Логоритмика как современная образовательная технология при формировании речевой деятельности у детей дошкольного возраста


Логоритмика как современная образовательная технология при формировании речевой деятельности у детей дошкольного возраста
В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. ФГОС предписывает равенство возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизических особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение, и от этого зависит адаптация ребенка к школе. Основной задачей работы становится овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, мы используем различные методы и приемы. Помимо традиционных занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений лексико – грамматического недоразвития используем такой эффективный метод, как ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Элементы логоритмики применяются на индивидуальных и подгрупповых занятиях специалистов, в режимных моментах, организованной образовательной деятельности воспитателями.
В артикуляционных играх («Сказка о веселом язычке», игры портала «Мерсибо») происходит укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности, развитие речевого слуха.
Очень интересны детям различные игры и упражнения для развития физиологического и речевого дыхания с обязательным использованием стихотворного материала.
Применение пальчиковых игр и упражнений с обязательным включением речевого материала развивает мелкую моторику, плавность и выразительность речи, речевой слух и речевую память.
В играх на развитие фонематического слуха учимся различать звуки окружающих нас предметов, «голоса» музыкальных инструментов, речевые звуки. Активно используем фонетическую ритмику. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
В играх на развитие голоса - учимся произносить звуки громко и тихо, развиваем силу, высоту и плавность голоса, длительность и устойчивость его звучания.
В играх на развитие слоговой структуры слова учимся делить слова на слоги, отхлопывая каждый слог; изменять слоги путём замены твёрдого звука на мягкий или наоборот, сопровождая подходящим звуком музыкального инструмента (твёрдый звук – барабан; мягкий звук – колокольчик); учимся выделять интонационно ударный слог в словах.
В подвижных упражнениях происходит развитие мышечно-двигательной и координационной сферы. При этом обязательно учитывается лексическая тематика.
В играх на автоматизацию звуков происходит коррекция звукопроизношения, укрепление мышц гортани, развитие навыков речевого дыхания.
Чувство ритма развивается в различных ритмических играх.
Во время слушания музыки происходит расслабление и напряжение той или иной группы мышц, развитие внимания, позитивного самоощущения.
Объединяя усилия воспитателей, специалистов по речевому развитию детей во всех возрастных группах систематически проводим логоритмические и интегрированные занятия, на которых решаются все вышеперечисленные задачи развития речи, моторной, эмоциональной сферы, происходит расширение и активизация активного словаря дошкольников.
Опыт и результаты ежегодного мониторинга речевого развития показывают, что включение элементов логопедической ритмики в воспитательно-образовательный и коррекционный процесс в работе с дошкольниками создаёт положительный эмоциональный настрой к речи, способствует ее нормализации вне зависимости от вида речевого нарушения, формирует уверенность в себе, развивает мышление, коммуникативные качества, что в дальнейшем способствует успешному обучению в школе.