Мастер — класс Формирование коммуникативных УУД через групповую работу на уроках


Мастер – класс
учителя начальных классов
МБОУ г. Иркутска СОШ №73
Рудых Елены Николаевны
«Формирование коммуникативных УУД
через групповую работу на уроках»

Цель: Раскрыть возможности формирования коммуникативных универсальных учебных действий через использование групповой работы на уроке.
Задачи:
Продемонстрировать использование в практике технологию групповой работы для формирования коммуникативных УУД;
Научить определять и находить УУД;
Создать условия для активного взаимодействия участников мастер – класса между собой;
Освоить способы деятельности с использованием групповой работы.
Организовать рефлексию мастер – класса с целью определения его результативности;
Материально – техническое и методическое обеспечение: аудитория для проведения мастер-класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран.
Продолжительность: 15-20 минут
Целевая аудитория: учителя начальных классов г. Иркутска.
План проведения мастер-класса:
Актуальность.
Раскрытие темы мастер – класса.
Характеристика коммуникативных УУД.
Парная работа, как средство, способствующее формированию КУУД.
Практическая работа.
Групповая работа, как средство, способствующее формированию КУУД.
Практическая работа.
Заключение.
Рефлексия.
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании коммуникативных УУД через групповую работу на уроках.

Перед входом в аудиторию каждый участник мастер-класса получает номерок (1, 2, 3, 4,) для деления в группы в дальнейшей работе.

Ход мастер – класса
Актуальность.
С приходом в нашу жизнь новых стандартов, учителям приходится решать очень сложные задачи. Мы все с вами переосмысливаем свой педагогический опыт и ищем ответ на вопрос «Как учить?». Особое место в реализации ФГОС отводится формированию универсальных учебных действий (УУД).
- Что такое учебное действие - УУД? (Это способы действия, которые можно перенести на любой предмет и воспользоваться ими в любой ситуации, вот почему они получили название универсальных).
Новый стандарт нам предлагает следующие виды УУД - Личностные, Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные. Я хочу сегодня остановиться на коммуникативных УУД, т.к. в первый класс приходят дети с разным уровнем подготовки и многим ребятам на первых порах трудно вежливо общаться друг с другом, они не умеют правильно обращаться за помощью к сверстникам и взрослым. Порой просто требуют, чтобы им помогли, сделали за них работу, не умеют благодарить. Ребятам трудно договориться между собой, подчиняться определённым правилам, даже слушать учителя на уроке.
Одной из наиболее эффективных форм для их формирования КУУД в начальной школе является групповая. Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я стараюсь применять эту форму как можно чаще.
II. Раскрытие темы мастер – класса
Характеристика коммуникативных УУД.
Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества –
умение слышать, слушать и понимать партнера,
планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
распределять роли,
взаимно контролировать действия друг друга,
уметь договариваться, вести дискуссию,
правильно выражать свои мысли в речи,
уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Парная работа, как средство, способствующее формированию КУУД.
Начинать лучше с парной работы. Пары можно определять по принципу «сильный - слабый», «средний - сильный», «средний - слабый».
сидящие за одной партой;
по желанию детей;
случайная пара, если класс небольшой (найти пару по половинке открытки; по загадке – отгадке…; по началу и концу пословицы Ученье – свет,….а неученье - тьма; по имени сказочного героя Карабас…Барабас);
Прежде чем приступить к данной форме работы необходимо дать образец работы в паре и вывести правила поведения. (работать надо дружно, не ссориться, выслушивать друг друга, уметь договариваться).
Сначала парная работа имеет такой вид:
Создайте узор на рукавичке (на половине тарелочки) из красок. Рукавички (половинки тарелочек) должны быть одинаковые.
Договоритесь и раскрасьте пирамидку.
Позже организую такие виды работ:
Математический диктант с взаимопроверкой по шкале успешности;
Составление задач по картинкам, где пары договариваются о том, кто будет отвечать.
В 3 классе работу в парах провожу уже на этапе закрепления изученного, поэтому формулировка заданий, как правило, начинается со слов: придумайте, предложите, подберите, проверьте друг у друга, обсудите проблему, обменяйтесь мнениями, посоревнуйтесь, продиктуйте друг другу, понаблюдайте, проведите практическую работу.
Практическая работа.
Мастер предлагает разбиться на пары, используя приём «Найди пару» (Приложение 2).
Задание парам. Опираясь на свои педагогические знания, подберите к данным понятиям определение. (Приложение 3).
Проверка. Какие виды коммуникативных УУД формируются?
Вывод: Работа парами приучает детей внимательно слушать ответ товарища, постоянно готовиться к ответу, учатся говорить, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что обычно не разрешается – свободно общаться с напарником, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится.
Групповая работа, как средство, способствующее формированию КУУД.
Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Вводя новую форму сотрудничества, необходимо дать ее образец и ввести правила совместной работы. Их должно быть минимальное количество. У нас получились такие:
     * убедись, что в разговоре участвует каждый;
     * говори спокойно, ясно и только по делу;
     * умей слушать и понимать других;
     * умей договариваться
Дальше нужно определить роли каждого участника группы.
Организатор – организует обсуждение, вовлекает всех в работу группы.
Секретарь – оформляет решение группы.
Докладчик – у доски рассказывает, что решила группа, представляет результаты работы группы.
Человек, который следит за временем работы группы.
Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ученик побывал в разных ролях.
Комплектация групп.
Статичные группы (группы постоянного состава).
Мигрирующие группы (группы, находящиеся в движении):
Первые три парты и т.д.
По желанию;
Случайным образом;
По выбору «лидера»;
По выбору педагога.
Групповую работу провожу при:
Изучении нового
Закреплении
Повторении
Организации творческой работы
Организации проектной деятельности
Практическая работа.
Работа в группах. Все присутствующие занимают места, согласно своему номерку, получившему при входе (1, 2, 3, 4). На столах лежат конверты с заданиями.
Задание группам: Найдите среди заданий для учеников те, которые относятся к коммуникативным УУД. (Приложение 4)
Проверка.
Вывод: Какие виды коммуникативных УУД формируются?
Заключение
Именно во время групповой работы формируется такая компетентность, как коммуникативная. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.
Таким образом, группы выполняют коммуникативную функцию, которая направлена на усвоение знаний, а также на создание и сплочение коллектива.

Рефлексия (Приложение 5)
Каждой команде предлагается свой способ рефлексии относительно деятельности в ходе мастер-класса. У каждой команды есть карточка – помощник, которой можно воспользоваться.