Доклад на тему: «Самооценка личности и определение среднего уровня в школьной среде»


КГУ «Рудненская специальная школа-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области.
На тему: «Самооценка личности и определение среднего уровня в школьной среде»
Воспитатель: Маргацкая О.С
2016г.
Самооценка личности и определение среднего уровня в школьной среде.
Введение
Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являлся предметом особого внимания.
Подростковый возраст – это время второго рождения личности. И рождение это, увы, не обходится без сложностей. Часто так бывает, подросток страдает со стороны взрослых, от смятения чувств, противоречивости интересов, стремлений.
И так, что такое « самооценка »?
Понятие самооценки и ее виды
Самооценка – это оценка человека самого себя, своих качеств, возможностей, способностей. Благодаря способности к самооценке подросток обретает возможность в значительной мере самостоятельно направлять и контролировать свои действия и даже воспитывать себя.
Уровень самооценки влияет на все поступки подростка. Чаще всего самооценка личности бывает занижена, т.е реальные возможности подростка выше, чем представления о своих возможностях. Часто подростки задают вопросы « Какой я »?, « А как я выгляжу «?, « я красивее остальных или нет «? Ведь одним из « новшеств « подросткового возраста является то, что оценка себе, своей внешности почти целиком и полностью базируется на мнении окружающих. Причем не каких попало «окружающих», а сверстников.
Именно в подростковом возрасте чаще всего возникает патологический страх физического недостатка. Предметом страха может быть что угодно, начиная от формы носа и ушей, и заканчивая ростом.
Что представляет собой самооценка? Самооценка – это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности. Способность к самооценке формируется в человеке в процессе его социализации, по мере сознательного усвоения им тех моральных принципов, которые вырабатываются обществом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими.
Самооценка - может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной).
На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности. Он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.
Заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовывать свои задатки и способности. Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению комплекса неполноценности, отражается на его внешнем виде – глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив.
Адекватная (нормальная) самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: нужно стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.
Самосознание и формирование самооценки
Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к само восприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. У старших школьников формируется образ собственного Я (Я – образ, Я – концепция). В образ Я встраивается и отношение к самому себе: подросток может относиться к себе фактически так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, любя и ненавидя и даже понимая и не понимая себя, - в самом себе индивид своими действиями и поступками. Когда подросток в какой-то момент говорит или думает: «Я презираю себя», то это проявление отроческого максимализма оценок не должно восприниматься как стабильная характеристика Я-образа школьника.
Как же личность осуществляет самооценку? Подросток, как было показано выше, становиться личностью в результате совместной деятельности и общения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка несомненно оказывает влияние на эффективность деятельности подростка и на развитие его личности. Это субъективное личностное образование нашей психики. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияет на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимодействие с другими людьми, а также она непосредственно связана с уровнем притязаний личности.
Существуют различные виды самооценки: выделяют самооценку способностей и личностную, общую и частные, плавающую и стабильную, адекватную и неадекватную, низкую, среднюю, высокую, завышенную и заниженную и другие.
Такой важнейший компонент целостного самосознания личности, как самооценка, выступает необходимым условием гармоничных отношений подростка как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие.