Рабочая программа по учебному курсу История 6 класс (индивидуальное обучение)


1.Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»,
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений,
авторской программы Е.В. Пчелова «История России»,
авторской программы по Всеобщей истории – М.А. Бойцова, Р.М Шукуров.
        Программа ориентирована на использование УМК:
История Средних веков:
учебник М.А. Бойцова, Р.М Шукуров История Средних веков: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений, М: «Русское слово», 2013;
История России:
учебник Е.В. Пчелова «История России с древнейших времен до конца XVI века», 6-й класс, М: «Русское слово», 2013;
Актуальность.
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.
Цели:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Задачи изучения:
- усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности,  
 -формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;
 -показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации;
историческими знаниями и применять их в различных ситуаци
Данный предмет входит в область гуманитарных дисциплин.
2. Общая характеристика учебного курса.
Особенности программы – ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в.– от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, т.к на всеобщую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории, которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации.
Преподавание курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества
3. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории в 6 классе
Предметные результаты изучения истории учащимися включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира
Учащиеся будут знать:
хронологию, работу с хронологией;
исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике
Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.
Различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты , называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;  
Уметь:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; - 
работать с учебной и внешкольной , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; 
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории
Метапредметные результаты 
способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками,
Личностные результаты
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Учащиеся научатся владеть:
способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); - 
чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами.
5. Содержание тем учебного курса:
История Средних веков
Раннее Средневековье.
Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи. Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира.
Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир.
Европа на подъеме.
Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Кодекс рыцарской чести. Господская земля и крестьянские наделы. Феодал и зависимые крестьяне. Крестьянская община. Быт крестьян. Труд крестьян. Натуральное хозяйство. Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада. Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов.
Дальние страны.
Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религии. Власть императора. Конфуцианская система воспитания. Школа в средневековом Китае. Борьба с иноземными вторжениями. Культура: поэзия, живопись, архитектура.
Природа и население Индии. Государство. Раджи и их войско. Варны и касты. Земельная собственность в Индии. Положение крестьян. Мусульманское завоевание Индии. Наука и искусство средневековой Индии.
На пороге Нового времени.
Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство, политическое и общественное устройство, религия, культура. Города-государства майя. Империя ацтеков. Царство инков.
Политические и экономические предпосылки великих географических открытий. Технические изобретения, благодаря которым стали возможны дальние морские путешествия. Колумб, Магеллан. Открытие Тихого океана. Начало колониальных захватов и создание колониальных импер2. История России:
Учебник Е.В. Пчелова «История России с древнейших времен до конца XVI века», 6-й класс, М: «Русское слово», 2013;
Древние жители нашей Родины.
Происхождение восточных славян. Влияние природной среды на и их хозяйство и образ жизни. Языческие верования. Родоплеменная организация восточных славян и её эволюция. Крупнейшие племенные союзы и территория их расселения. Формирование общности восточнославянских племён и их ближайших соседей.
Древняя Русь в 9-12 вв.
Предпосылки создания Древнерусского государства: общественное расслоение, появление княжеской власти. Развитие ремесла и торговли. Города. Варяги в Восточной Европе. Путь «из варяг в греки». Новгород и Киев. Утверждение династии Рюриковичей. Эволюция внутриполитической организации и рост международного влияния Руси при Игоре, Ольге и Святославе. Военные походы князей. Русско-византийские отношения.Личность князя Владимира. Борьба за киевский престол. Приход Владимира к власти. Походы князя Владимира.Расширение территории государства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.Борьба за власть сыновей Владимира.Личность князя Ярослава. Внутренняя и внешняя политика Ярослава. Развитие просвещения. Начало русского законодательства, Русская Правда.
Русские земли в 12- начале 13 века.
Экономические и политические причины раздробленности. Окончательный распад Древнерусского государства, взаимоотношения русских земель и княжеств, их отношения со степью в период раздробленности. Последствия раздробленности. Территория и население Владимиро-суздальского княжества. Природные и хозяйственные особенности северо-восточных земель. Политическая история княжества: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо. Начало истории Москвы. Рост политического влияния владимирских князей в русских землях. Своеобразие культуры Владимиро-Суздальской земли. Памятники письменности, архитектуры и живописи.
Природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Территория и население. Общественно-политический строй Новгородской земли: социальные слои и система государственного управления. Внешняя политика. Своеобразие культуры Новгородской земли. Берестяные грамоты, памятники архитектуры.
Русь между Востоком и Западом.
Создание державы Чингисхана. Первое столкновение русских войск с монголами – битва на Калке. Хан Батый и его походы. Героическая оборона русских городов. Образование Золотой Орды. Последствия нашествия для русских земель и всей Восточной Европы.
Обособление Юго-Западной Руси. Угроза для русских земель с Запада. Невская битва. Ледовое побоище. Александр невский.
Социально-экономический строй и система государственного управления Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от орды. Антиордынские восстания. Культурные и экономические связи Орды и Руси
Объединение русских земель вокруг Москвы.
Положение Северо-Восточной Руси первой половине XIV века. Борьба за великое княжение. Возвышение Московского княжества и его причины. Первые московские князья. Иван Калита. Московские князья и церковь.
Москва – центр собирания русских земель. Усиление авторитета московского князя. Рост национального самосознания. Борьба с Ордой. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Нашествие Тохтамыша. Ослабление политической зависимости от Орды.
Упадок культуры после монгольского нашествия. Начало культурного возрождения в северо-восточных землях в XIV веке. Литература. Возобновление каменного строительства. Иконописное искусство. Феофан Грек.
Создание Московского царства.
Экономическое развитие: вотчинное, монастырское и дворянское землевладение, развитие ремесла и торговли. Расширение экономических связей между отдельными территориями. Политическая история Московского княжества: Василий I и отношения с Ордой, правление Василия II и междуособная война. Самостоятельность Московской митрополии. Итоги политического развития Руси к середине XV века.
4. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности на ступень общего образования
№ п/пНазвание раздела Количество часов по авторской программе Количество часов по рабочей программе
1 Раннее средневековье 4 4
2 Вершина средневековья 6 6
3 Мир за пределами Европы 3 3
4 Повторение 1 1
5 Древнейшие народы на территории России 3 3
6 Древняя Русь в IX – XII вв. 5 5
7 Русь удельная XII – XIII в. 4 4
8 Объединение русских земель вокруг Москвы 3 3
9 Создание Московского царства 3 3
10 Повторение 2 2



Литература для учащихся:

Учебник «История России с древних времен до к. XVI в.» Пчелов Е.В. М.: «Русское слово», 2012
Программа курса «История средних веков.: Европа и остальной мир» Бойцов М.А., Петров Н.Г., М.: «Русское слово», 2011
Программа курса «История России с древних времен до к. XVIII в.» Пчелов Е.В. М.: «Русское слово»,2013г
Электронное пособие. Энциклопедия истории России 862-1917гг.
Электронное пособие. Большая энциклопедия России. Правители России.
Электронное пособие. Большая энциклопедия России. Войны России.
1. История России: учебник для 6 класса специальных образовательных учреждений VIII вида. Б.П. Пузанов.
2. Атлас «История России с древнейших времен до конца VIII века» М.: Дрофа, 2014.
3. Кочегаров К.А. Рабочая тетрадь. 6 класс. М: «Русское слово» 2013.
календарно-тематическое планирование по истории Средневековья и истории России с древнейших времён
Тема Цели и задачи Урок Тип урока Кол-во часов Оборудование Дата
История Средних веков: Европа и остальной мир
Раздел I. Раннее средневековье
Тема: Византийская империя. Мир ислама
Ориентировать учащихся на усвоение основных черт средневековой истории; выработать у учащихся навыки самостоятельного мышления, умения работы с источниками, как текстовыми, так и с изобразительными; воспитывать интерес к историческому прошлому отечестваУрок 1. Второй Рим Изучение нового материала 1 Карты «Западная Европа в средние века», «Византийская империя», «Арабский халифат и его распад» Золотой век Византии Комбинированный Карты «Западная Европа в средние века», «Византийская империя», «Арабский халифат и его распад» Урок 2. Завоеватели - германцы Комбинированный 1 Карты «Западная Европа в средние века», «Византийская империя», «Арабский халифат и его распад» Урок 3. Арабские племена Путешествие 1 Карты «Западная Европа в средние века», «Византийская империя», «Арабский халифат и его распад» Арабский халифат и его распад Изучение нового материала Карты «Западная Европа в средние века», «Византийская империя», «Арабский халифат и его распад» Тема: Франкская империя и Северная Европа
Рассмотреть с учащимися процесс формирования законодательства; выявить положительные черты принятия христианства и учить самостоятельно работать с текстом учебника, картой; воспитывать интерес к истории народов мира Урок 4. Французское государство Путешествие Карта «Западная Европа в IV - VI вв.» Империя Карла Великого Комбинированный 1 Карта «Западная Европа в IV - VI вв.» Урок 5. На развалинах империи Комбинированный 1 Карта «Западная Европа в IV - VI вв.» Сколько раз завоевывали Англию Урок с элементами познавательной игры Карта «Западная Европа в IV - VI вв.» Раздел II. Вершина средневековьяТема: Средневековые сословия Крестовые походы Рассмотреть с учащимися более поздний период средневековья, показать при этом иерархичность средневекового общества; учить работать с документальным материалом, основными понятиями и терминами, применять их в различных формах работы (тесты); воспитывать интерес к истории. Урок 6. Земля и власть Комбинированный 1 Карты «. Крестовые походы», «В хижине бедняка», «Феодальная лестница» Вечные труженики Средневековый замок Урок с элементами самостоятельного изучения Урок 7. Наследие Каролингов Комбинированный 1 Урок 8. Крестовые походы Уроки практической направленности работы с картой 1 Тема: Средневековые города. Позднее Средневековье. Рассматривается кризис античных городов и процесс оживления городской жизни в X-XI в.; учить самостоятельно добывать знания и работать картой; воспитывать интерес к учебной деятельности привлекая материям средневековых университетов Урок 9. Возвращение городов Комбинированный 1 Карта «Западная Европа в X-XVI вв.»
Картины «Средневековый город», «Средневековая ярмарка» Внешний вид города Путешествие Урок 10. Культура и образование Урок с элементами самостоятельного изучения 1 Во главе христианского мира Комбинированный Урок 11. Страны и государи Столетняя война Урок с элементами практической работы, с картой Раздел III. Мир за пределами Европы
Тема: Неевропейские общества Рассмотреть, как экономическое, так и политическое положение Китая, Японии, Индии, Америки в период средневековья; учить самостоятельно анализировать различные исторические источники, работать с картой, таблицами Урок 12. Во владениях Великого хана Изучение нового материала 1 Карты «Восток в средние века», «Географические открытия и путешествия» Индия и Китай в средние века Путешествие В стране Сипанго Комбинированный Урок 13. Очень разная Африка, Америка Урок – работы с элементами самостоятельности, картой 1 Урок 14. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Позднее Средневековье» Повторительно-обобщающий 1 История России с древнейших времен
Раздел I. Древнейшие народы на территории России
Тема: Древнейшие жители нашей Родины Рассмотреть с учащимися жизнь первых людей на территории нашей страны, их занятия, образ жизни формирующийся; формировать понятия перехода от родового строя к государству; воспитать интерес к древней истории становления человечества Урок 15. Первобытная эпоха Изучение нового материала 1 Карты «Первобытнообщинный строй на территории нашей страны», «Русское государство в IX-XI вв.» На окраинах античного мира Комбинированный Урок 16. Кочевые племена на территории России в IV-V вв. Урок с элементами самостоятельной работы 1 Восточные славяне Комбинированный Раздел II. Древняя Русь в IX – XII вв.
Тема: Древняя Русь в IX-XII вв. Дать учащимся первоначальные представление о государстве; без государства люди не смогли бы организовать хозяйственную жизнь, заниматься торговлей, развивать культуру; довести до понимания у учащихся роль принятия христианства на Руси, нравственное начало, святость, духовное подвижничество Урок 17. Образование Древнерусского государства Изучение нового материала 1 Карта «Древнерусское государство в IX-XII веках» Русские князья времен язычества Комбинированный 1 Урок 18. Князь Владимир и крещение Руси. Комбинированный 1 Киевская Русь при Ярославе Мудром Урок с элементами самостоятельной работы Урок 19. Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол Комбинированный 1 Общественный строй Древней Руси Урок с элементами практической деятельности Урок 20. Православная Церковь в Киевской Руси Комбинированный 1 Культура Киевской Руси Урок с элементами семинарного занятия Урок 21. Древнейшие жители нашей Родины и «Древняя Русь в IX-XII веках» Повторительно-обобщающий 1 Раздел III. Русь Удельная в начале XII – XIII в.
Тема: Русские земли в XII-XIII веках Рассмотреть удельный период русской истории, в котором наряду с отрицательными сторонами, были положительные; учащиеся должны понять, что государственная власть как средство для устранения и предупреждения социальных противоречий Урок 22. Удельный период русской истории Изучение нового материала 1 Карты «Феодальная раздробленность Руси», «Удельная Русь» Южная Русь Комбинированный 1 Юга – Западная Русь Урок с элементами сравнения Урок 23. Новгородское государство Урок с элементами самостоятельной работы 1 Владимира-Суздальская Русь Комбинированный Тема: Русь между Востоком и ЗаподомРассматривается тяжелейший период борьбы с внешними врагами, как с востока, так и с запада; учить школьников пониманию – защита отечества священная обязанность народа; беззаветное, т.е. не требующее ничего взамен. Служение Отечеству Урок 24. Монгольское нашествие на Русь Изучение нового материала 1 Карта «Борьба русского народа с внешними врагами в XIII веке», схемы по теме «Россия в XIII-XIV веках» Натиск с Запада Лабораторно-практические работы с картой, схемой Урок 25. Русские земли под властью Золотой Орды Комбинированный 1 Великое княжество Литовское и русские земли Комбинированный Урок 26. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русские земли в XII-XIII веках» Повторительно-обобщающий 1 Раздел IV. Объединение Русских земель вокруг Москвы
Тема: Объединение русских земель вокруг Москвы Проследить за важным процессом в истории государства – объединительным процессом; каким путем это происходило; учить ребят отслеживать формы и пути объединения, делать выводы Урок 27. Возвышение Москвы Изучение нового материала 1 Карта «Объединение и образование единого русского государства», картины по теме «Русь, Россия в XIII-XIV веках» Москва на подъеме практические работы с картой, схемой Кризис Московской Руси Урок работа с текстом учебника и таблицей 1 Урок 28. Русская Православная церковь Комбинированный 1 Русская культура Урок 29. Повторение. Объединение русских земель вокруг Москвы Повторительно-обобщающий 1 Раздел V. Создание Московского царства
Тема: Создание Московского царства Познакомить учащихся с политикой первого русского царя; учить отслеживать положительные и отрицательные стороны его деятельности; давать характеристику личности; работать с картой Урок 30. Конец удельной эпохи Изучение нового материала 1 Карта «Россия в XVI веке», картины по теме «Россия в XV-XVI веках» От великого княжества – к царству Комбинированный Урок 31. Иван Грозный – первый русский царь Комбинированный 1 Внешняя политика России при Иване Грозном Работы с картой Урок 32. Опричное лихолетье Комбинированный 1 Урок 33. Русская православная церковь XV-XVI векахУрок работа с текстом учебника и таблицей 1 Русская культура в XV-XVI веках Урок с элементами семинарского занятия