Статья «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики»


Статья «Развитие познавательной активности учащихся
на уроках математики»
Современный процесс обучения математике в начальных классах направлен на развитие познавательной активности учащихся. Данная тема актуальна, так как большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Существует тесная связь между знаниями и познавательной активностью. С одной стороны, благодаря познавательному интересу ребёнок лучше усваивает знания, с другой – познавательная активность развивается преимущественно на основе знаний. Поэтому в своей деятельности развитию познавательных способностей детей я подчиняю не только содержание, но и методы учебной работы. Свои знания стремлюсь строить так, чтобы дети могли расширять свой кругозор. Подбираю задания на развитие логического мышления, внимания, памяти, речи, воображения. Чтобы каждый ученик получил удовлетворение от работы и не потерял интерес к предмету, задания даю различной степени трудности, дифференцированно, для слабых – индивидуально.
Устойчивый познавательный интерес формирую различными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей чувство удивления. Живой интерес к процессу познания, помогает усваивать любой учебный материал. Увлекаясь игрой, дети не замечают, что учатся. Ребятам нравится игра «Математическое лото» (по принципу морского боя), эстафета «Наряди ёлку», «Цветик – семицветик». В развивающем обучении должны преобладать задания, ориентирующие учащихся на поиск действия в нестандартных условиях. Приведу пример задания развивающего характера:
1, 2,…, 4,…, 6…., 8,…..
2, 4, 8, 10, 12, 16, 18,
- Найдите закономерность в записи чисел, продолжите ряд.
Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. При подборе игры слежу за тем, чтобы учебные задания предлагались таким образом, чтобы дети воспринимали их именно как задания, но при этом всё – таки играли. Главный эффект - ни одного зевающего на уроке! Приведу примеры тех игровых и занимательных заданий, которые я чаще использую на своих уроках.
Игры, в которых запрограммирована преобразующая деятельность детей, т.е. дети изменяют примеры и задачи в другие. Например: игры «Цепочка», «Математическая эстафета» (эстафеты провожу в разных формах). Детям нравятся игры с расшифровкой, на развитие внимания (различные виды лабиринтов, «дерево решения», где нужно пройти по всем веточкам).
Часто с ребятами разгадываем арифметические ребусы. Они направлены, с одной стороны, на более осознанное усвоение и закрепление алгоритмов письменных вычислений, а с другой, на развитие логического мышления и сообразительности детей. Дети с удовольствием решают головоломки, магические квадраты. Практика показывает, что применение загадок увеличивает познавательную активность на уроках математики. Например, загадки можно использовать при изучении темы «Единицы времени».
Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом
Коротышка - только раз
Та, что выше – каждый час.
(Стрелки часов)
Эта загадка может привлечь внимание учащихся к движению стрелок, продолжить работу с моделью часов. Например, можно попросить поставить стрелки часов так, чтобы они показывали 9 часов, а затем определить, какой угол образовался между стрелками (прямой), какую долю циферблата определяют стрелки (1/4).
На своих уроках использую нестандартные задачи:
задачи на смекалку;
задачи на развитие логики;
задачи на развитие внимания;
задачи на выявление закономерности;
задачи на выявление причинно - следственных связей.
Часто я использую на уроках математики графические схемы в устном счёте и при решении задач. Этот вид работы вызывает большой интерес у ребят, вносит оживление в урок.
Учебные проблемы создают благоприятные условия для развития познавательной активности детей. В качестве примера приведу прием, который я использую на своих уроках. Он позволяет мне создать проблемную ситуацию на уроке. Я предлагаю задания с избыточными или недостающими данными или задания, не имеющие решения.
Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целеноправленной организованной работе, что повлечёт за собой расширение познавательных возможностей. С этой целью мной разработана программа внеурочной деятельности «Умники и умницы», составленная в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Принципиальной задачей курса является именно развитие познавательной активности и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких – то конкретных знаний и умений. Такой систематический курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий у детей исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Для проведения занятий по развитию познавательной активности я использую методический комплект «Юным умникам и умницам», состоящий из двух рабочих тетрадей на печатной основе (автор комплекта О.А. Холодова). В рабочие тетради включены специально подобранные логическо – поисковые задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умения наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся предлагаемые рисунки.
Все задания условно можно разбить на несколько направлений:
- задания на развитие внимания;
- задачи на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Если ребёнок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях – результат обязательно будет! Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребёнку развивать его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.