Статья «Использование электронных учебников на уроках русского языка и литературы»


Уялинская средняя школа имени С.Садвакасова






Доклад на тему:
«Использование электронного учебника
на уроках русского языка и литературы»





Подготовила:Оспанова Гулим Жумажановна-
учитель русского языка и литературы,
ІІ категория, стаж- 10 лет




2012-2013 учебный год

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА
НА УРОКах РУССКОго языка и литературы

Учитесь у всех, не подражайте никому.
М.Горький

Цели и задачи учителя русского языка и литературы к использованию электронного учебника таковы:
сделать уроки более наглядными, используя возможность просмотра репродукций и прослушивания музыкальных произведений;
сделать процесс обучения учащихся более занимательным и интересным;
пробудить в школьниках стремление к знаниям и самостоятельной форме обучения;
получить возможность контроля уровня знаний и усвоения материала с использованием компьютерного тестирования;
Вот уже десять лет я работаю учителем в школе. Все эти годы я старалась добросовестно учить и воспитывать детей. Дети в школе получают много разнообразной информации, и они все меньше удивляются, не умеют восхищаться, у них пропадает интерес к общению. Как разбудить в наших детях интерес к общению и интерес к предмету?
Методы работы разные, но цель одна- через обучение русскому языку и литературе раскрыть духовный мир каждого ученика, пробудить в нем художника, творца, развить творческие и индивидуальные способности.
Актуальным для учителя становится приобщение ученика к обучению через его собственный поиск. В ребенке нужно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными не были его результаты.
Дети любят сочинять стихи, у них есть свое отношение к увиденному, прочитанному и услышанному. Может ребенок не станет актером, поэтом  или музыкантом, но я убеждена, что он вырастет порядочным, духовно богатым человеком.
Детские творческие увлечения, фантазия, стремление создать что-то новое, свое, лучшее является той движущей силой, которая помогает человеку в жизни, заставляет его двигаться вперед к совершенству.
Чтобы предмет для учеников не превратился в скучный урок, приходится проявлять массу изобретательности.
Прежде всего урок нужно строить так, чтобы он был четким по форме и разнообразным по содержанию. На своих уроках я заставляю учеников думать, высказывать свои суждения.
 Использование электронного учебника на уроке русского языка, позволяет заинтересовать учащихся, контролировать их деятельность , значительно

увеличить темп работы, решить сразу несколько задач: изучить новый материал, закрепить, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить знания, провести контроль. Очень важно, что учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету в целом.                                                                            
Для эффективного использования компьютера на уроке, я постоянно совершенствую свои теоретические и практические навыки.
Преимущества использования электронного учебника в том, что:
Весь материал показан разнообразно  если в учебнике помещен только текст и рисунки, то в электронном учебнике есть и видеофрагменты, диаграммы, аудиотекст. Все это активизирует мыслительные процессы и память учащихся, развивает творческое воображение и повышает интерес к предмету.
В полной мере использован принцип наглядности
 Все показано в разрезе, с подробными указаниями и надписями.
Хорошо даны тестовые вопросы  ученик тут же может ответить и проверить свои знания.
Текст написан кратко и просто, ключевые моменты выделены цветом, это активизирует правое полушарие и позволяет легче усвоить тему.
 Кроме этого для лучшего запоминания видеофрагмент можно повторить и прослушать несколько раз.
При проведении таких уроков я заметила, что ученикам очень интересно работать с электронным учебником, они с удовольствием читают текст, рассматривают картинки, бурно обсуждают просмотренный видеофрагмент. Также легко находят ответы на вопросы, так как они даны в простой, доступной форме. Они относятся к этому как к игре, со своими правилами, и при этом понимают, что несоблюдение этих правил не даст возможность пройти этот тур, т.е.  понять заданную тему. Именно такое «легкое» отношение психологически раскрепощает ученика, позволяет раскрыть свой творческий потенциал, развивает интеллект.
На таком уроке не скучно, потому что нет монотонности изложения материала, черно-белого оформления, все дается в интерактивной форме, красочно, ярко, доступно и привлекательно.
         Также сами тесты представлены в разнообразной форме, нужно не просто отметить вариант ответа, а вставить его в определенную таблицу (форму), провести линии, соединяющие разные термины и т.д.  И что самое главное, здесь же даются правильные ответы, просмотр которых позволяет ученику понять и запомнить верные решения.
         При ведении такого урока меняется роль учителя, он становится другом, советчиком. Некоторые вопросы обсуждаются с учащимися «на равных», выдвигаются различные предположения, так как работа идет интерактивно и всегда можно обратиться к электронному учебнику для подтверждения своей

версии.
        Также у учащихся закрепляются навыки работы на компьютере, они хорошо и быстро ориентируются в электронных учебниках, с интересом отвечают на тестовые вопросы, это формирует способность учащихся к самообучению, самообразованию, самоорганизации и самореализации.
        На своих уроках, кроме электронных учебников, я также использую интернет, которая позволяет найти много интересной и полезной информации.
Важным этапом работы я считаю диагностику. В начале учебного года я определяю уровень обучаемости учеников. Затем в течение учебного года по итогам проверочных работ сравниваю уровень обученности с начальным. Это позволило мне прийти к выводу, что  технология КМЧП с использованием электронных учебников и интернета значительно повышает качество знаний учащихся, поднимает общий уровень развития, расширяет кругозор, стимулирует любознательность.
Каждый учитель задумывается над тем, как сделать свою работу более эффективной, как ее обновить, усовершенствовать. Желание опробовать что-то новое, я думаю, присутствует в работе учителя всегда, т.к.  сама профессия предполагает постоянное творчество. Стремление «сотворить что-то» может по разным причинам угасать, а затем разгораться с новой силой. Свежим ветром, разжигающим пламя творчества, для меня стал компьютер с интернетом.
Работая с электронными учебниками «Уроки русской литературы Кирилла и Мефодия», могу указать плюсы данных учебников.
Материал изложен доступно, используется огромное количество иллюстраций к произведениям, практически на каждом уроке используется тренажеры:
1. Для прозаических произведений- определить элементы композиции- даются отрывки произведений и нужно определить каким элементом композиции он является, кульминацией, завязкой или развязкой / А.С.Пушкин «Капитанская дочка» 8 класс слайд № 9


определить, какие изобразительно-выразительные средства использовал писатель в данном произведении./М.Э.Салтыков-Щедрин «Как один мужик двух генералов прокормил» 7 класс слайд № 5 /;

соотнести ремарки, высказанные в сторону и ремарки, высказанные вслух городничим при встрече с ревизором /Н.В.Гоголь «Ревизор» 8 класс слайд № 9 /;



распределить цитаты и черты характера главным героям /7 класс Н.В.Гоголь « Тарас Бульба» слайд № 5 / и т.д





2. Для поэтических произведений- определить стихотворный размер/7 класс М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на всеросийский престол...»слайд № 6 /;




основываясь на данные отрывки, дать характеристику двум полководцам Петру I и Карлу XII / 7 класс А.С.Пушкин «Полтава»слайд № 9 /




3. При изучении пословиц и поговорок нужно их разделить на 2 группы/7 класс «Пословицы и поговорки» слайд № 6 / ,




подобрать рисунок к данной пословице /7 класс «Пословицы и поговорки »слайд № 7 /;



На некоторых уроках есть фрагменты фильмов, снятых по данным литературным произведениям /8 класс А.С.Пушкин «Капитанская дочка» слайд № 6,7 /; Н.В.Гоголь «Ревизор» слайд № 6,7/
Учащиеся казахских классов испытывают некоторое затруднение при прочтении поэтических и прозаических произведений русских классиков для этого используется воспроизведение чтения произведения /Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подьезда» слайд № 3 /; /М.Горький «Старуха Изергиль» слайд № 3/.
Помимо имеющего готового материала, изложенного в учебниках я начала собирать свой фонд кинофильмов, снятых по литературным произведениям. Всем известно, что сегодня учащиеся не любят читать, поэтому я стараюсь предоставить им возможность посмотреть фильм по данному произведению. На данный момент я в своем фонде я имею такие фильмы, как:
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
Л.Н.Толстой «Война и мир»
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
Н.В.Гоголь «Ревизор» и т.д.
С каким удовольствием дети смотрят эти фильмы на интерактивной доске, в 2009-2010 учебном году я устраивала несколько вечерних просмотров нового фильма, снятого по произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» /вспомнила времена своего детства, походы в кино/, детям особенно запомнились сцены казни Остапа и Андрия, после данных просмотров дети с особой живостью обсуждают литературные произведения.
Еще одним огромным плюсом к данному электронному учебнику можно отнести то, что после изучения каждого произведения можно провести тест, и то, что в этом учебнике есть тексты практически всех произведений русской классики, изучаемой в школе.
Подытоживая свой доклад, хочу пожелать учителям, которым предстоит претворять в жизнь новые проекты, только одного: чтобы они не старались просто копировать чей-то опыт, а мыслили творчески и искали собственные пути в этом стремительно меняющемся и интересном мире новых информационных технологий.
      Основные электронные учебные пособия, используемые на уроках русского языка:
1. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. «Кирилл и Мефодий – 2006».
2. Уроки русской литературы Кирилла и Мефодия. «Кирилл и Мефодий – 2006».
3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия