Педагогический проект на тему Развитие мелкой моторики посредством формирования графических навыков


Педагогический проект:Развитие мелкой моторики младших школьников посредством формирования элементарных графических навыков на занятиях детского объединения «Математическая шкатулка» Автор: педагог дополнительного образования МБУДО ЦДОД Г. ТамбовФёдорова Татьяна Викторовна «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее… »В. А. Сухомлинский

style.rotation



АктуальностьРазвитие мелкой моторики в настоящее время становится актуальным аспектом образования в связи с качественными изменениями контингента обучающихся и увеличением доли детей, испытывающих значительные трудности в процессе обучения
НовизнаНовизна проекта заключается в том, что для развития мелкой моторики младших школьников используются такие приемы работы, как: выполнение штриховки, обводка линий, графические диктанты
Методологической основой проекта явились следующие положения:исследования о связи интеллектуального развития и моторики пальцев (М. М. Кольцова, Б.И. Пинской, Л.В. Антакова-Фомина);о взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова); о ведущей роли обучения в развитии ребенка (Л. С. Выготский, Н. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая и др.)

Противоречие

Цель проектаРазвитие мелкой моторики рук у обучающихся детского объединения «Математическая шкатулка» посредством формирования элементарных графических навыков
Задачиупражнять обучающихся в различных видах штриховки;учить ориентироваться на листе в клетку;формировать навыки при обращении с карандашом, линейкой;формировать элементарные навыки черчения;развивать пространственное воображение, устойчивое внимание, глазомер


Характеристики проектаисследовательский;межпредметный;внутренний;долгосрочный (1 учебный год);участники проекта - учащиеся детского объединения «Математическая шкатулка» 1 года обучения


Объект исследованияучащиеся 1 года обучения детского объединения «Математическая шкатулка» (возраст – 7 лет)Предмет исследованияпроцесс развития мелкой моторики ребенка через формирование элементарных графических навыковБаза исследования муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» города Тамбова, детское объединение «Математическая шкатулка»


Этапы реализации проекта1.Организационно-диагностический (сентябрь-октябрь 2014 года)2.Практический (ноябрь-апрель 2014-2015 года) 3. Обобщающий (май 2015 года)



1. Организационно – диагностический:определение основных идей проекта, его целей, задач, ожидаемых результатов;изучение литературы по данной теме;подбор методик выявления уровня развития мелкой моторики у младших школьников;разработка диагностического инструментария;проведение диагностики развития мелкой моторики;определение средств и методов работы по формированию элементарных графических навыков у младших школьников



2. Практический:использование на каждом занятии заданий на выполнение различных видов штриховки; выполнение учащимися графических диктантов как под диктовку педагога, так и по схемам;выполнение простейших чертежей (прямые, лучи, отрезки, геометрические фигуры);промежуточная диагностика уровня развития мелкой моторики учащихся; коррекция методов и приемов работы с детьми по формированию элементарных графических навыков


3. Обобщающий:обобщение итогов работы с детьми, выявление положительных и отрицательных результатов;итоговая диагностика уровня развития мелкой моторики у обучающихся;подготовка отчета о проделанной работе;трансляция опыта


Предполагаемые результаты
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation Принципы и методы используемые при реализации педагогического проекта:Принципы:личностно-ориентированный подход;деятельностный подход;принцип развивающей, стимулирующей познавательную деятельность направленности занятий;принцип нарастания самостоятельности и активности обучающихсяМетоды:педагогического наблюдения;наглядности




Критерии оценки результативности проекта:Для оценки результативности проекта использую:Количественный анализ:посещаемость;отслеживание результата (наблюдение, диагностика);практические материалыКачественный анализ: формирование новых навыков и умений;анализ успешности деятельности и достижение целей;анализ диагностического материала




В результате повышения уровня развития мелкой моторики обучающихся детского объединения «Математическая шкатулка» отмечается:положительная динамика развития мыслительных процессов, познавательных способностей, логического мышления;улучшение координации движений пальцев рук;улучшение письма;развитие устной речи;улучшение внимания, памяти.


Результаты проекта
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation Участие в олимпиадах
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation Динамика развития мелкой моторики у обучающихся Экспериментальная группаКонтрольная группа
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation Уровни освоения программы «Математическая шкатулка»
style.rotation
style.rotation
style.rotation Развитие мелкой моторики учащихся объединения «Математическая шкатулка»Начало учебного годаКонец учебного года


Начало учебного годаКонец учебного года

Начало учебного годаКонец учебного года

ВыводИспользование в процессе обучения системы заданий на формирование графических навыков способствует развитию мелкой моторики рук ребенка
Педагогический проект:Развитие мелкой моторики младших школьников посредством формирования элементарных графических навыков на занятиях детского объединения «Математическая шкатулка» Автор: педагог дополнительного образования МБУДО ЦДОД Г. ТамбовФёдорова Татьяна Викторовна