Олимпиада по русскому языку 4 класс школьный уровень


Олимпиада по русскому языку. 4 класс
1. Расставь ударение в словах.
Свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи. Торты, щавель, краны, звонит, понял, гусеница, к людям, алфавит, жаворонок, поняла.2. Какие слова можно отнести к разным частям речи?
Рой, мой, закрой, простой, печь.
Составьте с ними такие словосочетания, чтобы можно было определить, какими частями речи они являются _________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
3. Напиши существительные в именительном падеже множественного числа, поставь над словами ударение.
Средство-…………….., шофер-…………………, цыган,-………………….., торт-………………., трактор-……………………, инженер-………………
4. Подбери к данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.
Заварить кашу-_______________________________
Жить душа в душу-____________________________
На ночь глядя-________________________________
Повесить нос-________________________________
Водой не разольешь –__________________________
5. Вместо знака? поставь названия цифр так, чтобы получились имена существительные.
Смор +? + а = ________________________________? + янин = ________________________________
По + ? + л = _________________________________
6. Составь словосочетания « прилагательное + существительное» со словами: сирень, шампунь, такси, кенгуру, шимпанзе._________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
7. Закончи выражения:
Дружный……………………….., дружеский……………………, тяжёлый………………,
тяжкий…………………, каменный …………………., каменистый…………………….,
рыбный…………………, рыбий………………….., обидный………………., обидчивый………………..
8. Буква Ъ (ять) до 1918 года писалась в словах, в которых по современной орфографии пишется буква Е. Разница в произношении Ъ (ять) и Е не было. Сформулируй правило, по которому осуществлялся выбор Ъ (ять) или Е в словах:
бЪлить, грЕзить, дЪльный, рЪка, мЕдок, шЕка.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запиши в старой записи такие слова:
Беда_______________________
весна _______________________
лесок ________________________  
стена ________________________________
9. Найди ошибки и исправь их.
ВЕСНА.
весна. Яркаясонце рушит последние снежные крепости. Звонкая копель стучит по земле.в лесу пахнет душистыми почьками. Зилёные ёлочки важно вытинули свои колючие ветки. С берёски течёт сладкий сок. Лучьсонцаосвитил всю паляну.
10. Составь и запиши словосочетания, употребив существительные из скобок во множественном числе.
У новых (скатерти), около речных (пристани), пуговицы от (наволочки), ветки (черешни), герои (басни), пять (простыни), продажа (полотенца), шесть (килограммы) (апельсины)._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Запиши, как правильно называют жителя(м.р), жительницу(ж.р) и всех жителей (мн.ч.) этих городов.
Саратов - __________________________________________________
Киев - __________________________________________________
Пермь - __________________________________________________
12. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Осетинская: и в хорошем огороде есть гнилые тыквы.
________________________________________________________________________
Польская: как заяц в ананасе.
_________________________________________________________________________
Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
__________________________________________________________________________
Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.______________________________________________________________________________
13. Разгадай ребусы:
Ш1А, 2Д, 1УМ, ЗА1КА, О5, Ш3Х, 1ОЧКА, 1БОР
_________________________________________________________________________________________________________
14.Объясни лексическое значение слов.
Туш - _________________________________________________________________________
Тушь - ______________________________________________________________________
15. Что бы это значило?
Т М Л О С Е А -____________________________________________________________7 3 5 4 1 6 2
Р А О В К О Р К С И А К - _______________________________________________________3 6 2 5 1 4 2 5 4 6 3 1
О К Б О К Л О О Р С К О А - ________________________________________________________4 7 5 2 1 3 6 4 3 1 5 2 6
16. Дан текст в транскрипции: [у м’ин’ап’ич’ал’ный’ в’ит// галавамай’абал’ит// йач’ихай’у/ йаахр’ип// штотакой’э// эта гр’ип// н’ирум’аный’ гр’ип в л’ису/ а паганый’ гр’ип в насу//]. Запишите его по правилам русской орфографии и пунктуации
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
17. Составь и запиши рассказ по его началу.
Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды…
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________