ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются проблемы мультикультурного образования. В частности дается характеристика информационной образовательной среды и описываются возможности ее эффективного применения.

информационная образовательная среда, мультикультурное образование, мультикультурное общество, глобализация, культура

INFORMATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS AN EFFECTIVE SYSTEM OF UPBRINGING MULTICUL
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
В современном мире из-за участившихся террористических актов, межэтнических столкновений и национального экстремизма остро встала проблема урегулирования мирного существования поликультурного общества. Кроме того, в свете многочисленных законов, нормативных актов, международных соглашений видна необходимость формирования и удовлетворения этнокультурных потребностей, воспитания межнациональной толерантности и умения находить свое место в социуме, утверждать себя в многонациональном мире. Данными проблемами вплотную занимается мультикультурное образование, необходимость выделения которого в самостоятельную область педагогического знания, сегодня очевидна. В частности, мультикультурное образование призвано решить следующие задачи:
помочь формированию межэтнического диалога;
организовать сохранение самобытности этнических культур больших и малых общностей и трансляцию ценностей культур полиэтнического населения;
обеспечить формирование этнопсихологических компетенций как фактора воспитания и развития духовно-нравственной, интеллектуальной личности средствами этнонациональной культуры, как функции, являющейся мощным источником знаний, обеспечивающих культурно-образовательное развитие учащихся;
развить личностные качества, необходимые для жизни в быстроменяющемся социальном мире, демократическом обществе, воспитать готовность к саморазвитию, социальной и индивидуальной ответственности, самостоятельному выбору, гуманистической ориентации.
Рассматривая проблемы развития мультикультурного образования, мы все чаще сталкиваемся с понятием «информационная образовательная среда» (далее ИОС). ИОС является одновременно источником информации для субъектов образования, а также активно воздействующей с духовно-нравственной, социальной, интеллектуальной, общекультурной и спортивно-оздоровительной стороны системой.
Без сомнения, ИОС, являясь неотъемлемой частью мультикультурного образования, сможет помочь обеспечить целостное, гармоничное воспитание мультикультурной личности, обладающей веротерпимостью, гуманностью, способной жить, развиваться и реализовываться в поликультурной среде.
Большинство исследователей ИОС трактуют довольно узко и однозначно, как правило, связывая понятие с электронными ресурсами учебного заведения. Например, Е.В. Данильчук, А.М. Коротков, Г.П. Путилов и др. ИОС рассматривают как среду, создаваемую только с помощью компьютерных технологий. Чуть дальше идут П.В. Веденеева и Е.В. Мельникова, трактующие данное понятие одновременно как программно-аппаратную и психолого-педагогическую систему. Т. Богданова понимает под ИОС «информационную систему, объединяющую посредством сетевых технологий программные и технические средства, а также организационное, методическое и учебное обеспечение, предназначенное для повышения эффективности и доступности программ обучения, подготовки и повышения квалификации преподавательского состава» .
Нельзя не согласиться со следующим мнением, что «Информационная образовательная среда строится как интегрированная многокомпонентная система и обладает максимальной вариативностью, обеспечивающей дифференциацию всех возможных пользователей. Компоненты данной среды соответствуют учебной, внеучебной, научно-исследовательской деятельности, измерению, контролю и оценке результатов обучения, деятельности по управлению учебным заведением».
Исходя из того, что «Информация – всеобще-единая сущность природы, общества и Вселенной; универсальность ее во Вселенной и ее общность для всех народов мира привела социально-экономическое развитие к следующим объединяющим мир фундаментальным информациологическим принципам и ценностям: демократии, рыночной экономике, правам человека, информатизации, СМИ, информациологической глобализации и галактизации», а общее информационное состояние имеет физический, психологический, нравственный, эмоциональный, интеллектуальный и информациологический компоненты, определяющие внутреннее информационное состояние человека и его взаимоотношения с социальной средой, мы относим к ИОС: электронные базы данных, средства учебно-методического комплекса и контроля знаний (электронные дневники, журналы, сводные ведомости и т.д.), библиотеку, интернет, сайт и музей образовательного учреждения, внеклассную работу, СМИ учебного заведения (радио, телевидение, газеты, стенгазеты и т.д.), кружки и секции, учебные помещения и т.д. и т.п.
Все перечисленные средства ИОС помогут педагогам в воспитании культурно образованных личностей. Отметим, что культурно-образованная личность – это, во-первых, гуманная личность, способная к состраданию, сопереживанию, милосердию, проявлению доброты, толерантности, терпимости, стремящаяся к миру, добрососедству. Во-вторых, это свободная личность, с высоким уровнем самосознания, гражданственности, честности, самостоятельности в принятии решений и ответственности, с чувством собственного достоинства, самоуважением, самодисциплиной. В-третьих, это духовная личность, способная к рефлексии, ощущающая потребность в познании и самопознании. В-четвертых, личность творческая, имеющая таланты и способности, артистизм, креативное мышление. В-пятых, культурно-образованная личность имеет практические навыки в области трудолюбия, здорового образа жизни, знания народных и религиозных обычаев.
При отборе содержания и средств ИОС мультикультурного образования следует учитывать:
социокультурную учебную среду (этнический состав учащихся, их предубеждения, установки и ценности; индивидуальные интересы, отношение к существующим проблемам в поликультурном обществе);
социальные, экономические и этнические особенности региона;
постоянно меняющуюся социокультурную ситуацию в мире, стране, регионе (процессы глобализации, международные отношения, взаимодействия конфессиональных и этнических групп, созревание конфликтов и причины этих конфликтов, культурную экспансию и вспышки национализма и т.д.)
Используя различные возможности, способы и средства ИОС необходимо помнить о соразмерности и чувстве меры, так как мультикультурное информационное перенасыщение участников образовательного процесса может вызвать у них отторжение и неприятие чужеродной культуры.
По нашему мнению, в основе ИОС мультикультурного образования должны лежать: Искусство, Творчество, Труд, Игра, Спорт, Деятельность.
Так, через Искусство учащиеся усваивают истину добрых человеческих отношений, понимают, что мир многообразен и в то же время един. «Обращение к искусству формирует у индивида культуру личных переживаний, восприятий, обогащает опыт нравственно-эстетических и художественных суждений». Такие внеклассные мероприятия, как фестивали, выставки, театрализованные национальные праздники, недели этнической культуры познакомят с нравами, традициями и культурой различных народов.
Творчество разовьет культурную активность учащихся. Проникнуться духом той или иной культуры, стать продолжателем и хранителем национальных традиций сможет каждый, посещающий кружки и секции, занятия в которых посвящены этнической культуре (рукоделию, постановке национальных танцев, спектаклей).
Спорт укрепит организм не только физически, но и направит энергию обучающихся в нужное русло, поможет погасить не редкую в наше время подростковую агрессивность.
Труд всегда являлся эффективным средством нравственного воспитания. В любом учебном заведении существует труд умственный и физический. Умственный труд тренирует силу воли, терпение, усидчивость. Физический труд создает условия для формирования чувства единения коллектива, взаимопомощи, учит уважению к другим людям, в том числе и к другим народам, и результатам их деятельности.
Деятельность, непосредственное участие, например, в создании сайта образовательного учреждения, теле или радиопередачи, газет, стенгазет, посвященных поликультурным вопросам и проблемам, создаст эффект сопричастности к развитию и сохранению национальных культур, наполняющих мировую цивилизацию. Известно, что средства массовой информации – мощный рычаг конструирования общественного мнения. СМИ зомбируют социальное сознание, и ответственность за формирование адекватного информационного пространства лежит на них. Передачи «Доброта спасет мир», «Миру мир», исторические экскурсы о геноцидах, национализме, дискриминации, ксенофобии, расизме помогут сформировать правильное отношение к многонациональному социуму, развить нравственные качества.
В процессе Игры (викторины, конкурсы, театрализации, национальные праздники) у учащихся легче происходит формирование мультикультурного поведения, развивается культура межэтнического взаимодействия, совершается обмен опытом, духовными ценностями между представителями разных наций. В итоге каждый ученик становятся своеобразной мультикультурной личностью, «чьи ориентации и взгляды на мир подразумевают, что он принимает жизненные образы, отличающиеся от его собственных, и психологически и социально готов принять различные культурные реальности» .
Таким образом, мы можем говорить о том, что при правильном применении различных средств и возможностей информационной среды, сама ИОС может стать эффективной системой воспитания мультикультурного образования. Усиление поликультурной направленности образования за счёт использования разнообразных возможностей электронных ресурсов, СМИ, театра, секций, кружков, клубов, фестивалей национальной культуры и других видов деятельности способно привести к расширению образовательного пространства обучающихся и, в итоге, к более успешному решению образовательных задач мультикультурного образования.







Библиографический список:
1.Богданова Т. Информационная среда образовательного комплекса // Высшее образование в России. 2008. № 12. С. 82-87.
2.Волошина В.П. К вопросу о возможностях синтеза искусств в литературном образовании и социокультурном развитии старшеклассников // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 2. С. 53-59.
3.Информациологические проблемы человечества в ХХp веке /под ред. Ю.М. Воронцова и И.И. Юзвишина. М. 2000. С.10.
4.Сластенин В.А., Палаткина Г.В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования. М. 2004. 170 с.
5.Солянкин А.В. Информационная образовательная среда в России: исторический аспект // Известия ВолгГТУ. - 2012. - Т. 3. № 10. С. 117-121.









 Богданова Т. Информационная среда образовательного комплекса // Высшее образование в России. 2008. № 12. С. 82.
 Солянкин А.В. Информационная образовательная среда в России: исторический аспект // Известия ВолгГТУ. - 2012. - Т. 3. № 10. С. 118.
 Информациологические проблемы человечества в ХХp веке /под ред. Ю.М. Воронцова и И.И. Юзвишина. М. 2000. С.10.

 Волошина В.П. К вопросу о возможностях синтеза искусств в литературном образовании и социокультурном развитии старшеклассников // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 2. С. 55.

 Сластенин В.А., Палаткина Г.В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования. М. 2004. С.43.












Заголовок 215