Обобщающий урок-игра по теме: Введение. Биология -наука о живой природе.

Обобщающий урок-игра по темам: «Введение.
Биология-наука о жизни».
Задачи: обобщить и систематизировать
знания учащихся по изученному материалу.
Планируемы результаты обучения.
Личностные: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности
Регулятивные: формировать умение принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные: формировать умение аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог, а также устанавливать в коллективном возбуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
Формы организации учебной деятельности: обобщающий урок.
Деятельность учащихся: работа с текстом, иллюстрациями учебника, работа с печатным материалом, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Ход урока.
Домашняя работа: кроссворд по $ 1-5 (на отдельном листе,
10 слов с вопросами)
Класс делится на 3 группы (по рядам), выбирается в каждой группе 2 командира, которым остальные дети доверяют. На листах написать фамилии всех детей из своей группы, в конце урока каждому из группы командиры должны будут проставить оценки.
Условия игры: каждая команда будет получать задания, за выполненные правильно задания будут выдаваться жетоны, та команда, у которой на конец игры будет больше жетонов, та и выиграла. В качестве бонуса каждому члену команды будет по дополнительной «5» в журнал.
Задание 1. Давайте вспомним с вами среды обитания живых организмов (наземно-воздушная, водная, почвенная и тела живых организмов). Перед вами задание: установить соответствие между организмами и средой их обитания, написать черты приспособленности организмов к данной среде (раздать картинки животных).
наземно-воздушная
Скелет, оперение, покровы тела.

водная
Плавники, ласты, жабры, обтекаемое тело.

почвенная
Слепые, нет конечностей или роющего типа.

тела живых организмов
Утрата органов или систем органов.

Проверяем и получают команды жетоны.
Задание 2. В такой науке, как биология есть много приборов и инструментов, которые используются для проведения различных практических или лабораторных работ. Давайте вспомним некоторые из них, для этого заполните таблицу. Работа проводится на быстроту и правильность.
Приборы и инструменты
Что можно делать с их помощью

бинокль
Наблюдать удаленные объекты

микроскоп
?? увеличение предметов

?? секундомер
Измерять время

Линейка
?? измерение длины

?? термометр
Измерять температуру

Проверяем и получают команды жетоны.


Задание 3. Задание на понятия и термины в биологии.
1 гр. Дайте определения понятиям: биология, эксперимент, рост.
2 гр. Дайте определения понятиям: экология, наблюдение, размножение.
3 гр. Дайте определения понятиям: фенология, измерения, развитие.
Проверяем и получают команды жетоны.

Задание 4. В природе все живые организмы связаны друг с другом, каждому организму нужна энергия для жизни, они её берут из других живых организмов. Передача энергии от одного организма другому- называется цепями питания. Вот их мы сейчас и вспомним.
Назовите животное, которое следует включить в пищевую цепь:
1 гр.
1. трава > . .. > волк (травоядное животное-заяц)
2.  водоросли мальки рыб чайка (хищник Iокунь)
2 гр.
1. злаки > > уж > коршун (травоядное животное – мышь)
2. крапива гусеница ястреб (хищник I порядка –дрозд)
3 гр.
1. водоросли . ..  окунь цапля (травоядное животное- плотва)
2. капуста гусеница ястреб (хищник I порядка-синица)
Проверяем и получают команды жетоны.

Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, в саду или в поле они совершенно другие. Я предлагаю вам выступить в роли ученых-экологов и составить свои цепи питания разных мест. Я вам выдам картинки живых организмов, ваша задача составить из них цепь питания, определить какого места данная цепь (водоем, лес и т.д.) Будьте очень внимательны при составлении цепей, для каждой группы я приготовила заковырку.
1гр. Поле: рожь – мышь – змея (лишняя – рыба)
 Огород: капуста – слизни – жаба (лишний – медведь)
2гр. Сад: яблоня – яблонная тля – божья коровка (лишняя – лиса)
Водоем: водоросли – карась – щука (лишний – заяц)
3 гр. Лес: сосна –жук-короед-дятел (лишний – заяц)
Водоем: ряска-лещ-щука (лишний –лягушка).
Проверяем и получают команды жетоны.

Рефлексия и подведение итогов.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
НА УРОКЕ Я РАБОТАЛ
АКТИВНО/ ПАССИВНО

На уроке мне было 
Интересно/не интересно          легко/трудно

Своей работой на уроке я
Доволен /не доволен

Урок показался мне
Коротким / длинным

Мое настроение
Хорошее / не очень хорошее/ плохое.





Задание 1. Установите соответствие между организмами и средой их обитания, напишите черты приспособленности организмов к данной среде.

наземно-воздушная





водная





почвенная





тела живых организмов







Задание 1. Установите соответствие между организмами и средой их обитания, напишите черты приспособленности организмов к данной среде.

наземно-воздушная





водная





почвенная





тела живых организмов







Задание 2.
Заполните таблицу.
Приборы и инструменты
Что можно делать с их помощью

бинокль
Наблюдать удаленные объекты

микроскоп
??

??
Измерять время

Линейка
??

??
Измерять температуру

Задание 1. Установите соответствие между организмами и средой их обитания, напишите черты приспособленности организмов к данной среде.

наземно-воздушная





водная





почвенная





тела живых организмов






Задание 2.
Заполните таблицу.
Приборы и инструменты
Что можно делать с их помощью

бинокль
Наблюдать удаленные объекты

микроскоп
??

??
Измерять время

Линейка
??

??
Измерять температуру


Задание 2.
Заполните таблицу.
Приборы и инструменты
Что можно делать с их помощью

бинокль
Наблюдать удаленные объекты

микроскоп
??

??
Измерять время

Линейка
??

??
Измерять температуру





1 гр. Дайте определения понятиям: биология, эксперимент, рост.
2 гр. Дайте определения понятиям: экология, наблюдение, размножение.
3 гр. Дайте определения понятиям: фенология, измерения, развитие.


1 гр.
1. трава > . .. > волк
2.  водоросли мальки рыб чайка

2 гр.
1. злаки > > уж > коршун
2. крапива гусеница ястреб
3 гр.
1. водоросли . ..  окунь цапля
2. капуста гусеница ястреб


15