Формирование познавательного интереса к литературному краеведению через групповую работу.


Формирование познавательного интереса к литературному краеведению через групповую работу.

В условиях современных социальных изменений актуальными становятся задачи совершенствования содержания методов обучения в начальной школе. Необходима разработка научно-педагогических основ такого построения учебного процесса, которое давало бы оптимальный результат в развитии учащихся. Для достижения этого необходимо, чтобы деятельность ребёнка была бы предопределена мотивом, так как положительная мотивация процесса обучения может обеспечить включенность учащихся в активную деятельность на уроке. Такая активизация создает положительный фон для проявления интереса к учению. В своей работе я рассматриваю познавательный интерес как качество личности и как важный мотив обучения. Говоря о развитии познавательного интереса, имею ввиду, его эволюцию от неустойчивой формы любопытства к теоретическому интересу, характеризующимся стремлением к познаванию сложных теоретических вопросов и конкретной науки.
Работу в группах рассматриваю как средство развития коммуникативных умений (умение работать вместе, творить, всегда быть готовым прийти друг другу на помощь), через общения как фундаментальный вид деятельности, способный обеспечить формирование и развитие личности школьника, формирование его интересов.
Поскольку одним из важных условий становления познавательного интереса является сотрудничество учителя с учеником. Мной используется знания теоретических основ сотрудничества в обучении (по В. К. Дьяченко), в частности принцип всеобщего сотрудничества и товарищеской взаимопомощи. Представления о вариантах организации работы в группах я получила, изучив методику «Обучение в сотрудничестве» Е. С. Полат. Ведущая идея заключается в том, что развитие познавательных интересов осуществляется путём взаимопомощи субъектов познавательного интереса, обеспечивающее формирование социальных мотивов и исключающее «академизма», эгоцентризма и других проявлений изолированности познавательного интереса в структуре личности. Реализация данной идеи возможна при соблюдении ряда основополагающих принципов:
- формирование системы ценностей, идеалов, т.е. эталонов, которые соответствуют социально обусловленным приоритета развития культуры;
- принцип гуманизации процессов обучения и воспитания;
- личностно-ориентированный подход;
- принцип единства фундаментальных для человека видов деятельности: познания труда и общения;
- принцип осмысленности образования.
Реализация в работе опыта осуществляется путём активного сочетания различных видов работы. При этом приобретённым направлением является организация работы в группах
Для работы в группах характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах значение учебной деятельности. Группы должны быть однородными, также необходимо перемешивать группы.
При отборе учебного материала учитываю, что не каждая тема позволяет организовать работу в группах. Материал не должен быть новым, не объемным, доступным для самостоятельного изучения и понимания. При разработке темы учитываю степень самостоятельности учащихся на каждом уроке, продумываю связи материала с пройденным. Составляю карточки для групп. Отмечаю, на что при ответах учащимся необходимо обратить внимание. При комплектовании групп учитываю уровень коммуникативных склонностей. В каждой группе есть лидер. Который распределяет задания. Таким образом, каждый ученик работает и чувствует ответственность, так как его ответ влияет на оценку всей группы. Для удобства мы расставляем парты в классе так, чтобы каждая группа, состоящая из 4-5 учеников, занимала парты, поставленные друг против друга. При таком расположении парт школьникам легче общаться, выполнять работу. Группам дается определённое задание, необходимые опоры. Задание делается либо по частям, либо последующее выполняется следующим учеником, начинает либо сильный ученик, либо слабый. При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контрольной группой. После завершения заданий всеми группами организуется общее обсуждение работы над этим заданием всеми группами (если задание было одинаковое для всех групп) или рассмотрение заданий каждой группой (если задания были разные). Это могут быть задания по проверке пройденного материала, по изучению нового, закрепление изученного. При выполнении заданий промежуточного характера группой, учителем и самим ученикам заполняется оценочная и выставочная итоговая отметка.
самооценка отметка, поставленная группой отметка, поставленная учителем итоговая оценка
Такой подход к отметке не случаен, т.к. в основе мотивов познавательной деятельности создается ситуация успеха, обеспечивающей эмоциональное благополучие, основу которого составляют:
мотив «отметки»;
совпадение оценки и самооценки;
стремление к личностному совершенствованию.
Познание своих возможностей происходит под влиянием общения, которое является сильным побуждением познавательного интереса. При объяснении группой выполненного задания другие учащиеся устанавливают следственные связи темы, составляют конспект или заполняют таблицу. Это зависит от задач, которые перед ним поставлены.
На практике я вижу, что вместе ребятам учиться интереснее, легче и значительно эффективнее. Каждому приходиться высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других. Вырабатывать навыки контроля за действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповая дискуссия оживляет поисковую активность учащихся.
Считаю, что уроки с использованием перечисленных методов обучения позволяют ученику быть субъектом учебной деятельности, что лежит в основе системы развивающего обучения. Все описанные формы работы способствуют реализации обозначенной в описываемом опыте цели, однако эффективным является использование их в единой системе.
Воплощение в практику моей работы методов приводит к следующим результатам:
формируется умение работать с информацией;
развиваются навыки самостоятельной работы;
исчезают неуспевающие, увеличивается число «хорошистов»;
повышается активность учащихся, растет интерес к предмету;
становится больше увлеченных ребят.