Доклад на тему :УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА В ПРЕПОДАВАНИИ СПЕЦДИСЦИПЛИН


Аннотация к педагогическому докладу

В представленном докладе раскрываются вопросы использования современных педагогических технологий на уроках спецдисциплин.
Автор попытался ответить - каковы те педагогические технологии, которые сумеют дать не только профессионально значимые знания и умения, но помогут развить и адаптировать человека к социальной жизни. Это в первую очередь развивающие педагогические технологии, которые построены на совместной деятельности участников учебного процесса.
Из сказанного автор делает вывод, что педагогический процесс - это больше искусство, чем ремесло, поэтому его нельзя загонять в рамки даже самых новых «технологий». Применение «педагогических технологий» следует рассматривать только как один из путей повышения эффективности образовательного процесса. В докладе приведены примеры из педагогической деятельности преподавателей колледжа.
































УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА
В ПРЕПОДАВАНИИ СПЕЦДИСЦИПЛИН.

Общеизвестно, что внимание к качеству подготовки выпускников учреждений профессионального образования усилилось за последние годы, так как повысились требования работодателей; остро встала необходимость конкурентоспособности всех отраслей народного хозяйства.
Каждой отрасли нужны профессионалы, а профессионализм подразумевает владение технологиями: то ли это технология обработки материалов, бухгалтерского учёта, конструирования одежды или строительных работ. Кроме того, профессионализм специалиста предполагает не только безупречное владение трудовыми действиями и приёмами, но и развитие ряда надпрофессиональных качеств: самостоятельность, способность к принятию нестандартных решений, к творческой активности, умению доводить дело до конца, стремление к саморазвитию, формирование коммуникативных качеств и т.д.
Раскрыть и развить свои потенциальные возможности человек может в реальной деятельности. Этот личный опыт каждого учащегося формируется в процессе обучения, в учебной деятельности. Знания проявляются в деятельности и нужны во имя этой деятельности. Этот вывод особенно важен для профессиональных учебных заведений, где весь учебный процесс направлен на подготовку квалифицированных рабочих, специалистов.
То есть перед нами стоит вопрос – как же создать этого профессионала, о котором мы говорили. Каковы те педагогические технологии, которые сумеют дать не только профессионально значимые знания и умения, но помогут развить и адаптировать человека к социальной жизни. Это в первую очередь развивающие педагогические технологии, которые построены на совместной деятельности участников самого процесса работы.
Термин «педагогическая технология» появился в журналах высокоразвитых стран в 60-х годах прошлого века: в США, Англии, Италии.
Учебный процесс всё чаще сравнивался с понятием «технология обучения». Разработка новых путей повышения качества учебного процесса

представляется


как условие его как результат внедрения
совершенствования последних достижений науки
и техники.
Педагогика в своём традиционном виде начинает исчезать и заменяется современными технологиями обучения.
Понятие «технология обучения» в нашей стране появилось в 70 - е годы xx-го века (время, когда это понятие завоевало большое число сторонников).
В. П. Беспалько одним из первых попытался полно и чётко определить это понятие, осмыслить научно и внедрить в учебно-воспитальную практику.
«Процесс этот растянулся у нас на четыре десятка лет и от первоначального представления о педтехнологии как об обучении с помощью ТСО, наконец, появилось представление о педтехнологии как о систематическом и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса».
Само слово «технология» происходит от греческих слов techne – искусство, мастерство и logos – наука, закон. Дословно, «технология» - наука о мастерстве.
Пед. технология является составной частью дидактической и методической системы. Если методическая система направлена на решение следующих задач:
- чему учить?
- зачем учить?
- как учить?,
то технология обучения отвечает на третий вопрос с одним существенным дополнением:


как учить результативно.

Используя педагогический опыт преподавателей нашего колледжа, представляю вам некоторые наши работы на пути развивающего обучения.
Деловая игра «Знатоки» по предмету «Основы маркетинга» на тему: «Права потребителя и их законодательная защита».
Зная, что игровые технологии используются в качестве элемента урока, и в качестве технологии внеклассной работы, и в качестве элемента более обширной технологии, мы выбрали игровую деятельность в качестве учебного занятия. Как будто идёт функциональный тренинг в торговом предприятии. Участвуют «менеджер-администратор», «менеджер по персоналу», «юрист», «интернет-помощники», «сотрудники отделов, продавцы», которые разделены на три малые группы.
Деловую игру ведут два менеджера и юрист, они поочерёдно задают вопросы, предлагают задания, каждый из них раздаёт карточки-бонусы за правильные ответы. Для внесения разнообразия в учебную деятельность, после тренинга с каждым менеджером в работу включаются интернет-помощники. Это учащиеся, которые дают интересные сведения по истории вопроса.

«История возникновения штрихового кода»,
«История возникновения торговой марки»,
«Происхождение весов».

Участники игры работают с экологическими и товарными знаками, с торговыми образцами, общаются с интернет-помощниками, работают с нормативными документами, в частности с Законом РФ «О защите прав потребителей», решают торговую ситуацию. Затем составляют текст искового заявления и оформляют претензию или заявление с просьбой замены товара. Одна из команд, отвечая на вопрос, придумала диалог-убеждение: «директор магазина-покупатель», а все три команды по итогам игры представили шуточные плакаты, так как правильная самооценка, уместное чувство юмора- элемент развивающих технологий.
Преподаватель проделал большую, кропотливую работу до занятия: разработка его содержания, подготовка оснащения, проведение инструктажей, а уже во время урока выполнял роль ведущего, направляющего.
Что мы имеем в итоге?
Сценарий проведённого занятия, где определены цели, задачи, условия работы, расписано содержание.
Оснащение урока в виде ситуаций, заданий, грамотно оформленных документов (исковое заявление, заявление о возврате денег или замене товара ненадлежащего качества), красочно оформленные экологические и товарные знаки, тексты исторических справок и другое.
К уроку разработано методическое пособие для учащегося- фрагмент рабочей тетради по теме тренинга.
Оформлено на электронном носителе-диске представление данного учебного занятия.
Любой преподаватель может воспользоваться этим педагогическим опытом, причём, он может выбрать элементы предложенной технологии:
- учащиеся в роли консультантов;
- работа «малых» групп;
- использование карточек-бонусов за правильные ответы по блиц -опросу, а может разработать свою тему по данному образцу. Например, по предмету «Оборудование торговых предприятий» - две команды работают по определению лучшего практического применения двух кассовых машин Самсунг 4615 RF и АМС 100 Ф.
А по предмету «Деловая культура» в подготовке урока-путешествия принимают участие пять команд по несколько учащихся в каждой. Они получают задание рассказать об этикете разных народов, делая акцент на деловой этикет. Команда, кроме сообщения придумывает и изготовляет плакат, посвященный определенной стране, с какой-либо «изюминкой» в оформлении. Кроме сообщения, разрабатываются 2-3 контрольных вопроса для всей группы.
Познавательные и воспитательные цели такого урока определяются следующими факторами:
1.Выпускники колледжа, работая в торговой отрасли будут обслуживать не только своих соотечественников, но и покупателей-иностранцев.
2.Наши студенты молоды, впереди их ждут туристические поездки по стране и за границу. Находясь в качестве гостя, нельзя нарушать традиции и обычаи данной страны. Например
-стараться сохранять улыбчивое выражение лица, особенно в Америке;
-нельзя опаздывать, особенно в Японии, Германии, Англии; -правильно использовать жесты (невербальные средства общения);
3. Воспитание толерантного отношения к людям разных национальностей и вероисповедания, надо уважать людей, быть терпимыми к чужим традициям.
Учащихся воспитывает такой урок, он необычный, не похожий на другие, надо работать в команде, удачно выступить, никому не хочется подвести свою «малую» группу.
Продолжая разговор о деловой игре-тренинге, хочется отметить самое
главное, что даны методические рекомендации к занятию, которые может использовать каждый преподаватель спецдисциплин.
Общее понятие о педтехнологиях.
Деловая игра – как один из приёмов организации педагогического процесса.
Структура деловой игры-тренинга (теоретическая).
Подробная технологическая схема деловой игры «Знатоки».

У преподавателей есть педагогические наработки по использованию отдельных приёмов и форм развивающих педагогических технологий:
- интеллектуальная разминка;
- мимический турнир;
- мозговой штурм;
- дополни схему;
- ролевая игра при обслуживании покупателей (нерешительный, недоверчивый, словоохотливый);
- консультант на уроке.
Создавая дидактический материал для реализации вышеназванных приёмов, преподаватель создаёт познавательные противоречия, проблемно-поисковые ситуации, хороший эмоциональный настрой в учебной деятельности. Да, это требует большего времени на подготовку, это уже не карточка с двумя вопросами – перечисли, расскажи. Для внедрения инноваций необходимо создавать новый раздаточный материал, используя определённые типы вопросов и заданий:
- какова главная идея?
- в чём причина?
- где ошибка?
- согласны ли вы?
- назовите ключевые слова;
- перечислите преимущества;
- сопоставьте.
Так преподаватель химии, проводя открытый урок на тему «Химические свойства и применение глюкозы», включила такой элемент: сообщения товароведного характера учащиеся сопоставляли с химическими формулами, плюс жизненные рекомендации, что полезно, что вредно для здоровья. Получилось очень интересно, познавательно и содержание двух предметов химии и товароведения было объединено.
Обобщая работу по внедрению педагогических технологий, мы немного коснулись такой важной стороны как психолого-педагогическое сопровождение инновационных процессов.
Ведь мы постоянно говорим о том, что теряет притягательность сам процесс познания. Увеличилось число дошколят, не желающих идти в школу, снизилось положительная мотивация учения, у детей нет признаков любопытства, удивления, интереса. Учитывая это, надо помнить о важности эмоционального настроя. В частности, при оценивании учебных достижений.
Ведь мы знаем, что объявление отрицательных отметок перед группой формирует негативное отношение к предмету, к остальным учащимся, так как некоторые подсмеиваются над неудачником. Здесь просто необходимо учитывать психологию подросткового возраста. Следует проявлять гибкость, используя самые простые словесные приёмы: «я искренне расстроена», «не ожидала такого ответа», «удивлена, что », «надеюсь, что ты справишься» и т.д. Знания психологии помогает нам и в использовании групповых методов работы, ведь учащиеся должны быть психологически совместимы, чтобы выполнить совместное задание.
И в заключение, следует отметить, что «технологический подход» к проектированию педагогического процесса не может полностью отрицать традиционные технологии, его нельзя рассматривать как единственный прогрессивный и приоритетный. Педагогический процесс - это больше искусство, чем ремесло, поэтому его нельзя загонять в рамки даже самых новых «технологий». Применение «педагогических технологий» следует рассматривать как один из путей повышения эффективности образовательного процесса.






Бармасова В.А. – зав.отделением (ответственная за методическую работу
структурного подразделения №2)

Заголовок 115