномерно нагревает разные участки земли. В северных районах солнечные лучи скользят по поверхности земли и слабо нагревают её. Чем южнее, тем более отвесно падают на землю солнечные лучи, тем сильнее нагревают они земную поверхность. Значит, северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла, а южные больше. Вот почему природа изменяется с севера.
- Коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, его нежаркие лучи отражаются от снега и льда. Растопить здешнее солнце не может. Зимой здесь не бывает ни утра, ни дня, ни вечера: круглые сутки - ночь. Полярная ночь. И тянется она полгода. Зато летом солнце совсем не заходит - сплошной день. Полярный день. Летом и зимой Арктика бела от снега и льда. Вот поэтому макушку глобуса и окрасили в белый цвет.
-Северный Ледовитый океан почти весь скован толстым, крепким льдом.
- Ученик показывает на карте и рассказывает. На островах Арктики расположена ледяная зона. Арктика – это все огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и островами.
Лето короткое, холодное. Летом в Арктике - полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше нуля. Зимой в Арктике полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается - темнота! В небе светит луна, мерцают звезды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния - словно разноцветный, переливающийся занавес колышется в темном небе. Очень суровое это время года. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга, температура нередко понижается до -60°.
Вывод: Мы определили, что в зоне ледяных пустынь «кормильцы» очень малы, но их очень много. Это планктон. В основном в этой зоне встречаются «едоки»: морские птицы, белый медведь, моржи, тюлени, киты. В учебнике нет сведений о том, кто выполняет роль «мусорщиков». Это надо поискать в дополнительной литературе. Животные и растения ледяных пустынь должны хорошо уметь плавать и быстро передвигаться по снегу.
-Каждое животное по-своему приспособилось к жизни за Полярным кругом, но есть нечто общее:
– тело защищено тёплым мехом белого или тёмного цвета;
– под мехом находится жировая прослойка, которая не даёт им замёрзнуть;
– многие из них отличные пловцы;
– почти все питаются рыбой;
– на время зимних холодов животные или залегают в спячку, или перемещаются в более тёплые места;
– некоторые животные встречаются только на одном из полюсов. А полярная крачка живёт половину года на одном полюсе, а половину – на другом.
II. Постановка учебной проблемы.
Просмотр видеофильма «На краю земли. Тундра. Часть первая.»- Как думаете, какую зону, будем изучать сегодня? Какую работу продолжим выполнять?
По какому плану будем изучать зону?
Работать будем группами:
1.Географы
2. Зоологи
3. Ботаники
4. Экологи
5. Этнографы
Зоология – наука о животных. Ботаника – наука о растениях. География изучает поверхность земли (гео - земля, графо - описываю). 1. В чём особенности этой зоны?
2. Какие животные и растения живут в этой зоне? Каковы их «профессии» в экосистеме?
3. Как они приспособились к этим условиям?
Или
Расположение
Климат
Почва
Животные
Растения
Условия жизни человека
Экологические проблемы
ΙΙ. Решение учебной задачи. -По каким критериям будем оценивать результаты каждой группы.
- Работать будем по памятке-плану характеристики природной зоны:
1. Расположение
2. Климат: продолжительность зимы и лета, осадки и т.п.
3. Почва
4. Растения
5. Животные
6. Условия жизни человека
2. Работа по группам.
– Теперь работаем с текстом, посвящённым тундре. Вопросы те же
3. Представление работы групп.
- Первым слово предоставляется географам. Расскажите о расположении этой природной зоны.
- Расскажите о климатических особенностях этой зоны.
Группы отвечают на вопросы.
Расположение этой природной зоны и ее климатические особенности. В чём особенности этой зоны?
2. Какие животные и растения живут в этой зоне? Каковы их «профессии» в экосистеме?
3. Как они приспособились к этим условиям? Ответы детей.
4. Почему нам нужно относиться бережно к природе тундры?
5. Как называется книга, куда помещают растения и животных, которые могут исчезнуть с лица Земли? Как мы должны относиться к таким животным?
– К каким выводам вы пришли?
– Что мы делали?
– Какое умение формировали?
4. Оценивание работы групп по критериям
(запись результатов оценивания в таблице на доске) Правильность выполнения работы, аккуратность заполнения листов «Путеводителя», зашита работы группы, дисциплина.
Изучают карту, тексты с материалами о тундре, выбирают соответствующий материал, вырезают и размещают на листах «Путеводителя»
– Особенностью тундры является наличие вечной мерзлоты под слоем почвы. Она задерживает воду, и поэтому в тундре много болот. Здесь короткое лето и длинная зима. Поэтому растениям необходимо успеть принести плоды и надёжно сберечь от холода. Здесь растут многолетние растения, мхи, лишайники, карликовые деревья.
– В тундре северный олень, белая сова, волк, песец, много разных птиц. В почве можно встретить многочисленных «мусорщиков». Летом в тундре много комаров. Приспособления у животных те же, что и в зоне холодных пустынь.
ΙΙΙ. Применение нового знания. Работа в учебнике. – Расскажите о пищевой цепочке, с.14.
– Ответьте на вопросы, с. 15. ΙV. Итог урока. – Что нового узнали?
– Как узнали, что помогло?
– Где пригодятся знания?
– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
– Как работал ты? V. Домашнее задание.
– Ребята, выберите из материала учебника информацию, которую можно было бы поместить в нашей газете под рубрикой «Это интересно» или в альбоме-проекте.
Приложение

ЖИВОТНЫЕ ТУНДРЫ
ЦЕПИ ПИТАНИЯ
РАСТЕНИЯ ТУНДРЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТУНДРЫ
ПУТИ РЕШЕНИЯ ЭТИХ ПРОБЛЕМ
ТУНДРА И ЧЕЛОВЕК