Мастер-класс по теме Формирование личности школьника средствами музыкальной культуры


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА ГОРЛОВКА
ГОРЛОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ «ИНТЕЛЛЕКТ»
Мастер-класс по теме:
«Формирование личности школьника средствами музыкальной культуры»
2016

Подготовила
учитель музыкального искусства
Горловской гимназии «Интеллект»
Гмыря Ольга Викторовна
3789734552545
Добрый день, уважаемые коллеги. Нашу встречу хочу начать с музыкального приветствия. В песне расскажу, почему я выбрала профессию учитель и может она вдохновит здесь всех присутствующих на творчество, что не зря мы несем в себе гордое звание – Учитель.
Песня.
Мне, как и вам, несказанно повезло – я работаю учителем музыки в школе, с музыкой связана вся моя жизнь. Каждый день насыщен ею. Без музыки я не представляю свою жизнь. Она помогает жить, любить, радоваться, творить. Поэтому я и выбрала профессию, связанную с этим универсальным языком человечества. Что значит для меня музыка? Всё! «Без музыки жизнь была бы ошибкой».
- А что для вас означает музыка?(ответы)
Еще главное в моей жизни – это дети. Да, своих деток я очень люблю, но еще не могу обойтись без удивленного взгляда моих учеников, без их безумных вопросов, их неиссякаемой энергии, без возможности творить вместе с ними. Мое педагогическое кредо передает весь смысл моей работы: «Нет наилучшего наслаждения, чем наслаждения творить» М.Гоголь. Хочу поделиться старой легендой. Давным-давно люди обладали божественными способностями. Однажды они прогневали Брахму, и он лишил их этого дара. После чего он крепко задумался: куда спрятать отнятое? Поместить на вершины гор – человек рано или поздно всё равно доберётся до них. Зарыть глубоко в землю, утопить в океане – но и там не очень надёжное место. Тогда решил Брахма спрятать божий дар туда, где не всякий догадается искать - в человеческую душу. И не ошибся. До сих пор об этом мало кто подозревает.
Удивительно красивая и мудрая легенда! Учитель – один из тех немногих людей, которые могут дать возможность ребёнку вникнуть в мир прекрасного, мудрого и значительного, найти у него расточки таланта, пробудить творческое начало.
Творчество, музыка – главное в моей жизни, но главнее – это вера в моих учеников. Для меня каждый из них универсален, талантлив, одарен. В каждом ребенке можно увидеть не просто маленькую личность, но и маленького гения. Главное только немного веры и терпения. Дети…наша радость, наша надежда. Дети должны жить в мире красоты, сказки, игры, музыки, рисунков, фантазии, творчества.
Музыка – целая палитра оттенков, настроений, образов, но самое главное – она несёт в себе исключительно положительное начало. Мы все учителя музыки и учим своих детей (ответы) ….. восприятию музыки, исполнению, музыкальной грамоте, музыкально-творческой деятельности, музицированию, импровизации… Через все аспекты нашего творческого урока проходит, не заметное для самих обучающихся, а иногда и для учителя, формирование личности школьника средствами музыкального искусства. Формировать личность обучающих на уроках музыки возможно с применением разных технологий:
«Технология моделирования художественно-творческого процесса»
«Технология содержательного анализа инструментального произведения»
«Технология цвет – образ»
«Технология размышления о музыке»
«Технология эмоциональной драматургии»
«Технология создания художественного контекста»
«Технология жизненных ассоциаций»
«Технология проектного обучения»
И, конечно, мы все используем инновационные формы проведения урока, какие вы используете? А я часто применяю такие формы проведения урока:
творческий портрет
творческая лаборатория
музыкально-литературные вечера
гостиные
театрализация
викторины
музыкальные конкурсы
флешмобыНа нашей встрече я бы хотела остановиться на Флешмобе. Поэтому цель нашей встречи сегодня: знакомство с технологией вокального флешмоба, как одной из форм организации урока музыки и развития личности школьника средствами музыкальной культуры.
Не так давно, в 2003 году, появился новый вид массовой культуры – флэшмоб.
В начале этого года, перед Олимпийскими играми в Сочи, он успешно прошёл по всей стране – это был спортивный флэшмоб. А почему не может быть музыкальный, подумала я и решила применить эту форму организации на своем уроке.
Что же такое флешмоб? (видео – пример «Смуглянка»)
Флэшмоб–переводится как «мгновенная толпа». Это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится, оставляя зевак в недоумении. Организация флэшмоба предполагает несколько этапов: определение темы, подготовка и проведение мероприятия.
- Итак, нам следует определить тему флэшмоба.
Сегодня я предлагаю провести Предновогодний флешмоб. Как вы думаете, как можно обозначить тему нашего вокального флэшмоба? Ответы (Новогодний калейдоскоп, Сундучок новогодних песен…)
Начнём работу над проектом создания вокального флэшмоба...
Подготовительный этап: выбор песен и их разучивание или повторение.
Песни новогоднего флэшмоба:
В лесу родилась елочка.
Елочка, елка лесной аромат.
Снежинка.
Три белых коня.
Расскажи, снегурочка, как дела?
Кабы не было зимы.
Jingle bells.
Проведение флэшмоба.
Акцию начинает 1 человек – ведущий. Затем подключаются остальные участники проекта, и поняв суть действа, подключаются все желающие. Так что, если вы мне позволите, роль ведущего я возьму на себя. По цвету новогоднего шарика, который я буду вешать на елку, участники с таким же цветом новогоднего шарика будут вступать по очереди.
(Исполнение новогодних песен)
- Поделитесь вашим отношением к такой форме проведения урока. Хочу услышать плюсы и минусы.
Теперь, чтобы закрепить нашу тему, предлагаю каждой группе самостоятельно придумать тематику и название вашего очередного флэшмоба и подобрать музыкальный материал.
Потрудились вы на славу, пришло время отдыхать. Как и все ребята любят веселые зажигательные музыкальные паузы, с самой любимой хочу поделиться.
Физминутка «Чика-рика»
Еще хочу поделиться разработкой планов-конспектов уроков в первом классе по теме « О чем говорит музыка» с приложенным музыкальным и видеоматериалом. Надеюсь, мои конспекты будут вам полезны, и вы с удовольствием будете использовать их на своих увлекательных уроках музыкального искусства.
Составляя планы-конспекты уроков музыки для 1 класса, опиралась на программу музыкального образования для начальной школы. Главное содержание, которой направлено на формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры. Через связь музыки с жизнью, эмпатию и идентификацию ребёнка с персонажами, действующими лицами художественных произведений внимание акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия.
Так же учитывала требования ГОС при формировании личностных результатов: развитие музыкально-эстетического чувства, эмоционально-ценностное отношение к искусству, реализацию творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования и самооценка своих музыкально-творческих возможностей. Требования при формировании предметных результатов: первичные представления о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии; основы музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; исполнение вокально-хоровых произведений, импровизация. С этой целью и старалась использовать разные формы общения учащихся с музыкой, разнообразные виды музыкальной деятельности, яркие иллюстрации, стихотворения, эпитеты, чтобы детям легче было выражать свое отношение к музыке, чем самым пополнять свой музыкальный словарь и музыкальную память.
Так как наши дети – развиваются и живут мобильно, простыми иллюстрациями их не удивить, поэтому часто на своих уроках использую интерактивную форму работы – презентации, видеоматериалы. Вот несколько примеров. (Видеоматериал)
Мои методические разработки носят начальный уровень, поэтому прошу не судить строго, а присоединиться к творческой группе и продолжить разработку планов-конспектов. Если будет возможность, утвердить на уровне УО.
В завершении хочу процитировать слова В.Сухомлинского, который сказал: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… Музыка – могучее средство самовоспитания». Если я через свою любовь к музыке, к миру прекрасного научу ребенка жить в любви и сочувствии, если я смогу сделать так, что ребенок поверит в свои силы, в свою совершенность – тогда я Учитель, а каждый ученик – маленький Гений. (Золотая заповедь педагога Академии Вольного Творческого Развития).
Пожелания и предложения.